Интервью с дуайеном - Кломегах

 



ПРОЩАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПОСЛОМ ГАНЫ  В РОССИИ

Е
го Превосходительство Джон Бава, дуайен Африканского дипломатического сообщества, прибыл в Москву после краха Советского Союза в 1991. Как самый "старый" дипломат, посол Ганы был избран дуайеном Африканского сообщества.
Скоро г-н Бава покинет Москву.
Аккредитованный в Москве африканский корреспондент Кестер Кенн Кломегах берет у посла Ганы прощальное интервью.


- Как Вы могли бы описать современное африканское сообщество в России?

- В Москве есть три основные группы африканцев. Во-первых, дипломатическое сообщество - это послы и дипломаты. Во-вторых, студенты, проходящие в России различные академические курсы. И в-третьих, выпускники вузов, которые по каким-то причинам остались здесь.  Имеется также небольшая группа африканцев, которые оказались в России в поисках лучшей жизни или в надежде перебраться через Россию на Запад.

- Как живут африканцы в Москве по сравнению с другими столицами - США, Англии, Германии?

- Африканцев тут не так много, чтобы можно было сравнивать. В США, Германии и Англии действительно есть то, что можно назвать африканским сообществом. В России гораздо больше граждан из азиатских стран, чем из Африки. В недавнем прошлом тут было много наших студентов, так как Россия предложила обучать специалистов для стран третьего мира, за что мы очень благодарны ее правительству. Большинство этих специалистов продолжает играть существенные роли в разных странах Африки.

- Перед какими специфическими социальными проблемами стоят африканцы в России?

- Таких проблем довольно много. Прежде всего это приятие африканцев российским обществом. Кроме того, есть проблема занятости. Если в западных странах устроиться на работу довольно легко, то в России - совершенно другое дело. Проблемой является и климат. Мы выходцы из теплых тропических стран, и акклиматизация - трудная вещь даже для дипломатов. Тут практически нет тропической пищи, и мы пробуем приспособиться в российской кухне, которая тоже неплоха. Языковой барьер быстро преодолевают только студенты, которые постоянно контактируют с русскими и учат язык в вузах. Дипломатам в этом смысле приходится труднее - мы приезжаем сюда ненадолго и гораздо меньше контактируем с людьми.

- Какие усилия принимаются сообществом, чтобы помочь решить или минимизировать эти проблемы?

-
Мы отмечаем свои национальные праздники и приглашаем на эти мероприятия русских людей - отмечаем дни независимости своих стран, и 25 мая - День Африки. Еще мы предупреждаем наших граждан, чтобы они не втягивались в сомнительные дела, чтобы они были законопослушны и выказывали уважение к вашей стране и ее людям.

- Как изменилось сообщество после краха Советского Союза?

- Вы знаете, я прибыл сюда после того, как советская эпоха завершилась. До этого в России из африканцев были только студенты и дипломаты. Это были добрые старые времена, когда все было хорошо, студенты могли жить на стипендию и даже немного экономить. Но потом цены выросли, и мы тоже стали испытывать экономические трудности. В магазинах стало гораздо больше товаров, но чтобы их купить нужно гораздо больше денег. Это почувствовали и дипломаты, но студентов это коснулось самым непосредственным образом. Конечно, наши правительства стараются выделять дополнительные дотации... И важная вещь - безопасность, которая была в советские времена, по-моему, исчезла.

- Способствуют ли те быстрые перемены, которые сейчас происходят в российской жизни, тому, что сюда будет приезжать больше африканцев?

- Мы все еще прокладываем свой путь в Россию. Поскольку изменения в обществе становятся более широкими, появляется все больше возможностей, то конечно, большее количество людей будет приезжать сюда - делать бизнес, путешествовать в качестве туристов. К тому же экономическая ситуация стала явно улучшаться, и коммерческие связи между Россией и странами  Африки интенсифицировались. Изменяется положение студентов. Теперь студенты учатся в большинстве случаев по индивидуальным контрактам, и плата за обучение в России гораздо меньше, чем в других местах. Это привлекает сюда молодых людей. 

- Что Вы можете сказать о сегодняшних отношениях между Россией и странами Африки?

- Отношение между Россией и африкнскими странами в советские времена происходили только на межгосударственном уровне. Теперь возможны частные контакты. Это основное достижение.

- Что наиболее запомнилось Вам из долгой жизни в России?

- Я наслаждался российским отпуском. Тут очень богатая культура. Большой театр,  Эрмитаж в Санкт-Петербурге... Москва - красивый большой город. И российское искусство, музыка, танец имеют некотоые пересечения с африканской культурой. Русские люди доброжелательны и всегода готовы помочь, если у вас какая-то неприятность, хотя, конечно, бывают и отдельные исключения.

- Что бы Вы сказали, если бы у Вас спросили совета - ехать в Россию или нет?

- Это зависит от того, кто спросил бы. Если те, кто хочет отправить обучать своего ребенка в Россию, я сказал бы - да, отправляйте, потому что тут хорошие академические планы и много библиотек. Если же вы хотите делать бизнес, то важно исследовать рынок. Именно сейчас удобное время для того, чтобы делать долговременные инвестиции, хотя и для мелких инвесторов найдется чем заняться. Деловой климат, кажется, изменяется, но ситуация все еще рискованная, нужны серьезные знания рынка, знание налогового законодательства, массы таможенных инструкций, умения составлять контракты, чтобы снизить риск предприятия. И еще Россия - прекрасное место для знакомства с людьми и культурой.

- Можете ли Вы пожелать что-нибудь россиянам?

- Россия богата природными ресурсами - газ, нефть, алмазы. В России много специалистов в науке и технике. Но необходимо реструктурировать социальную сферу. Нужно, чтобы каждый человек чувствовал себя защищенным. Русские становятся все более западными людьми и это очень хорошо, это поможет им интегрироваться в мировую систему и включиться в процессы глобализации. 

публикация на английском - Moscow times, 01.02.05