Василий Аксёнов: "Молюсь за Африку"

 

«Портрет ничего получился, но я стал похож на историка Роджера Уилкинза, моего чернокожего коллегу по Университету Джорджа Мейсона...»"МОЛЮСЬ ЗА АФРИКУ"

Аксенову – 70 лет.
Он все чаще думает о проблемах третьего мира

Сегодня, 20 августа, Василию Павловичу Аксёнову исполняется 70 лет. На недавнем вечере Крымского клуба, посвящённом переселению Василия Павловича "назад а Европу" (писатель переезжает этим летом из Америки на постоянное жительство во Францию, в Биарриц), он неожиданно для аудитории много говорил о проблемах Чёрного континента, которые, по его словам, всё сильнее волнуют его в последние годы.

С прозаиком беседует директор сервера африканских новостей Africana.ru Игорь СИД.

"Независимая газета",
20 августа 2002
(представляем полную версию беседы)



– Василий Павлович, спасибо за согласие на "очернение" Вашего образа, на эксперимент с портретом.

– Портрет ничего получился, но я стал похож на историка Роджера Уилкинза, моего чернокожего коллегу по Университету Джорджа Мейсона. Показываю нашей секретарше распечатку: кто это, по-вашему? "О, мистер Уилкинз!" (Роджер, между прочим, большой человек, он занимал в своё время важный пост в команде одного из американских президентов…)

– …Когда Африка возникла в Вашей жизни впервые? Были ли в детстве какие-то впечатления, формировавшие отношение к ней?

– Были, скорее всего! Вспоминаются какие-то игрушки, целлулоидные негры... Благодаря им у меня, как, видимо, у всех советских детей, вырабатывался весьма позитивный взгляд на Африку. И это совпадало с общей советской пропагандой, которая впихивалась нам в сознание. Нам твердили: африканцы страдают от гнёта, борются за свободу… Но возникала Африка и через стихи Чуковского, других детских поэтов.

Этот образ Африки, в контексте советской пропаганды, был, конечно, очень стереотипный. Но – симпатичный. Потом уже в школе были стихи Маяковского – "Мистер Твистер", где этот мистер в конце падает в обморок при виде негра, олицетворяющего подлинную свободу. Позже пошли более взрослые книжки – "Хижина дяди Тома", "Приключения Гекльберри Финна", где этот негр, беглый раб – как его звали? – Том?

Василий Аксенов на собственном вечере в Крымском клубе (в помещении клуба "Дума"). В ближайшее время смотрите на сервере Liter.net фотоальбом вечера.– Том, а может быть, Джим. Негры в книжках обычно Томы или Джимы. Хорошо помнится, между прочим, народная песенка про Мадагаскар в вашем рассказе "На полпути к Луне": "Негр Томми саженного роста…" Там тоже очень добрый негр.

– В том-то и дело, что негр не может быть ни злым, ни коварным, а только – бедным и угнетённым! И ему обязательно нужно помогать. Сейчас я понимаю, что этот советский взгляд на чёрных, как ни странно, был на самом деле особой формой расизма! Мы отказывали неграм во многих присущих человеку, в том числе гадских, качествах. Для нас негр не мог быть не только сильным, победителем, но и агрессивным, хамом, убийцей!

…Ещё позже была такая книжка – "Питер Мориц, юный бур из Трансвааля". Там, правда, чёрная раса выставлялась в негативном свете.

– А это у вас и сверстников не находило никакого отклика?

– Лично я никогда расистских мотивов в себе не испытывал. Даже в Америке, когда сталкивался с какими– то неприятными моментами… Я, как американцы говорят, colour blind – "слепой на цвет". И я никогда не думал, хорошо это или плохо – просто, так есть. Например, я ничуть не возражал бы, если бы мой сын Алексей женился в молодые годы на чернокожей девушке!

Вообще говоря, я ведь сам с молодости всегда был поклонником джаза. А для человека джаза немыслимо плохое отношение к чернокожим – родоначальникам джаза. С их музыкальностью, с их чувством ритма и свинга… Но и спорт для меня всегда играл важную роль. А в спорте, в баскетболе, во многих других видах лидируют очень часто именно люди чёрной кожи… И как при этом к ним негативно относиться!

– Что в целом говорит в этом отношении Ваш американский опыт?

– Я много общаюсь с афроамериканцами, и вижу, что среди них много нормальных, отличных ребят. Много чернокожих работает, скажем, в скорой медицинской помощи. Когда кому-то становится плохо, то ещё до врачей прилетает огромный пожарный автомобиль – это называется "парамедики", парамедицина. Такой медицинский спецназ! Многие из них прекрасные специалисты. В стране масса чёрных полицейских, работающих не за страх, а за совесть.

Много чернокожих и среди интеллектуалов, в академическом мире. Американские чёрные – люди, преодолевшие наследие рабства, преодолевшие белый расизм. Однако нередко здесь проявляется и перегиб, оборотная сторона расизма – в сознание их оказывается вмонтирована идея бесконечной борьбы двух рас, или превосходства чёрной расы, и это очень деструктивно и неприятно…

Всё же в общении с чёрными гораздо больше позитивного. Очень много смешного: это обычно весьма жизнерадостные люди, у которых отличное чувство юмора. В моей профессорской практике был забавный эпизод.

Ко мне стал ходить один чёрный студент, который при этом не проявлял, скажем так, рвения к учёбе, и на занятиях откровенно зевал, разевая такую красную пасть… Я ему говорю: "Не теряй времени даром, может, тебе лучше, как говорится, drop out?.." И вдруг он мне звонит как-то: "Это правда, что Пушкин – чёрный?" – "Ну?.." – "Как я счастлив, как я счастлив!.." – "Вот видишь, как мало тебе нужно…" И он стал ходить прилежно на занятия и учиться. И вопросительно так на меня смотрел, когда я про очередного нашего классика рассказывал: "а этот часом не чёрный?.." В общем, у нас юморные отношения сложились… (смеётся)

В последние годы в Штатах много студентов из Африки, особенно из Ганы, они часто бывают людьми уже довольно образованными…

А недавно я оформлял документы на машину. И выскакивает тут чёрный человек в галстуке бабочкой, и на чистом русском: "Товарищ, как я рад, что вы наш клиент!" Произношение, как у москвича, – учился у нас лет десять назад.

– Использует язык в семье?

– Нет, просто помнит!.. Какие-то слова забыл, но язык, и произношение – хранит!
Я когда долго не бываю в России, то по возвращении одно из самых сильных ощущений от Москвы – это что я попал в огромный город белых! Да-да, здесь именно невероятно мало и чёрных, и азиатов, по сравнению с другими большими городами мира. Таких городов, как Москва, почти не осталось в мире. И я думаю, что русские должны открыть пошире свои двери для людей других рас, и, может быть, даже стать в авангарде этого сближения…

– Как вы относитесь к историческому эксперименту, который совершается в Южно–Африканской Республике? К этому поиску общего языка между людьми двух рас, пускай ценой и ошибок?..

– О, ЮАР – это чудо, я не подберу здесь другого слова... Они идут тем же путём сложных и опасных преобразований, что и мы, но с гораздо меньшими потерями!

– Замечено, кстати, что их президент-реформатор, Фредерик Де Клерк, даже внешне удивительно похож на Горбачёва…

– Я верю, что они идут к гармонии расовых отношений. Не знаю, что хранит их на грани национальной катастрофы, гражданской войны. Это какое-то чудо. Я просто молюсь за них…

– Нельсон Мандела, человек, благодаря всей жизни которого это стало возможно, – он ведь в каком-то смысле святой!

– Да, святой… Возможно, это что-то объясняет...

В целом же Африка находится в ужасающем положении! СПИД в Малави… Страшные засухи во многих странах. И страшные кадры с этими дистрофичными детишками, которым впихивают какую-то кашицу…

С этим надо наконец кончать. Мы должны всегда помнить об Африке. Развитым странам надо больше заниматься помощью Африке! Больше посылать добровольцев. Это грандиозно, когда прибывает целая армада кораблей или самолётов с помощью от разных стран! Меня так воодушевляет зрелище, когда, например, ЮАРовские вертолётчики спасали людей во время наводнения в Мозамбике… Это необходимо делать, это долг тех, кто благополучен. И Россия должна стремиться выйти на авансцену в борьбе за Африку, – не в империалистическом, а в гуманистическом, даже идеалистическом смысле…

В истории цивилизации никогда не было такой развитой и мощной благотворительной системы, системы безвозмездной помощи страждущим, какая существует теперь. ЮНИСЕФ, различные фонды… И я верю, что Россия тоже сможет учредить свой корпус мира, и прийти в Африку – без хитрого советского империалистического расчёта…

– Не знаю, отмечаете ли Вы для себя возникновение африканской темы в Вашем собственном творчестве. В своё время неизгладимое впечатление на отечественного читателя оказала Ваша повесть "Апельсины из Марокко". Солнечные фрукты из-за железного занавеса символизировали и смену идеологии, и шанс соприкосновения со всем миром…

– Ну, Марокко возникло здесь почти случайно. На самом деле название было задумано "Апельсины из Яффы". Но было понятно, что опубликовать вещь под таким заглавием, при тогдашнем официальном отношении в Союзе к Израилю, абсолютно невозможно…

– Наконец, неизбежный вопрос: бывали ли Вы сами в Африке?

– В Африке я не так давно побывал первый раз, но – в Египте. Это было великолепное путешествие по Нилу, по местам древних цивилизаций. Но – согласитесь, Египет – это всё-таки не Африка. Не совсем Африка.

Однако я собираюсь в Африку. Весьма вероятно, что в не очень отделённом времени я побываю в ЮАР... Но об этих планах пока рано говорить.

– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –

Фото автора.

При использовании текста беседы или фото ссылка на Africana.ru обязательна.

 

От редакции: в ближайшее время на сервере Крымского клуба Liter.net будут переопубликованы два других интервью Сида с В.Аксёновым – о нюансах его творчества (1993) и о его духовных исканиях (1999). Следите за обновлениями Liter.net.

 

Вернуться на главную