Самая большая страна Африки меняет внешнеполитический курс

 


 
"ЛЕНИНУ ИЗ ХАРТУМА" АНГЛИЯ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ АМЕРИКИ
Самая большая страна Африки меняет внешнеполитический курс
Максим Шевченко, 99.10.28, НГ

991028_NG.jpg (9557 bytes)

Суданцы, так же как и русские, любят говорить о богатствах своей страны и размышлять о великом будущем, которое ее ждет. Недостатки суданцев являются продолжением их достоинств - миролюбивый, добродушный характер сочетается с явным нежеланием переутруждать себя работой.
Война, тлеющая на юге страны вот уже тридцать лет словно бы по инерции, как раз скорее подтверждает этот тезис - ни решительных побед, ни сокрушительных поражений. Этакое продолжение древней традиции набегов, грабежей, работорговли.
Да, в зонах, охваченных войной, есть даже работорговля. И в Судане вам могут рассказать самые невероятные истории о племенах юга, напоминающие писания древнегреческого историка Геродота об этом же регионе. Например, на юге есть племена, которые сосуществуют в странном симбиозе - одни не сеют, не пашут, живут охотой и тем, что захватывают рабов для того, чтобы потом продать их на плантации центра страны, в Уганду или в Кению. Другие, которых собственно и захватывают, будучи не в силах сопротивляться, проводят время в выращивании примитивных злаков и приготовлении из них пьянящей бузы. После сбора урожая они напиваются допьяна и впадают в состояние полной одури. Тут-то их якобы и собирают работорговцы, как своего рода урожай.
Правительство сейчас хочет навести порядок на всей территории Судана, объединив страну под знаменем ислама.
Вот как прокомментировал происходящее там президент Судана Омар аль-Башир во время встречи с корреспондентом "НГ": "Одной из самых больших проблем Судана является вмешательство в его внутренние дела. Известно, что существуют региональные и международные силы, и прежде всего Соединенные Штаты Америки, которые пытаются использовать проблемы юга Судана для свержения нашего правительства. Мы предпринимаем новые шаги, направленные на достижение мира на юге Судана. Прежде всего мы предоставляем южным суданцам право на самоопределение. Мы предлагаем им либо остаться в рамках федерального Судана, либо отделиться на правах самостоятельного государства. Если бы такие условия были приняты, то не осталось бы никакой основы для продолжения военных действий. Если прекратится иностранное вмешательство в дела Судана, то война будет прекращена в самое ближайшее время".
Для того, чтобы обсудить государственные проблемы, с 7 по 9 октября 1999 года в Хартуме проходил учредительный съезд правящей партии "Национальный конгресс". Учредительный он потому, что этот съезд собирается впервые после принятия новой суданской Конституции, предусматривающей введение многопартийной системы и разрешающей деятельность политических партий.
В президиуме съезда сидели лидеры Судана - президент Омар аль-Башир и председатель парламента Хасан Абдалла ат-Тураби, играющий в политической жизни этой крупнейшей африканской страны роль "отца нации". Они были избраны соответственно генеральным секретарем и председателем партии "Национальный конгресс"
Необходимость проведения съезда диктовалась усилением политического противостояния в стране. Правящей партии, во многом наследующей политические традиции египетских "братьев-мусульман", одним из активных деятелей которых в 70-е годы был доктор Тураби, противостоят исламские партии, которые в России назвали бы "традиционными", - они представляют, как правило, крупные и влиятельные суфийские ордена (тарикаты).
Тарикатам "аль-Ансар" и "аль-Хатмийя" традиционно принадлежит ведущая роль в общественно-политической жизни страны. Появившиеся в 50-х годах в Судане сторонники возрождения "истинного ислама" напоминали разночинцев, которые не имели реального статуса в традиционной структуре суданского общества. Они воспринимались точно так же, как сегодняшние ваххабиты в Дагестане. Но ситуация изменилась после свержения режима маршала Нимейри, когда именно благодаря четкой организации "братьев-мусульман" стала возможной победа над тираном.
Отношения между военными во главе с аль-Баширом и исламистами во главе с Тураби не всегда были радужными. В конце 80-х годов Тураби даже был арестован, и нынешний президент держал его под домашним арестом. Но в итоге у аль-Башира не осталось выхода - единственной силой, на которую могли и могут до сих пор опереться военные, желающие сохранить страну более или менее единой, является идеология политического ислама.
В "Национальный конгресс" входят не только суданские "ваххабиты". Руководство суданских православных коптов, представляющих крайне влиятельное христианское меньшинство, в основном живущее на севере Судана, также поддерживает исламского фундаменталиста Тураби и солидарного с ним бывшего полковника ВДВ президента аль-Башира.
Копты влиятельны прежде всего тем, что, как и в Египте, они контролируют значительную часть суданской экономики, особенно финансовую. Копты связаны с Западом и через египетские банковские круги (тоже на 50% контролируемые христианами) имеют отличные отношения с европейскими, в первую очередь французскими и итальянскими, банками и фирмами.
К политическим успехам создателей "Национального конгресса" следует отнести удачные попытки накануне съезда внести раскол в ряды мощных традиционных исламских партий, базирующихся на тарикатах. В частности, удалось добиться присутствия на съезде отдельных представителей партии "Аль-Умма" (основанной на базе дервишеского тариката аль-Ансар еще в 1945 году), "Национально-юнионистской" и некоторых других, входящих в так называемую группировку "объединенной оппозиции".
"Ансаристы" считают себя идеологическими последователями аль-Махди - так именовал себя руководитель мощного антиколониального движения, всколыхнувшего Судан в конце прошлого века. Повстанцы действовали под лозунгами ислама, достигли успехов, но в итоге были уничтожены британцами в сражении при Омдурмане. Именно там были впервые применены пулеметы, и 40 тысяч всадников аль-Махди погибли в течение 40 минут, скошенные фланговым огнем этого "оружия массового уничтожения", как его называли в начале века.
Традиционалисты, интересы которых выражает "аль-Ансар", критикуют попытки Тураби совместить нормы шариата и призывы к общественной и экономической модернизации общества. Кроме этого, попытки Тураби сформулировать универсальную общественную идеологию, основанную на ценностях политического ислама, подрывают влияние суфийских орденов, связанных и с родовыми, и с племенными структурами. В начале 80-х годов этот "суданский Ленин" писал: "Преобладающее влияние принадлежности к суфийским орденам и утрата общественного значения религии, вызванные политической борьбой, могут привести к тому, что личная религиозность членов общества будет существовать вне коллективного религиозного чувства, которое должно наполнять энергией общество и делать его жизнь соответствующей исламским представлениям".
Теперь о терроризме, в поддержке которого США по-прежнему обвиняют Судан. Вместе с тем Судан отказался официально от поддержки террористов. Характерным примером несправедливости претензий к суданскому правительству является случай с фабрикой в предместье Хартума - Шифа, по которой зимой этого года американцы нанесли ракетный удар якобы потому, что на ней производили химическое оружие для бен-Ладена.
Мало кто знает, что владелец фабрики подал в суд на правительство США с требованием возмещения причиненного ущерба (около 30 млн. долл.) и имеет неплохие шансы выиграть это дело. Международные независимые эксперты брали пробы грунта и воздуха практически сразу после ракетных ударов США и не нашли подтверждения американских обвинений. Зато факт, что было уничтожено производство столь необходимых для этого района Африки препаратов, защищающих от сонной болезни.
Между прочим, в то время как Россия сворачивает свое присутствие в тех регионах, где некогда советские специалисты работали в очень большом количестве, их место занимают китайские и западные фирмы. Западным, в первую очередь британским, французским, немецким и итальянским, фирмам не мешают обвинения Судана в терроризме. Их инвестиции в суданскую экономику растут с каждым днем. Похоже, что отголоски антитеррористической истерии, развязанной США и Израилем, в отношении такой богатейшей на природные полезные ископаемые страны, как Судан, мешают развивать выгоднейшие экономические отношения с Суданом только России. Норма прибыли от вкладываемых в Судан инвестиций достигает 100%. И именно те страны, которые громче всего обвиняли Судан в терроризме, первыми протягивают руку к нефтяным, бокситным, хромовым, марганцевым и иным богатейшим ресурсам Судана, исследованным, кстати, при помощи СССР.
В то же время российскому обществу подбрасываются совершенно фантастические сведения о якобы имеющем место участии исламских фундаменталистских организаций Судана в событиях на Северном Кавказе. Самой последней "уткой" такого рода является "сенсационное" сообщение о наличии на Кавказе членов Национального исламского фронта Судана (НИФ), официально упраздненного еще в 1998 г. "НГ" в свое время писала об этом событии по горячим следам, так как ее собкор находился на съезде, распустившем НИФ.
Надо отметить, что правительство Судана не сделало ни одного критического заявления в адрес российского правительства в связи с событиями в Чечне и Дагестане. Из разговоров с политическими лидерами Судана корреспондент "НГ" сделал вывод о серьезной смене внешнеполитических ориентиров Судана.
Так, доктор Тураби в беседе с корреспондентом "НГ" заявил, что, будучи антикоммунистом, он вместе с тем с тревогой наблюдает за процессами, происходящими в мире после крушения СССР. Мир, по его словам, стал однополярным - США претендуют на роль единственной мировой державы, обладающей правом на владение универсальной общепланетарной "истины", которую, по их мнению, должны принять все народы независимо от их истории, традиций, религии и национальных интересов. Американская цивилизация, подчеркнул д-р Тураби, замешана на насилии - достаточно изучить их культуру, в которой преобладает "право револьвера". Далее же, что было совершенно неожиданно для его имиджа радикального исламского фундаменталиста, д-р Тураби противопоставил американским цивилизационным ценностям европейские, особо выделив культурные традиции Великобритании. "В американском кино конфликт разрешается с помощью убийства, а в британской литературе существует образ Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро, которые разрешают труднейшие ситуации, не прибегая к насилию на американский манер", - заявил он в перерыве съезда корреспонденту "НГ".
Такой высказанный публично подход бывшего выпускника Оксфорда к вопросам международных отношений был немыслим еще два года назад, когда исламская политическая риторика и лежащая в ее основе концепция противостояния ислама миру "неверия", под которым подразумевалась западная цивилизация, превалировала над экономическим прагматизмом.
Говоря же о взаимоотношениях с Россией, президент Судана Омар аль-Башир подчеркнул: "Известно, что в 70-х годах отношения между Суданом и Россией носили самый тесный характер, развивались по самым различным направлениям. В настоящее время отношения в политической области между нашими государствами характеризуются большим взаимопониманием по целому ряду вопросов внешней политики. Мы высоко ценим поддержку, которую оказала Россия Судану в различных сложных ситуациях. Особенно это проявилось после нанесения американскими агрессорами ракетных ударов по фармацевтической фабрике Шифа. Кроме этого, начинают развиваться отношения и в других областях - экономической, военной, и мы надеемся, что так же будет и в других сферах. Известно, что Судан нуждается в помощи. Особенное значение в этом смысле мы придаем развитию водных ресурсов - в настоящее время решается вопрос строительства большой плотины. Как известно, ранее подобный проект был осуществлен при содействии еще советских специалистов, и в скором времени он вступит в строй".