Ордена Дружбы Народов

[image: image4.png]



ФАКУЛЬТЕТ: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ

НАПРАВЛЕНИЕ: ЖУРНАЛИСТИКА

КАФЕДРА: МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ КЕНИИ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ РОССИИ»

Выпускник:       Ньямасьо Мвонгела Эрнест

994330

Кения

ФЖБ- 42

Научный руководитель: Доцент Солнцев В.Н.

Москва

2004 г.
Содержание.

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Краткий очерк  социально-экономической и                   политической обстановки в Кении.

1.1 Социальное устройство………………………………………….5

1.2 Экономическая ситуация………………………………………..6

1.3 Основные политические силы…………………………………..8

Глава 2. История создание СМИ в Кении.

2.1 пресса…………………………………………………………….12

2.2 радиовещание……………………………………………………19

Глава 3. Телевидение Кении в сравнительном аспекте с телевидением России.

3.1 История развития телевидения………………………………...24

3.2. взаимоотношение государства и СМИ……………………….30

3.3. характеристика телевизионного рынка.

3.3.1. государственное ТВ…………………………………………35

3.3.2 негосударственное ТВ……………………………………….41

3.4.Прогнозы развития ТВ Кении…………………………………53

Заключение.......................................................................................56

Список литературы……………………………………………….58

Введение

За последние 10 лет Кения стала демократической республикой. Именно в начале 90-х гг. телевидение быстро развивалось. Его можно назвать сейчас самым крупным средством массовой информации. До политической революции в начале 90-х гг., все СМИ, которые колониальная власть оставила в Кении, когда страна получила независимость, контролировала политическая партия КАНУ. Эта партия использовала СМИ для того, чтобы распространять пропаганду своей идеологии. Освобождением телеканалов и лицензированием частных компаний в начале 90-х гг., был отмечен новый этап телевидения в Кении. Этап телевизионного плюрализма.

Данная работа призвана привлечь внимание к истории и показать важность телевидения для народа Кении. Работа состоит из следующих частей: введение, 1-ая, 2-ая, и 3-ая главы, заключение и список литературы.

Цель работы является показ того, что последовательное становление национального телевидение не может быть рассмотрено в отрыве от общественно- политический ситуации в 1-ой главе, и развития СМИ в 2-ой главе. 1-я глава- это краткий очерк  социально- экономической и политической обстановки и общественного устройства Кении. Телевидение уже давно стало самым важным из СМИ страны. Оно всегда могло влиять на мнение народов, и в Кении, и в других странах, и появление частных и негосударственных каналов в какой- либо стране хороший знак демократии и свободного общества. Для демократического развития общества очень важен факт развития свободного СМИ. А чтобы понять развитие СМИ, надо обязательно рассмотреть развитие самого общества.

Во 2-ой главе говорится об истории создание СМИ в Кении. В этой главе автор надеется, что история печатных СМИ и радиовещания в Кении будет рассмотрены как первые основные шаги на пути развития телевидения. Понятно что, без развития этих важных СМИ телевидение не может успешно развиваться телевидение.

В рамках 3-ы главы был проведен сравнительной анализ развития телевидения и Кении и телевидения Российской Федераций потому что, у них есть общие моменты непростого пути становления телевидения. В этой главе излагаются даты и факты истории развития государственных и негосударственных каналов телевидения  Кении и  России; рассказывается о взаимоотношении государства и СМИ, освещаются проблемы телевизионного рынка в обеих странах, и прогноз 

развития телевидения Кении и России. Автор решил взять основные элементы развития телевидения России, чтобы более подробно рассмотреть пути развития телевидения в Кении и надеется, что эта работа будет полезна всем, кто интересуется развитием телевидения Кении. 



Глава 1 Краткий очерк  социально-экономической и политической обстановки  Кении

1.1 Социальное устройство

Республика Кения, государство в Восточной Африке, на севере граничит с Суданом и Эфиопией, на востоке – с Сомали, на западе – с Угандой, на юге – с Танзанией, а на юго-востоке омывается Индийским океаном. Территория Кении приблизительно равна 582.600 кв. километров. Страна уникальна одна ее часть находится в северном полушарии, другая - в южном. Климат тропический, в центре более сухой, на побережье более влажный. Средняя температура в Найроби +24 градуса, на побережье +28 градусов. Сезоны дождей длятся с апреля по июнь и с октября по ноябрь. 

Согласно переписи, которая проходила в августе 1999г, население Кении приближается к 29 млн.человек. На севере и северо-западе плотность населения едва достигает 2 человек на кв. километр, тогда как в богатых и плодородных западных и южных районах вырастает до 120 человек на кв. км. Около 25 % проживают в крупных городах :Найроби, Момбасе, Кисуму, Накуру. 98 % жителей – африканцы. Кроме того, было зарегистрировано 53 тыс. выходцев из Азии, 34 тыс. европейцев и 41 тыс. арабов.
 Африканское население состоит из более 40 этнических групп. Условно эти группы можно разделить на три: кушити, банту и нилоти. В этническую группу кушити входят племена сомали, орма, рендил и борана. Племена кикуйю, камба, эмбу, меру и киси составляют группу банту. Племена масайи, луо, тесо и самбуру соответственно формуруют этническую группу нилоти. Официальными языками являются английский и суахили, однако население говорит еще на 75 различных языках. 

Что касается религии, то 38 % жителей исповедуют протестантизм, 28 % католики, примерно 26 % анимисты (следуют местным верованиям), 7 % - мусульмане. 

Кении, в отличие от других стран африканского континента удалось избежать многих серьезных этнических проблем: трибализма, сепаратистских движений, религиозного антагонизма. Этот феномен объясняется тем, что в Кении после обретения независимости в 1963 г была достигнута определенная политическая стабильность. Власть испытала своеобразную модернизацию, став чем-то вроде моноклановой структурой, т.к. политическое господство выходцев из племени кикуйю оказалось признанным другими этническими группами, добровольно выступающими в позиции младших партнеров.
 

К сожалению, в Кении разрешены далеко не все социальные проблемы. Сложившаяся демографическая ситуация, когда рождаемость намного превосходит смертность, и на каждую женщину в среднем приходится по 6 детей, привела к уменьшению дохода на душу населения, увеличению количества социально незащищенных групп населения, снижению количество представителей среднего класса. В связи с этим на национальном уровне ведется компания в пользу малосемейности, ограничения рождаемости, но эта программа пока не дала ощутимых результатов.

1.2 Экономическая ситуация

Экономический потенциал африканских стран измеряется природными ресурсами, в Кении – это чай и кофе. В колониальный период, который длился с 1895 г, когда официально был установлен протекторат Великобритании над Кенией, до 1963 г вся экономика государства была ориентирована на сельское хозяйство, где малообразованные коренные жители использовались в качестве дешевой рабочей силы. Но нельзя отрицать и тот факт, что колониальные власти внесли значительный вклад в развитие экономики Кении. Появились деньги (до этого купля-продажа осуществлялась на бартерной основе), банковская система, были построены железные дороги и больницы, установлено телеграфное и телефонное сообщение, и т.д. 

К моменту обретения независимости Кения столкнулась с двумя основными проблемами: было необходимо правильно организовать управление хозяйством и определить основные направления развития экономического потенциала. В начале 60-х были проведены следующие реформы: 

- Правительство во главе с первым президентом независимой Кении Джомо Кеньятта предоставило возможность всем участвовать в экономической жизни страны. Быстрыми темпами начало развиваться малое и среднее предпринимательство, фермерам были предложены различные схемы кредитования.

- Внедрялись программы по поддержке отечественной промышленной продукции, повышались тарифы на некоторые виды импорта.

- Интенсивно начали привлекать иностранные инвестиции.

- Были созданы все условия для развития туризма и сферы услуг, которые в настоящее время составляют 63 % всех доходных статей бюджета государства.

Все вышеперечисленные меры привели к тому, что в период с 1964г по 1990г в Кении был зафиксирован стабильный экономический рост. Например, объем экспорта увеличился с 416 млн. кенийских шиллингов в 1964г до 23.155 млн. шиллингов в 1990г.
 В последнее время правительство проводит политику развития нетрадиционных видов экспортной продукции (цемента, табака, рыбы, мыла). Упрочняются международные связи. Основными партнерами Кении являются Уганда, Великобритания, Нидерланды, Пакистан, Танзания, Египет.

После продолжительного экономического роста в Кении в 1997г произошел кризис и начался период стагнации. Уровень ВВП (внутренний валовой продукт) не успевает за увеличивающимся количеством населения. Засуха 1999-2000гг осложнила ситуацию и привела к нормированному использованию воды и электроэнергии. МВФ, оказавший помощь во время засухи, прекратил предоставлять кредиты из-за того, что правительство не справляется с проблемой коррупции. После выборов 2002г экономическое положение стабилизировалось.

1.3 Расстановка политических сил

Кения – государство с республиканской формой правления. Во главе государства стоит президент, в данный момент это Мвай Кибаки, избранный 30 декабря 2002г. Президент возглавляет исполнительную ветвь власти и осуществляет все назначения в правительство. Президент избирается на пять лет, кандидат в президенты должен набрать 25 % голосов, по крайней мере, в пяти из семи провинций Кении.

Законодательную власть представляет собой Национальная Ассамблея, где 224 депутата выборные, а 12 назначаются президентом по представлению партий.

Апелляционный суд и Верховный суд формируют судебную ветвь власти. Таким образом, в Кении соблюден демократический принцип разделения властей. 

Движение за политическую независимость Кении началось в 1920-х годах. Для выражения общественного мнения, выступающего против расовой дискриминации, изгнания с земли, жесткого налогообложения, низкой заработной платы, были сформированы политические организации: Ассоциация молодежи кикуйю (Young Kikuyu Association), Восточноафриканская Ассоциация (East African Association), Ассоциация молодежи кавирондо (Young Kavirondo Association). В период с 1944г по 1960г борьба за независимость усилилась. В 1944г была создана первая общенациональная партия Союз Африканцев Кении (Kenya African Union). В том же году членом Законодательного Совета был впервые назначен африканец Элид Мату. Сложная политическая и экономическая ситуация привели к росту преступности, активизации террористического движения Мау-Мау, и в 1952г губернатор сэр Эверлин Бэринг в целях предотвращения еще большего обострения обстановки в стране ввел чрезвычайное положение. 

Введение чрезвычайного положения только усилило противоречия, и колониальные власти были вынуждены пойти на уступки и принять на рассмотрение проект конституции. Согласно Конституции Луттлтона 1954г африканцы получили право избирать своих представителей в Законодательный Совет. Первые выборы были проведены в 1957г, в результате которых восемь лидеров борьбы за независимость были избраны: Рональд Нгала, Том Мбойя, Даниель Мой, Мате, Муими, Одинга, Огуда и Мулиро. Они проводили агитацию за увеличение количества мест представителей африканцев в совете, их большую автономность от колониальной администрации. После долгих дискуссий было принято решение создать массовую общенациональную организацию, которая представляла бы собой реальную угрозу колонизаторам. Так в марте 1960г появилась партия Национальный Союз Африканцев Кении (КАНУ). Другие более мелкие организации образовали Демократический Союз Африканцев Кении (Kenya African Democratic Union (KADU)). На выборах в мае 1963г КАНУ приобрела 83 из 124 мест в Палате Представителей, а 1 июня 1963г была сформирована независимая администрация (the Madaraka Administration). 12 декабря 1963г впервые было созвано независимое правительство, которое возглавлял Джомо Кеньята. С тех пор 12 декабря считается Днем Независимости Кении и является официальным праздником. 

Независимому правительству нужно было решить много экономических и социальных проблем, разрешить которые можно было лишь, достигнув политической стабильности. Поэтому первым шагом правительства была нейтрализация экстримистских организаций. 

С момента обретения независимости в стане действовали три президента. После смерти Джомо Кеньята 22 августа 1978г, пост занял Даниель Мой. Он ушел в отставку в декабре 2002г, в связи с поправками 1991г в Конституцию, согласно которым одно и то же лицо не может быть президентом больше, чем в течение двух сроков по пять лет каждый. Надо также отметить, что с 1982г (когда тоже были внесены поправки в конституцию) по 1991г Кения была страной с однопартийной системой и de-jure и de-facto. В 1991г был введен партийный плюрализм, но в действительности страна оставалась под властью КАНУ. 30 декабря 2002г Мвай Кибаки стал третьим президентом Кении. Партия Национальная Коалиция Радуга (National Rainbow Coalition) после сорока лет сменила КАНУ. 

До декабря 2002г выборы проходили в 1992г и 1997г., но оппозиционные партии не смогли объединится и проиграли, несмотря на то, что в совокупности они набрали больше голосов, чем КАНУ. Например, в 1997г 14 политических партий в сумме получили 59 % голосов избирателей, но президентом остался Мой, а правящей партией КАУН, которые набрали 41 %. 
 В 2002г оппозиционные партии и различные политические движения объединились, сформировали коалицию и выдвинули своего кандидата в президенты. Все партии и организации, невошедшие в коалиции, учредили социал. Демократическую парию под руководством Джеймса Оренго.

ГЛАВА 2 История создания СМИ Кении

В истории развития средств массовой информации в Кении можно условно выделить четыре этапа: 

1) период господства колониальный прессы, с конца 19 века до начала 20-х годов 20 века. Характерными чертами этого этапа являются активная деятельность миссионерских обществ различных религий, ориентированность прессы на интересы белого населения страны.

2) период политической оппозиции, борьбы за независимость Кении. Данный этап длился с середины 20-х годов до 1963г, года обретения Кенией независимости. Появляются национальные СМИ, выступающие против колониальных властей и законодательства, закреплявшего доминирующее положение белого населения. Правительство реагирует на ситуацию репрессиями, попыткой создать фиктивную псевдонациональную прессу.

3) период однопартийной системы, жесткого контроля за СМИ, пропаганды правящей партии. Этап продолжался с 1963г по 1991г.

4) становление основных принципов деятельности свободных СМИ. Демократический период начался с 1991г и продолжается до сих пор.

2.1 Пресса

 Появление газет в Кении связывается с деятельностью первых христианских миссионеров в конце 19 века. Помимо распространения евангелия они записывали, переводили и печатали различные устные истории и даже песни местных жителей. Первым регулярным изданием подобного рода считается «Taveta Chronicle», которую в 1895г издавал преподобный Альберт Стегал, который в то время возглавлял миссионерское общество.
 Газета выходила на английском языке и распространялась среди европейцев, проживавших в Кении, и даже доставлялась заинтересованным лицам в Европе.

 Первой регулярной еженедельной газетой была «Leader of British East Africa and Uganda», она издавалась с августа 1899г по август 1904г в Момбасе. Надо отметить, что в Найроби первая газета стала выпускаться только с 1905г. Называлась она «The Nairobi News» и, по сути, была проколониальной. В связи с различными причинами она просуществовала лишь два года и уступила место «Leader of British East Africa and Uganda», публикация которой возобновилась в 1908г в Найроби под редакцией Александра Дэвиса. Можно перечислить еще несколько газет, которые появлялись, издавались несколько лет и затем прекращали свою деятельность: «Nairobi Star», «Globe-Trotter», «Advertiser».

В то время, когда как частные предприниматели не слишком преуспели в издательской сфере, церковные издания успешно развивались. Ежемесячный журнал «Kikuyu News» существовал с 1908г по 1957г и пользовался завидной популярностью. В начале 20 века миссия англиканской церкви запустила в тираж «Lenga Juu» (дорога в рай), а католическая миссия – «Wathiomo Mukinyu» (настоящий друг), которая выпускается до сих пор. 

Из всех названных выше изданий «Leader of British East Africa and Uganda» (the East African Standard) является наиболее старым существующим до сих пор. Газета появилась в 1899г в Момбасе. Владельцем был Али Мулла Дживанджи, индийский предприниматель, который сколотил свое состояние на строительстве железной дороги в Уганде. Редактором газеты был эмигрант, т.к. в основном она была рассчитана на гражданских служащих и предпринимателей Момбасы, которая в то время являлась столицей Кении. В 1905г АМ Дживанджи продал газету Рудольфу Мейеру и Джорджу Андерсону. Партнеры поставили цель превратить газету в наиболее популярное и влиятельное издание в колониальной Восточной Африке. Единственной газетой, которая составляла конкуренцию «the East African Standard», была «the Mombasa Mail». Но в 1904г последняя оказалась втянута в судебное разбирательство по поводу клеветы, (газета опубликовала сфабрикованное письмо) и вскоре была объявлена банкротом.
 

В начале 20 века стало понятно, что публикации на английском языке, ориентированные на белое население, не могут удовлетворить интересы других социальных групп (африканцев и индусов), которым пришлось начать выпуск собственных изданий: «Samachar», «Indian Voice», «Hindi Prakash», (выходили на хинди), «East African News» (на английском и хинди) и «Eilnajah» (на арабском языке).

Первой газетой, которая открыто противостояла колониальному порядку, является «East African Chronicle». Ее выпуск в 1919г начал промышленник и демократ Манилал Амбалал Десай, который трагически погиб во время своей поездки по Южной Африке, Конго и Южной Родезии (сейчас Замбия и Зимбабве), в которой он призывал народ к борьбе за свободу. Именно его газета, выступавшая против дискриминации африканцев и выходцев из Азии, послужила своеобразным толчком к появлению целого ряда таких изданий и усилению борьбы за политическую независимость. Свои листки начали выпускать такие деятели, как Гарри Туку, Джомо Кеньятта, который впоследствии стал первым президентом независимой Кении, и Ачиенг Онеко. 

Политическая оппозиция набрала обороты после Первой мировой войны, во время которой большинство африканцев работали носильщиками, а иногда служили наравне со своими завоевателями. Теперь они более открыто выступали против колониальных властей и законодательства, закреплявшего доминирующее положение белого населения. С начала 20-х, по середину 30-х годов «Tangazo», издаваемая Гари Туку, и «Muigwithania», редактором которой был Джомо Кеньятта, превратились в серьезный источник новостей, альтернативный официальной колониальной прессе. Когда власти осознали угрозу, исходившую от «национальных» изданий, было принято решение начать развивать псевдоафриканскую, политически умеренную прессу. В 1921г Министерство Внутренних Дел стало выпускать ежемесячный проправительственный бюллетень «Habari».
 В одном из своих репортажей «the East African Standard», рассчитанная на европейцев, называла «Habari» «прекрасной попыткой поднять национальный дух». Этот бюллетень не имел постоянных тематических рубрик. Значительное место занимала информация о политических, экономических, торговых и культурных отношениях Кении с другими государствами. Практически не освещались события внутриполитической и общественной жизни, главным образом освещались выступления и поездки по странам членов правительства.

 Различные миссионерские общества также поддержали желание властей избавиться от «антиправительственных, антиевропейских и антихристианских» изданий, завоевывавших все больше и больше читателей. Под давлением таких сил «Tangazo» и «East African Chronicle» прекратили свое существование. Правительство, белее не заинтересованное в «Habari», выпускало бюллетень с перерывами, а в 1925г и вовсе перестало это делать. 

Несмотря на свою недолгую жизнь первые африканские «национальные» газеты внесли огромный вклад в развитие СМИ в Кении. Они не только показали коренным жителям, что те могут и должны влиять на политическую жизнь своей страны, но и вернули им чувство своего национального достоинства.

В конце 30-х годов в преддверии Второй Мировой Войны правительство, предчувствуя новый всплеск борьбы за независимость, начало издавать газету «Baraza» (сентябрь 1939г), выходившую на суахили. Появилась также «Sunday Post», которая вообще не сообщала о политических событиях. Во время войны существовала «Habari za Vita» (новости с фронта). 

«Baraza» печаталась в количестве 10.000 экземпляров в типографии «the East African Standard» и вскоре превратилась в первую самую популярную газету, выходившую не на английском языке.
 Но даже популярность «Baraza» не смогла предотвратить появление все большего количества противостоящих правительству, независимых изданий. В конце 40-х в Кении было не меньше семи еженедельных изданий на суахили. Наиболее заметные из них – это «Mumenyereri» и «Ramogi». В конце 50-х годов, когда политическая обстановка обострилась еще сильнее, практически все лидеры движения за независимость издавали свои газеты, в которых раскрывали свою точку зрения на происходящие события. Kenya African National Union (Kanu) -Национальный союз африканцев Кении, партия, которая долгое время оставалась у власти, издавала «Sauti ya Mwafrica» (голос африканцев); Akamba People’s Party – Партия Народа Акамба выпускала «Uhuru wa Africa» (свобода Африки); лидеры профсоюзов – «Mfanyi Kazi» (рабочий) и т.д.
 

Остановимся несколько подробнее на характерисике одной из таких газет - «Uhuru wa Africa».Эта еженедельная газета на суахили и на английском языке была создана в 1958г. Просуществовав всего около года (в марте 1959г она была запрещена властями), газета все же сыграла заметную роль в пропаганде политической независимости. «Uhuru wa Africa» выходила небольшим тиражом, ее издание было осложнено значительными финансовыми и техническими трудностями. Однако популярность газеты среди африканского населения была очень велика. В газете публиковались политически острые, порой дерзкие статьи, посвященные не только кенийским и внутрипартийным делам, но и общеафриканским проблемам. Почти в каждом номере присутствовали смелые, хотя и наивно исполненные политические карикатуры и рисунки, дополняющие и поясняющие тот или иной материал. Большинство материалов «Uhuru wa Africa» отличала простота и доступность изложения при отчетливо прослеживаемом стремлении донести до каждого читателя главные идеи партии и привлечь их в ее ряды.

На обострение борьбы колониальные власти ответили репрессиями. Редакторы многих газет оказались в суде. Влиятельные европейцы через своих представителей в Законодательном Совете добились запрета на выпуск радикальных газет. Правительство также приняло несколько поправок в Закон «О газетах и книгах» 1906г, которые фактически задавили национальные издания. Плюс ко всему были арестованы лидеры движения за независимость, и в 1952г введено чрезвычайное положение. 

Вакуум, который образовался после вышеописанных событий, заполнили две газеты, ориентированные на читателей-африканцев и выходцев из Азии, «Baraza» и «Swahili Jicho», которая была запущена в печать в 1953г. 

В конце 50-х годов после того, как чрезвычайное положение было отменено, а движение Мау-мау перестало действовать слишком активно, правительство пошло на некоторые уступки. Районным политическим организациям было разрешено выпускать свои печатные издания, партии Kanu вновь публиковать «Sauti ya Mwafrica». Редакторами газеты являлись Генри Гатигира, Джордж Гити и Саид Кадхи. Все они впоследствии займут посты редакторов двух крупнейших газет в стране «Daily Nation» и   «the East African Standard». 

Самая успешная ежедневная газета в Кении «Daily Nation» является детищем предусмотрительного лидера мусульманской группы Ага Кхана. Он сумел понять политическую и социальную обстановку в стране (в 1963г Кения обрела независимость), настроение и интересы читателей, увидел потенциал национальной прессы и создал такую газету, которую с удовольствием читали представители разных рас, национальностей, культур и религий. Плюс ко всему ни одна из уже существующих газет не могла составить ей конкуренцию: у местных газет был маленький тираж, а «the East African Standard» не учитывала вкусы коренного населения. Наиболее интерес у читателей вызывали постоянные тематические рубрики, особенно «письма читателей», «читательский форум», которые давали всем возможность высказать свое мнение. Надо также отметить, что Ага Кхан при выпуске «Daily Nation» применял современные печатные станки и модернизировал технологию. Ага Кхан также начал издавать «Sunday Nation» и «Swahili daily»- «Tafita Leo». Таким образом, была создана целая серия изданий (Nation Media Group). Модернизация национальной прессы продолжилась новой тенденцией назначения на пост главного редактора коренных жителей, а не эмигрантов. В 1965г главным редактором «Daily Nation» был Хилари Нгвено, в 1967 г его сменил Джордж Гити (он занимал эту должность практически двадцать лет). 

С начала 60-х годов до 1991г в Кении существовала однопартийная система. Практически четыре десятилетия страна находилась во власти КАНУ (Национальный союз африканцев Кении). Радио и телевидение принадлежали государству и полностью контролировались им. Средства массовой информации были вынуждены соблюдать большую осторожность при сообщении какой-либо информации, касающейся политики. Действовала система жесткой цензуры.

В 1991г однопартийная система была отменена. Начинают интенсивно внедрятся демократические принципы. Они не только провозглашаются, но и реально действуют. Законодательные рамки установлены в Конституции, статья 79 (1) которая говорит: «…ни один человек не может быть ограничен в свободе выражения, которая состоит в свободном доступе к информации, свободе слова, свободе мнения…»
 Полной свободы все-таки не существует. Государство ограничивает демократические постулаты. Эти ограничения нельзя назвать недемократическими (пока они не касаются частной сферы), ведь каждому государству необходимо обеспечивать свою безопасность как внешнюю, так и внутреннюю. В Кении действует Закон о защите общественной безопасности (Preservation of Public Security Act), запрещающий распространять информацию, содержащую государственную тайну. До 1991г именно этот закон часто использовался в качестве повода для судебного преследования многих журналистов, высказавших неугодное КАНУ мнение. В 1997г в закон были внесены изменения и дополнения, согласно которым было запрещено подвергать гонению за политические убеждения.

2.2 Радиовещание

История развития радиовещания в Кении практически повторяет собой процесс становления национальной прессы. Она также начиналась с полного господства колониальных властей, постепенного появления радиопрограмм на местных языках. Итак, в кратком изложении процесс развития радиовещания в Кении выглядит так:

· В 1928 г началось радиовещание на английском языке. Целью      вещания было удовлетворение потребностей белого населения в новостях из дома и других частей мира.

· Впервые радиовещание ведется и для африканцев во время Второй мировой войны, т.к. люди хотели иметь информацию о своих родственниках, принимающих участие в военных действиях.

· В 1953 г впервые выходят программы на местных языках: суахили, кикуйу, кинанди, кикамба, килухуа и арабском.

· В 1954 г создается Служба Вещания Кении (Kenya Broadcasting Services), были установлена и региональные станции в Момбасе (Sauti ya Mvita), Нуери (Mount Kenya Station) и Кисуму (Lake Station).
· В 1961 г вместо полностью контролируемой правительством Службы Вещания была учреждена Корпорация Вещания Кении (KBC).

· В 1989 г корпорация заключила контракт с японской консультативной службой телекоммуникационных технологий (Japan Telecommunications Engineering consultancy service) по улучшению и расширению диапазона средних радио волн.

· В 1996 г корпорация создала радиостанцию Metro FM, Capital FM, программы которого на 90 % состоят из музыки.
· В 1999г были созданы радио станции Nation FM и KISS FM.

· В декабре 2000 г на языке кикуйю для центрального и южного районов начала свое вещание Coro FM.
· В 2001 на побережье начала свою работу Pwani FM. В настоящее время в Кении действуют 17 FM радиостанций.
       В Корпорации Вещания Кении учреждено три службы радиовещания: Национальная служба, которая вещает на суахили по 19 часов в день; Английская служба, выпускающая передачи на английском языке; Местная служба, вещание которой проходит на 17 различных местных диалектах в течение двух часов утром и двух вечером. В содержание программ входят национальные и местные новости. Вообще, нужно отметить, что содержание радио программ, за исключением музыкальных радиостанций, на 99 % состоит из сообщений об общегосударственных и местных событиях, а также из образовательных и религиозных передач.

Радиовещание, как средство массовой информации, регулировалось на основе положений Закона об информационной корпорации (часть 221) и Закона, учредившего Корпорацию Вещания Кении.
 Именно эти законы позволяли радиовещательной корпорации предоставлять услуги радио вещания, регулировать и контролировать вещание, а также устанавливать необходимое оборудование для других лиц, имеющих право радиовещания. До тенденции либерализации, которая начала набирать обороты в середине 90-х годов, никому, кроме государства (KBC), не было разрешено осуществлять радиовещание. Тому, кто будет обнаружен за этим занятием, будет назначен штраф в размере 100.000 шиллингов. Таким образом, Корпорация получала монопольное право вещания. Сейчас ситуация заметно меняется. Появилось около десятка частных радиостанций. 

До этого радиовещание в Кении производилось только в городах и больших населенных пунктах в сельской местности. С проникновением в эту сферу частных компаний качество вещания улучшилось, расширилась территория распространения сигнала. Некоторые утверждают, что причиной изменения ситуации можно считать такой рыночный механизм, как повышение конкурентной борьбы. Конкуренция способствовала снижению цены на услуги, позволила низшему классу, т.е. наиболее социально незащищенным группам населения иметь своевременный доступ к информации. 

Увеличение интереса к сфере радио и телевещания объясняется еще и тем давлением, которое оказывают на правительство Кении Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд. Их требования сводятся к следующему: контрольный пакет акций в этой области должен перейти от государства в частный сектор. Плюс благодаря либерализации, предприниматели поняли, что инвестиции в данную область могут принести достаточно большую прибыль.
 Отсутствие прогрессивной законодательной базы, регулирующей лицензирование и техническое оснащение радио и телевещания, являлось значительным препятствием к развитию в Кении единой политики в сфере массовой информации. В 1997г правительство вынесло на рассмотрение два законопроекта – The Kenya Communications Bill и The Postal Corporation in Kenya Bill, которые практически повторяли содержание предыдущих законов (Закон об информационной корпорации и Закон об учреждении Корпорации Вещания Кении). Многие, включая Восточноафриканскую Интернет Ассоциацию и Центр по укреплению демократии, подвергли законопроекты критике. Учтя все предложения, в 1998г правительство опубликовало измененный вариант законопроектов – the Kenya Communications Bill – законопроект об информации в Кении.
 Оно заявляло, что целями принятия нового закона являются установление рамок для продолжения либерализации информационного сектора, изменение смыслового наполнения следующих информационных служб: телефонной и телеграфной систем, Интернета, радио, телевидения, различных спутниковых и кабельных систем. В итоге, с одной стороны сфера радио и телекоммуникаций стала более открытой для частных инвесторов, а с другой государство не ослабило контроля над данной областью. Контролирующий механизм был даже расширен, были учреждены три новые структуры – Комиссия по информации Кении (Communications Commission of Kenya), основной задачей деятельности которой был контроль за информационными службами; Телком Кения Лтд.(Telkom Kenya Ltd.), обеспечивающая своевременное предоставление информационных услуг; Почтовая Корпорация (Postal Corporation of Kenya), осуществляющая почтовые функции.
 

Известно, что тот, кто контролирует лицензирование средств массовой информации, осуществляет надзор за их деятельностью, имеет огромное влияние на содержание информации, развитие информационных технологий, информационный обмен. В Кении этим влиянием обладает государство. Главной задачей демократического государства является предупреждение концентрации средств массовой информации в одних руках. В данном контексте законодательство Кении еще далеко от идеала, но в этом направлении ведется работа. 

Глава 3. Телевидение Кении в сравнительном аспекте с телевидением России.

3.1 История развития телевидения.

Возникновению телевидения предшествовало соединение двух технических достижения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» - радио. Путь к объединению был долгим и сложным. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, - плод труда многих и многих ученых, изобретателей. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей – в результате появилось телевидение.

В России телевидение появилось на тридцать лет раньше, чем в Кении. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, Кения в то время была колонией Британии. Колониальные власти не были заинтересованы в прогрессивном развитии средств массовой информации в стране. Они всячески пытались замедлить этот процесс. Это можно увидеть на примере их противостояния появлению национальной прессы Кении, рассмотренной выше. Однако, в динамике развития ТВ в Кении повторилось моменты становления телевидения СССР, и передовых стран мира. 

Во-вторых, Кения на тот момент также не обладала достаточным уровнем экономического и технического развития. Это тормозило государство и мешало ему принять активное участие в техническом прогрессе, который в то время охватил все развитые страны.

В России 30 апреля 1931 года газета «Правда» сообщила: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения по радио). С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) будет передаваться изображение живого лица и фотографии». Действительно, 1 мая 1931г в эфир были переданы сигналы, несущие изображения сотрудников института и фотопортреты, но без звукового сопровождения. 

После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. 1 октября 1931г начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Передачи «механического» телевидения начались и в Ленинграде, позже в Одессе. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут, Ленинград и Одесса - нерегулярно. 

Позднее были предприняты попытки перехода с «механического» телевидения на электронное. Окончательно передачи «механического» телевидения прекратились 1 апреля 1941г, когда уже работал Московский телецентр на Шаболовке. 

В основном в эфир выходили эстрадные передачи и фрагменты театральных спектаклей. Летом 1940г в программах стали появляться информационные сообщения, которые в кадре читал диктор радио. Как правило, это были повторения радиовыпусков «Последних известий». В этот же период начал выходить в эфир, правда, нерегулярно, телевизионный журнал «Советское искусство», который представлял собой монтаж материалов кинохроники, продолжались короткие выступления пред телекамерой видных общественных деятелей.   

Как видим, программы российского телевидения того периода носили экспериментальный характер. И хотя основу вещания составляли кинофильмы, произведения театра и эстрады, а тележурналистика начала свое развитие, двигаясь по путям радиожурналистики, происходившие в этот период поиски собственно телевизионных форм и средств выражения оказались важными и плодотворными для дальнейшего процесса становления телевидения России. 

В послевоенные годы телевидение продолжало успешно развиваться. В 1948г начала действовать передвижная телевизионная станция. В 1949г провели первый внестудийный репортаж – предавали футбольный матч со стадиона «Динамо». Так появился новый жанр телерепортажей – прямой эфир, когда режиссеры и операторы оказывались в непривычных условиях, где творческий процесс протекал во многом импровизированно. 

22 марта 1951г постановлением Совета министров СССР была создана (в составе всесоюзного комитета по радиоинформации) Центральная студия телевидения, впоследствии превратившаяся в Центральное телевидение СССР. Структура ЦСТ предусматривала следующие подразделения: редакция литературно-драматического вещания, редакция музыкального вещания, редакция детского вещания и общественно-политическая редакция. Впоследствии были созданы киноредакция, редакции научно-популярных, промышленных, сельскохозяйственных и спортивных передач.

Общие с радиовещанием организационные рамки позволили распространить на телевидении информационные програмы. Рост аудитории телевидения вызвал с середины 50-х годов потребность дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи, начала работать служба информации, стали производить первые «телефильмы».

Несмотря на все попытки руководства страны противостоять развитию медиа рынка в Кении, прогресс невозможно было остановить. Появление телевидения было неизбежно. 

Телевидение Кении является классическим примером индустрии, чье равномерное и успешное развитие было нарушено политическим вмешательством. Вся история становления средств массовой информации в Кении отмечена чрезмерным влиянием на нее политических сил. 

В 1959 г английскими колониальными властями создается Корпорация Вещания Кении, целью которой было обеспечение становления радио и телевещания. Предложение о создании такой структуры было внесено специальной комиссией Прауда, которая занималась исследованиями плюсов и минусов внедрения телевидения и воздействия телевидения на радиовещание. Это была уже вторая такая комиссия. Первая действовала в 1954 г и пришла к выводу, что распространение государственного телевидение в Кении на тот момент является «экономически невозможным, а частного – нежелательно»

Между 1959 г и 1961 г, следуя рекомендациям комиссии Прауда, колониальная администрация заключила контракты с восьмью компаниями на создание и обеспечение телевизионных услуг. Эти восемь фирм, семь из которых были европейскими и американскими, образовали компанию Television Network Ltd. На нее была возложена ответственность за создание и утверждение государственной системы теле- и радиовещания. Приобретение Кенией политической независимости привело к тому, что Корпорация Вещания Кении получила статус независимой общественной организации. Идея заключалось в том, чтобы иметь независимую корпорацию похожую на Британскую Корпорацию Вещания - British Broadcasting Corporation (BBC), т.е. кенийцы воспользовались всем накопленным к этому времени опытом организации английского телевидения. К концу 1962 г были построены телевизионная башня и студия, и в следующем году телевидение официально появилось в Кении. В 1962 г в Кении появляется телевидение. Первая же телебашня была установлена на ферме в Лимуру, а радиус вещания составлял всего 15 миль.

Надо отметить, что кенийская корпорация была действительно очень похожа на BBC. Ее доход составляли реклама, ежегодные сборы за пользование радиоприемниками и правительственные субсидии. Надежды на то, что корпорация сможет сама обеспечивать себя, да еще и получать прибыль не оправдались. Новое средство массовой информации не смогло привлечь такое же количество заказов на рекламу, как старое проверенное радио. За первый финансовый год телевизионного вещания, т.е. с июля 1963 г по июнь 1964 г, корпорация понесла убытки в размере 1 млн. долларов и была вынуждена прибегнуть к государственным займам и поиску других дополнительных средств, чтобы остаться на плаву.
 

Так получилось, что только что получившее независимость правительство Кении беспокоил факт нахождения техники вещания в иностранном владении, и в 1964 г правительство приняло решение о национализации корпорации. Она была переименована в Голос Кении - Voice of Kenya (VoK) и преобразована в одно из управлений Министерства Информации и Туризма. Ее новая роль, как голоса правительства, заключалась в предоставлении информации, официальной пропаганде политического курса КАНУ, просвещении и развлечении населения. 

Несмотря на то, что страна перешла на независимый капиталистический путь развития экономики, который предполагал увеличение частного сектора во всех отраслях, переход вещания в частное владение был категорически запрещен. 

В 70-х годах двадцатого века развитие телевидения продолжалось. В России в 1977 г все программы Центрального телевидения начали передаваться в цвете.
 В Кении в 1970 г в Момбасе открылась новая телевизионная станция. Она не только принимала и транслировала программы, но и занималась производством собственных передач.

В России постояно шел количествиний рост региональных студии телевидения совершенствовалась  их техническая остащенность.. В 1987 г появляются первые кабельные телесети. Создаются первые негосударственные телеобъединения. По президентскому указу, изданному Горбачевым в июле 1990 года, Минсвязи и Гостелерадио было разрешено предоставлять эфирное время негосударственным вещателям. Этот указ подорвал государственную монополию на вещание, предоставив возможность местным негосударственным телевизионным станциям покупать у местных РТПЦ эфирное время, которое до этого предоставлялось только по официальному разрешению. К этому времени в стране было около 120 государственных программых центров.

 В Кении в 1989 г Голос Кении был снова преобразован в корпорацию. В 1989 г корпорация заключила контракт с японской консультативной службой телекоммуникационных технологий (Japan Telecommunications Engineering consultancy service) по улучшению и расширению диапазона средних радио волн. В 1991 г корпорация заключила контракт с токийской компанией Мурабени (Marubeni Corporation of Tokyo) на реконструкцию телебашен и постройку новых. Таким образом, была предпринята попытка по модернизации телевещания. В 1991 г страна перешла на многопартийную систему построения власти, одного государственного телеканалы уже было недостаточно. Правительство было вынуждено разрешить выдавать лицензии на вещание частным компаниям. С начала 90-х годов в истории развития кенийского телевидения начался новый этап – этап телевизионного плюрализма.

3.2 Взаимоотношение государства и СМИ.

Взаимоотношения государства и СМИ в различных странах строятся по-разному и зависят от того, о каких органах СМИ идет речь, какое конкретное правительство в данный момент находится у власти, какова политическая расстановка сил в отдельной стране и в мире и т.п. Огромное значение имеет то, какие ценности, идеалы, идейно-политические ориентации разделяют администрация редакций и их сотрудники.
Многие СМИ ассоциируются с конкретными политическими партиями, а иногда даже выступают как их официальные организации - к примеру, газета "Форвертс" и журнал "Нойе гезелыпафт" признаны в Германии как официальные органы СДПГ. Большинство СМИ в демократических странах демонстрируют свою зависимость от государства и его социально-политических институтов.
В индустриально развитых странах уже давно речь идет не о партийной принадлежности СМИ, а об их ориентации. Во Франции, к примеру, за исключением «Юманите» и "Матэн", трудно говорить о какой-либо партийности печати.   Ее скорее всего можно делить на «левую» или «правую».

Аналогична   ситуация   в   Великобритании.   Хотя, например, "Дейли телеграф" связана с крупным бизнесом, «Гардиан» выражает интересы реформаторских сил, "Дейли телеграф" - лейбористов, а "Файнэншнл тайме" отражает жизнь   финансовых   кругов   Лондона.   Иначе   говоря, неоднозначная   позиция   СМИ   по   отношению   к   власти (вернее,   к   тем,   кто   у   власти)   может   породить   либо конфликтную,   либо   консенсусную   модель.   Возможна   и консенсусно-конфликтная      модель.

В подходах к свободе слова даже в США и Великобритании,   странах   одного   блока,   имеется глубокая   разница.   Первая   поправка   к   американской конституции гласит, что Конгресс никогда не примет закона, ограничивающего свободу слова или прессы. В Федеральном законе о связи 1934г.
 говорится, что Федеральная комиссия связи не должна иметь прав цензора в отношении любых сообщений, которые передаются радиостанциями. И никто не может посягать на право свободы выступлений.
Что касается России, то при выдаче лицензий содержание программ не затрагивается в принципе, за исключением двух моментов, предусматривающих определенное внимание к детским и образовательным передачам. В соответствии с законом, участники конкурсов на получение лицензий, которые будут транслировать детские и образовательные программы должны иметь преимущество. На деле же этот принцип вовсе не учитывается. Более того, самая крупная культурная и образовательная программа четвертого канала «Культура» была закрыта сверху, и время вещания с утренних часов до 18 часов было передано каналу НТВ сугубо по политическим причинам, за поддержку, оказанную Центру на президентских выборах в 1996г.
 

Для того чтобы получить лицензию в России станция должна выполнить три требования: Во-вервых она должна зарегестрироваться как средство массовой информации в комитете по печати. Во-вторых, получить лицензию министерства связи на использование частоты, или заключить контракт с кем-либо, кто имеет такую лицензию. В-третьих, получить лицензию на вещание ФСТР( Федеральная Служба России по Телевиде и Радиовешание). Для того чтобы начать вещание необходимо наличие всех трех лицензий. 

Таким образом, при лицензировании проблемы ответственности и содержания прямо не затрагиваются. Но есть жалобы на содержание программ и попытки воздействовать на него со стороны общественности, якобы с целью сохранения плюрализма в вещании.

В России существует много государственных органов, осуществляющих контроль за СМИ: это ФСТР, которая была создана в 1992 г. И министерство печати и информации и его региональные комиссии по защите свободы печати, в обязанность которых входит регистрация всех средств массовой информации. Полномочия ФСТР четко не определены , но благодаря контролю за процессом лицензирования, данный орган имеет большое влияние на вещательные СМИ. 

Телевизионную деятельность компаний в Кении регулируют комиссия по коммуникациям (Communications Commission of Kenya) и министерство туризма и информации, которое в 2001 г объединило министерство информации и министерство транспорта и коммуникаций. В данный момент министерство возглавляет Стефан Калонзо Мисуйока.
 Согласно последней тенденции либерализации телевизионным компаниям предоставляется полная свобода действий при условии соблюдения ими рамок приличия и безопасности. Министерство лишь предоставляет частоту вещания и осуществляет общий контроль. В целях саморегуляции данной индустрии в конфликтных ситуациях была создана Ассоциация владельцев средств массовой информации (The Media Owners Association). 

Формированию целостной национальной политики в сфере теле- и радио вещания несколько помешал факт объединения министерств. Оно приостановило программу создания Комиссии по фильмам (film commission), которая способствовала бы уменьшению бюрократических препон во время производства фильма и выпуска его на экран.

Другим барьером к дальнейшему успешному развитию средств массовой информации является изменения в законодательстве о СМИ. Предложенные поправки - Miscellaneous Amendment Bill (2001) к “Закону о книгах и газетах 1905 г (the Book and Newspapers Act)” и к “закону о фильмах и пьесах” (the Films and Stage 
Plays Act), несомненно усилят принудительный аспект лицензирования и опубликования изданий. По этому поводу Комитет защиты журналистов (Committee for the Protection of Journalists) выразил свои опасения.

Согласно данному проекту закона перед новой публикацией необходимо предоставить гарантию в размере 1 млн. шиллингов (13.459 долларов США), обеспечивающую любые принудительные взыскания, направленные против данной публикации. Это в сто раз больше чем в настоящее время – 10.000 шиллингов (134.59 долларов США).

Издатели, нарушившие это правило, будут привлечены к ответственности в виде штрафа (1 млн. шиллингов) или лишения свободы на срок до трех лет. Лишение свободы на срок до пяти лет и лишение права заниматься издательской деятельностью предусмотрено для тех, кто нарушит закон дважды.

Предусмотрена ответственность и продавцов публикаций. На любого распространителя публикации, за которую не была предоставлена гарантия, будет налагаться штраф не больше 20.000 шиллингов, а также ему может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев, вне зависимости от того знал он или нет о неуплате гарантии.

Ассоциация владельцев средств массовой информации обвиняет правительство в попытке установить жесткую цензуру. По новому закону прежде, чем выпустить программу в эфир, телевизионная компания должна будет предоставить ее пробный выпуск в министерство туризма и информации для утверждения. Таким образом, усиливается бюрократическая волокита, неизвестно насколько затянется процесс одобрения. Плюс ко всему до сих пор не ясно, какими критериями будут руководствоваться должностные лица при отборе программ. Также встает вопрос, что делать с новостными передачами? Данная система просто идет в разрез с устоявшимися правилами.

Говоря о достоверности информации, о защите прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности, главное внимание СМИ все же уделяют вопросам политическим, обходя вопросы общественного вкуса и приличия.
В известном смысле - это реакция телерадиовещания на пуританизм телевидения и радио в советский период в России, в период однопартизма - в Кении, на множественные запреты, которые тогда существовали, выступление против цензуры и всякого рода ограничений, весьма популярных в обществе. 
Не удается выработать и консенсус среди телерадиовещателей относительно определенного баланса свободы и ответственности. Они активно выступают против контроля над содержанием. Российское радиотелевещание имеет две особенности: первая - оно очень политизировано и отражает политические интересы владельцев и спонсоров; вторая - оно заботится о коммерческом интересе, чтобы увеличить доходы от рекламы.
В результате, проблема баланса свободы и ответственности решается в пользу безответственности. Это вызывает продолжающийся конфликт между аудиторией (или частью аудитории, к которой относятся и церковные организации, и многие организации граждан) и руководителями ТВ и радиовещания.
Между тем, попытки Думы создать Совет по этике могут привести к определенным формам цензуры, а с этим нельзя соглашаться. Скорее всего, нужны более решительные меры в отношении создания определенного общественного мнения, которое убедило бы владельцев телеканалов в том, что ТВ должно все же соблюдать определенные нормы этики.
Нет ничего предосудительного в том, что правительство или различные ведомства будут иметь свои СМИ, если они в состоянии достойно их содержать. Наличие, наряду с коммерческими СМИ, государственных дает населению право выбора. Сотрудники государственных изданий не могут себе позволить того, что позволяют частные издания. Государственные СМИ не могут заниматься предпринимательством в классическом смысле, они должны стать носителями культуры, морали, нравственности, и сегодня для них главное говорить правду, а не заниматься государственной пропагандой.
3.3. Краткая характеристика телевизионного рынка

3.3.1 Государственное телевидение

KBC (Корпорации Вешания Кении)
Эфир государственной компании KBC, основанной в 1962 г, распространяется на 80 % территории страны каждые 96 часов в неделю. Программы выходят как на английском языке, так и на суахили. Для обеспечения государственного канала KBC обладает двумя современно оборудованными телевизионными станциями в Найроби и в Момбасе. Станция в Момбасе была открыта в 1970 г. Она не только передает передачи, принятые из Найроби, но и выпускает свои культурные и информационные програмы. Установки, предающие сигнал, находятся в различных частях Кении, что улучшает качество трансляции, т.к. топография страны (большое количество холмов) значительно мешает передаче сигнала. В августе 1995 г корпорация заключила контракт с южноафриканской компанией Multichoice (DSTV) с целью создать новый цифровой канал KBC Chanell 2. Проект включал в себя установку спутниковых тарелок у потребителей, через которые те могли бы принимать большое количество каналов, как кенийских, так и мировых. 

ОРТ ( Общественное Российское Телевидение) 

После августовского путча 1991 года новое российское правительство преобразовало Центральное телевидение, как называли первый канал в советское время, в телекомпанию "Останкино". Этот канал, на котором тем не менее размещалась реклама, оставался государственным до начала 1995 года, когда правительство Ельцина ликвидировало госкомпанию "Останкино" и учредило новую акционерную компанию под названием ОРТ (Общественное российское телевидение). 51% акций ОРТ принадлежит государству, а 49% - частным акционерам, в числе которых РАО Газпром, ЛогоВАЗ, Микродин, Объединенный банк, Банк "Столичный", Банк "Менатеп", Банк "Национальный кредит", Альфа-Банк. Эти корпорации и банки относятся к числу крупнейших в России и пользуются значительным экономическим и политическим влиянием. Все они получили предложения об инвестировании в ОРТ от российского правительства.

РТР 

Когда в конце 1990 года начался распад СССР, Борис Ельцин (тогда председатель Верховного Совета Российской Федерации) стал настаивать на том, что России необходим национальный телевизионный канал (как противовес интересам СССР в целом), заявляя, что во всех других республиках есть собственные телевизионные каналы. С мая 1991 года вновь созданная Всероссийская государственная телерадиокомпания получила несколько часов ежедневного вещания на 2-м канале - сначала, в основном, в новой информационной программе "Вести". Вскоре вещание на 2-м канале, ориентированное на российскую аудиторию, стало занимать шесть часов в день. После путча 1991 года 2-й канал был официально передан Российскому ТВ, получил частоту, собственное здание, сотрудников и оборудование. По социологическим данным, РТР охватывает аудиторию, составляющую 98,7% населения России,
 и вещает через систему из пяти спутников, около 5.000 трансляторов и наземных линий. В состав ВГТРК также входит одна из трех крупнейших национальных радиостанций - "Радио России".

Несмотря на то, что в начале своего существования корпорация не могла полностью обеспечивать себя и вынуждена была брать кредиты у государства, сейчас ситуация выглядит по-другому. Корпорация стала экономически независима. У KBC пять основных источника дохода: 

1. прибыль от рекламного времени (30 % радиопередач имеют коммерческую основу); 

2. размещение различных оплачиваемых объявлений. 

3. продажа разрешений на использование радио точек и телевизионных приемников. Законодательство обязывает владельцев   ежегодно оплачивать счет, но данное правило обычно игнорируется. Многие также приводят доводы, что в они вообще не смотрят программы KBC, и считают такое положение несправедливым;

 4. доходы от сдачи в аренду оборудования для кинопроизводства.

5. субсидии из государственного бюджета.

Хотя правительство, обладая контрольным пакетом акций, формально контролирует ОРТ, нередко у него возникают трудности с финансированием первого канала. В 1996 году, например, ОРТ практически не получило государственного финансирования отчасти из-за того, что Дума сочла канал проельцинским и отказала ему в дотациях. Дума также была против финансирования двух государственных каналов. На 1995, 1996 и 1997 гг. бюджет ОРТ составлял около 250.000.000 долларов, примерно три четверти которого идет на оплату передачи сигнала и треть - на закупку и производство программ.

В отсутствие государственного финансирования ОРТ существует на доходы от рекламы и на инвестиции акционеров, не обладающих контрольным пакетом. Поскольку многие из них поддерживают Ельцина (1996), ОРТ получило альтернативные частные источники финансирования и смогло работать, не беспокоясь о том, что, используя экономические рычаги, Дума будет пытаться проводить свои политические интересы и оказывать давление на подбор программ и редакционную политику. Например, во время президентских выборов, союзник Ельцина Борис Березовский, директор ЛогоВАЗАа, которому принадлежало 16% акций ОРТ, играл активную роль в финансировании ОРТ. Редакционная политика ОРТ была ориентирована на поддержку Ельцина. После выборов коммерсант Березовский был назначен на высокий государственный пост заместителя секретаря Совета безопасности России. 

В настоящее время консорциум, возглавляемый председателем Банка "Столичный" Александром Смоленским, владеет 30% негосударственного пакета акций и является самой влиятельной новой фракцией на ОРТ. Однако, Березовский по-прежнему фактически контролирует финансы и программную политику компании. 30 

Хотя ОРТ представляется весьма прибыльным предприятием, учитывая государственные субсидии, частные инвестиции и доходы от рекламы (24.000 - 30.000 долларов за минуту прайм-тайма, но довольно часто клиентам предоставляются скидки), у компании много затрат, в том числе на содержание технической инфраструктуры вещания на всю страну, которая включает почти 9.000 передатчиков, 7.000 приемных станций, восемь спутников и наземные линии протяженностью 220.000 км.
 По некоторым данным, ОРТ также теряет значительную часть потенциальной прибыли, отдавая ее брокерской фирме "Премьер СВ", которая имеет исключительные права на продажу рекламного времени ОРТ и получает значительный процент прибыли в обмен на свои услуги. ОРТ нередко испытывает финансовые затруднения, и, по мнению некоторых обозревателей, сокращение финансирования грозит закрытием части высококачественных программ. 

В отличие от ОРТ, РТР все еще на 100% принадлежит государству. Несмотря на это оно получает не все средства, которые выделяются на его деятельность из госбюджета. В 1996 году сообщалось, что РТР получило только 30 % обещанных средств. РТР пополняет свой бюджет за счет коммерческой деятельности. Эфективьность телевидения как средства массовой информации в Кении не так как в Росии. 

Телевидение охватывает только 35-40 % населения Кении. Статистические исследования  1985 г показывали, что только 17 % зрителей рассматривали телевидение как достоверный источник информации, в то же время как 85 % заявили, что узнают последние новости, слушая радио. Телевидение не смогло завоевать доверие населения. Ситуация в корне изменилась после того, как в 1991г в Кении был введен партийный плюрализм. Теперь зрители не столь уверены в том, что канал KBC используется в целях пропаганды власти. Количество человек, относящихся к телевидению с большой степенью доверия, возросло до 47 %. 
 

По разным статистическим данным, потенциальный охват ОРТ составляет от 141 до 200 млн. зрителей.
 Доступ к ОРТ и другим русскоязычным каналам вещания - политический вопрос в республиках, особенно в регионах с многочисленным русским населением, как, например, в Казахстане, жители которого хотят сохранить связь с русской культурой. Плюс ко всему вещание ОРТ распространяется на другие страны СНГ.

Потенциальная аудитория зрителей РТР составляет 140 млн. человек. Хотя он является национальным каналом, существующая на местах практика замены его программ собственными может стать настолько распространенной, что приведет к существенному сокращению охвата аудитории. Многие уже считают, что РТР больше не является национальным каналом в подлинном смысле этого слова. Это проявляется и в рекламных расценках, которые значительно ниже, чем у ОРТ. 

Поскольку местные государственные телевизионные каналы традиционно перекрывают вечерние программы РТР местными новостями, а многие из них самовольно увеличили объем своего вещания, в последние шесть месяцев РТР стало заключать контракты с негосударственными станциями на показ программ, которые оказываются перекрытыми на государственных региональных каналах. 

Учитывая, что информационные программы РТР в основном посвящены российским событиям, а правительствам других стран эти частоты необходимы для своих целей, программы РТР в Прибалтийских республиках и в странах СНГ частично или полностью перекрываются местным вещанием. Эти изменения отчасти вызваны тем, что ВГТРК перестала оплачивать содержание инфраструктуры связи за пределами России и передатчики перестали передавать сигналы РТР, а также тем, что другие страны СНГ решили отдать эти частоты своим национальным каналам. 

3.3.2 Негосударственное телевидение

Как уже было сказано ранее, в течение довольно длительного времени телевидение в силу похожих причин, (примерно одинаковой политической обстановки, когда власть находится в руках одной партии), как в Кении, так и в России оставалось исключительно государственным. Тем не менее, смена политических режимов повлекла за собой развитие демократических принципов и способствовала появлению негосударственного телевидения.

Частная компания KTN Baraza Ltd или Kenya Television Network (телевизионная сеть Кении) была основана в 1990 г как совместное коммерческое предприятие бизнесмена англичанина Роберта Максвелла и кенийских предпринимателей. Надо отметить, что это была первая частная компания, которая получила лицензию на деятельность. История KTN отображает сомнения правительства относительно органов, уполномоченных выдавать лицензии на деятельность СМИ. 

В начале ее существования говорили, что компания полностью находится под контролем партии власти КАНУ. Несмотря на инвестиции, вложенные медиа магнатом Максвеллом в предприятие, до конца никому не было ясно, кому на самом деле она принадлежит. Позднее контрольный пакет акций перешел к председателю правления компании юристу Джареду Конгвана, который был связан с чиновниками в правительстве Мойя, и Джереми Томпсону, представителю Максвелла, осуществлявшего общее наблюдение за инвестициями бизнесмена. По неизвестным причинам Конгвана вскоре был отстранен от руководства компанией, а Томпсон исчез из страны.
 

Компания оставалась в руках партии до 1998 г, когда КАНУ продала ее «Standard Group of Newspapers». По существу это было слияние одной из старейших газет Кении и самой крупной частной телевизионной станции. Управляющий директор компании «Standard Group of Newspapers», Боб Холт заявил, что объединение компаний является эффективным средством в конкурентной борьбе, а также способствует улучшению качества предоставляемых услуг. Газета, в свою очередь, продала часть акций компании Baraza Ltd.

 После реорганизации она снова начала вещание. Теперь это полностью кенийское предприятие. Телестанция располагается в центре Найроби. Станция оборудована двумя передатчиками, мощностью 1 киловатт, один из которых находится прямо на здании компании, а другой расположен в сорока километрах от города. Трансляция осуществляется на английском языке 24 часа в сутки на UHF частоте. В основном это музыкальные и развлекательные программы, импортируемые с запада, местные новостные и информационные программы, которые представляют одно из независимых информационных агентств Кении. 

В начале своего существования KTN транслировала свои программы только в Найроби, но уже в то время у компании были планы по расширению территории вещания. Претворению их в жизнь мешала цена такого вещания. Сейчас трансляция KTN распространяется на Найроби, Момбасу и Кисуму. 

Изначально предполагалось, что основным источником ее дохода будут платежи за пользование каналом, но этот план не оправдался. В настоящее время KTN существует на прибыль от рекламы.

Еще одна частная компания, STV, раньше известная как Stella Vision получила лицензию на свою деятельность в 1992 г. В 1999 г компания Африка TV, у которой находятся 26% акций STV, взяла на себя функции управления.
 STV является единственной частной компанией, которая осуществляет трансляцию программ за пределами Найроби. На данный момент STV принимают на 85% территории Кении, т.е. практически во всех больших городах страны. Состав программ не сильно отличается от других каналов – это импортируемые передачи с каналов MCM, the French music channel, и SKY TV (прямые трансляции спортивных мероприятий, «мыльные оперы» и другие сериалы, фильмы и местные новости).

В мае 1998 г компания Nation Media Group, владельцем которой является Ага Кхан (лидера мусульманской группы), получила лицензию на теле- и радиовещание, но только в Найроби, и в октябре 1999 г был запущен канал Nation Television.

В Кении действует один кабельный канал - Cable Television Network (CTN). Благодаря данному каналу многонациональное население Кении может смотреть арабские, индийские и другие передачи. По последним данным к кабельному телевидению подключено около 14000 зрителей. Можно сделать вывод, что это достаточно много, если учесть тот факт, что во всей Кении около 800.000 телевизоров и 34 млн. жителей (на 1000 человек приходится по 21 телевизору). 

С апреля 2004 г начнет свою работу Новый информационно-развлекательный телевизионный канал. Это второй такой канал на африканском телевизионном рынке. Дублируемый в Африке, канал будет предоставлять 30 странам доступ к различным развлекательным и информационно-аналитическим программам.

Канал рассчитан на аудиторию в возрасте от 18 до 30 лет. Учредители канала надеются, что он составит достойную конкуренцию западным каналам, таким как американский MTV и французский MCM, и уже существующему в Африке каналу 0, так как он будет содержать не только музыкальные и развлекательные программы. Данный канал появляется как раз тогда, когда стало очевидно, что импортируемые каналы не справляются с запросами зрителей и аудитории не хватает программ, отражающих специфику региона.

За последние пять лет наблюдалось быстрое развитие негосударственного ТВ. Значительная часть станций сейчас производит собственные программы, в том числе новости, ток-шоу, интервью и музыкальные программы. Несколько лет назад многие станции, чтобы выжить, были вынуждены заниматься дополнительной непрофильной коммерческой деятельностью, например, торговлей или сбытом товаров народного потребления, однако теперь многие станции получают достаточно высокие прибыли от рекламы, позволяющие финансировать свою работу. В то же время некоторые начинающие станции прекратили свое существование, главным образом из-за плохой организации менеджмента или отсутствия надлежащей экономической базы.
 

В России развитие негосударственных станций шло разными путями и в каждом случае зависело от конкретных условий на местах, поэтому трудно говорить об общих тенденциях в развитии станций  целом. Однако, одним из важных показателей является то, какая доля вещания приходится на программы собственного производства и на программы, поступающие из других источников. По мнению одних станций, программы, ориентированные на местную зрительскую аудиторию и сделанные на самой станции, имеют жизненно важное значение для дальнейшего существования станции, поскольку местный колорит дает возможность обрести собственное лицо и выгодно отличаться от общенациональных каналов и сетей. Другие станции предпочитают показывать программы, полученные со стороны на законных основаниях (или пиратским образом). У некоторых нет даже собственной студии, которая стоит слишком дорого. И тот и другой путь развития или сочетание обоих вариантов привели к появлению успешно работающих станций. В каждом отдельном случае многое зависит от состояния местной экономики и того, насколько руководство станции понимает принципы работы коммерческого телевидения. 

Негосударственные станции ведут вещание на самых разных каналах, что в значительной степени зависит от того, какие каналы существовали в регионе, когда они начинали свою деятельность, и какие частоты местные отделения Минсвязи выделяли для общественного пользования. 

Некоторые станции получили лицензии на вещание на метровом, и на дециметровом каналах, чтобы усилить сигнал или просто получить второй канал на рынке. Другие станции подключаются к кабельным инфраструктурам, значительно расширяя свою потенциальную аудиторию. 

Некоторые станции кабельного телевидения подсоединяются к более мощным ТВ-станциям в региональных центрах, от которых они получают программы. В Новгороде, например, местная станция ТВС работает с кабельными каналами в тех местах, которые не охватывает сеть их передатчиков. 

Будущее небольших станций кабельного телевидения достаточно неопределенно и в значительной степени зависит от регионального развития. По данным проведенного недавно опроса в провинциальных городах местное кабельное телевидение смотрят15% жителей, главным образом, в возрасте от 25 до 40 лет. По данным исследования компании "Рашн рисерч", 12 % страны охвачено кабельным телевидением, но ситуация неоднородна в разных регионах. В Москве кабельным телевидением охвачено 50% населения, хотя в других регионах эта цифра не превышает 12%, а в некоторых составляет всего 1%. Однако, учитывая специфику кабельного телевидения, можно говорить об уровне его развития только в отдельно взятом конкретном регионе, поскольку общий анализ по всем регионам не дает достоверной картины существующего положения.
 В некоторых регионах кабельное телевидение развито очень хорошо. Например, в Саратове сеть кабельного телевидения охватывает 80% жителей города. 

Многие станции кабельного телевидения сейчас переживают трудные времена - они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны других вещателей, к тому же видеомагнитофоны стали более доступными. Кроме того, в связи с ухудшающимся экономическим положением населения, все больше абонентов не имеют возможности платить за кабельное телевидение. В 1995-96 годах абонентная плата составляла около 10.000 рублей в месяц (1,8 долл.). 

Для крупных рекламодателей небольшие станции кабельного телевидения не представляют особого интереса, и они нередко не хотят покупать у них рекламное время. Мелкие местные рекламодатели, напротив, заинтересованы в аудитории небольших кабельных сетей, и именно поэтому региональные каналы и сети готовы принимать такие станции в число своих членов. 

Несмотря на конкуренцию со стороны вещателей и экономические трудности регионов, некоторые специалисты по СМИ считают, что в российских городах кабельные сети будут развиваться, в частности, благодаря многоканальной многоточечной распределительной системе MMDS (Многоканальная Многоточечная Распределитель Система). Ожидается, что более широкому использованию кабельных сетей будет способствовать применение волоконной оптики в телефонной связи. По данным компании "Кейган уорлд медиа", число кабельных станций увеличилось на 25% в период с 1994 по 1995 гг., аналогичный рост ожидается и в последующие несколько лет. Но пока реальное использование услуг многоканального кабельного телевидения и MMDS минимально. 

В крупных городах станции кабельного телевидения иногда обеспечивают многоканальное обслуживание всех сетей и скорее напоминают кабельные телевидение в США. Большинство подобных проектов до сих пор находится на стадии разработки и вряд ли возможно их осуществление на базе действующих местных станций. Их реализация требует значительных инвестиций в развитие местной инфраструктуры. 

В 1997г. был образован "НТВ-холдинг" как подразделение холдинга "Медиа-Мост" ставший фактически самостоятельной компанией. В него к началу 2000г. входили: телекомпании НТВ, НТВ-Плюс, региональная телевизионная сеть ТНТ, "Русское видео - 11 канал", "Четвертый канал", "АС Байкал ТВ", "НТВ-Сат"; компании видео- и кинопроизводства и кинопроката; радио "Эхо Москвы"; "Деловая волна"; оператор спутниковой связи "Бонум-1", (Известия, 19.09.2000г.) В начале 2000г. руководство "Медиа-Моста" продало 4,5% акций НТВ и ТНТ американской компании Capital Research and Management Company (CRMC)

Группа "Медиа-Мост" - единственный российский медиа-холдинг, который проводит активную экспансию за рубежом. Русскоязычный канал "НТВ-Интернешнл" - конкурент зарубежного канала ОРТ.

Главный конкурент группы Гусинского – группа Березовского. Борис Березовский - владелец 75% акций "шестой кнопки" ЗАО "Московской независимой телевещательной компании 'ТВ-6 Москва". Значительную часть акций канала ТВ-6 Борис Березовский в 1999г. приобрел у Эдуарда Сагалаева. Создание канала ТВ-6, рассчитанного на молодежную аудиторию, отражает причудливое    сплетение интересов российских и транснациональных компаний.
Проект ТВ-6 был обречен на успех изначально, потом что цифра в его названии отражала общее количество телевизионных каналов в Москве (с ТВ-6 включительно) - уровень конкуренции был невысок. Однако решающую роль в становлении канала сыграло предоставление Сагалаеву Тэрнером прав на показ фильмов из фильмотеки своей радио - и телесистемы, которые сделали каналу репутацию "кинобудки" и способствовали возникновению зрительского интереса к новому каналу, вещавшему в дециметровом диапазоне. Изголодавшиеся по кино зрители порой специально покупали дециметровые антенны для того, чтобы смотреть ТВ-6.

Братья Максвеллы - партнеры Березовского, они имеют интересы и в некоторых других российских медиакомпаниях. В частности, участвовали в создании "Метеор-ТВ" - первого российского кабельного проекта национального масштаба, задачей которого было объединение разрозненных кабельных операторов в одну сеть.

В Москве сеть СТС считается "восьмым" каналом (после ТВ-6 и Ren-TV). СТС недолго оставалась в собственности иностранного капитала. В 1998г. появились сообщения о том, что крупными пакетами акций канала владеют Альфа-банк. В 2000г. "ЛогоВАЗ News Corporations", входящий в Группу Березовского купил пакет акций Story First Communications. Контролирующая СМИ группа использует их и как побочный бизнес, позволяющий охранять и умножать бизнес основной, и как инструмент укрепления политического и финансового влияния.

Ядро СМИ, которые контролируют группа Лужкова - АО "ТВ-Центр". Амбиции сделать телеканал общенациональным и оппозиционным федеральной власти улетучились после реальной опасности не получать продления на 5 лет лицензии в ходе тендера, организуемого федеральным Министерством печати. 
До середины 90-х гг. местный телевизионный рынок повсеместно контролировался ОРТ, РТР и НТВ. В дальнейшем наступление начали ТВ-6 и первые две телесети - СТС (создатель телесети - американская компания Story First Communications) и Ren-TV. В отличие от традиционных эфирных каналов телесети построены по сотовому принципу. Головная станция передает сигнал в регионы, на местах станции ретранслируют программы и, в оговоренные сторонами эфирные окна, ставятся программы собственного производства. Подпитывает дециметровые телеканалы реклама местных "баронов" и транснациональных агентств. Передел местного телеэфира вызывает волну скандалов и конфликтов.

До недавнего времени "ЛУКойл" - основной владелец телекомпании Ren-TV (первый дециметровый канал, создавший программу новостей и набирающий рейтинг в регионах). Реальная аудитория Ren-TV - до 5% зрителей и стоимость, по оценке экспертов, не более 20 млн.долл. РАО БЭС, имеющее громадную задолженность по зарплате своим рабочим, приобрело телеканал за 100млн. долл.
 
25% акций телекомпании СТС (объединяет около 150 региональных телекомпаний в 200 городах России).
В короткий срок глобальные компании в сфере шоу-бизнеса завоевали командные позиции на российском теле- и радио- рынке. Показательна экспансия MTV Networks -подразделения Viacom Inc, одной из крупнейших в мире компаний в сфере развлечений. В союзе с Biz Enterprises в Россию впервые пришла глобальная медиа империя. По оценке экспертов корпорации MTV Networks by Viacom, канал "MTV Россия" занимал второе место по рейтингу в мировой семье MTV (вещает в 85 странах). В Москве канал вещает 20 часов в сутки, позволяя ближайшему конкуренту -"Муз-ТВ" (принадлежит "Альфа-группе") - оставаться единственным в Москве круглосуточным каналом. Канал "MTV Россия" начал вещание в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже, но вскоре программы транслировались почти в 70 городах и регионах, аудитория приблизилась к 45 млн. человек.

Всего несколько лет назад национальные государственные каналы сталкивались с серьезными проблемами поиска оригинальных программ высокого качества и регулярно показывали нелицензированные западные фильмы с плохим качеством дубляжа. Для негосударственных каналов положение было еще более безотрадным. Большинство станций показывали практически только пиратские программы, не имея доступа к лицензированным иностранным программам и отечественным фильмам, или делали собственные любительские программы, в основном, музыкальные шоу, которые состояли из пиратских музыкальных видео-клипов. Сейчас на национальных сетях и каналах идут только лицензированные программы и фильмы. Негосударственные каналы еще показывают нелицензированные программы, но это уже не носит такого массового характера, как раньше, и все больше станций стараются использовать программы, полученные законным путем. Общенациональные телевизионные каналы и большая часть негосударственных каналов получают программы от дистрибьюторов и владельцев авторских прав со всего мира. На общенациональном уровне прекратился показ пиратских программ. Поскольку покупка иностранных программ обходится дешевле, чем производство собственных программ, большую часть вещания на всех каналах занимают программы и фильмы, сделанные за границей.   В России и Кении производятся в основном информационные и общественно-публицистические передачи, шоу и телеигры. Многие местные станции делают собственные выпуски новостей,информационные программы и музыкальные шоу. Сейчас в России и Кении существуют огромные потенциальные возможности для развития рынка программ, который может приносить высокие прибыли в условиях быстрого развития рынка повторного показа и, если удастся покончить с пиратством, то и вторичного рынка проката и розничной продажи видеофильмов. 

Итак, телевизионный рынок, как в Кении так и в России можно охарактеризовать следующим образом:

· Программы каналам и сетям поставляют независимые коммерческие производящие компании, иностранные и местные дистрибьюторы или производят сами вещатели. 

· Негосударственные станции стали альтернативными источниками информации, способными конкурировать с государственными новостными программами. Многие местные станции теперь производят собственные информационные программы для местной аудитории. 

· Крупные коммерческие станции получают хороший доход от рекламы и продолжают быстро развиваться. 

· Даже государственные каналы теперь в значительной степени зависят от рекламы. 

· Создана система лицензирования негосударственных станций вещания. Хотя правовые рамки телевещания окончательно не оформлены, можно надеяться на то, что принятие всеобъемлющего закона о вещании упростит процесс лицензирования
. 

· Все национальные каналы и сети подписываются на заключающии договора сопровождении о социологическом сопровождением их радио и ТВ программы. Хотя при исчислении рейтингов различными социологическими службами ощущается отсутствие единой методологии и разброс данных значителен, рекламодатели прибегают к их услугам для оценки популярности отдельных программ. Таким образом, эти рейтинги стали весомым аргументом при определении стоимости рекламного времени. 

· Большинство местных станций используют ту или иную форму социологических исследований телерынка, чтобы определить интересы аудитории. Хотя результаты местных обследований нередко вызывают сомнения с точки зрения используемой методики, их проведение свидетельствует о том, что станции понимают роль статистического анализа для продажи рекламы и для формирования программной политики. 

Сегодня телевидение сталкивается со следующими проблемами:

· Нет прочной законодательной базы, и потому у телестанций не может быть никаких гарантий при разработке долгосрочного бизнес-плана. Уже многие годы телевизионная индустрия ждет принятия всеобъемлющего закона о телерадиовещании 

· Значительная часть национальных СМИ (как печать, так и ТВ и радио) находится под контролем нескольких частных лиц и корпораций, причем вес этих монополий продолжает расти
. 

· Большинство художественных фильмов, демонстрируемых на российском ТВ, - иностранного производства. Отсутствие госфинансирования привело к резкому сокращению кинопроизводства, а национальная телеиндустрия пока еще не в состоянии финансировать производство полнобюджетных художественных фильмов и сериалов. 

· Местные станции развиваются очень неравномерно, в зависимости от состояния местной экономики и творческого потенциала каждой станции. В ряде случаев производство местных новостей и других программ достигло высокого профессионального уровня, но большинству работников местных станций необходимо полноценное профессиональное обучение. 

· Скрытая реклама (производство новостийных сюжетов за деньги) существует и на общенациональном, и на местном уровнях. 

· Развитию сетей кабельного телевидения препятствует слабо развитая и устаревшая техническая инфраструктура. Многие жилые дома подключены к одному кабельному каналу, многоканальное подключение существует далеко не везде. В настоящее время многоканальное кабельное телевидение доступно немногим. 

3.4 Прогнозы развития телевидения

Телевидение является одним из основных источников информации и развлечений, как в Кении, так и в России. Эта индустрия быстро развивается, в то время как киноиндустрия переживает спад, а печатные издания мучительно адаптируются к рыночной экономике.

Телевизионные информационные программы на общенациональном уровне добились большей редакционной независимости, чем во времена однопартийной системы, но по-прежнему в значительной мере зависят от государственных интересов и все больше испытывают на себе влияние финансовых кругов, которые владеют акциями национальных каналов и сетей. 

Негосударственное телевидение заявило о себе, став не только новым источником развлечения, но и источником местной независимой информации. Производство своих телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать мнения и выражать интересы местной аудитории, что стало важным событием для государства, которое традиционно опиралось на централизованные структуры.

Основной задачей будущего развития телевидения является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания
. 

В социально-гарантированный блок входят телевизионные программы государственного канала и по одной местной программе в каждом регионе страны. Их прием должен быть обеспечен без дополнительных финансовых затрат со стороны абонента (например, на приобретение спутникового приемного устройства, на замену телевизора или на приобретение дополнительных устройств к существующим).

В России федеральная целевая программа развития телевидения и радиовещания, одобренная в сентябре 1996 года коллегией ФСТР, предусматривает также увеличение количества государственных каналов. При этом программную политику государственного телерадиовещания следует рассматривать не как экстенсивное увеличение количества теле- и радиопрограмм, а как разгрузку существующих каналов "широкого профиля", их дифференциацию по направлениям вещания. Для этих целей будут использованы новые технические возможности распространения телеизображения с целью обеспечить широкий выбор тематики для всех слоев и групп населения. 


 INCLUDEPICTURE "http://www.internews.ru/tvhistory/1/nodot.gif" \* MERGEFORMATINET 


Так, недостаток информации на государственных каналах о событиях, происходящих в регионах, должны восполнить зональные каналы регионального телевидения, которые охватили бы вещанием не один район, а несколько соседних.Зональный канал не сможет заменить программы местных студий в их основной, наиболее важной функции - "диалоге" с населением своего региона. 

[image: image2.png]


Большие размеры территории, многонациональность, многоукладность, этнические и религиозные различия требуют от регионального вещания большой специфики, что, конечно, не сможет обеспечить единая программа. 

[image: image3.png]


Таким образом, зональные каналы должны создаваться не вместо, а наряду с региональными. При этом задача организации собственных каналов распространения в процессе развития местных сетей является приоритетной.

Заключение

Итак, в своем развитии телевидение   Кении прошло несколько основных этапов: от колониальной власти до политического контроля, и от него до свободного вещания. Конец ХХ века знаменуется развитием в сфере негосударственного телевидение. Историческая ретроспектива доказывает, что одной из важных функции телевидения является социальное и политическое управление, как в Кении, так и в России. 

Данной работа также доказывает, что телевидение в Кении и в России развивалось  практически параллельным путем, хотя в России ТВ появилось на 30 лет раньше, чем в Кении. В Кении, как и в России государство контролировало все СМИ, включая телевидение. А сейчас в Кении уже не в новинку местные и международные новости и развлекательные программы, кабельное и цифровое телевидение.

 Страна все дальше и дальше двигается в своем информационном развитии. Но люди с консервативным настроем до сих пор считают что, лучше смотреть государственное телевидение, как источник всей необходимой информации, нежели переключаться на другие каналы, находить любую информационную и развлекательную программу, которая их интересует, от последних местных новостей, до важнейших международных.

 Часто Кенийское телевидение рассматривается как огромный видео прокат, в котором все программы рассчитаны на развлечение. Но на самом деле существует множество информационных и аналитических программ и в последние годы их становится все больше. Лучше следует представлять Кенийское телевидение не видео прокатом, а сравнивать его с библиотекой, которая исследует развитие мирового общества. 

Автор данной работы не уделял должного внимание анализу динамики тематической структуры и анализу содержания основных рубрик телевизионных программ. Этим он планирует заняться позже. 

Мир телевидение полон информации, это дает любознательным Кенийским журналистам все необходимое, что может помочь укреплению журналистского предпринимательства.

Список литературы:

1) Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать. ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1998,
2) Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. Т.2: Учеб. по спец. «История». – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2001

3) Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917-1986).–М.: Изд-во «Искусство», 1989г

4) Голованова ГЛ. Средства массовой информации США. М., 1996.
5) Илларионова   ТС.   Власть   и   пресса.   К   истории правового регулирования отношений. М., 1999.

6) Лаптев И.Д. Проблемы государственной информационной политики. М., 1997.

7) Минакова Н.А., Платова Е.И. Читаем и реферируем тексты по специальности
8) Bourgault, Louise Mahon. Mass Media in sub-Saharan Africa. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1995
9) Hagler, Marian M., The Russian Media Now; European Institute for the Media, Düsseldorf, Germany, 2000

10) John Abuoga and Mutere Absalom, The history of the press in Kenya, Nairobi, 1997

11) John Kariuki Movie Updates. New infotainment TV channel to feature film content//Lifestyle,February 8, 2004,

12) Kibisi Kabatesi. Broadcasting Pluralism and Commmunity Broadcasting in Eastern Africa. Lnd. 1999

13) Lawrence Murugu. Media Policy in Kenya. Nairobi. 2000

14) Lee Kanyare Kaguongo and Mitch Odero, Print and Electronic Media in Kenya, Nairobi, 2000

15) Mwaura, Peter. Communication Policies in Kenya. Paris: UNESCO, 1980.

16) Mytton, Graham. Mass Communication in Africa. London: Edward Arnold, 1983.

17) Odero M and Ester Kaweru Media, Culture and Performance in Kenya, East African Media Institute, Nairobi, 2000

18) Rosemary Okello. Broadcasting media in Kenya. Nairobi. 1999

19) Известия, 03.10.2000г 
20) Телескоп», журнал Кооперативного телевизионного агентства, разные номера за 1996- 1997гг.

21) The Kenya Gazette, Supplement № 21, April 20, 1998

22) The Media, Cable and Satellite TV magazine December 1996

23) http://www.kenyaweb.com
24) http://www.kenya.ru

25)  http://www.statehouse.go.ke
26)  http://www.kbc.co.ke
27) http://www.News24.com
28) http://www.Suedafrika.net

29)  http://www.tvradioworld.com
30)  http://www.econewsafrica.com
31)  http://www.museum.tv/archives/etu/k/html/kenya/kenya.htm
� http://www.kenyaweb.com


� Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. Т.2: Учеб. по спец. «История». – 2-е изд. – М.: Высш. шк., 2001, стр.316


� http://www.ststehouse.go.ke


� http://www.kenyaweb.com


� Odero M and Ester Kaweru Media, Culture and Performance in Kenya, East African Media Institute, Nairobi, 2000, p.28


� Lee Kanyare kaguongo and Mitch Odero, Print and Electronic Media in Kenya, Nairobi, 2000, p.89


� Odero M and Ester Kaweru Media, Culture and Performance in Kenya, East African Media Institute, Nairobi, 2000, p 34 


� John Abuoga and Mutere Absalom, The history of the press in Kenya, Nairobi, 1997, p. 102


� John Abuoga and Mutere Absalom, The history of the press in Kenya, Nairobi, 1997, p. 111


� Lee Kanyare kaguongo and Mitch Odero, Print and Electronic Media in Kenya, Nairobi, 2000, p.121


� см. там же стр. 123


� Lawrence Murugu. Media Policy in Kenya. Nairobi. 2000, p.143


� Rosemary Okello. Broadcasting media in Kenya. Nairobi. 1999. p.77


� The Kenya Gazette, Supplement № 21, April 20, 1998. 


� � HYPERLINK "http://www.tvradioworld.com" ��http://www.tvradioworld.com�





� Глейзер М.С Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917-1986). –М.: Изд-во «Искусство», 1989г, стр.42


� Глейзер М.С Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917-1986). –М.: Изд-во «Искусство», 1989г, стр. 84


� Bourgault, Louise Mahon. Mass Media in sub-Saharan Africa. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1995, р. 97 





� Mwaura, Peter. Communication Policies in Kenya. Paris: UNESCO, 1980, р. 142


� Mytton, Graham. Mass Communication in Africa. London: Edward Arnold, 1983, р. 187 





� Глейзер М.С Радио и телевидение в СССР. Даты и факты (1917-1986). –М.: Изд-во «Искусство», 1989г, стр. 115





� Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать. ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1998, стр. 143


� Голованова ГЛ. Средства массовой информации США. М., 1996, стр. 73


� Илларионова   ТС.   Власть   и   пресса.   К   истории правового регулирования отношений. М., 1999, стр. 58


� � HYPERLINK "http://www.statehouse.go.ke" ��http://www.statehouse.go.ke�


� � HYPERLINK "http://www.museum.tv/archives/etu/k/html/kenya/kenya.htm" ��http://www.museum.tv/archives/etu/k/html/kenya/kenya.htm�


� Лаптев      И.Д.      Проблемы      государственной информационной политики. М., 1997, стр. 99





� Hagler, Marian M., The Russian Media Now; European Institute for the Media, Dasseldorf, Germany, 2000, Pg. 56


� Hagler, Marian M., The Russian Media Now; European Institute for the Media, Dasseldorf, Germany, 2000, Pg. 68





� «Телескоп», журнал Кооперативного телевизионного агенства, разные номера за 1996- 1997гг


� � HYPERLINK "http://www.kbc.co.ke" ��http://www.kbc.co.ke�


� «Телескоп», журнал Кооперативного телевизионного агенства, разные номера за 1996- 1997 гг


32   � HYPERLINK "http://www.museum.tv/archives/etu/k/html/kenya/kenya.htm" ��http://www.museum.tv/archives/etu/k/html/kenya/kenya.htm�





� � HYPERLINK "http://www.econewsafrica.com" ��http://www.econewsafrica.com�


� John Kariuki Movie Updates. New infotainment TV channel to feature film content//Lifestyle,February 8, 2004, р. 7 


� Bourgault, Louise Mahon. Mass Media in sub-Saharan Africa. Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1995, p. 76





� The Media, Cable and Satellite TV magazine, June- December 1996 


� Минакова Н.А., Платова Е.И. Читаем и реферируем тексты по специальности, М. 2002г. Стр 37.


� Известия, №7,2000г


� Известия, 03.10.2000г.


� Lee Kanyare Kaguongo and Mitch Odero, Print and Electronic Media in Kenya, Nairobi, 2000





� Лаптев И.Д. Проблемы государственной информационной политики. М., 1997.





� Hagler, Marian M., The Russian Media Now; European Institute for the Media, Düsseldorf, Germany, 2000








PAGE  
2

