Описание экспонатов выставки южноафриканского бисера

 



ОПИСАНИЕ ЭКСПОНАТОВ
выставки южноафриканского бисера

Перевод Посольства ЮАР

 

1. ИСИМПОПО – «вместилище многих даров» – вязаный мешочек для хранения деревянных столовых ложек. Считалось, что старая деревянная ложка, хранящаяся в исимпопо, приносит удачу в семью.

2. ДЕВИЧЬЕ ОЖЕРЕЛЬЕ – желтый бисерный узор в форме алмаза свидетельствует, что хозяйка принадлежит к «людям солнца», народности лангени из Наталя. Обрамляющий алмаз узор символизирует солнечные лучи. Всё вместе означает следующее: «Я – из «людей солнца», и, подобно солнцу в небе, сияю красотой, я – дочь богатого человека».

3. ОЖЕРЕЛЬЕ МУЛИЗА – этот красочный предмет, символизирующий солнечные лучи, служил украшением девушки во время особой церемонии в её честь. Возможно, даже просто для того, чтобы восславить её доброе поведение.

4. ПОЯС САНГОМА – люди народности сангома создают свои собственные бисерные пояса в соответствии с тем, что им приснилось. Поэтому каждый пояс уникален.

5. МЕТЛА – очень часто церемониальный или свадебный подарок. Это символ примирения и согласия. Очень часть использовалась символически для выметания и избавления от возникшего духовного разлада. Кроме того, если в доме умер кто-нибудь из членов семьи, то метла использовалась не только для уборки и очищения помещение, где случилась смерть, но и для изгнания всевозможных плохих воздействий, которые, возможно, и привели к смерти этого человека.

6. ДЕВИЧЬЯ ОПОЯСКА – передничек называет имя девушки. Данная расцветка избрана автором для показа различных оттенков утренней зари и дня, поэтому эту девушку зовут «НОМАЛАНГА», что значит «дочь многих дней» или «дочь многих Зорь».

7. ПОЯС ПЕРВОЙ ЖЕНЫ – этот праздничный пояс носила женщина королевских кровей народности зулу, о чём свидетельствует клеточный узор. Её звали «НОЛУАНДЛЕ», что означает «дочь моря».

8. ОЖЕРЕЛЬЕ – ЛЮБОВНОЕ ПОСЛАНИЕ – черно-белый бисер изображает дерево, разделённое по центру белой линией. Это означает, что дерево поднимается выше облаков. Женщина, создавшая это ожерелье, говорит его носителю: «Я – женщина из клана высокого дерева (УМТХИМКХУЛУ), хочу быть твоей женой (чёрный бисер), я здорова и плодовита (зелёный бисер), и умею варить хорошее пиво (розовый бисер).»

9. ПОЯС ИКСАМА-ИСИБХАМБА – бисер поверх сплетённой травы. Такой пояс надевала женщина – «миротворец». Покрытые бисером цилиндры служили эффективным средством самозащиты. Владелицу пояса звали «КАМУ» – «остановить сражение», что проявляется в бисерном узоре двумя красными линиями. Такие знаки отличия служили веским доводом при нарастании разногласий между членами семей будущих жениха и невесты.

10. МУЖСКАЯ ТАБЛИЧКА-ОЖЕРЕЛЬЕ – создана женой. Бисерный узор означает следующее: черный – «я готова быть женой этого мужчины»; красный – «я большая собственница»; белый – «моё сердце чистое». Жена представляет себя на табличке в виде маленьких алмазов.

11. ОЖЕРЕЛЬЕ «КОСА-АМАТИКИТИ» – это бисерное аматикити показывает, что его носитель – мужчина королевского происхождения, в его жизни три женщины. Одна жена находится с ним, как показывает красная линия (кровь) с двумя чёрными полосками по бокам. Две другие жены отсутствуют, о чём свидетельствуют две вертикальные бирюзовые линии.

12. ФАРТУК ДЕВСТВЕННИЦЫ – розовый и чёрный бисер на передней панели символизирует быстро текущие воды. Кисточка представляет дождь (голубой бисер) и град (белый бисер). Носительницу звали «НОМВУЛА, дочь дождя». Рисунок на поясничной тесёмке показывает переменчивость настроений, а ярко-красный бисер – состояние девственности и материнскую молитву: «избави дочь мою от менструальных проблем».

13. ОЖЕРЕЛЬЕ СВЕКРОВИ – у этой женщины четыре невестки, каждая из которых изображена на отдельной таблетке в виде растущего дерева. Боковые треугольники показывают число детей, рождённых каждой женщиной. Тёща называет себя «великой оградой деревни», «покровительницей дома», как показывает решётчатый узор центральной таблетки.

14. ТАБАКЕРКА-КАЛЕБАСА – табакерка из тыквы-горлянки имела глубокое символическое значение, поскольку представляла не только человеческую душу, но и её порождение – женскую матку. Табакерка мирного человека богато украшалась бисером с внешней стороны, а табакерка воина делалась из бамбука или жестянки.

15. ПОЯС «ИМИГУНГКУЛУ» – носили как мужчины, так и женщины. Эти густо украшенные бисером цилиндры – ИМИГУНГКУЛУ – служили украшением и использовались также в качестве оружия защиты. Очень яркие цвета знаменуют богатство и королевское достоинство.

16. 3УЛУССКОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ – твёрдые формы этого ожерелья превращают его в эффективное оборонительное оружие. Цвета имеют следующие значения: черный – «желаю быть твоей женой»;  розовый – обещает: «буду варить тебе пиво»; «буду ухаживать за тобой очень прилежно; белый – «у меня белое сердце» (люблю тебя очень сильно); тёмно-синий – «я очень ревнива и большая собственница».

17. НАГРУДНИК ПРОСЛАВЛЕННОГО ПЕВЦА – нагрудник прославленного певца из обезьяньей кожи с четырьмя бисерными линиями свидетельствует о том, что в момент награждения певцу было сорок лет. Обезьяна – дух-хранитель всех поэтов и прославленных певцов.

18.3УЛУССКОЕ УМХЕСО – «то, что носится через плечо» – украшение, надевается принцессой или женой вождя в день свадьбы. Бисерные треугольники, укреплённые на ткани, изготовили двенадцать различных представительниц общины в знак преданности и свидетельство уважения. Треугольники с красным и желтым цветом говорят о статусе замужества, с белым – незамужнем.

19. ОЖЕРЕЛЬЕ HOME АЛИ – ожерелье народности коса, изготовлено женщиной в Южном Кейте символизирует дождь и единство. Дано человеку по имени Номбали или Нонтьянамво, что значит «цветок». Изображает цепной узор поверх треугольника, символизирующего женщину.

20. ОЖЕРЕЛЬЕ КОСА – украшено бисером традиционных цветов народности коса. Символические знаки в форме четырёх алмазных полусфер в данном случае могут означать колёса повозки.

21. БИСЕРНЫЕ ГАЛСТУКИ – стилизованный вариант галстука с изображением символа единства. Цвета отражают королевское достоинство.

22. БИСЕРНЫЙ ГАЛСТУК – этот бисерный предмет, напоминающий западный галстук, владелец получил от своей второй жены – поскольку о её кровном присутствии свидетельствуют две красные полоски. Цвета отражают королевское достоинство владельца. Бирюзовые полоски указывают на отсутствие другой жены.