Политический исламский радикализм

 


Политический исламский радикализм

Не имея возможности дать в рамках доклада подробную и развернутую характеристику мирового исламского радикализма, остановимся лишь на самых важных позициях и наиболее ярких примерах. Заранее просим прощения за обильную фактологию.

Алжир

После победы, одержанной Исламским фронтом спасения на парламентских выборах 1991 года, в результате силового вмешательства правящего профранцузского военного режима власть перешла к Высшему государственному совету, а ИФС был запрещен. Исламисты встали на путь террора. Власти ужесточили ответные репрессии. В январе 1994 года Высший государственный совет передал власть своему ставленнику Ламину Зеруалю. В октябре 1994 года Зеруаль, стремящийся к легитимации своего положения, объявил дату президентских выборов. ИФС заявила, что ее члены, пытавшиеся вступить в любые переговоры с режимом, приговорены к смерти. В итоге прошли выборы без ИФС, на которых победил Зеруаль, с беспрецедентной активностью поддержанный Францией.
Такая активность во французской поддержке Зеруаля не может быть объяснена ни ее приверженностью "правам человека", ни даже экономическими интересами (кстати, весьма серьезными). Требование ИФС возместить ущерб, нанесенный Францией Алжиру за все годы ее колониального владычества, - это не что иное как "неотвратимый джихад". Во Франции мусульман - уже более 2 миллионов! Французские политики небезосновательно опасаются в этой связи создания на своей территории сплоченного "мусульманского меньшинства", способного в дальнейшем стать источником политической напряженности для французского государства, равно как и того, что джихад французам со стороны ИФС, вызвав недовольство населения, приведет к резкому возрастанию числа сторонников крайних правых во Франции.

Египет

Службам безопасности в прошлом году в основном удалось ограничить деятельность "Аль- Гамаа-аль-Исламия", начавшей в 1992 году насильственную кампанию за свержение режима в трех небольших, обнищавших районах долины Верхнего Нила. Одновременно усилены репрессии против более многочисленного движения "Братья-мусульмане", которое начало возрождать современный исламизм в Египте еще в 1928 году.
Наиболее зловещей чертой избирательной кампании были тысячи арестов, которым подвергались почти все, у кого находили малейшую склонность к исламистам. Накануне голосования 54 наиболее обещающих кандидата в парламент от этой группировки были осуждены военным трибуналом якобы за связи с террористическими группами и подготовку заговора против государства. 51 человек был убит и свыше 800 ранено в результате вооруженных разборок между соперничавшими кандидатами.
Но кассеты с популярными проповедями продают "звезды" поп-музыки и народных ансамблей; владельцы книжного магазина близ главного каирского университета говорят, что они продают почти исключительно исламские издания, а исламские телепроповедники находятся в числе наиболее известных в стране людей. Верховный духовный наставник "Братьев-мусульман" Мустафа Машхур заявляет: "У них полиция и армия, и внешне они выглядят победителями. Но мы сумели изменить общество, и в свое время победителями будем мы".

Саудовская Аравия

Взрыв в ноябре прошлого года в штабе Национальной гвардии США, который привел к гибели пятерых американцев, был для короля Фахда как удар грома. "Несчастья обрушиваются на нас одно за другим", - посетовал он одному из своих приближенных.
Защита страны и ее нефтяных месторождений зависит от военного присутствия США в этом регионе. Но саудовцы едва выносят присутствие на их земле примерно 5 тысяч американских солдат, которое началось после иракского вторжения в Кувейт в 1990 году.
"Америка - мы настоятельно просим Бога Всемогущего разрушить ее экономику и общество, превратить ее штаты в страны и повернуть их друг против друга, сделав это примером для всех государств".
Это цитата из получившей широкое распространение проповеди, которую произнес в начале 1993 года человек, которого в Саудовской Аравии считают самым харизматичным духовным деятелем, - шейх Салман-аль-Авда.
Воинствующие проповедники вроде аль-Авда и шейха Сафара аль-Хавали, бывшего декана факультета исламских исследований в университете Умм аль-Кура в Мекке, доказывают наличие глубоко укоренившейся оппозиции нынешним правителям и вызывают беспокойство у саудовского руководства.
Осенью 1994 года в рамках наступления на религиозную оппозицию оба этих шейха были арестованы вместе с более чем 400 другими деятелями. Но кассеты с проповедями обоих шейхов в результате получили чрезвычайную популярность и тайно распространяются по всей стране.

Турция

Семитомная программа победившей на выборах партии Рефах предельно ориентирована на исламские ценности. Лидер партии Н.Эрбакан призывает к объединению исламского мира от Казахстана до Марокко, к созданию исламского общего рынка, исламского НАТО и исламского ООН. В экономике партия заявила о намерении ввести в обращение региональную денежную единицу - исламский динар. Антизападничество "Рефах" доходит до требований выхода Турции из НАТО и вывода с ее территории иностранного военного контингента. Исламисты заявляют также и о необходимости пересмотреть условия присоединения Турции к таможенному соглашению ЕС.
Но одновременно главная соперница Рефах - Партия верного пути Т.Чиллер - выдвинула на выборы ряд таких кандидатур представителей армии, спецслужб, чиновничества и банков, список которых заставил спикера парламента Х.Джиндорука воскликнуть: "Они что, хотят создать полицейское государство?". Модифицированную таким образом ПВП эксперты характеризуют как наиболее правую партию за всю историю страны. Недаром А.Тюркеш, лидер ультраправой Партии националистического движения ("Серые волки") заявил, что его партия могла бы выступить на выборах единым блоком с ПВП.
В основе политических концепций обеих партий, как показывает анализ, лежит все тот же тюркский имперский национализм, только у одной он исламско-фундаменталистский, а у другой - модернизационный. Именно правящая ПВП в течение нескольких лет ведет активную войну (поддерживаемую "Рефахом"!) на юго-востоке страны с курдским сепаратизмом. Вполне в духе ислама (и с благословения "Рефаха"!) она же обеспечивает по линии негосударственных организаций так называемую "гуманитарную помощь" чеченской армии Дудаева, включающую финансирование, поставки боевого снаряжения, подготовку дудаевцев в турецких военных лагерях и т.п.
А "Рефах" в своей программе прямо требует полного политического контроля как минимум над Чечней и Азербайджаном. Добавим к этому, что политизированный, фундаменталистский ислам в большинстве республик Средней Азии контролируется "туркоцентричными" суннитами, да и активно действующие в этом регионе наших интересов Саудовская Аравия и Пакистан поддерживают суннитов.
Теперь об изменениях в турецкой политике после прихода к власти Рефах и Н.Эрбакана. Он сразу приступил к "разбиванию льда" в отношениях с соседями: после визита в Багдад турецкого министра юстиции Казана страны подписали соглашения о приграничной торговле (осудив суровость санкций ООН!) и о прокладке газопровода из Ирака в Турцию. Чуть раньше сам Эрбакан подписал в Тегеране контракт на поставку в Турцию с 1993 года иранского газа на сумму 20 миллиардов долларов, что было воспринято в Вашингтоне особенно болезненно. Добавим, что между Ираном и Ираком таким образом начал намечаться посредник. И это при том, что Вашингтону с большим трудом удалось добиться (опять-таки в августе) согласия Анкары продлить мандат на использование Штатами военно-воздушной базы в Инджерлике.
Отдел конгресса США по проблемам Ирана и стран Персидского залива решил, что нестабильность в Северном Ираке "может побудить Иран, Турцию и Ирак прийти к соглашению, что восстановит контроль Ирана над регионом". С этой точки зрения ракетный окрик "Назад!" адресован не только Ираку.
Нужно оценить сенсационность сближения трех крупнейших держав исламского мира. За каждой из них стоит великое имперское прошлое. Каждая обладает мощным антизападным зарядом, который до сих пор ослаблялся только изолированностью двух из них - Ирака и Ирана - и принадлежностью третьей, Турции, к западному лагерю. Однако турецкое западничество уже сегодня тонет в волнах бурной деятельности нового радикально-исламского правительства. Импульс к сближению трех держав возник именно в Турции, еще недавно столь продемократической. Результатом такого сближения неизбежно должна стать новая фаза исламского давления и на Запад, и на Россию. При этом суммарное усиление в этой тройке исламского радикализма неизбежно хотя бы потому, что в 1997 году в Иране пройдут президентские выборы, от которых уже сейчас ожидают прихода к власти клерикальной партии.
И еще некоторые факты.
Аппарат президента Ирана Расфанджани в своем заявлении указал, что 11 августа Иран и Турция решили начать тесное сотрудничество в самых различных сферах двусторонних отношений, в особенности - военной, где они намерены создать военный союз в целях обеспечения безопасности сухопутных границ на всей их протяженности.
Заключение ирано-турецких соглашений повлекло эксцессы на Кипре: мощные манифестации греков с попыткой прорыва "зеленой линии", ответный огонь турок. С греческой стороны 2 убитых, много раненых, есть пострадавшие среди британских миротворцев.
Анкара предъявляет территориальные претензии к Афинам по поводу принадлежности 100 островов в восточной части Эгейского моря. В ответ - волна митингов и демонстраций в Греции и на Кипре. Президент турецкого Кипра Денкташ объявил, что берет курс на интеграцию с континентальной Турцией. Т.Чилер заявила, что Турция "сломает руки любому, кто притронется к ее знамени", а премьер Греции Симитис, прибыв на Кипр, сказал: "Мы должны быть готовы к войне с Турцией".
20 августа СМИ распространили сообщение о том, что Эрбакан объявил о начале тесного экономического сотрудничества с Ливией.
21 августа объявлено, что Пакистан пошел на заключение экономического договора с Ираном, в соответствии с которым Тегеран поставит Исламабаду нефти и газа на 1,1 млрд. долларов.
28 августа Тегеран призвал Баку прекратить трансляции теле- и радиопередач, призывающих к созданию "Великого Азербайджана", а также деятельность группировки "Национально- осводобительное движение Южного Азербайджана" и выдать иранским властям его лидера П.Делянчи.
31 августа иранская газета "Абрар" опубликовала обращение тысяч иранских азербайджанцев к властям Ирана о присоединении нынешней Азербайджанской Республики к Ирану! Сказано, что иранские земли севернее Аракса были завоеваны Российской империей, и теперь настало время восстановить справедливость. В Иране последние 5 лет Азербайджан называют "республика Баку".
Не правда ли, очень знаменательный ход событий перед американскими бомбардировками Ирака? И что тогда есть эти бомбардировки, как не отчаянная попытка остановить процесс глобальной панисламистской интеграции?

Малайзия

Со времени получения независимости от Англии в 1957 году Малайзией правит коалиция, в котором главную роль играет партия "Объединенная малайская национальная организация" (ОМНО), созданная 50 лет назад. Почти 15 лет находится у власти премьер-министр страны Махатхир Мохамад. В в 1989 году исламское руководство Малайзии, использовав как повод расовые волнения 1989 года, повело жесткое наступление на китайскую часть населения (около 30%) и в социально-политической жизни, и в экономике. Идеологически это наступление было обосновано в концепции "бумипутрас" (политике наибольшего благоприятствования малайцам). Против так называемого "засилья китайцев в экономике" Махатхир периодически включает исламский фундаментализм, коренящийся в недрах малайской сельской общины. Фактически происходит расовая дискриминация китайцев в большинстве областей политической жизни.
Малайзийский ислам активно сотрудничает с другими мусульманскими странами, в частности, в области финансирования и поддержки исламских фундаменталистских и сепаратистских движений. Наряду с руководителями Турции и Иордании, правительство Малайзии предложило себя в качестве посредника на переговорах с Дудаевым. Энергия, с которой малайские исламские радикалы поддерживали чеченский сепаратизм, даже вынудила российский МИД обратиться к правительству Малайзии с официальной просьбой не собирать деньги для дудаевцев.
Во время визита Н.Эрбакана подписан совместный с Пакистаном и Малайзией проект производства транспортных самолетов, боевых кораблей и подводных лодок, военной электроники. Предполагается также обучать в Турции сингапурских пилотов истребителей-бомбардировщиков Ф-16.

Индонезия

В государстве все большую мощь набирает ислам. Президент Хаджи Мохамед Сухарто, правоверный мусульманин, пришел к власти на волне кровавого подавления так называемого коммунистического путча 1965-1966 годов (более 500 тыс. убитых), сконцентрировал в своих руках всю полноту власти, а затем без труда отстранил первого "пожизненного" президента Сукарно, заняв его место. Главным в созданной Сухарто системе "мягкой диктатуры" партии Голкар стало доминирование военных во всех управленческих структурах, позволившее монополизировать власть.
Однако центробежные тенденции проявляются и в воинствующем исламизме на Суматре, и в требованиях независимости жителей Восточного Тимора. Если же положение правящей партии будет поколеблено и на сцену выйдет двадцатимиллионная мощная мусульманская организация "Нахдалтул Улама", Индонезию, раздираемую религиозными и расовыми противоречиями, ждет период крупных потрясений. Исламский сепаратизм поднимает голову все выше.
Как заявляют эксперты, правительство резко усложнило себе проблему, политизируя религию. Индонезия повторяет типичный вектор движения многих ближневосточных и центральноазиатских исламских государств: экономический рост немедленно ставит на повестку дня агрессивный мусульманский фактор.

Филлипины

Филиппины - в основном христианская страна. Ислам исповедуют народы архипелага Сулу, островов Минданао, Басилан и ряда других. 6 миллионов мусульман считают эти земли своими исконными, а свое происхождение относят к легендарному пророку, вышедшему из ствола бамбука. Именно они оказали самое упорное сопротивление испанским колонизаторам.
Под руководством ФНОМ - основной исламской военно-политической и оппозиционной силы на юге страны - гражданская война на Филиппинах ведется с 70-х годов. Суть конфликта изначально заключалась в борьбе за создание мусульманской автономии на Минданао, теперь же, на последнем этапе переговоров, речь идет о расширении уже созданного Автономного района мусульман Минданао (АРММ), включающего 4 провинции с главным образом мусульманским населением, до 14-ти провинций на юге Филиппинского архипелага с преобладанием католиков. Вопрос о судьбе вооруженных сил исламских боевиков также решен фактически в пользу исламистов: условлено, что 7 тысяч из них будут интегрированы в состав регулярной армии Филиппин, около 2 тысяч станут основой создаваемых региональных сил безопасности, остальные - а их более 20 тысяч бойцов - якобы будут распущены. Эксперты утверждают, что в обмен на формальное снятие требований о полном отделении президент Рамос не только не гасит тлеющий более 20-ти лет конфликт, а создает новые. Заметьте, какая явная аналогия с нашей российско- чеченской действительностью!
Но в Минданао есть гораздо более радикальные вооруженные организации исламского толка, такие как Исламский фронт освобождения моро (ИФОМ), экстремистская группировка "Абу Саяйф" и "Совет исламского командования". ИФОМ располагает 80 тыс. хорошо вооруженных бойцов, что вполне сопоставимо с силами регулярной армии (106 тыс. военнослужащих), причем для него главной целью тотальной войны (джихада) является создание независимого исламского государства.
Сфера деятельности ИФОМ не ограничивается борьбой за ислам в пределах страны. В 1980 годы эта организация, как верный член мирового мусульманского сообщества, отправляла своих членов на помощь афганским моджахедам. В Афганистане побывало, приобретя ценный боевой опыт, более тысячи боевиков. Одновременно многие из них прошли стажировку в пакистанских военных лагерях. А в начале весны появились сообщения о переговорах ливийских эмиссаров с руководством Фронта о посылке на Северный Кавказ более ста добровольцев ИФОМ.

Лишь за недостатком времени и из уважения к терпению собравшихся мы не продолжаем эту тему и не освещаем еще более радикальную исламскую ситуацию в Судане и ряде малых ближневосточных стран.
Нас могут обвинить в безответственном нагнетании апокалиптики, в пугании публики, при этом ссылаясь на наглядный пример политической власти ислама в государственном масштабе - на Иран. Здесь обязательно укажут, что Иран, при многих непривычных для нашей культуры особенностях социально-политической жизни, все же сравнительно спокойное, неагрессивное государство.
Все так - и не совсем так. Во-первых, Иран не всегда был таким спокойным и неагрессивным. Вспомним времена антишахского восстания и становления в стране клерикальной власти студентов-теологов - "стражей исламской революции", вспомним исступленные толпы последователей, бросавшихся на любые штурмы по одному слову Хомейни. Во-вторых, Иран - шиитский одиночка в суннитском море, любая попытка экспансии которого будет ревниво и беспощадно блокироваться прежде всего суннитскими исламскими собратьями. В-третьих, именно невозможность политической экспансии во враждебном окружении вынудила иранскую теократию пойти на смягчение политического и идеологического режима и определенную секуляризацию власти для прорыва многолетней международной изоляции. В четвертых, несмотря на все перечисленное, политическая активность Ирана в поддержке исламских (преимущественно шиитских) радикалов во всем мире - не досужая выдумка обиженных изгнанием из страны американцев, а суровая действительность.
Ислам, получивший в результате довольно эффективной эксплуатации своих сырьевых ресурсов в последние десятилетия реальные экономические рычаги воздействия на ситуацию в современной финансовой цивилизации, стремится выстроить новый баланс сил между "третьим миром", в котором он оказался в своей основной массе, и "первым" евроамериканским миром.
Его демографический, ресурсный и, главное, политический потенциал огромен, и идеологи исламского мира уже очень давно заявлят о решимости получить на планете подобающее этому потенциалу политическое, экономическое и территориальное место.
Но здесь еще раз необходимо оговорить одну принципиальную разницу. Ислам как вера и, по его самооределению, "образ жизни" - явление того же конфессионального порядка, что и любая другая великая религия, то есть естественное и нормальное. Мы подчеркиваем, что предметом нашего анализа является не собственно ислам, а те его радикальные и превращенные формы, которые трансформируют религию в политический инструмент экспансии и силового достижения господства. И в связи с этим утверждаем, что в большинстве случаев у такого радикального политического (и нередко террористического) ислама есть вовсе не исламские хозяева.

http://www.bdg.minsk.by/cegi/N2/kurginan/ugroza3.html