Рабство в современной экваториальной Африке

 


 
Рабство
Хижины дядей томов

99.08, Иностранец. "Экваториальная Африка! Страна работорговцев и рабов!" - кричал в свое время шокированный пятнадцатилетний капитан, смекнувший, что его занесло отнюдь не в Америку. С тех пор прошло сами понимаете сколько лет - однако, ступив на землю некоторых, причем, необязательно экваториальных, стран, тот талантливый мальчонка разразился бы этой же самой тирадой.

Разумеется, официально рабства нет нигде. Неофициально же оно цветет пышным цветом, невзирая на то, что кучи умных экономистов давным-давно доказали: рабский труд невыгоден. Это, может, он экономистам невыгоден, а тем, кто его использует, очень даже годится. Впрочем, чья бы корова мычала - в начале перестройки мы узнали о рабовладении, культивируемом среднеазиатскими братьями, ну а сейчас рабский труд очень популярен в нашей родимой Чечне. То есть мы можем гордо сказать: в России рабство, невзирая на Великую реформу, существует до сих пор.

Кот-дХИвуар, он же - Берег Слоновой Кости, некогда был частью Невольничьего берега. И хоть понятие Невольничий берег больше как бы не существует - невольники на нем не перевелись.

Нет, это совсем не нравится властям - полиция Кот-дХИвуара то и дело ловит работорговцев. Вот и недавно она пресекла попытку нелегального провоза в страну живого товара в виде 13 бенинских детей в возрасте от 4 до 10 лет. Эти дети, как показали те двое арестованных, которые и сознались в том, что занимаются работорговлей, предназначались для продажи частным лицам. А посольство Бенина в Кот-дХИвуаре очень освобождению детей обрадовалось, но только заявило при этом об абсолютной невозможности взять их под свою опеку: мешают финансовые трудности.

Финансовые трудности испытывает не только посольство Бенина, но и вся страна в целом. Поэтому-то в последние годы власти Кот-дХИвуара неоднократно пресекали попытки торговцев живым товаром нелегально ввозить в страну бенинских детей. Эти дети из бедных семей, и продавали их сами родители. Продавали, надо сказать, недорого - от 30 до 50 долларов за ребенка. Работорговцы из Нигерии, Того, Кот-дХИвуара, Камеруна и Габона заверяли родителей, что проданные дети получат образование, и что их благополучное будущее гарантировано.

На самом же деле детей использовали в качестве рабов, заставляя их трудиться на всяких сельскохозяйственных работах, в основном на сборе кокосов и уборке сахарного тростника. За каждого проданного ребенка работорговец получал от 400 до 600 долларов.

Лишь в 1998 году полиция Бенина пресекла попытку работорговцев вывезти из страны больше тысячи детей, в основном девочек, в возрасте от 8 до 16 лет.

В том же году власти Мали сообщили об эксплуатации сотен малийских детей, которых нелегально вывезли из страны для работы на плантациях Кот-дХИвуара.

Детская работорговля практикуется и в других странах Африки. По данным Международной организации труда (МОТ), в мире, в основном в развивающихся странах, работают около 250 миллионов детей, из них от 50 до 60 миллионов задействованы на подневольных работах, опасных для их здоровья.

В Судане недавно даже пришлось создавать Комитет по борьбе с похищением и порабощением женщин и детей: пойти на этот шаг власти были вынуждены из-за резкой критики со стороны ООН, располагающей данными о том, что исламские власти разрешают арабским племенам использовать в качестве рабов жителей юга страны, который с 1983 года охвачен гражданской войной.

На протяжении долгого времени правительство категорически отрицало все утверждения о том, что дало добро на порабощение христиан и анимистов, населяющих южные районы страны. Однако, согласно докладу представителя ООН Леонардо Франко, война между центральными властями и повстанческой Народно-освободительной армией Судана только осложнила проблему. По его сведениям, племенам, сопровождающим тыловые конвои регулярных частей, разрешено похищать женщин и детей для использования как рабов на севере страны. Да и вооруженные исламистские отряды совершают периодические набеги на юг Судана, убивая мужчин-иноверцев, насилуя женщин и уводя в рабство детей, которые считаются военными трофеями, и поэтому их можно продавать и обращать в другую веру.

Правда, МИД Судана обратился к ООН с просьбой не принимать во внимание подобные заявления, так как это может негативно отразиться на отношениях правительства с этой организацией, ибо все это - ужасная ложь.

Тем временем базирующаяся в Швейцарии межконфессиональная организация Международная христианская солидарность, основанная в 1977 году в Швейцарии пастором Гансом Штекельбергером, непосредственно работает в Судане, выкупая там этих самых несуществующих рабов. Средняя цена одного невольника - 50 долларов. За эти деньги МХС в суданской провинции Бахр-эль-Газаль недавно выкупила больше 100 человек, главным образом, детей христиан и анимистов.

А на прошлой неделе этой же организацией по той же стандартной цене на юге Судана из рабства было выкуплено еще 2.033 человека. Всего же, начиная с 1995 года число выкупленных МХС рабов из числа суданских христиан и анимистов превысило 11 тысяч человек.

А ЮНЕСКО осудила деятельность МХС в Судане - в заявлении по этому поводу говорится, что уплата 50 долларов за голову в стране, где большинство населения голодает, лишь обостряет ситуацию и ведет к расцвету этого вида преступности.

Освобождает невольников и другая организация - вот уже восемь веков члены Ордена Святой Троицы главным в своей деятельности считают выкуп людей из рабства. По легенде, основателю ордена Жану де Мата, родившемуся в 1154 году в Провансе, выпускнику факультетов философии, медицины и теологии Сорбонны, в 1192 году возведенному в сан священника, во время мессы явился Иисус Христос. В руке он держал невольничью цепь, опоясывавшую двух рабов - белого и черного. Так родилась одна из первых благотворительных организаций, поставившая своей задачей освобождение людей из рабства мирным путем.

Из рассеянных по миру примерно 500 членов ордена 15 живут во Франции. Двое из них - Роже Полен и Жан-Марк Карбонел несут службу в монастыре Св. Жана де Мата в Фоконе, где родился основатель ордена. Монастырь с 1978 года служит также и приютом, где отнюдь не бедные люди за определенную плату могут отдохнуть некоторое время от мирской суеты и вновь обрести вкус к жизни. Часть финансовых поступлений идет на выкуп рабов.

Одним из самых известных успехов ордена стало освобождение из рабства 313 французов, попавших в неволю в Алжире. В 1785 году они были выкуплены и в том же году высадились в Марселе. А сейчас в генеральной курии Ордена Святой Троицы в Риме делами рабов занимается Исидор Мурсиего. Он называет около десятка стран, где с 1970 года фиксировались случаи работорговли. "За 800 лет, - говорит он, - членам ордена для освобождения пленников ни разу не приходилось обращаться к силе. Наше главное оружие - диалог. Мы ведем его постоянно и с мусульманскими организациями Судана, привлекая их внимание к проблеме рабства".

Эти летом, сообщил Мурсиего, будет создана Генеральная конгрегация "Троицына международная солидарность". Она займется вопросами освобождения людей из рабства повсюду в мире, где еще существует это позорное явление.

А некоторые считают, что выкупать рабов - это значит плодить зло. Поэтому Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и заявил, что ни выкупать рабов в Судане, ни поощрять подобную деятельность здесь не будут. Признавая добрые намерения, которыми руководствуются финансируемые в частном порядке группы, покупающие свободу для детей и женщин, захваченных суданской вооруженной милицией на юге и севере страны, начальники ЮНИСЕФ считают, что выкуп рабов не решит проблемы работорговли в Судане.

Конвенция о правах ребенка, напоминает руководство Детского фонда, обязывает правительства предотвращать похищение и торговлю детьми в любой форме. Исходя из этого, ЮНИСЕФ считает делом принципа не участвовать и не поощрять покупку или продажу людей. Тем более, что по данным этой организации, выкупленные рабы часто вновь попадают в рабство.

Наверное, если рассуждать хладнокровно - выкупать рабов так же неправильно, как идти на переговоры с террористами и платить за похищенных людей чеченцам. Но хладнокровно рассуждать легко, сидя где-нибудь в прохладной и спокойной Женеве, - думаю, что рабы посмотрели бы на проблему несколько иначе. Наверное, те, кого выкупили, не стали бы рассуждать о высоких материях и просто поблагодарили бы всех, кто собирает для них деньги - от американских школьников и до священников Ордена Святой Троицы.

Как сказали бы они спасибо мавританскому правозащитнику шейху Сааду Бу Камаре - первому африканцу, удостоенному премии международной организации "Энти-Слэйвэри интернэшнл" за усилия по искоренению рабства в его родной стране. Премия была основана в 1991 году для привлечения внимания мировой общественности к тому обстоятельству, что на планете еще немало мест, где рабство не изжито до сих пор. 54-летний Бу Камара - глава Ассоциации защиты прав человека в Мавритании, созданной в начале девяностых годов после волны массовых убийств и депортаций из Мавритании негроидного населения.

Официально рабства в Мавритании, естественно, нет - в стране трижды принимали законы о его запрете, в последний раз в 1983 году. Рабство, утверждают власти Мавритании, безвозвратно ушло в прошлое. Поэтому всех, кто не согласен с этим утверждением, сажают в тюрьму.

Не так давно попытка усомниться в истинности этой аксиомы обернулась для четырех мавританцев тюремным заключением и штрафом за распространение ложной информации. Их вина заключалась в том, что в документальном фильме, показанном по французскому телевидению, они выступили с заявлениями, что рабство до сих пор широко распространено в Мавритании. Среди осужденных были Камара и Бубакар ульд Мессауд, основатель и председатель организации борьбы против рабства "СОС-Раб".

Тем временем в Мавритании до сих пор существуют касты рабов, вождей, придворных певцов и знахарей. Рабами рождаются и могут быть освобождены только по воле господина. Рабы не учатся, не получают заработной платы и не могут обзавестись семьей без согласия владельца. Рабов держат светлокожие мавры и, по крайней мере, три касты чернокожих вождей. В 1994 году в специальном докладе госдепартамента США насчитывалось 90 тысяч рабов в Мавритании, которые пасут скот, собирают финики и нянчат детей господ. И нет никаких оснований полагать, что сейчас их там стало намного меньше.

А с пережитками прошлого в Конго решил бороться лично президент ДРК Лоран-Дезире Кабила. Собственноручно он написал оду под названием "Гимн угнетенных", которая на днях была предложена вниманию потрясенной публики в исполнении оркестра президентской службы безопасности и Генштаба вооруженных сил. Первыми слушателями "Гимна угнетенных" стали члены правительства и дипкорпуса.

Свой первый поэтический опыт сам Кабила окрестил "одой конголезскому народу, всем патриотам, интеллигенции и солдатам". Президент-поэт своей песней призывает конголезцев "сказать решительное "нет" всякому рабству и заодно разграблению родины.

Как заявило в Киншасе государственное радио, президентская ода отныне будет исполняться наряду с национальным гимном на всех официальных церемониях. Видимо, таким образом с рабством здесь будет покончено навсегда.

Ольга ВОЛКОВА