История распространения ислама в Африке

 

Задание по курсу "Культура Азии и Африки" выполнил Леонид Козлов. 2001г.

Кобищанов Ю. М. История распространения ислама в Африке. - М.: Наука, 1987. - 226 с.

Автором данной работы являлся ведущий научный сотрудник Института Африки СССР, специалист по истории, этнографии, культуре народов Африки, кандидат исторических наук Ю. М. Кобищанов. Его перу принадлежит ещё целый ряд работ по истории африканской цивилизации. Это исследование не является в полном смысле культурологическим. Однако при прочтении этой работы появляется более полное представление о том, какую роль играл ислам в формировании современной африканской культуры. В общественном мнении распространён стереотип о том, что африканская цивилизация является своего рода заповедником архаичных первобытных культов, на самом же деле население примерно половины африканского материка было включено в сферу влияния мусульманской религии. Этот процесс в Африке начался практически одновременно с формированием первых мусульманских общин в Аравии, а к началу новейшего периода мировой истории в Африке уже не оставалось ни одного района, не затронутого влиянием мусульманской цивилизации.
ХХ век также только подтвердил прочность позиций ислама на африканском материке. Начиная с 50-х гг. среди африканских государств проходили процессы политизации ислама и связанной с этим исламизацией их политики. Особенно эти процессы усилились в 80-е гг. Для тех, кто был знаком с историей ислама, это не стало неожиданностью, правда, распространение этой религии южнее Сахары известно гораздо хуже, чем на тех территориях, которые когда-то входили в состав Арабского халифата. В этом смысле работа Кобищанова восполняет ряд "белых пятен" в истории.
На сегодняшний момент Африка является тем регионом Земли, где наблюдается особенно быстрый прирост населения, в значительной своей части исповедующего мусульманство. Уже в 80-х гг. только в Северной Африке жило более 100 млн. мусульман, впрочем, этот регион - одна из старейших областей исламского мира. Но и в Тропической Африке, которая в большей степени ассоциируется у нас с традиционной африканской культурой, число мусульман было не меньшим, ислам распространялся там очень быстрыми темпами. Даже в Южной Африке более ста лет существуют традиционные мусульманские общины. Тропическая Африка далеко оставила за собой прочие регионы по темпам роста мусульманской общины. Непрерывно увеличивается и процент мусульман в общей массе населения Африки. Ислам стал в ХХ веке важным элементом политической культуры даже таких отдалённых уголков Африки, как Габон, ЦАР, Уганда и др. Всё это позволяет говорить об Африке как о важной составляющей мировой мусульманской культуры.
Кобищанов пытается найти объяснение широкому распространению ислама в Африке: во-первых, многие черты мусульманской религии близки традиционным африканским культам (например, многожёнство, сравнительная простота богослужения, простота формального вступления в религиозное сообщество, простота религиозной иерархии и т.п.); во-вторых, ислам является не только религией, но и религиозно-политической идеологией, содержащей многие нормы, не получившие должного развития в традиционных африканских культах (поскольку работа Кобищанова написана с позиций классового подхода, он подчёркивает значение исламской религии как инструмента управления в африканских обществах, переходящих от первичной формации к классовости); в-третьих, ислам выступает для африканцев не как европейско-американская, а как афро-азиатская религиозно-политическая идеология, не столь отягощённая воспоминаниями о колонизаторском прошлом; в-четвёртых, многим африканцам, имеющим определённое образование, импонирует принадлежность к великой цивилизации ислама с её несравненно большим международным престижем, чем африканские культуры. В этой связи автор отмечает, что ислам как образ жизни, строго регламентированный шариатом и сравнительно мало дифференцированный в разных мусульманских странах, достаточно сложен для "усвоения" в Тропической Африке. Ислам требует от новообращённых африканцев отказа от ряда старых обычаев и привычек (например, употребление в пищу мяса некоторых животных, алкогольных напитков, свободы отношений между полами и др.) при сохранении многих других (обрезание, многожёнство, калым и т.д.). Вместе с тем совершение ежедневной пятикратной молитвы, пост рамадан и ритуально-гигиенические предписания дисциплинируют верующих, внедряют в их сознание новые понятия о времени и пространстве. Шариат становится в Африке действенным средством социальной регуляции. Принять нормы исламского образа жизни африканцам бывает нелегко, но это облегчается поэтапностью исламизации отдельных стран и народов Африки.
Отдельная глава работы посвящена развитию афро-исламского синкретизма. Как христианство, так и ислам получили в Африке новые специфические черты, переняв многие из них у местных традиционных политеистических, демонических культов. Развитие африканских форм исламского синкретизма происходило неравномерно и в разные исторические сроки. Для ранних стадий распространения ислама в Африке был характерен не только синкретизм, но и двоеверие, когда новообращённые мусульмане продолжали совмещать веру в Аллаха с верой в собственных древних богов. Кобищанов отвергает предположение, что в африканской культуре под тонкой оболочкой ислама сохранялась традиция прежних религий и считает, что на самом деле в течение Средних веков и Нового времени в африканской религиозной традиции происходил сложный синтез ислама и местных культов. Со временем господствующие слои африканских государств усваивали элементы исламской жизни более глубоко и полно. Африканские правители стремились подражать арабским собратьям в одежде, титулатуре, образе жизни и правления. Однако очень многие африканские мусульмане не выполняли положенных религиозных ритуалов, не соблюдали юридических предписаний шариата. В Африке повсеместно наряду с исламом сохранялась вера в колдовство, на многих лидеров мусульманских общин переносились прежние представления о могуществе колдунов. Кобищанов сообщает, что более историкам известен процесс исламизации господствующего класса Африки, о народном исламе сведений сохранилось мало. В отличие от азиатских стран ислам в Африке был слабо дифференцирован на конфессиональные группы.
Ряд глав посвящён такому явлению исламской традиции, как джихад. Джихад в Африке был направлен в первую очередь против местных язычников-политеистов, а также против христианских государств Восточной Африки и колонизаторской политики европейцев. В свете событий последнего десятилетия агрессивные черты исламской идеологии, представленные в данной работе, выглядят по-новому. Кобищанов подробно описывает роль исламских движений в деле антиколониальной борьбы африканцев. Ислам предстаёт в роли сплачивающего культурно-идеологического фактора этой борьбы, традиционные африканские культы выполнить эту роль не могли.
Работа Кобищанова расширяет представления читателей об истории и культуре африканского мира и мусульманской цивилизации. В этом смысле она может быть использована в педагогической деятельности, чтобы сформировать у учащихся более правильное представление об африканской культуре как о находящейся очень длительное время в сфере влияния важнейших мировых культурно-религиозных систем, хотя и являющейся периферией всемирной истории. Материал по истории распространения ислама в Африке, соответственно, может быть включён в уроки по истории Африки, предусмотренных школьной программой. Кроме того, данный материал может быть использован при преподавании курса "Обществоведение" (вопросы межнациональных отношений, политико-правовой и духовной сферы общества) и "Мировая художественная культура".

 

вернуться на главную