madagaskar-proekt.jpg (6747 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
linki.jpg (5420 bytes)
biblioteka.jpg (6083 bytes)
konkursy.jpg (5930 bytes)
konferenciya.jpg (6233 bytes)
o_nas.jpg (5385 bytes)
kontakt.jpg (5850 bytes)
slovari.jpg (5646 bytes)
poiskaviki.jpg (6063 bytes)
posolstva.jpg (6116 bytes)
 

О космических пришельцах и мифологии догонов

http://anomalia.narod.ru/article/248.htm

Мы помним, условия для серьезного обсуждения подобных идей еще не созрели, Но и позднее, когда о возможности палеовизита заговорили ученые, а энтузиасты за- нялись усердными поисками аргументов в пользу "теории древних астронавтов", догонская загадка, погребенная в узкоспециальных изданиях, далеко не сразу привлекла внимание в этом аспекте. Она сделалась широко известной только в 1975 году, с появлением книги Эрика Герье, обстоятельно интерпретировавшего мифы догонов как свидетельство палеовизита, а после выхода через год моногра- фии "Тайна Сириуса", написанной американским востоковедом Робертом Темплем, это предположение начало приобретать очертания научной гипотезы. От нее нельзя было отмахнуться, как от построений Деникена, непрофессио- нализм которых виден за версту. Дискуссия об источнике догонских знаний, спро- воцированная книгами Герье и Темпля, выплеснулась на страницы научной печати, и на близкое окончание этого спора рассчитывать не приходится. Естественно, что прежде всего встает вопрос: насколько достоверна инфор- мация, сообщенная французскими этнологами? О каком-либо преднамеренном искаже- нии, подтасовке фактов тут, разумеется, не может быть и речи - научная репута- ция Гриоля и Дитерлен безупречна. Но в ходе дискуссии высказывалось опасение, "не возникла ли здесь элементарная ситуация "испорченного телефона", другими словами - не изложена ли догонская мифологическая астрономия с помощью науч- ных понятий, придавших ей чересчур современное звучание. Это подозрение тоже неосновательно. При изучении африканских культур Марсель Гриоль исповедовал принцип "описывать и только описывать", всячески избегая истолкования архаи- ческого мировоззрения в духе представлений цивилизованного европейца. Да и за- гадочные переклички астрономии догонов с современными научными данными, как мы сейчас убедимся, слишком ярки и системны, чтобы их можно было отнести на счет неверного понимания отдельных слов и выражений догонских жрецов. Выдвигалась еще одна "спасительная" версия - что догоны, возможно, все-таки имели какой-то телескоп. Допущение, прямо скажем, фантастическое; но даже если принять его - многое ли оно объяснит в космических откровениях дого- нов? Как и современная наука, догоны знают, что вокруг Сириуса обращается не- видимый глазу спутник - белая, маленькая, но состоящая из чрезвычайно тяжело- го вещества звезда. Предположим, с помощью своего "телескопа" догонские жрецы разглядели рядом с ярчайшим Сириусом слабенькую звездочку. Каким образом воп- реки видимой "немощности" спутника они пришли к мысли, что наблюдают "самую тяжелую звезду" из всех существующих? Значительную массу Сириуса В - так проз- вали этот спутник в науке - астрономы 19 века вычислили по воздействию, кото- рое тот оказывает на движение в пространстве "главного" Сириуса (Сириуса А), Затем, когда в начале 20-го века удалось определить крайне малые (для звезды) размеры Сириуса В, был сделан вывод, что он состоит из сверхплотного, а следо- вательно, и сверхтяжелою вещества. Станем ли мы предполагать, что жрецы афри- канского народа, не имевшего даже письменности, были способны на такие вычис- ления? Аналогично и некоторые другие представления догонов - например, о враще- нии Сириуса В вокруг своей оси или о том, что Млечный Путь является спи- ральной звездной системой, - не могли родиться путем простого созерцания неба через сколь угодно мощный телескоп. Все эти знания - результат теоретического осмысления наблюдаемых фактов, которое предполагает общий высокий уровень раз- вития культуры. Этот уровень, кстати, не только перечеркивает домыслы о "до- гонском телескопе", но и не позволяет отделаться ссылками на то, что предки догонов могли унаследовать свои астрономические идеи от культуры Древнего Египта, поскольку и египетским жрецам самостоятельно выработать такие знания было бы. явно не под силу. Выходит, никуда не деться от гипотезы о палеовизите? Скажем, прибыли на Землю жители одной из планет системы Сириуса, рассказали землянам о своем до- ме и ем окрестностях, а попутно передали общие сведения о Вселенной... Дале- кие потомки тех, кто общался с инопланетянами, донесли "небесное откровение" до нас. Критерию Сагана, о котором мы говорили в начале главы, оно полностью удовлетворяет! Увы, и тут не все столь просто, как кажется на первый взгляд. Хотя науч- ная критика книги Темпля была во многом вызвана эмоциональным неприятием са- мой идеи палеовизита, нужно признать, что оппонентам удалось нащупать в "при- шельческой" версии одно действительно уязвимое место. Перед нами снова возникает призрак ситуации, ставшей прямотаки роковой в проблеме палеовизита. Астрономические знания догонов, превосходя собственные познавательные способности этого народа ("аномалия" на сей раз бесспорна), во многих аспектах выглядит недостаточно совершенными для его- предполагаемых инопланетных наставников. Ну в самом деле, не могли пришельцы назвать спутник Сириуса самой маленькой и самой тяжелой звездой, ибо наверняка бы знали, как знаем сегодня мы, о существовании и более миниатюрных, и куда более плотных и тяжелых звезд. Или почему, спрашивается, космические учителя догонов сообщили только о четырех спутниках Юпитера, тогда как к сегодняшнему дню их известно шестнадцать и нет уверенности, что это окончательное число? "Разве что меж- звездные путешественники, пролетая мимо Юпитера, не умели считать даже до пя- ти", - иронизирует по этому поводу астроном Дитер Герман. (Возражения типа: "они успели заметить только самые крупные спутники" - не лишены, конечно, смысла, но все же они из области непроверяемых допущений.) По указанным осо- бенностям астрономия догонов ближе к уровню хотя и довольно развитой, но "вче- рашней" земной астрономии. Так не здесь ли кроется разгадка? В противовес объяснениям Герье и Тем- пля их критики выдвинули "гипотезу о миссионере". Послушаем аргументы в ее пользу. Догонская культура не была изолирована от влияния со стороны современной западной цивилизации. В частности, в 20-е годы нашего столетии среди догонов работали миссионеры из католической организации "Белые отцы". Какой-нибудь миссионер мог обратить внимание на то, что мифология аборигенов придает большое значение Сириусу. (Сам по себе интерес догонов к ярчайшей звезде зем- ном неба, конечно, ничуть не загадочен, а кроме того, не исключено, что они переняли этот интерес от жрецов Древнего Египта, которые, как известно, умели рассчитывать время первого появления Сириуса из-за , горизонта, предсказывая по этому моменту скорый разлив Нила.) Для налаживания добрых отношений с мес- тными жителями или по какими иным соображениям миссионер - так считают сторон- ники излагаемой версии - решил обогатить представления догонов об их любимом светиле. Здесь следует подчеркнуть, что как раз в 20-е годы Сириус сделался ге- роем многочисленных публикаций. К тому времени была установлена чудовищная плотность его спутника, и наука на базе этого открытия пришла к мысли о сущес- твовании нового, неизвестного доселе типа звезд - белых карликов. "Самая ма- ленькая и самая тяжелая звезда" - такая характеристика Сириуса В звучала спра- ведливо именно по состоянию астрономических знаний на 20-е годы, Миссионер добросовестно пересказал догонам все, что читал о Сириусе В (а писали о нем не только научные издания, но и газеты; белые карлики пользовались в те годы та- кой же популярностью, как в наши дни черные дыры). Догонские жрецы включили новые сведения в свою мифологическую систему, и когда французские этнологи за- нялись ее изучением, заимствованные астрономические знания уже воспринимались как органичная часть мифов. Не вдаваясь пока в подробное обсуждение этой гипотезы, замену, что и она не объясняет всех астрономических странностей в мировоззрении догонов. К при- меру, ей тоже можно адресовать каверзный вопрос: неужели миссионер знал только о четырех спутниках Юпитера, хотя и в те годы их насчитывали уже девять? Вообще догонской астрономии присуща отчетливая хронологическая многос- лойность. К первому слою относятся представления, нормальные для архаической культуры. Скажем, догоны знают лишь планеты, видимые невооруженным глазом, - в этом аспекте их астрономию явно никто не корректировал, ни "миссионер", ни "пришельцы с Сириуса".. Второй слой знаний - например, о тех же спутниках Юпи- тера - скорее соответствует астрономическим представлениям эпохи Галилея. На- конец, знания о системе Сириуса или спиральной структуре нашей Галактики отве- чают уровню науки первой половины 20-го века. Опираясь на этот факт, Д.Герман модифицировал "гипотезу о миссионере" следующим образом, "Догоны, - пишет он, - учиняли "астрономический допрос" каждому представителю наций, практикующих астрономию, который приезжал в Рес- публику Мали на протяжении ее истории, а до наступления эры массовом туризма это, по всей видимости, были люди преимущественно высокообразованные. Такие расспросы гостей с течением веков и могли привести к той мешанине астрономи- ческих знаний разных эпох, которую мы сегодня наблюдаем у догонов". Я думаю, читатель ощутил психологическую натяжку, ценой которой объяс- няются факты в обоих вариантах рассматриваемой гипотезы. Нам предлагают пове- рить в поистине странное поведение участников межкультурного контакта. Пове- рить в то, что миссионер, "по долгу службы" призванный распространять среди африканцев христианское вероучение, вдруг стал читать им лекции по астрономии. Или что целый народ в течение многих веков был одержим "астрономической ма- нией" и жадно расспрашивал всех чужеземцев о вещах, бесконечно далеких от ем практических нужд... Едва ли в истории сыщутся аналогичные примеры. Ну да ладно, сомнения психологического порядка - еще не полновесный кон- траргумент. Более серьезные возражения против гипотезы о недавнем заимствова- нии догонами своих удивительных познаний рождаются при анализе мифологическо- го и этнографического контекста этих знаний. Начать с того, что загадочные астрономические сведения не просто включе- ны в мифологическую систему, но являются по существу астромифологией, каждый мотив которой нагружен архаическим и, как водится в мифологии, многоплановым содержанием. К примеру, обращение Сириуса В (звезды По, как называют ее дого- ны) вокруг Сириуса А (звезды Сиги) символизирует ритуал обрезания. С другой стороны, оба небесных тела ассоциируются с двумя популярными персонажами ми- фов, и о движении спутника Сириуса догоны говорят: это бледный лис Юругу неот- ступно кружит около своего "женского близнеца" Язиги и не может ее настичь. Ко всему прочему, следуя исконно мифологическому принципу уподоблять микрокосм (человеческий организм) макрокосму ("организму" Вселенной), догоны уподобляют круговые движения небесных тел циркуляции крови. Примеры можно было бы умно- жить. И нигде не видно "швов", "белых ниток" следов поспешной подгонки недав- но узнанных астрономических сведений к древним мифологическим воззрениям, А ведь догонам, если принять "гипотезу о миссионере", надо было с этим спешить, ибо деятельность пресловутого миссионера относят к 20-м годам, а уже с 1931 года к изучению догонских мифов приступили профессор Гриоль и его сотрудники... 0 солидном возрасте астромифологии догонов можно судить и по их главному празднику Сиги. Проведение через каждые 60 лет церемоний Сиги догонские жрецы связывают с периодом обращения звезды По вокруг звезды Сиги, который, как ут- верждают догони (и современная наука!), равен 50 годам. В причине несовпаде- ния этих двух цифр Гриолю и Дитерлен разобраться не удалось, но о том, что для догонов оба цикла, небесный и земной, имеют смысловую связь, исследователи го- ворили твердо. Так вот, по этнографическим данным (наличию реликвий, оставав- шихся после каждого подобного торжества) церемонии, Сиги прослеживаются до Х11 столетия, а некоторые сведения позволяют предполагать начало этих церемоний в VI веке н.э.! Естественно заключить, что сравнимую древность имеют и астроно- мические представления догонов, по крайней мере касающиеся системы Сириуса - Сиги. Мне кажется, искусственность, надуманность "гипотезы о миссионере".соз- нают и ее сторонники. Недаром тот же Д.Герман назвал ситуацию с догонскими знаниями о космосе "безнадежным случаем": дескать, доказать вмешательство "миссионера" или какогото цивилизованного путешественника ничем нельзя, но "... для респектабельного ученого все же солиднее придерживаться этой гипоте- зы, чем одиозной версии об инопланетных наставниках догонов", которую, в свою очередь, по словам Германа, однозначно опровергнуть", как и "однозначно под- твердить", не представляется возможным, Действительно ли ситуация настолько тупиковая? Пожалуй, перспективы все-таки есть. В частности, многое могла бы прояснить астрономическая провер- ка тех утверждений догонов, которые не удостоверяются четко современной нау- кой, но пока и не "запрещаются" ею. Нельзя исключить, что результатом такой проверки станет обнаружение во взглядах этого африканского народа на Вселен- ную слоя знаний, превосходящих наши нынешние. Например, догони говорят, что вокруг Сириуса (Сиги), помимо звезды По, обращается сще одна невидимая звезда - они называют ее Эмме йа. Научная дис- куссия о наличии в этой звездной системе третьего компонента, Сириуса С, нача- лась в 20-е годы, когда несколько астрономов заявили, что наблюдали его в те- лескоп. Сегодня вопрос о существовании Сириуса. С находится в "подвешенном" состоянии. Увидеть ем астрономам больше не удалось, а косвенные данные трак- туются по-разному. Одни специалисты считают, что неправильности в траектории движения Сириуса А полностью объясняются воздействием на него массы уже извес- тного Сириуса В, другие ,усматривают в этих неправильностях еще и влияние ги- потетической третьей звезды. Рано или поздно данный вопрос разрешится. Если будет окончательно уста- новлено, что Сириуса С не существует, резко возрастут шансы "гипотезы о мис- сионере", поскольку станет очевидно: представления догонов в этом пункте осно- ваны на устаревших заблуждениях земной астрономии (привязка к тем же 20-м го- дам!), а не на рассказе инопланетян, от которых следует ожидать более досто- верных знаний о системе Сириуса. Бесспорное обнаружение астрономами Сириуса С само по себе не даст перевеса ни той, ни другой гипотезе об источнике догон- ских знаний, Но вот если будут подтверждены хотя бы некоторые подробности, сообщенные догонами о третьей звезде (она, по их словам, больше, чем звезда По, в четыре раза легче ее, обращается по более высокой траектории, а кроме того, окружена двумя собственными спутниками), о "миссионере" в этом случае придется забыть: такие сведения почерпнуть ему было неоткуда, и, значит, дого- нов просвещали куда более информированные существа... Заслуживает.внимания и другой мотив. Зная, что звезда По имеет вытяну- тую орбиту, догонские жрецы добавляют; когда По приближается к звезде Сиги, та начинает светить ярче. Проверить это странное утверждение взялся молодой харьковский астроном А.В.Архипов. Задача могла показаться бессмысленной, так как видимая яркость Сириуса А считается сегодня постоянной величиной. Тем не менее, сопоставив данные измерений яркости этой звезды за полтора столетия, Архипов пришел к заключению, что блеск Сириуса действительно колеблется, причем с периодичнос- тью как раз в 50 лет. Мало того, при сравнении этих колебаний с изменениями дистанции между Сириусом А и Сириусом В обнаружилось полная правота догонов: чем ближе к главной звезде ее спутник, тем она ярче! Остается пожалеть, что исследование А.В.Архипова пока не опубликовано в научной печати и, следовательно, не проходило еще строгой экспертизы его кол- лег-астрономов. Так что радоваться открытию, подтвердившему истинность еще од- ной детали догонской астромифологии, а попутно и укрепившему предположение о ее внеземном источнике, пока подождем. А ждать, возможно, осталось совсем не- долго. В 90-е годы спутник Сириуса будет находиться на минимальном удалении от главной звезды, и, стало быть, по А.В.Архипову, именно в эти годы должен наблюдаться очередной максимум ее яр- кости. Следовательно, уже в ближайшее время станет ясно, верна или нет гипоте- за о переменности Сириуса. Но и этим астрономические подсказки современной. науке, спрятанные в ми- фологии догонов, не исчерпываются. Остановимся на моменте, быть может, самом многообещающем. По утверждению догонов, "на первом году жизни людей на Земле" звезда По ярко вспыхнула, взорвавшись, а затем в течение 240 лет медленно уга- сала, пока совсем не перестала быть видимой человеческому глазу. Взрыв Сириу- са В, в результате которого он, сбросив часть своей массы, стал белым карли- ком, предполагается и современными гипотезами об эволюции этой звезды, причем некоторые данные письменных источников позволяют думать, что взрыв произошел на памяти человечества. Версия догонских жрецов (и ряда современных астроно- мов) получит подтверждение, если, к примеру, в окрестностях Сириуса будут за- фиксированы следы рассеянной в пространстве туманности, оставшейся после взры- ва Сириуса В. Однако нельзя исключить, что здесь - лишь начало ниточки, кото- рая может привести к еще более впечатляющему событию в истории Вселенной. Познакомимся с оригинальной точкой зрения, которую высказал кандидат фи- лософских наук В.В.Рубцов, много лет изучающий проблему палеовизита и, в час- тности, донскую загадку. Он обратил внимание на то, что имя бога Тиштрйа, оли- цетворявшего у древних иранцев Сириус, восходит к индоевропейскому термину, означавшему "три звезды". Получается, о тройной системе Сириуса знали не только в Африке? Вместе с тем, как говорят специалисты, образ Тиштрйа род- ствен образу трехглавом Кербера - адском пса древнегреческой мифологии, Это открывает другой ряд смысловых связей. На территории Евразии бытовал древний, вероятно общеиндоевропейский, мифологический сюжет о борьбе герой с псом, имевший, так сказать, и "небесную проекцию" в виде представлений о звезде-со- баке, сгорая рвется с привязи, угрожая всему мирозданию. Вспомним теперь, что Псом многие древние народы именовали Сириус, а у догонов звезду-спутник Сириу- са персонифицировал бледный лис (фенек) - пожалуй, самый мелкий представитель семейства собачьих. Итак, эти африканско-евразийские мотивы, похоже, имели какойто общий древнейший источник. За ними смутно угадывается рассказ о том, что Сириус или, точнее, одна звезда из системы Сириуса представляла некогда большую опасность для окружающем мира, но была каким-то образом обезврежена. По мнению В.В.Руб- цова, рассказ мог отражать реальные события. Предположим, говорит он, некая супер-ВЦ определила, что Сириус В скором времени вспыхнет как сверхновая звез- да, и се мощное излучение грозит погубить все живое на Земле. Современная нау- ка допускает существование суперцивилизаций, вмешивающихся в космические про- цессы, и не так уж невероятна мысль, что эта могущественная ВЦ, дабы защитить. Землю и юное человечество, нашла способ направить катастрофические изменения Сириуса В в более спокойное русло. "Во всяком случае, - пишет Рубцов, - 240 лет повышенной яркости По ... очень напоминают медленную разрядку этой "космической мины". Понятно, перед нами только эскиз гипотезы. Многое в ней пока остается непроясненным - и механизм предотвращения вспышки сверхновой, и пути распрос- транения информации о Сириусе среди культур прошлого. Однако проверить это смелое предположение - как астрономическими, так и историческими методами, - безусловно, стоит. В частности, оно может ликвидировать одно слабое место в палеовизитной интерпретации догонских знаний, на которое тоже указывали крити- ки. Дело в том, что говорить о "пришельцах с Сириуса" довольно рискованно, ибо условия в системе Сириуса неблагоприятны для возникновения там разумной жизни. Вариант В.В.Рубцова объясняет, почему о Сириусе с самой живой заинтересован- ностью могли рассказывать землянам пришельцы и из совершенно другого уголка Вселенной...

Вернуться на главную