Кения - призрак и тьма

 

В начале ХХ века поездки в Кению были особенно опасны. Когда британские колонизаторы начали строительство первой в Африке железной дороги, протянувшейся от Момбасы до озера Виктория, они даже не предполагали, какими жертвами оно обернется. Строителям было не миновать места, которое называлось Тсаво…

Строительство железной дороги привлекло в Кению тысячи человек. Большинство из них англичане ввезли в страну как дешевую рабочую силу. В течение 6 лет тысячи индийцев и африканцев укладывали шпалы и рельсы на раскаленный африканский песок. Когда дорога была построена, ей дали зловещее имя - "Лунатик лайн". Через сто лет после завершения "стройки века" наша экспедиция отправилась по шпалам этого памятника отваге строителей железной дороги...

Великая африканская железная дорога стала самой дорогой для начала ХХ века. Дорога длиной 600 миль стоила Британии 5,5 миллионов фунтов стерлингов. Никогда ни до, ни после этого не строилась дорога, такая непрактичная, экстравагантная и… экономически бессмысленная.

Строительству мешали не только жара и малярия. Существовало нечто, что местные жители считали проклятием, насланным духами умерших колдунов, восставших против затеи белых. Проклятие Тсаво... Их называли "призрак и тьма". От них нельзя было скрыться, и каждый день они убивали снова и снова…

Мост через реку Тсаво обошелся англичанам особенно дорого. Здесь за пять месяцев в 1897-м львы-людоеды сожрали больше 40 инженеров и строителей. Они не различали европейцев и африканцев. Эти львы сумели остановить одну из самых масштабных "строек века". Индийцы и африканцы в панике покидали Тсаво, виня во всем англичан. Работы были полностью остановлены… Стройка возобновилась, когда львы исчезли так же внезапно, как появились. Но проклятье Тсаво продолжало действовать.

Когда дорога была почти достроена, королевский наместник сэр Чарльз Хенри Райал ехал с инспекцией из Момбасы в Найроби. Его путь проходил через Тсаво. "Кима-киллер" - так прозвали здесь льва-людоеда, который в июне 1900-го сожрал Хенри Райала прямо в вагоне поезда. Лишь через несколько дней после этого отважному охотнику Гастелло удалось застрелить хищника из своего Ремингтона. Когти льва бережно хранятся в Национальном железнодорожном музее Кении в Найроби…

Сохранилось множество фотографий и документов, связанных с легендарным строительством. Главный из экспонатов - тот самый спальный вагон, в котором погиб королевский суперинтендант. Внутри - мягкие сиденья, двухъярусные спальные полки и кухня…

Сегодня кенийская железная дорога выглядит почти так же, как и в начале века. 500 км из Момбасы в Найроби пассажирский поезд идет 12 часов, останавливаясь на всех полустанках. Из Момбасы он отправляется, как и прежде, по понедельникам, средам и пятницам, чтобы через сутки оказаться на берегу озера Виктория - в городке Кисуму.

На вокзал в Кисуму первый поезд пришел 20 декабря 1901 г. Здания вокзала тогда еще не было, его построили лишь через 60 лет. Тем не менее на вокзале по-прежнему сохранился отдельный вход для пассажиров первого, второго и третьего классов.

Несмотря на все старания англичан, железная дорога в Кении не стала популярной. Любой уважающий себя кениец предпочтет железной дороге автомобиль, даже если это набитый сверх всякой меры "матату" - рейсовый микроавтобус. Возможно, кенийцы по-прежнему верят в проклятье Тсаво. А возможно, им просто не нравятся поезда. И неудивительно - ведь самый роскошный вагон хранится в железнодорожном музее.

Этот вагон-люкс ходил по рельсам Угандийской железной дороги до 1927 г. И так или иначе в нем перемещались все важные персоны, приезжавшие в Кению. Всего через девять лет после трагической гибели суперинтенданта в Тсаво, в 1909-м, будущий президент Соединенных Штатов Теодор Рузвельт во время короткой поездки в Кению на сафари отважно согласился ехать в том самом вагоне… К тому времени львов-людоедов в Тсаво давно не видели. В противном случае - кто знает, как могла повернуться история…

с сайта http://www.worlds.ru

 

Вернуться на главную