Влияние традиции на современную социокультурную ситуацию в Экваториальной Гвинее

 

Дипломная работа Оса Очага Манге Антимо (Экваториальная Гвинея), студента Российского Университета Дружбы Народов (кафедра социологии факультета гуманитарных и социальных наук)

Введение

Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.
Данная работа посвящена ознакомлению с культурой таинственного, но очень интересного народа фанг, к которому я принадлежу. Каждый народ заслуживает детального изучения с его культурой и традициями. Я хочу показать в этой работе традиции и обычаи моего народа.
Фанг, пангве, пахуин, фанве, мфанг - группа народов в Камеруне, Габоне и Гвинее: яунде, этон, булу, бене, бети, моеле, нтуму, ока и др. Занимают территорию от реки Санага на юге Камеруна до среднего течения реки Огове и центральных районов Экваториальной Гвинеи. Численность 4 млн. человек. Основное занятие - тропическое земледелие. Традиционные ремёсла - резьба по дереву и кости (в том числе культовая скульптура), плетение. Распространено отходничество. Большинство фанг - католики, часть сохраняет традиционные верования, фольклор и культуру народов ФАНГ .
В данной работе мы ознакомимся с культурой народа фанг, с такими её формами как семейно-брачные отношения, религиозные обычаи, традиции, искусство. Именно в такой совокупности они представляют нам социокультурный портрет народа фанг, позволяют нам более полно и глубоко понять этот народ.
Объектом данной работы выступает народ фанг, в рамках социокультурного развития.
Предметом является влияние традиционных взглядов и обычаев на современную социокультурную ситуацию в Экваториальной Гвинее, в частности на примере обычаев и традиций группы народов фанг.
Цель данной работы - выявить основные традиции и обычаи народа фанг и проследить их влияние на современную социокультурную ситуацию в Экваториальной Гвинее.
Основная гипотеза, которая выдвигается в данной работе - традиции и обычаи народа фанг влияют на современную социокультурную ситуацию в Экваториальной Гвинее.
Рассматриваются обычаи и традиции в семейно-брачных отношениях, потому что они являются важным фактором социальных взаимоотношений. Поэтому первая задача, которая ставится перед этой работой - проследить влияние основных традиций семейно-брачных отношений на современные социальные связи в обществе. Здесь прослеживается сохранившие свою силу родоплеменные отношения. Сегодня, разумеется, нельзя говорить о том, что у народов фанг все семейно-брачные отношения складываются исключительно на основе родоплеменных отношений, и, соответственно, присущих им традиций. В настоящее время многие обряды и обычаи были забыты или запрещены, многие просто престали их соблюдать, что является во многом результатом христианизации данных народов.
Среди наиболее известных традиций семейно-брачных отношений народов фанг выделяют такие, как Айон, Алук и Акус. На протяжении не одного столетия данные обряды составляли основу всех семейно-брачных отношений народов фанг. Так, Айон, представляет силу родоплеменных отношений и систему табу и запретов, когда любые семейно-брачные отношения между представителями одного племени строго запрещаются, а иногда даже могут строго караться.
Другой традиционный обычай - это Алук. Здесь уже главную роль играет социальное положение богатство и репутация, и в большей степени именно жениха. Мнения и желания девушки в большинстве случаев просто игнорируются.
Акус также представляет собой форму семейно-брачных отношений, где опять же у женщины нет никаких прав. В ситуации, когда умирает или погибает её муж, согласно данному обычаю, она должна выйти замуж за одного из братьев её умершего мужа.
Все данные формы семейно-брачных отношений до сих пор сохраняют свою силу у народов фанг, но они теперь уже встречаются достаточно редко и носят необязательный характер. На смену им вышел новый обычай - Абом, который на первое место уже ставит любовь, в связи с чем, формируются новые отношения.
Вторая часть данной работы посвящена религиозным взглядам народов фанг, также являющихся одной из главных составляющих социокультурного портрета народа.
Задача второй части работы заключается в том, чтобы выявить влияние традиционных религиозных взглядов на современное религиозное мировоззрение народа фанг.
У каждого народа на планете в период его развития существовали свои верования в силы природы, свои тотемы, культы и т.п. Не является исключением в этом плане и народ фанг. На протяжении долго времени Мэлан являлась основной религией фанг. Она основывалась на вере в исключительные силы природы. Эта религия сопровождалась наличием тотемов и культом предков, порождаемых страхом перед окружающей средой, и умершими. В настоящее время упоминания об этой религии остались в легендах или музеях, а основное место заняли католицизм и протестантизм.
Третья часть этой работы посвящена ещё одному очень важному аспекту культуры народа фанг - это его искусство. Соответственно, третья большая задача - проследить ситуацию в искусстве народа фанг и его влияние на социокультурную ситуацию в современной Экваториальной Гвинее.
В данной главе рассматриваются основные тенденции развития социальной политики в музыке, искусстве и танце народов Фанг. Социокультурные особенности музыки и искусства Фанг многообразны. Это объясняется различными племенными традициями в музыке, танцах и искусстве. В Экваториальной Гвинее действуют 573 начальных школ, где учатся 75,7 тыс. детей. В средних школах обучаются около 17,6 тыс. учащихся. Успех социологии и искусства связан с преобразованиями в Экваториальной Гвинее, как и в большинстве стран, вступивших на путь духовной деколонизации. Высшее образование жители страны могут получить либо в зарубежных вузах, либо в учебных центрах на о. Бате и Малабо. Образование должно помочь Экваториальной Гвинее решить проблемы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства на высшем уровне. Экваториальная Гвинея находится в центре планеты, ей принадлежат два гористых острова вулканического происхождения - Биоко и Аннобон, с плодородными почвами. На сегодняшний день цели социальной политики формируются исходя из современных требований общества, ориентирующегося на опыт международного развития в области социальных преобразований.
Искусство фанг представлено разнообразием различных направлений как в изобразительном и архитектурном, так музыкальном и танцевальном. Разнообразие танцевальных композиций, изображение статуэток и масок помогает во многом понять культуру народа фанг. Особый интерес представляет для изучения и язык фанг, который весьма необычен по своему строению, а многие учёные отмечают его сходство с египетским языком. Но, к сожалению, на сегодняшний день этот народ ещё очень слабо изучен, и ещё много таинственных сторон его предстоит открыть. Поэтому моя работа призвана хотя бы немного приоткрыть завесу над этим прекрасным и таинственным народом фанг.

Семейно-брачные отношения народов Фанг

Планета вступила уже в 21 век, но социокультурное развитие нардов планеты сильно дифференцировано. Этот процесс характерен и для семейно-брачных отношений. Если в Европе и Америке можно наблюдать укрепление, например, позиций феминизма, становление процесса равноправия по половому признаку во всех сферах общественной жизни. Но нашу планету заселяют не только европейцы и американцы. Большинство населения проживает в Африке, Азии и Латинской Америке. В этих регионах главную роль в семейно-брачных зачастую играет богатство (это можно наблюдать на основе обычая Алук), женщины, практически являются рабынями. Их мнение и чувства абсолютно не учитываются (так, например, форма брака Акус). Об этом можно говорить, приводя многие примеры. Хотя стоит отметить, что сегодня наблюдается тенденция усиления интеграции западной культуры, поэтому в чистой форме многие ниже приведённые явления и обычаи встретить сложно. Но всё же, сегодня они лежат в основе семейно-брачных отношений народов фанг. Для того чтобы понять культуру фанг, надо обязательно ознакомиться с этими обычаями.
Айон (или племена) - это основа построения семейно-брачных отношений народов фанг на протяжении многих лет, а также стержень формирования народа и его организации. Народы фанг в настоящее время сохранили сильные родоплеменные отношения, поэтому каждый отдельный народ фанг представляет собой только одно племя. В рамках одного народа не может существовать несколько племён. Один народ - одно племя. В связи с данным обычаем запрещены внутриплеменные брачные отношения. Юноша и девушка одного племени не могут встречаться и любить друг друга. Если молодой человек принадлежит племени Ойек, то его девушка должна быть Нзомо, что показывает её принадлежность к другому племени. Существует поверье, что если возникают любовные отношения между людьми одного племени, то обязательно произойдёт что-то плохое, что это станет источником беды. По этой причине наложен запрет на такие внутриплеменные брачные отношения. Прежде чем молодой человек начнёт встречаться с девушкой, он должен узнать, не принадлежит ли она к его племени. Если вдруг окажется, что она из его племени, то он обязан прекратить всякого рода, насколько бы сильно он её не любил.

Алук

При заключении брака Фанг учитывают социальное положение, богатство, репутацию и жениха, и невесты, а не сердечную привязанность. Муж покупает свою жену, но брак заключается не сразу. Сначала она некоторое время живет в его доме, и, если невеста разочаровывает мужчину, он может вернуть ее обратно родителям. Девушек отдают в семью жениха в очень раннем возрасте, как правило, в десять лет. За неё вносится соответствующая плата, затем семья жениха и невесты празднуют помолвку своих детей. Девушка переезжает в деревню жениха, где предоставляется в полное расположение свекрови. Если она устраивает своего будущего мужа и свою новую семью, то брак заключается через несколько лет. Женщина стоит довольно дорого, и молодым людям не из богатых семей трудно найти себе жену. Ситуация сильно осложняется тем, что немолодые, обладающие уже несколькими десятками женщин, но очень богатые патриархи деревне приобретают для себя большинство молодых девушек. Многие юноши, достигающие брачного возраста, остаются одинокими.

Обряд помолвки

В празднике помолвки участвует вся деревня жениха. Его отец и друзья нагружают пироги подарками, приносят кровавую жертву фетишу деревни и отправляются за невестой по воде в соседнюю деревню. Всю дорогу они распевают ритуальные песни. Подплывая к деревне невесты, жених и его сопровождение создают как можно больше шума. Они кричат и стреляют из ружей. Прибывающих гостей встречают родственники девушки. Происходит длительный обмен приветствиями, затем гостей провожают к сторожевой хижине. В этой хижине отец жениха всем собравшимся объявляет цель своего визита, и ему показывают невесту. Он внимательно осматривает её со всех сторон и дает согласие на помолвку. Начитается настоящий праздник. Отец невесты режет лучших своих коз и многочисленных кур. Он должен угостить и своих новых родственников и всю деревню.
Сначала долгое время пируют мужчины. Остатки их пиршества остаются женщинам, поскольку у них нет права есть вместе с мужьями. Затем все собираются на открытом месте, и под звук тамтама начинаются танцы. Только наступление ночи заставляет празднующих разойтись по хижинам. Праздник продолжается, таким образом, ещё восемь дней. Днем все уходят на охоту, вечером - пируют и танцуют. Последнюю ночь перед отъездом невеста проводит в своей родной хижине, где она родилась и провела детство. Утром она обходит все хижины деревни, прощается и получает маленькие подарки на память. До деревни жениха девушку провожают родители и ближайшие родственники. Они садятся в пироги. На прощание каждая женщина кладёт руки на плечи невесты и ударяет её по лбу. В деревне жениха празднование возобновляется с новой силой. Невесту отводят в новую хижину, где её украшают цветами и оставляют одну. Девушка должна провести в хижине два дня. Входить к ней может только мать, она же приносит невесте немного еды и питья. Этот обычай является одной из разновидностей очистительных свадебных обрядов и распространен по всему миру. Наутро третьего дня невеста покидает хижину. Она выходит на середину двора, где её дожидается уже вся деревня. Справа от нее встает свекровь, слева - родная мать Отец жениха и отец невесты приносят сосуды с пальмовым маслом и передают их своим женам. Женщины энергично натирают тело девушки, каждая со своей стороны. Этот обряд имеет семитские корни. В далекие времена семитская культура оказала влияние на формирование многих традиционных обрядов Фанг. Затем жених и его мать нарекают невесту новым именем. Отныне она принадлежит к другой семье, и к другому племени. Однако девушка навсегда сохраняет дружеские связи со своими родственниками. Если человек из её бывшей деревни появится в деревне её мужа, она пригласит его гостеприимно и окажет помощь. В свою очередь дети этой девушки всегда смогут рассчитывать на поддержку родственников своей матери.
После всей перечисленных церемоний следует прощальный пир в честь родителей невесты, после которого жених отправляется на сакральную охоту, а его тёща на рыбалку. Из принесенной добычи приготовляются два блюда, которые должны попробовать невеста. Рыбу она съедает вместе со своим женихом, а мясо со своей свекровью. Затем девушку снова на два дня запирают в хижине совсем одну. На третий день ей приносят огонь, чтобы она могла зажечь свой собственный домашний очаг.

Абом - обряд похищения мужчиной своей невесты, в знак признания он ей в любви. В деревне мужчины организуется большой праздник, танцы, песни, угощенье для всех. Через неделю, по этому обычаю, в деревню приходит семья невесты (только представители мужского пола), для того чтобы получить "Ewonga", которая представляет своего рода штраф за похищение девушки. Родственники девушки должны получить со стороны жениха 7 бутылок пива, 7 бутылок коньяка, 7 баранов, 7 свиней - и, в общем, всё по 7 штук. Гости находятся в деревне жениха 4 дня, поэтому каждый день для них обязательно готовят каждый день куриц, большое количество пива и крепких спиртных напитков. По возвращению представителей мужского пола семьи невесты в родную деревню полученная "Ewonga" раздаётся поровну всем жителям деревни невесты.
Следующим этапом этого обряда является приход отца жениха в семью невесты. Здесь объявляет о том, что его сын очень любит их дочь и собирается на ней женится. Также он спрашивает, что необходимо сделать семье жениха, чтобы женитьба состоялась. Семья невесты собирается и обсуждает предложение и выкуп, который должны заплатить родственники жениха.
В случае если семья невесты отказывается выдавать сою дочь, то они должны возместить все расходы семьи жениха и вернуть все подаренные им вещи.

Акус - это другая форма брака. Данная форма брака характерна для тех случаев, когда женщина теряет своего мужа (т.е. она становится вдовой). Для того чтобы сохранить семью, согласно этому обычаю, она должна выйти замуж за брата своего умершего мужа.
Через три месяца после того, как умер мужчина, проводится праздник в честь него, который называется "Difuncion" или "Awu" с пятницы до воскресенья. В понедельник собирается семья умершего мужчины и женщины, чтобы выбрать того, кто станет мужем вдовы (один из братьев мужа). Брат становится настоящим мужем для женщины, а она должна сохранить семью для него и его народа.
Если она не согласна, то должна вернуть назад "Нсуа" и "Ewonga", она теряет полное уважение и своих детей.
Вознаграждение "Нсуа" представляет собой всегда большую сумму денег. В 80-90 г.г. двадцатого века в стране появилась реальная угроза национальному обычаю заключения брака. Матери стали рассматривать дочерей как источник богатства, благодаря получению "Нсуа". Мужчина теряет "Нсуа", если он отказался жениться на своей невесте. В последнее десятилетие наблюдалась тенденция увеличения количества разводов, что приводило к тяжёлой ситуации в связи с выплатой "Нсуа", поэтому сейчас многие семьи не придерживаются этого обряда.

Поминальный обряд

Похоронный обряд у народа Фанг зависит от пола, возраста и социального статуса покойника, а также от причины его смерти. Фанг очень боятся естественной смерти, считая, что в этом случае человек умирает от порчи, насланной колдуном по просьбе недоброжелателей. Родственники покойного всегда пытаются найти и наказать этого человека при помощи другого колдуна. Наиболее длительным и пышным является обряд похорон вождя. В нём особая роль отведена женщинам. Сразу после смерти, две главные жены вождя садятся справа и слева от покойника, чтобы на некоторое время сохранить его жизненную энергию, остальные женщины деревни приносят белый мел и украшают тело знаками. Затем они начинают монотонное пение, продолжающееся до рассвета. Песни прославляют вождя и те подвиги, которые он совершил при жизни. На рассвете начинаются приготовления к погребению. Пожилые женщины отбирают специальные травы, варят из них ароматную жидкость и обтирают умершего, следя тщательно, чтобы ни одна капля не пролилась на землю. Иначе, дух умершего нашлёт на деревню болезнь. Затем вождя облачают в парадное одеяние. Если умерший человек не давал никакие предварительные указания о том, где его похоронить, он будет погребен возле своей хижины. Таков обычай.
Вся деревня направляется к месту захоронения, которая будет находиться в зарослях, образующих естественную беседку. Женщины кричат и плачут. Мужчины посыпают пеплом тело, завёрнутое в циновку, опускают в глубокую яму. Колдун завершает обряд, приказывает всем ближайшим родственникам удалиться. Они не должны видеть погребение. Это может навлечь на них беды. Затем колдун посыпает голову каждого из родственников красным порошком, останки которого бросают в могилу. Присутствующие берут по горсти земли и закидывают труп. Над погребением сооружается специальный навес. На него помещают личные вещи покойного, а также еду, приготовленную его родственниками. Каждую ночь еда с могилы исчезает, и Фанг свято верят, что её унёс умерший. После возвращения в деревню, родственники покойного должны уничтожить всё, посаженное когда-то его руками. Это древний обычай наносит большой ущерб хозяйству Фанг. Жёнам покойного вождя отводится особая роль в поминальном обряде. На пять дней их запирают в отдельной хижине практически без еды. Целыми сутками они должны петь ритуальные песни. На шестой день женщины покидают хижину. Теперь каждый житель деревни должен облить их водой из ближайшего источника. Таков обряд очищения. Наутро мужчины и женщины деревни выстраиваются друг напротив друга и вооружаются палками. Несчастных вдов пропускают через этот строй и беспощадно избивают. Затем их остригают наголо. Вдов ещё в течение полгода ходят остриженными, только в белой одежде и каждое утро и вечером собираются в ритуальной хижине для причитания. Таков поминальный обряд.
Айон и Алук являлись на протяжении долгого времени в истории основой формирования семейно-брачных отношений всех народов фанг. Но в настоящее время эта ситуация изменилась. Отказ от классических исторических форм семейно-брачных отношений вызван двумя большими группами факторов. С одной стороны это христианизация и переход к католицизму и протестантизму, а, как следствие, отказ от основных местных верований, именуемых Мэлан. С другой - это сложившаяся критическая ситуация в сфере социальных отношений молодых людей противоположного пола. К середине 80-х годов прошлого столетия ситуация достигло невозможного критического уровня, когда семейно-брачные отношения, основанные в ряде районов на религии Мэлан, превратились в самый доходный бизнес для родителей, пытавшихся наиболее выгодно, в буквальном смысле, "продать" детей. А о таких духовных ценностях как любовь, дружба и взаимоуважение просто-напросто все решили забыть. Только вмешательство со стороны государства в социальную политику и запретившее многие национальные обряды и религиозные убеждения, позволило коренным образом изменить ситуацию в данной сфере социальных взаимоотношений.

Религия народов фанг

Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге "Первобытная культура", в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племён.
У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 - 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый - это археологические находки, и среди них - немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй - это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя иногда их называют "дикими", но человек конца ХХ столетия, окружённый могучими техническими приспособлениями, порой завидует "дикарю", беззаботно пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе атомной войны - всех этих "прелестях" цивилизации.
Во всяком случае, именно у народов по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших предков. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.
В глубокой древности человек и не думал отдалять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на окружающий его мир. Так родилась вера в то, что природа - живая. Камни, деревья, реки, облака - всё это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и не доступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.
Люди наблюдали, как из земли появляются ростки, крепли, становились деревьями, - значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными рыбами и птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный человек древнейших времён, просто не мог не ощутить не зримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть.
Большой вклад в изучение религии внёс вклад Э. Дюркгейм. Он уделил большое внимание разработке социологии религии, поскольку считал, что религия есть как бы выражение общества, представленное в виде образов и символов: реальность, в символических формах описываемая религией, и есть социальная реальность. Не только религия, но и другие институты и представления имеют, по Дюркгейму, социальное происхождение. Он обращается к анализу самой простой, по его мнению, из известных форм религии - тотемических верований австралийских аборигенов, объяснение которой не предполагает ссылки на заимствования из предшествовавших религиозных форм и соответствует самой простой форме социальной организации. Все религии есть ответы, хотя и различные, на те или иные условия человеческого существования. Религия, как и другие социальные институты, укоренена в самой "природе вещей" и природе человека. Дюркгейм обращается к изучению именно первобытной религии в надежде найти те элементы, которые являются постоянными и в религии, и в самом человеческом существовании. Религия по природе своей коллективна и основывается на разделении мира на две сферы - сакральную и профаническую. Именно в этом противоположении сакрального и профанического миров заключается отличие религии от других социальных институтов. Она должна исследоваться как объективный факт, поскольку представляет собой универсальный феномен, имеющий определенную социальную основу. Для Дюркгейма как социолога не природа сама по себе есть источник религии (в этом он решительно расходится с Тейлором и Фрэзером), она служит лишь источником символов, как религиозных, так и других, необходимых для упрочения идентификации социальной группы. Религия - это способ идентификации, осознания себя той или иной социальной группой как целостности, единства.
С Дюркгеймом нельзя не согласиться, и, может быть, именно поэтому наравне с христианством, исламом и буддизмом, существует на планете огромное количество различных верований. Этим же, наверное, можно объяснить существование у народов фанг таких обычаев и традиций, и то, что Мэлан, тотемизм и культ предков всё ещё сохраняются в обществе.

Мэлан (Бере)

Основными религиями народов фанг в настоящее время является католицизм и протестантизм. Но, совсем не далёкие времена имели огромную силу местные верования, которые лежали в основе всех религиозных взглядов до периода колонизации. На языке фанг они называются "Мэлан" или "Бере". Данная вера заключается на вере в исключительную силу природы. Если в племени умер человек (только очень хороший человек), то все мужчины собирают народную Ассамблею или "Нгун" - "Мэлан" возле умершего. Они просят прощения у бога, просят, чтобы он забрал умершего в безоблачное небо. Они просят, чтобы их дети хорошо учились, чтобы был хороший урожай, чтобы женщины хорошо рожали, дети рождались живыми и здоровыми, была хорошая работа и зарплата.
Все мужчины, участвующие в народной Ассамблее не должны в течение некоторого времени принимать пищу, иметь сексуальных отношений. Они дают специальный обет. Считается, что его нарушение также может принести беду, а племя будет наказано.
При колонизации испанцами и французами были навязаны протестантизм и католицизм, а религия Мэлан была запрещена. В результате чего началась война между колонизаторами и народами фанг. Народы фанг понесли большие потери. С точки зрения социокультурного развития народов фанг, колонизация сыграла большую роль в изменении не только уклада жизни, но также в религиозном мышлении. В настоящее время можно практически с полной уверенностью говорить о том, что религия Мэлан или "Бере" сохранилась только в исторических рассказах, легендах, мифах, а упоминания о ней сохранились даже в ряде музеев Европы.
Среди основных позиций религии Мелан и других местных верований народов фанг, а также других народов экваториальной Африки, можно выделить такие явления как тотемизм, анимизм и культ предков. Во многом это объясняется сохранившимися сильными родоплеменными отношениями.

Тотемизм и анимизм

Развитие представлений о сверхъестественном, простейшей формой которых был фетишизм, шло в дальнейшем по двум линиям: во-первых, в направлении все большей мистификации функциональных возможностей фетишей, их внешних взаимосвязей с человеком; во-вторых, за счет усложнения внутренней структуры сакральных объектов, вычленения из них собственно "сверхчувственного" элемента, приобретавшего все большую независимость от "чувственной" оболочки.
Такой подход позволяет по-иному взглянуть на дискуссионный вопрос о том, в каком генетическом соотношении находятся такие формы религии, как тотемизм и анимизм. Эти элементы религии не являются производными один от другого - они прорастали из одного и того же "субстрата" и представляли разные стороны процесса усложнения первичных религиозных воззрений. По мере развития тотемические и анимистические верования вступали в сложные переплетения и, взаимно подкрепляя и дополняя друг друга, способствовали усложнению всей системы иллюзорно мистического мировосприятия.
В основе тотемизма лежит вора в сверхъестественную общность, родство между человеком и материальным объектом, чаще всего животным. Первые элементы тотемизма вырастали непосредственно из фетишистской практики и связанных с ней представлений в процессе стихийной дифференциации и иерархизации "чувственно-сверчувственных" предметов. Ощущение мистической общности с тотемом (который поначалу воспринимался как "брат", а не как "предок") явилось продуктом неадекватного, фантастического замещения вполне реальных взаимоотношений человека и сакрального объекта. Эти взаимосвязи должны были быть устойчивыми, акцентированными - тогда появлялась возможность их "навязчивой" фиксации, а затем и закрепления в иллюзорной форме в человеческом сознании. Отголоском наиболее архаичных форм тотемизма является, по-видимому, обычай "побратимства" с животными, до сих пор бытующий у пастушеских народов.
Выбор того или иного тотема осуществлялся "методом проб и ошибок" - конкретный механизм этого сложного процесса вряд ли поддается даже приблизительному выявлению. Так из истории исследования народов известен случай: "Один человек убил и съел животное. Неожиданно он заболел и умер. Связав эти два события, близкие умершего сделали вывод: "Животное - наш брат. Мы не должны трогать его". Смущает и этой истории отнюдь не примитивизм "первобытных аналогий" (ассоциативное мышление как раз характерно для ранних ступеней развития человеческого сознания), а, скорее, очевидная утрированность описанной ситуации. Во всяком случае, чтобы быть надежно зафиксированными в коллективном опыте, события подобного рода (а также связанные с ними переживания) не могли иметь место однократно.
Не вызывает сомнений, конечно, что и в том и в другом проглядывается позднейшее мифологическое переосмысление истоков тотемизма. Тем не менее, эта, так сказать, "вторичная утопизация" все же дает, как нам представляется, ключ к пониманию действительной социально-психологической ситуации, связанной с генезисом тотемических верований. По-видимому, такие тотемические табу, как запрещение наносить вред тотему и употреблять его в пищу (за исключением особых случаев ритуального убиения и поедания тотема), принадлежат к числу древнейших в тотемическом комплексе.
Развитой "классический" тотемизм, включающий в себя веру в происхождение от тотема, веру в переселение душ в тотем и обратно, тотемическую экзогамию (табуирование браков между людьми, принадлежащими к одному тотему), оформляется на этапе перехода к материнскому роду, когда устойчивый социальный интерес к проблемам человеческого происхождения и родства не мог быть еще удовлетворен адекватно и требовал иллюзорно-фантастического осмысления.
Отдельные элементы тотемических верований обнаруживаются у многих народов Африки. Существуют они и у народов фанг.
Сохраняется пищевая табуация, тотемические пляски, по-прежнему, широко распространен обычай захоронения определенных видов животных, бывших некогда "полноценными" тотемами: питона, пантеры, морской свиньи, ящерицы и т. д. Однако наиболее отчетлив тотемические верования прослеживаются в наши дни в креационных мифах африканских народов.
С развитием общественного неравенства происходит существенная модификация тотемических представлений, и частности дифференциация и иерархизация тотемов в соответствии с социальной значимостью их обладателей. Так, у зулу распространенным тотемом являются змеи. При этом тотемическими предками зулусской родовой знати оказываются наиболее "аристократические", редкие и опасные "иды зеленых и черных змей; на долю же тех, кто не принадлежит к верхушке общества, остаются тотемы в виде безобидных коричневых змей. Так постепенно родовой тотемизм сменяется племенным. При этом символами племен становились тотемы доминирующих родов.
В процессе перехода к патриархально-семейным отношениям тотемические воззрения постепенно деградировали и теряли былое значение в качестве регулятора социальной жизни. Зафиксировано, в частности, прогрессирующее увеличение числа браков (ранее строго табуированных) между лицами, не состоящими в кровном родстве, но обладающими одинаковыми тотемами.
Утрачивая свои мировоззренческие и социально-регулятивные функции, тотемические верования сохраняются во многом лишь благодаря инерции мышления и ритуально-символической практики. Так в результате экспансии на континент мировых религий тотемизм в ряде районов Африки выродился, своего рода, экзотическую "добавку" к импортированным или синкретическим монотеистическим культам.
Было бы неверным, однако, игнорировать и отдельные случаи "тотемического ренессанса", например, в тайных ритуально-магических обществах и религиозных сектах, где животное-тотем (крокодил, змея, леопард) служит и символом новой надэтнической общности, и объектом сакрального почитания. Вера в сверхъестественную общность с животным по-прежнему лежит и основе этих явлений "неототемизма".
Другим элементом религиозных верований, выраставшим непосредственно из представлений о "чувственно-сверхчувственных" предметах, является вера в души и духов - анимизм (от латинского "anima", "animus" - "душа", "дух"). Истоки анимизма следует искать в ранних человеческих представлениях о покойнике как особого рода фетише ("живом мертвеце", по выражению археолога М. Эберта), а также в соответствующей погребальной практике. Это подтверждается, например, тем, что наиболее примитивные африканские этносы не знают никаких иных духов, кроме духов умерших людей. В пользу такой точки зрения говорят и архаичные, предельно "натуралистические" представления, существующие даже в развитых анимистических системах.
Современные религиозные воззрения наиболее отсталых народов Африки помогают в той или иной мере реконструировать процесс возникновения анимистических верований. Но всей видимости, почитанию душ умерших (характерному для современных форм анимизма) исторически предшествовало явление прямо противоположного характера: ощущение мистического ужаса перед покойниками.
Гораздо более отчетливы анимистические представления готтентотов. Правда, и у них похороны обставляются всевозможными предосторожностями, вплоть до временной изоляции родных покойного. Однако верования готтентотов содержат себе и нечто принципиально повое: наряду с "настоящими" могилами сооружаются и "ложные захоронения", в которых, но представлениям готтентотов, обитают души умерших и которые являются объектами культового почитания. Подобное "раздвоение могилы" на место захоронения трупа и место обитания души (последнее, правда, пока строго локализовано в "ложной могиле") можно считать, по-видимому, переходной формой в становлении анимистических верований, в частности культа душ умерших.
Зародившееся таким образом характерное для анимизма "удвоение" предмета на телесную и духовную субстанции легло в основу дальнейшего иллюзорного усложнения этой формы верований, вплоть до выделения верховных духов и божеств. Особую роль в развитии анимистических воззрений приобретают социальные факторы. Происходит постепенная градация духов умерших, зависящая главным образом от прижизненного статуса покойника. Во всех обществах в особую категорию выделялись "злые духи". Они живут на кладбищах на краю леса, а по ночам бродят в поисках жертв. Увидеть их способны только ведуны; для обыкновенного человека такая встреча равносильна смерти.
Представления о возможности "переселения душ" появляются на сравнительно высокой стадии развития анимистических воззрений. Души умерших людей не могут снова вселиться в человека - они становятся "духами" и навсегда остаются ими. Редчайшее исключение составляют души особо удачливых охотников, которые могут переселиться в тело животного. "Право па реинкарнацию" оказывается, таким образом, своеобразной формой "социального поощрения".
Среди наиболее зрелых форм африканских анимистических верований, в образовании которых участвовали и отдельные тотемические элементы, выделяется культ предков.

Культ предков

Вера в то, что умершие оказывают влияние на жизнь своих потомков и служат гарантами их земного благополучия, является характерной чертой большинства традиционных религий Африки. Обряды, совершаемые в честь ушедших сородичей, занимают едва ли не самое заметное место и культовой практике многих африканских народов: можно сказать, что ни одно сколько-нибудь значительное событие и жизни коллектива не обходится без принесения "жертв" предкам.
Прошло вот уже около ста лет, а явление, известное в этнографии как "культ предков" (ancestor worship), так и не получило однозначного объяснения. В 60-70-х годах XX в. па страницах ряда научных изданий дискуссия между африканистами по этому вопросу разгорелась с новой силой. Известный специалист по западноафриканским религиям, профессор Кембриджского университета М. Фортес выступил с концепцией, согласно которой культ предков является "перенесением в религиозную сферу отношений между родителями и детьми", другими словами, "ритуализацией сыновнего уважения". В дальнейшем было подмечено, что в африканских матрилокальных обществах почитаемым предком становится не отец, а брат матери, т. е. лицо, традиционно осуществляющее контроль над Младшими членами коллектива. Это позволило М. Фортесу сформулировать окончательный вывод: культ предков является проекцией в сферу сверхъестественного не всего комплекса семейно-родовых отношений, а лишь юридических отношений по линии "власть - подчинение".
Идея о детерминированности культа предков юридическими отношениями обрела много сторонников из числа западноевропейских и американских этнографов (Дж. Брейи, В. Сангри, Э. Мендонса и др.), однако у нее нашлись и серьезные оппоненты. Так, И. Копытофф в очередной раз попытался доказать, что никакого религиозного культа предков в Африке не существует. В действительности имеет место "почитание предков" ("ancestor veneration"), которое является частным проявлением традиционного для африканцев уважения к старшим по возрасту. Шив старейшина или умер - не имеет принципиального значения. И. Копытофф обвинил своих оппонентов в "непонимании африканских религий" и конструировании ложных дихотомий "старейшины - предки" и "мир живых - мир мертвых", которые в мировоззрении африканцев на самом деле отсутствуют. Копытоффу вторит танзанийский ученый Ж. Мавипза: "Обожествление африканцами предков - это фикция, существующая лишь в воображении людей, принадлежащих к иной культуре" .
Аналогичную позицию занял в дискуссии и Дж. Мбити - известный кенийский исследователь африканских религий. Он утверждает, что те явления, которые западные авторы квалифицируют как "жертвоприношения предкам", на самом деле не что иное, как "семейные подношения еды и питья", т. с. "акты чисто родственных отношений". Мбити предложил свою, довольно сложную схему "истинного" отношения африканцев к покойным сородичам. По его мнению, в течение четырех-пяти поколений умершие живут в памяти потомков, процесс их умирания, следовательно, не завершен и они принадлежат еще "Настоящему" (Sasa). Для обозначения этой группы предков Мбити вводит термин "living-dead" ("живущие умершие"). Стираясь в памяти потомков, они постепенно переходят в "Прошлое" (Zamani) и приобщаются к сонму духов - слуг Верховного божества. Нетрудно заметить, что при таком рассуждении категория "предков" фактически "рассасывается": ведь недавно умершие, согласно Мбити, еще принадлежат общине .
Религиозные взгляды и обычаи, доминирующие на протяжении многих веков постепенно исчезают из жизни современных африканских народов. Практически полностью они исчезли и из жизни народов фанг. В настоящее время сохраняют свою силу поклонение какому-либо тотему, анимизм и культ предков только в ознакомительном плане, музеях и легендах. Сегодня на первое место в Экваториальной Гвинее, и у народов фанг, вышло христианство, преобладающее на протяжении последних 50 лет. Но, несмотря на это, формы религиозных убеждений и взглядов, просуществовавших в течение многих веков, представляют собой большой интерес, поскольку являются неотъемлемой частью культуры и истории народа.

Искусство народов фанг

Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство, считал немецкий философ И. Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно "само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон". В этом случае формула "искусство для искусства" верно отражает его права, самостоятельность, свободу от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по "заказу" (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника "заказ" - широкое поле для творчества, выражение своего "Я" И, наконец, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, "лепит" нашу нравственность.
В данной главе рассматриваются основные тенденции развития социальной политики в музыке, искусстве и танце народов Фанг.

Музыкальное искусство и традиционная музыка играют очень важную роль в жизни общества. Они устанавливают социальные связи, влияющие на определенную деятельность людей. Люди, поющие вместе традиционные песни, объединяются. Механизм взаимодействия в социуме включает в себя индивидов, которые совершают определенные социальные сдвиги, при которых возникает культурная самобытность. Маркс говорил, что общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Нация - это духовное понятие, которое имеет глобальный характер. Достоверная информация о народе - это музыка и танцевальное искусство того народа, по ним можно судить о духовном уровне людей, проживающих в данном регионе. Уровень культуры определяется её социализированностью, т.е., приобщением к народу, к культурному наследию поколений, от степени приобщённости к народной культуре зависит развитие творческих способностей нации. Национальное искусство представляет собой определённые элементы, заложенные в сознании народа. Тенденции к развитию индивидуализма в обществе позволяет уйти от старых эпох к новым преобразованиям в искусстве.
Искусство, танцы и музыка помогают укреплять древние традиции на пути совместных исторических преобразований в Экваториальной Гвинее. Любая музыка есть публичное явление в народе, она помогает создавать единую социальную политику в государстве. Самым важным является оценка возможностей человечества, которые определяют степень развития общества. Интересы в современном обществе в области музыкальной культуры связаны, прежде всего, с процессом обретения национальной звезды.
В Экваториальной Гвинеи существует следующие направления танцевальной музыки: Бикутси, (Bikutsi), Моком (Mokom), и Бисила. Танцоры Бикутси одеваются в одежду из шкур леопарда или в страусовые перья, поскольку движения людей в этих танцах есть имитация жизни диких животных в экваториальной Африке. Танцы демонстрируют удивительную пластику тела, африканскую самобытность. Девушки в образе птиц в своих танцах отражают музыкальный дух Экваториальной Африки. Экваториальная Гвинея - один из центров традиционного африканского танца, и многие его стили известны не только в других странах Африки, но и за ее пределами. Бикутси - традиционный танец жителей центрального и южного Э. Г., причем он имеет распространение не только среди них, но и жителей соседних с ним стран, например, Камеруна. Бикутси исполняется традиционными музыкальными инструментами жителями отдаленных деревень. Жители страны исповедуют в основном католицизм.
Театрализованные мероприятия в столице Малабо, на островах Биоко и Аннобонес действуют ошеломляюще на зрителей, поскольку некая волшебная сила является главным фактором, заставляющим притягивать взоры тысячи людей. Молодые девушки танцуют как фламинго, которые являются главными морскими обитателями Гвинейского Залива. Самыми зажигательными танцами в Экваториальной Гвинее являются женские танцы, поскольку именно они отражают в полной мере обычаи и нравы народа, женщина является главным носителем национальной культуры у большинства африканских народов, поскольку там сильно действуют матриархальные линии родства. Вместе с тем, мужчины также принимают активное участие в танцах, но на вторичных ролях. Театральные искусство в Экваториальной Гвинее достигло высокой степени мастерства.

Изобразительное искусство и архитектура

В 1959 в г. Бионко была открыта Школа искусств и ремесел. Как и другие виды искусства, театр в Экваториальной Гвинее имеет глубокие корни в недрах фольклора и этнических традиций. Древнейшая форма театрального представления - ритуальные пляски, шествия масок, празднества инициаций, имеющие свои сценарии и расписание ролей участников. В политехническом институте в Бата находится "Музей Мондесто Хене". Там разнообразные по форме керамические изделия, маски, керамическая и бронзовая посуда, украшенные сетчатым "в ёлочку" узором, вмятыми при помощи раковин, процарапанными рядами из кругов, овалами неправильной формы, зигзагообразными линями, бороздками и лентами из параллельных прямых или волнистых борозд. Люди рисуют природу: реки, поля, море, городские районы и деревенские хижины на фоне пальм. При министерстве Культуры существует небольшой музей в столице Малабо. С другой стороны в стране имеется несколько групп, в которых работают фактически профессиональные актеры и режиссеры. В Бионко были открыты следы неолитической культуры. Среди традиционных жилищ наиболее распространены прямоугольные, в плане дома с двускатной крышей из пальмовых листьев и открытой верандой, защищающей стены от солнца; хижины на решётчатом каркасе из жердей или бамбука, обмазанные глиной. Примечательны дома мужских собраний, крышу которых поддерживает дерево. Колонна, украшенная резными символическими орнаментами с зооморфными головами. Города занимают большую площадь с разбросанной, в основном одноэтажной, застройкой (в Малабо и Бате - 2-3-этажная). Отдельные здания, начиная с 20 в., выстроены в псевдоготическом стиле, более поздние - в духе современной европейской архитектуры (Аэропорт и телеграф в Малабо, радиостанция и Дворец съездов в Бате и других городах). Весьма разнообразно художественное ремесло. Развита резьба по дереву. В континентальной части высокой художественной ценностью обладают изделия фанг (головы на удлиненной шее, фигуры на деревянных ящиках для хранения священных черепов, человеческие фигуры высотой 1 м), антропоморфные и зооморфные деревянные маски. В долине реки Бимбили вырезают деревянные идолов в виде стилизованных человеческих фигур с высокой прической из волокон пальмы рафии. У буби распространено изготовление (обычно из куска дерева) музыкальных инструментов типа колокольчиков ("леебо") с 8-10 язычками, богато украшенных геометрической орнаментом и узором из линий. Традиционное искусство народов Э.Г наиболее ярко приставлено в изделиях мастеров, работающих в сфере народных художественных ремесел: плетении, ткачестве, гончарном производстве, резьбе по дереву. Ткацкое художественное ремесло является наиболее популярным в этом регионе.
Следует отметить, что искусство обработки камня в Э. Г. не очень распространено. В сельской местности строятся дома, окруженные деревянной изгородью, части которой скрепляются особым клеем, который позволяет сделать забор непроницаемым. Крыш и домов делают из больших листьев пальмового дерева бисент. В настоящее время почти все крыши сделаны из железобетона. Большие цистерны из-под бензина режут на части и используют их для покрытия крыши, что является достаточно распространённым явлением у некоторых народов тропической Африки.
Традиционная пластика фанг представлена преимущественно круглой скульптурой. Возраст фигур и голов, помещавшихся на крышках цилиндрических корзин (реликвариев) с костями предков ("бьери") не превышает двух-трёх веков. Первоначально исполнялись только головы на длинных шеях, позднее стали создавать полуфигуры и фигуры. Скульптуры выполнялась из твёрдых пород дерева и была монохромной (чаще всего чёрной). Фигуры могли иметь мужские или женские признаки, иногда те и другие одновременно. Встречаются стоящие и полусидящие фигуры с подпорками сзади, их руки сложены на животе, держат кого-нибудь предмет перед грудью или лежат на коленях. Отличительным признаком является вогнутое, обычно удлинённое лицо (хотя встречаются и широкие в верхней части лица, с высоким выпуклым лбом), нередко имеющее зловещее выражение. Лицевая часть, ограниченная сверху высокими полукругами бровей, часто выполняется в форме сердечка, брови и нос образуют выпуклую единую линию, рот, и маленький срезанный подбородок сильно выступают вперёд. Вместо глаз иногда вставляют кусочки металла или осколки зеркала. У многих голов тщательно разработаны точно переданные причёски, имеющие отверстия для бус, шнурков и украшений. Чаще всего они бывают двух типов: в виде двух (иногда четырёх) простых косичек, свисающих по бокам, и в виде нескольких валиков (обычно трёх), идущих ото лба к затылку. Тело, как правило, цилиндрическое. Пропорции фигуры характерны для африканской скульптуры в целом - голова заметно увеличена, ноги укорочены. Скульптура фанг обладает необычайной пластичной гармонией и одновременно экспрессивностью в сочетании с внешней статичностью поз, тщательной полировкой поверхности и плавностью оглаженных переходов, объёмов и планов .
Маски играют у фанг сравнительно меньшую роль. Наиболее часто встречаются удлинённые маски-личины, выполненные в том же, что и скульптура, утончённом и гармоничном пластичном стиле и всегда окрашены в белый цвет. Черты лица в них обычно "прорисованы" тонкими ритмизованными линиями, на щеках (изредка на лбу) могут появляться едва намеченные знаки скарификации. В ряде районов вдоль побережья создают шлемовидные маски с 2 или 4 лицами, повторяющими в уменьшенном размере маски с белыми личинами. Они окружены вырезанными в невысоком рельефе ромбами, прямоугольниками, параллельными полосками и т. п., иногда украшаются перьями, рогом, зёрнами растений или раковинами и изредка увенчиваются небольшой человеческой фигуркой .
Многие типы масок фанг принадлежат тайному обществу Нги, связанному с культом огня. (Рисунки - Маска духа огня, маска тайного общества Нги). Для ритуальных церемоний этого общества создавались также монументальные (высотой до З м) статуи из необожженной глины.
Из косточек плода эланг Ф. делают фишки для игры (абиа). На каждой косточке в плоском рельефе вырезается изображение, заполняющее всё свободное пространство и хорошо вписанное в овальную форму. Сюжеты их крайне разнообразны - стилизованные человеческие фигурки, птицы, животные и т. д.

Музыкальное искусство.

В музыкальном искусстве народов фанг существуют следующие понятия:

· Маэле - танец, исполняемый одним мужчиной
· Бесосо - танец, ритмы которого напоминают латиноамериканскую музыку и являются также основой для балета.
· Иванга - танец, исполняемый женщинами во время праздника сбора урожая.
· Ефамба - медленная музыка, но иногда она бывает ритмичной как Макосса или Кваса-Кваса, напоминающая конголезские танцы.
· Ейи - эта песня о жизни героев, своеобразный героический эпос, повествующий об истории страны, исполняется мужчиной (Ейи Нкого).
· Мбо Менче - музыка, передающая радостные эмоции населения Экваториальная Гвинея.
· Мерседес де Эло - песня, имеющая своеобразный оригинальный стиль.
· Мьенка мукна - традиционный танец фанг.
· Моком - танец, который переименован в настоящее время в бикуци.
· Мистрорибочей - танцевальная музыка, которая относится к направлению Кваса-Кваса.
· Мобеленгон также является одним из видов традиционных танцев.
· Ихасдель соль - танец, исполняемый двумя девушками в чисто классическом стиле, соединённом с особыми традиционными ритмами.

Танец некуек первоначально появился у народов комбе и вата, он исполняется во время траура мужчинами, которые собираются отдельно от женщин, и, вместо того, чтобы горевать, рассказывают смешные истории; они веселятся на похоронах, подобно цыганам или древним грекам, бросая, таким образом, вызов смерти и желая её победить. Мужчины одевают самодельную плетеную одежду наподобие одежды средневековых рыцарей, и для смеха украшают себя куриными перьями, которые символизируют жизнь. В это время женщины находятся на кухне и могут лишь приносить еду мужчинам. После трех месяцев со дня похорон исполняется танец эболаза: женщины и мужчины встают в круг, хлопают в ладоши, а главный исполнитель танца находится в середине.
Распространённым искусством в Экваториальной Гвинее является плетение корзин "нкуен" из пальмовых ветвей и листьев, которые женщины фанг носят на спине. Другие племена носят такие корзины на голове, у народа фанг это не принято. Барабаны ''нбень'' в основном делаются из дерева "емы" и обтягивается шкурой, барабанные палочки имеют названия "нкуу". Барабан ''нгом'' более короткий, а ''нбень'' чуть длиннее. Чтобы создавать особый красивый звук, на барабанах иногда играют руками. Народа фанг применяют разнообразные методы обработки дерева, из него делают посуду: кувшины, тарелки, и также дубинки для охоты, луки со стрелами, который в древности использовались для защиты от врагов у многих африканских народов. В городах и деревнях продаются предметы народного промысла. Особым видом искусства является плетение косичек для женщин, которое сейчас популярно во всём мире, волосы украшаются вплетением волос из хвостов лошадей.

Лингвистическая характеристика Фанг

Язык фанг, пан, пангве, пахуин, памуэ, один из банту языков. Относится к зоне А (классификация М. Гасри). Распространён в Камеруне, Габоне и Рио-Муни. Число говорящих на этом языке составляет 2 млн. человек (1978). Фанг имеет 2 диалекта нтум (северный) и маке (южный). Язык фанг сильно отличается от других языков банту; испытал влияние соседних не-банту языков и может в определённой степени рассматриваться как промежуточный между банту и не-банту языками. Имеет небольшой процент общих корней с языками банту. Гласные фонемы имеют аллофоны в начальной позиции; для согласных фонем в той же позиции характерна двойная артикуляция. Представлен закрытый слог, Насчитывается 10 именных классов, причём корреляция некоторых из них по числу представляет собой аномалию; например, девятому классу единственного числа соответствует не 10-й класс множественного числа, а 6-й. Особенность глагольной системы - отсутствие специальных форм для выражения отрицания, которое реализуется с помощью тонов. Широко представлены аспектно-темпоральные формы. Письменность создана в 19 в. на основе латинского алфавита.

Изучение языка Фанг делает возможным сделать некоторые предположения о его происхождении. Язык Фанг родственен языку племени Млонгве, состоящего из людей мягких и невоинственных. Их диалект отличается мягким нерезким звучанием. Грубые и суровые Фанг, напротив говорят на неблагозвучном языке, полном придыханий. Часто в слове из шести, семи букв встречается всего один гласный. В диалекте Фанг много заимствованных слов из языков соседних племен, но эти слова, как правило, укорочены.

Сравнение диалектов Фанг и Млонгве
- Бог Zama Anambye
- белый человек Ntangan Atangani
- тарелка Efela Epele
- стакан Elas Elashi
- борода Nzel Elelou
- лодка Elen Elende

Язык Фанг относится к огромному лингвистическому массиву языков Банту (Банту - одно из крупнейших этнических и лингвистических образований в Африке, имеющее множество подразделений). Но это недавняя классификация. Ранее язык Фанг относили к другим лингвистическим группам из-за того, что в большинстве языков Банту слова оканчиваются на гласную, Фанг же, напротив, на согласную.
Каково происхождение языков Банту сказать очень сложно, так как перемешанные и противоречивые африканские языки недостаточно изучены для этого.
Существует несколько характерных черт языка Фанг и родственных ему диалектов племен Джуласс, Батикес, Булус. Это словообразование при помощи дифтонгов и приставок, а также непроизносимость конечной согласной. Большое значение имеют силовое ударение и певучие интонации: Ma dzi - я ем, ma dzi - я не ем, та dzi - я еще не поел, та dzi - я ел, но еще не наелся.
Официально язык Фанг насчитывает до 18 тысяч слов, но те, кто глубоко его изучают убедятся, что цифра преувеличена. Итак, большое значение играют суффиксы и приставки. Корень остается неизменным, но с помощью суффикса или приставки можно получить новое слово, значение которою будет иным
Корень Во - делать, дает два слова: bo - разум, ЕЬо - делать, М-bo - тот, кто делает что-либо, Abo - действие и т.д. Egnou - пить, Agnou - питье, Ngnou - тот, кто пьет.
Суффикс обычно меняет значение глагола:
Edzi - есть, Edzia - быть съеденным, Edziba - быть съеденным (если речь идет о животном).
Одна из самых больших трудностей языка заключается в том, что существует до 17 способов образования множественного числа. Многие же слова употребляются только во множественном или только в единственном числе. Также очень сложно применять местоимение, которое употребляется в зависимости от того, что они обозначают: человека, животное, какую-либо вещь. Существуют до 15 различных вариантов употребления местоимений. В языке Фанг есть определенный массив слов, который с точки зрения европейца, кажутся лишними, перегружающими язык. Например: Nto - зародыш, nkagele - грудной ребенок, топе - ребенок, monge -взрослеющий ребенок, wena - подросток, aktark - юноша, fam - молодой человек, namou - зрелый мужчина, пот - престарелый.
Таким образом, этот язык изобилует подробностями, уделяет большое внимание нюансам, что является настоящим языковым богатством. Африканцы, при помощи интонации любят играть словами, выражаются двусмысленно, они склонны к рефлексии и абстрактному мышлению, что находит отражение в языке. Они любят конкретные характеристики. Их язык столь же практичен, как и они сами.
Обобщая, можно сказать, что африканские языки на удивление развиты. Они сохраняют свою чистоту и совершенство, передавая из поколение в поколение при помощи устной традиции, песен и легенд.

Связь языка Фанг с языком Древнего Египта

С помощью изучения традиций языка можно реконструировать прошлое Фанг, их происхождение. В истории Фанг большое значение имели египтяне. Они внесли большой вклад в формирование этой этнической группы. Были ли они завоевателями, путешественниками или торговцами - неизвестно.
В книге "Хамиты" Wiewa-Mira (автор ее - исследователь Антильских островов), которая связывает египтян древности с современными полинезийцами, современных полинезийцев с современными Фанг.
Вот сравнение некоторых слов египетского языка (судя по всему, автор имеет в виду арабский) и язык Фанг:

Египетский Фанг
АЬ - мушка Abo, Ebole, Abole - муха, слепень
Aba - пронзать, протыкать Eba, Aba - пронзать, дырявить
Abi, ab - плохой Abi - плохой
Ako - крюк Око - крюк
Api - большое количество Abi - большое количество
Fa - увеличиваться, расти Efa - расти (о растени)
Ki - власть Ki - тирания
Kio - купаться Nkioa - волна
Dzon - плавать Dzork - плавать
Sam - трава Sam - цветок
Smi - друг Ami, Amwi - друг, компаньон
Sam - собираться Sam - собираться
An - палец руки Anu - палец руки
И т.д.
В этих языках насчитывается около пятисот общих корней. Также на родство двух этих этносов указывают и антропологические данные. Среди Фанг встречаются отдельные индивидуумы со светлой кожей, голубыми глазами рыжими волосами. Черты лица у них также не негроидные. Это свидетельствует в пользу контактов между двумя народами. Семито-хамиты передали Фанг часть своей культуры, языка и крови. Из народов Банту Фанг наиболее приближены к мулатам или северо-западной группе африканских народностей.
В течение последнего столетия произошли сильные изменения не только в сфере семейно-брачных отношений и религиозных взглядов фанг, но также и в искусстве. Очень сильное влияние оказала, безусловно, Западная культура. Большинство традиционных танцев, музыкальных и художественных произведений можно встретить сегодня только в музеях. Среди современных танцев можно выделить Ндомболо и Макосса. Что касается музыкальных предпочтений, то большое распространение получили современные эстрадные хиты старого и нового света. Традиция в изображении масок в совокупности с религиозными взглядами также постепенно уходит в прошлое. Но, несмотря ни на что, традиции в искусстве, оставили наложили свой отпечаток на формирование современной социокультурной ситуации в Экваториальной Гвинее.

Праздники фанг

Yala или Mvenga Mbom - большой традиционный праздник у народов фанг. После свадьбы молодого человека и девушки, теперь уже молодая жена в течение от полугода до года не имеет права входить в состав Абея или Народной Ассамблеи. Только спустя определённый срок организуется настоящий праздник по поводу принятия нового члена в состав Народной Ассамблеи. Семья жениха организует большое мероприятие, на которое приглашаются все члены племени: мужчины, женщины, старики и дети. Первоначально в субботу и воскресение жениха и невесты готовят специальный обед: "Абума - Ооно", "Ннам - Гуана", "Нцум - Экуан", "Эсук - Мелан", "Ануам - Ооно", "Мбон", "Аджин". В субботу состоится официальный обед между семьями, а в воскресенье организуются танцы: Маэле, Моком и современная музыка фанг. Сначала танцуют молоды, затем родители, а только потом уже гости. По окончанию мероприятия старший представитель объявляет о том, что молодая девушка принята в состав Народной Ассамблеи.
Мфома - рождество. Рождество является одним из самых главных праздников народа фанг. Поскольку большинство современных фанг католики, то соответственно рождество празднуют 24 декабря. В этот день собирается Народная Ассамблея. Рождество у фанг - это не только семейный праздник, это, в первую очередь, праздник для всего племени. За час до наступления рождества все обязательно идут в церковь.
Мфейнфейн - Мбу - Новый год. Это тоже большой праздник для фанг.
Мечап - это олимпийские игры. Это большой спортивный праздник, когда собираются большое количество спортивных игр: Мессинг, Нгет, Бибола, Ндамба. Каждый год такие мероприятия проходят в июле или августе месяце. Это стало добрым и хорошим обычаем. Каждый победитель получает большие призы, добивается большого уважения и внимания.
Совокупность всех праздников - это большой интернациональный праздник, который показывает дружбу народов фанг с другими народами со всего мира. Каждый праздник представляет собой неотъемлемую часть культуры народа, отражая его традиции и обычаи.

Заключение

В настоящее время на наше планете существует более 200 государств, множество больших наций, а ещё больше малых народов. Но каждый из них является частью этой огромной планеты, называемой Земля. Каждый народ представляет свою культуру, свои обычаи, традиции, верования, создавая свою культуру похожую на многие культуры этой планеты, но в тоже время она отличается тысячами маленьких элементов, подчёркивая, таким образом, свою уникальность и неповторимость. Уникален по своим особенностям, традициям и обычаям и народ фанг.
Если спросить у кого-нибудь из студентов нашего университета, а знаете ли Вы народ фанг? Наверное, найдутся всего один - два человека, которые имеют представление об этом, а ведь в университете обучается много представителей этого народа. Почему же мы боимся показывать свою культуру? Каждый народ должен показывать то, чего достиг уже он сам в своём духовном и культурном развитии, и, в то же время, учиться тому, чего достигли другие народы. Каждый элемент изобразительного, музыкального или танцевального искусства представляет частичку общемировой человеческой культуры. Это всеобщее достояние каждого человека нашей планеты. Поэтому задача этой работы заключалась в представлении культурного наследия группы народов, именуемых фанг.
Да, безусловно, сегодня уже в 21 веке, мы не можем сказать, что культура не изменяется. Глобализационные процессы, происходящие на нашей планете, оказывают значительное влияние на социокультурную ситуацию в каждой стране, откладывают свой отпечаток на культуру каждого большого, маленького и даже крошечного народа, проживающего на нашей планете. Не миновали стороной они и Экваториальную Гвинею, и народы фанг. В результате взаимодействий традиционных взглядов, обычаев, убеждений с Западной культурой, а, зачастую, под её воздействием развивалась и изменялась культура народов фанг в течение последних веков. Сегодня нет уже многих обычаев в системе социальных взаимоотношений, в том числе, семейно-брачных, уходят в прошлое религиозные взгляды, танцы, музыкальные и художественные произведения. Но на каждом этапе развития народа они выражали его духовную сущность, отображая ту ситуацию, которая соответствовала его взглядам, нормам и обычаям. Поэтому очень важно иметь представление об этих процессах.
Таким образом, подтверждается наша гипотеза о влиянии традиции на современную социокультурную ситуацию в Экваториальной Гвинее. Безусловно, жизнь не стоит на месте, многие традиции превращаются лишь в воспоминания и легенды, но каждая из них представляет собой этап развития народа и его культуры, а поэтому она не должна забываться.

Литература

1. Поплинский Ю. К. Опыт типологизации источников по древнейшей и древ ней истории Северной Африки.- Африканский сборник. История, этнография М., 1983.
2. Поплинский Ю. К. Проблемы интерпретации невербальных источников по этноистории народов Северной Африки и Сахары. Африканский этнографический сборник. 14. ТИЭ. Н. сер. Т. 113. Л., 1984.
3. Сказки народов Африки. М., 1976.
4. Субботин В. А. Колонии Франции в 1870-1918 гг. Тропическая Африка и острова Индийского океана М., 1973.
5. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1932.
6. Чёрч Р. Дж. Г. Западная Африка. Природная среда и ее хозяйственное использование. М., 1959.
7. Шаревская Б. И. Начало проникновения португальцев в Гвинею и по пытки христианизации Бенина - доклады и сообщения исторического факультета МГУ. Вып. 8. М., 1948.
8. Шаревская Б. И. Религии Древнего Бенина (очерк верований и культов африканского государства доколониального периода) - Ежегодник Музеи истории религии и атеизма. 1. М-Л, 1957.
9. Шаревская Б. И. Старые и новые религии тропической и южной Африки. М., 1964.
10. Шаревская Б. И. Введение.- Шпажников Г. А. - Религии стран Африки (справочник с картами). М., 1967.
11. Шнирельман В. А. Происхождение скотоводства (культурно-историческая проблема). М., 1980.
12. Ткаценко А.А. Страны Африки М.,1999.
13. Громыко А.А. Энциклопедический словарь Т.1,2 М., 1987.
14. Габон М., Мысль, 1978.
15. Дэвидсон А. Африканцы М., 1975.
16. Мельников И.А., Корочанцев В.А. Экваториальная Гвинея. М., 2001
17. Станы Африки: Факты, события, цифры. М.1999.
18. Rosendo Ela Nsue "Milan" Guinea E., 1983.
19. Paulino ndongo Aseco "Ebano" Guinea E., 1975
20. Poto-poto Guinea E., 1975
21. Rafael Nze A. La Lengua Fang o Nkobo Fang 1965
22. Geographie Guinea E., 1979
23. Luis Trugeda Los pamues de nuestra Guinea, Madrid, 1946
24. Politique culturelle en Republique unie du Camerun
Unesco, 1975.
25. Philipe Laburtne - Tabra Milaaba T. II Raris, 1975
26. Рунав Б.Б. Африка в меняющемся мире М., 1995.
27. История Африки XIX - начало XX в.в. М., 1967.
28. Кобищанов Ю.М. Африканские цивилизации. Становление и эволюция Африки: культура населения и современность. М., 1985.
29. Киселев Г.С. история культуры языки стран Африки М., 1985
30. Кобищанов Ю.М. Этническая ситуация: расы и народы М.. 1981

Москва, 2004 год

 

Вернуться на главную