http://anomalia.narod.ru/article/248.htm
Мы помним, условия для серьезного обсуждения подобных идей еще
не созрели, Но и позднее, когда о возможности палеовизита заговорили
ученые, а энтузиасты за- нялись усердными поисками аргументов
в пользу "теории древних астронавтов", догонская загадка,
погребенная в узкоспециальных изданиях, далеко не сразу привлекла
внимание в этом аспекте. Она сделалась широко известной только
в 1975 году, с появлением книги Эрика Герье, обстоятельно интерпретировавшего
мифы догонов как свидетельство палеовизита, а после выхода через
год моногра- фии "Тайна Сириуса", написанной американским
востоковедом Робертом Темплем, это предположение начало приобретать
очертания научной гипотезы. От нее нельзя было отмахнуться,
как от построений Деникена, непрофессио- нализм которых виден
за версту. Дискуссия об источнике догонских знаний, спро- воцированная
книгами Герье и Темпля, выплеснулась на страницы научной печати,
и на близкое окончание этого спора рассчитывать не приходится.
Естественно, что прежде всего встает вопрос: насколько достоверна
инфор- мация, сообщенная французскими этнологами? О каком-либо
преднамеренном искаже- нии, подтасовке фактов тут, разумеется,
не может быть и речи - научная репута- ция Гриоля и Дитерлен
безупречна. Но в ходе дискуссии высказывалось опасение, "не
возникла ли здесь элементарная ситуация "испорченного телефона",
другими словами - не изложена ли догонская мифологическая астрономия
с помощью науч- ных понятий, придавших ей чересчур современное
звучание. Это подозрение тоже неосновательно. При изучении африканских
культур Марсель Гриоль исповедовал принцип "описывать и
только описывать", всячески избегая истолкования архаи-
ческого мировоззрения в духе представлений цивилизованного европейца.
Да и за- гадочные переклички астрономии догонов с современными
научными данными, как мы сейчас убедимся, слишком ярки и системны,
чтобы их можно было отнести на счет неверного понимания отдельных
слов и выражений догонских жрецов. Выдвигалась еще одна "спасительная"
версия - что догоны, возможно, все-таки имели какой-то телескоп.
Допущение, прямо скажем, фантастическое; но даже если принять
его - многое ли оно объяснит в космических откровениях дого-
нов? Как и современная наука, догоны знают, что вокруг Сириуса
обращается не- видимый глазу спутник - белая, маленькая, но
состоящая из чрезвычайно тяжело- го вещества звезда. Предположим,
с помощью своего "телескопа" догонские жрецы разглядели
рядом с ярчайшим Сириусом слабенькую звездочку. Каким образом
воп- реки видимой "немощности" спутника они пришли
к мысли, что наблюдают "самую тяжелую звезду" из всех
существующих? Значительную массу Сириуса В - так проз- вали
этот спутник в науке - астрономы 19 века вычислили по воздействию,
кото- рое тот оказывает на движение в пространстве "главного"
Сириуса (Сириуса А), Затем, когда в начале 20-го века удалось
определить крайне малые (для звезды) размеры Сириуса В, был
сделан вывод, что он состоит из сверхплотного, а следо- вательно,
и сверхтяжелою вещества. Станем ли мы предполагать, что жрецы
афри- канского народа, не имевшего даже письменности, были способны
на такие вычис- ления? Аналогично и некоторые другие представления
догонов - например, о враще- нии Сириуса В вокруг своей оси
или о том, что Млечный Путь является спи- ральной звездной системой,
- не могли родиться путем простого созерцания неба через сколь
угодно мощный телескоп. Все эти знания - результат теоретического
осмысления наблюдаемых фактов, которое предполагает общий высокий
уровень раз- вития культуры. Этот уровень, кстати, не только
перечеркивает домыслы о "до- гонском телескопе", но
и не позволяет отделаться ссылками на то, что предки догонов
могли унаследовать свои астрономические идеи от культуры Древнего
Египта, поскольку и египетским жрецам самостоятельно выработать
такие знания было бы. явно не под силу. Выходит, никуда не деться
от гипотезы о палеовизите? Скажем, прибыли на Землю жители одной
из планет системы Сириуса, рассказали землянам о своем до- ме
и ем окрестностях, а попутно передали общие сведения о Вселенной...
Дале- кие потомки тех, кто общался с инопланетянами, донесли
"небесное откровение" до нас. Критерию Сагана, о котором
мы говорили в начале главы, оно полностью удовлетворяет! Увы,
и тут не все столь просто, как кажется на первый взгляд. Хотя
науч- ная критика книги Темпля была во многом вызвана эмоциональным
неприятием са- мой идеи палеовизита, нужно признать, что оппонентам
удалось нащупать в "при- шельческой" версии одно действительно
уязвимое место. Перед нами снова возникает призрак ситуации,
ставшей прямотаки роковой в проблеме палеовизита. Астрономические
знания догонов, превосходя собственные познавательные способности
этого народа ("аномалия" на сей раз бесспорна), во
многих аспектах выглядит недостаточно совершенными для его-
предполагаемых инопланетных наставников. Ну в самом деле, не
могли пришельцы назвать спутник Сириуса самой маленькой и самой
тяжелой звездой, ибо наверняка бы знали, как знаем сегодня мы,
о существовании и более миниатюрных, и куда более плотных и
тяжелых звезд. Или почему, спрашивается, космические учителя
догонов сообщили только о четырех спутниках Юпитера, тогда как
к сегодняшнему дню их известно шестнадцать и нет уверенности,
что это окончательное число? "Разве что меж- звездные путешественники,
пролетая мимо Юпитера, не умели считать даже до пя- ти",
- иронизирует по этому поводу астроном Дитер Герман. (Возражения
типа: "они успели заметить только самые крупные спутники"
- не лишены, конечно, смысла, но все же они из области непроверяемых
допущений.) По указанным осо- бенностям астрономия догонов ближе
к уровню хотя и довольно развитой, но "вче- рашней"
земной астрономии. Так не здесь ли кроется разгадка? В противовес
объяснениям Герье и Тем- пля их критики выдвинули "гипотезу
о миссионере". Послушаем аргументы в ее пользу. Догонская
культура не была изолирована от влияния со стороны современной
западной цивилизации. В частности, в 20-е годы нашего столетии
среди догонов работали миссионеры из католической организации
"Белые отцы". Какой-нибудь миссионер мог обратить
внимание на то, что мифология аборигенов придает большое значение
Сириусу. (Сам по себе интерес догонов к ярчайшей звезде зем-
ном неба, конечно, ничуть не загадочен, а кроме того, не исключено,
что они переняли этот интерес от жрецов Древнего Египта, которые,
как известно, умели рассчитывать время первого появления Сириуса
из-за , горизонта, предсказывая по этому моменту скорый разлив
Нила.) Для налаживания добрых отношений с мес- тными жителями
или по какими иным соображениям миссионер - так считают сторон-
ники излагаемой версии - решил обогатить представления догонов
об их любимом светиле. Здесь следует подчеркнуть, что как раз
в 20-е годы Сириус сделался ге- роем многочисленных публикаций.
К тому времени была установлена чудовищная плотность его спутника,
и наука на базе этого открытия пришла к мысли о сущес- твовании
нового, неизвестного доселе типа звезд - белых карликов. "Самая
ма- ленькая и самая тяжелая звезда" - такая характеристика
Сириуса В звучала спра- ведливо именно по состоянию астрономических
знаний на 20-е годы, Миссионер добросовестно пересказал догонам
все, что читал о Сириусе В (а писали о нем не только научные
издания, но и газеты; белые карлики пользовались в те годы та-
кой же популярностью, как в наши дни черные дыры). Догонские
жрецы включили новые сведения в свою мифологическую систему,
и когда французские этнологи за- нялись ее изучением, заимствованные
астрономические знания уже воспринимались как органичная часть
мифов. Не вдаваясь пока в подробное обсуждение этой гипотезы,
замену, что и она не объясняет всех астрономических странностей
в мировоззрении догонов. К при- меру, ей тоже можно адресовать
каверзный вопрос: неужели миссионер знал только о четырех спутниках
Юпитера, хотя и в те годы их насчитывали уже девять? Вообще
догонской астрономии присуща отчетливая хронологическая многос-
лойность. К первому слою относятся представления, нормальные
для архаической культуры. Скажем, догоны знают лишь планеты,
видимые невооруженным глазом, - в этом аспекте их астрономию
явно никто не корректировал, ни "миссионер", ни "пришельцы
с Сириуса".. Второй слой знаний - например, о тех же спутниках
Юпи- тера - скорее соответствует астрономическим представлениям
эпохи Галилея. На- конец, знания о системе Сириуса или спиральной
структуре нашей Галактики отве- чают уровню науки первой половины
20-го века. Опираясь на этот факт, Д.Герман модифицировал "гипотезу
о миссионере" следующим образом, "Догоны, - пишет
он, - учиняли "астрономический допрос" каждому представителю
наций, практикующих астрономию, который приезжал в Рес- публику
Мали на протяжении ее истории, а до наступления эры массовом
туризма это, по всей видимости, были люди преимущественно высокообразованные.
Такие расспросы гостей с течением веков и могли привести к той
мешанине астрономи- ческих знаний разных эпох, которую мы сегодня
наблюдаем у догонов". Я думаю, читатель ощутил психологическую
натяжку, ценой которой объяс- няются факты в обоих вариантах
рассматриваемой гипотезы. Нам предлагают пове- рить в поистине
странное поведение участников межкультурного контакта. Пове-
рить в то, что миссионер, "по долгу службы" призванный
распространять среди африканцев христианское вероучение, вдруг
стал читать им лекции по астрономии. Или что целый народ в течение
многих веков был одержим "астрономической ма- нией"
и жадно расспрашивал всех чужеземцев о вещах, бесконечно далеких
от ем практических нужд... Едва ли в истории сыщутся аналогичные
примеры. Ну да ладно, сомнения психологического порядка - еще
не полновесный кон- траргумент. Более серьезные возражения против
гипотезы о недавнем заимствова- нии догонами своих удивительных
познаний рождаются при анализе мифологическо- го и этнографического
контекста этих знаний. Начать с того, что загадочные астрономические
сведения не просто включе- ны в мифологическую систему, но являются
по существу астромифологией, каждый мотив которой нагружен архаическим
и, как водится в мифологии, многоплановым содержанием. К примеру,
обращение Сириуса В (звезды По, как называют ее дого- ны) вокруг
Сириуса А (звезды Сиги) символизирует ритуал обрезания. С другой
стороны, оба небесных тела ассоциируются с двумя популярными
персонажами ми- фов, и о движении спутника Сириуса догоны говорят:
это бледный лис Юругу неот- ступно кружит около своего "женского
близнеца" Язиги и не может ее настичь. Ко всему прочему,
следуя исконно мифологическому принципу уподоблять микрокосм
(человеческий организм) макрокосму ("организму" Вселенной),
догоны уподобляют круговые движения небесных тел циркуляции
крови. Примеры можно было бы умно- жить. И нигде не видно "швов",
"белых ниток" следов поспешной подгонки недав- но
узнанных астрономических сведений к древним мифологическим воззрениям,
А ведь догонам, если принять "гипотезу о миссионере",
надо было с этим спешить, ибо деятельность пресловутого миссионера
относят к 20-м годам, а уже с 1931 года к изучению догонских
мифов приступили профессор Гриоль и его сотрудники... 0 солидном
возрасте астромифологии догонов можно судить и по их главному
празднику Сиги. Проведение через каждые 60 лет церемоний Сиги
догонские жрецы связывают с периодом обращения звезды По вокруг
звезды Сиги, который, как ут- верждают догони (и современная
наука!), равен 50 годам. В причине несовпаде- ния этих двух
цифр Гриолю и Дитерлен разобраться не удалось, но о том, что
для догонов оба цикла, небесный и земной, имеют смысловую связь,
исследователи го- ворили твердо. Так вот, по этнографическим
данным (наличию реликвий, оставав- шихся после каждого подобного
торжества) церемонии, Сиги прослеживаются до Х11 столетия, а
некоторые сведения позволяют предполагать начало этих церемоний
в VI веке н.э.! Естественно заключить, что сравнимую древность
имеют и астроно- мические представления догонов, по крайней
мере касающиеся системы Сириуса - Сиги. Мне кажется, искусственность,
надуманность "гипотезы о миссионере".соз- нают и ее
сторонники. Недаром тот же Д.Герман назвал ситуацию с догонскими
знаниями о космосе "безнадежным случаем": дескать,
доказать вмешательство "миссионера" или какогото цивилизованного
путешественника ничем нельзя, но "... для респектабельного
ученого все же солиднее придерживаться этой гипоте- зы, чем
одиозной версии об инопланетных наставниках догонов", которую,
в свою очередь, по словам Германа, однозначно опровергнуть",
как и "однозначно под- твердить", не представляется
возможным, Действительно ли ситуация настолько тупиковая? Пожалуй,
перспективы все-таки есть. В частности, многое могла бы прояснить
астрономическая провер- ка тех утверждений догонов, которые
не удостоверяются четко современной нау- кой, но пока и не "запрещаются"
ею. Нельзя исключить, что результатом такой проверки станет
обнаружение во взглядах этого африканского народа на Вселен-
ную слоя знаний, превосходящих наши нынешние. Например, догони
говорят, что вокруг Сириуса (Сиги), помимо звезды По, обращается
сще одна невидимая звезда - они называют ее Эмме йа. Научная
дис- куссия о наличии в этой звездной системе третьего компонента,
Сириуса С, нача- лась в 20-е годы, когда несколько астрономов
заявили, что наблюдали его в те- лескоп. Сегодня вопрос о существовании
Сириуса. С находится в "подвешенном" состоянии. Увидеть
ем астрономам больше не удалось, а косвенные данные трак- туются
по-разному. Одни специалисты считают, что неправильности в траектории
движения Сириуса А полностью объясняются воздействием на него
массы уже извес- тного Сириуса В, другие ,усматривают в этих
неправильностях еще и влияние ги- потетической третьей звезды.
Рано или поздно данный вопрос разрешится. Если будет окончательно
уста- новлено, что Сириуса С не существует, резко возрастут
шансы "гипотезы о мис- сионере", поскольку станет
очевидно: представления догонов в этом пункте осно- ваны на
устаревших заблуждениях земной астрономии (привязка к тем же
20-м го- дам!), а не на рассказе инопланетян, от которых следует
ожидать более досто- верных знаний о системе Сириуса. Бесспорное
обнаружение астрономами Сириуса С само по себе не даст перевеса
ни той, ни другой гипотезе об источнике догон- ских знаний,
Но вот если будут подтверждены хотя бы некоторые подробности,
сообщенные догонами о третьей звезде (она, по их словам, больше,
чем звезда По, в четыре раза легче ее, обращается по более высокой
траектории, а кроме того, окружена двумя собственными спутниками),
о "миссионере" в этом случае придется забыть: такие
сведения почерпнуть ему было неоткуда, и, значит, дого- нов
просвещали куда более информированные существа... Заслуживает.внимания
и другой мотив. Зная, что звезда По имеет вытяну- тую орбиту,
догонские жрецы добавляют; когда По приближается к звезде Сиги,
та начинает светить ярче. Проверить это странное утверждение
взялся молодой харьковский астроном А.В.Архипов. Задача могла
показаться бессмысленной, так как видимая яркость Сириуса А
считается сегодня постоянной величиной. Тем не менее, сопоставив
данные измерений яркости этой звезды за полтора столетия, Архипов
пришел к заключению, что блеск Сириуса действительно колеблется,
причем с периодичнос- тью как раз в 50 лет. Мало того, при сравнении
этих колебаний с изменениями дистанции между Сириусом А и Сириусом
В обнаружилось полная правота догонов: чем ближе к главной звезде
ее спутник, тем она ярче! Остается пожалеть, что исследование
А.В.Архипова пока не опубликовано в научной печати и, следовательно,
не проходило еще строгой экспертизы его кол- лег-астрономов.
Так что радоваться открытию, подтвердившему истинность еще од-
ной детали догонской астромифологии, а попутно и укрепившему
предположение о ее внеземном источнике, пока подождем. А ждать,
возможно, осталось совсем не- долго. В 90-е годы спутник Сириуса
будет находиться на минимальном удалении от главной звезды,
и, стало быть, по А.В.Архипову, именно в эти годы должен наблюдаться
очередной максимум ее яр- кости. Следовательно, уже в ближайшее
время станет ясно, верна или нет гипоте- за о переменности Сириуса.
Но и этим астрономические подсказки современной. науке, спрятанные
в ми- фологии догонов, не исчерпываются. Остановимся на моменте,
быть может, самом многообещающем. По утверждению догонов, "на
первом году жизни людей на Земле" звезда По ярко вспыхнула,
взорвавшись, а затем в течение 240 лет медленно уга- сала, пока
совсем не перестала быть видимой человеческому глазу. Взрыв
Сириу- са В, в результате которого он, сбросив часть своей массы,
стал белым карли- ком, предполагается и современными гипотезами
об эволюции этой звезды, причем некоторые данные письменных
источников позволяют думать, что взрыв произошел на памяти человечества.
Версия догонских жрецов (и ряда современных астроно- мов) получит
подтверждение, если, к примеру, в окрестностях Сириуса будут
за- фиксированы следы рассеянной в пространстве туманности,
оставшейся после взры- ва Сириуса В. Однако нельзя исключить,
что здесь - лишь начало ниточки, кото- рая может привести к
еще более впечатляющему событию в истории Вселенной. Познакомимся
с оригинальной точкой зрения, которую высказал кандидат фи-
лософских наук В.В.Рубцов, много лет изучающий проблему палеовизита
и, в час- тности, донскую загадку. Он обратил внимание на то,
что имя бога Тиштрйа, оли- цетворявшего у древних иранцев Сириус,
восходит к индоевропейскому термину, означавшему "три звезды".
Получается, о тройной системе Сириуса знали не только в Африке?
Вместе с тем, как говорят специалисты, образ Тиштрйа род- ствен
образу трехглавом Кербера - адском пса древнегреческой мифологии,
Это открывает другой ряд смысловых связей. На территории Евразии
бытовал древний, вероятно общеиндоевропейский, мифологический
сюжет о борьбе герой с псом, имевший, так сказать, и "небесную
проекцию" в виде представлений о звезде-со- баке, сгорая
рвется с привязи, угрожая всему мирозданию. Вспомним теперь,
что Псом многие древние народы именовали Сириус, а у догонов
звезду-спутник Сириу- са персонифицировал бледный лис (фенек)
- пожалуй, самый мелкий представитель семейства собачьих. Итак,
эти африканско-евразийские мотивы, похоже, имели какойто общий
древнейший источник. За ними смутно угадывается рассказ о том,
что Сириус или, точнее, одна звезда из системы Сириуса представляла
некогда большую опасность для окружающем мира, но была каким-то
образом обезврежена. По мнению В.В.Руб- цова, рассказ мог отражать
реальные события. Предположим, говорит он, некая супер-ВЦ определила,
что Сириус В скором времени вспыхнет как сверхновая звез- да,
и се мощное излучение грозит погубить все живое на Земле. Современная
нау- ка допускает существование суперцивилизаций, вмешивающихся
в космические про- цессы, и не так уж невероятна мысль, что
эта могущественная ВЦ, дабы защитить. Землю и юное человечество,
нашла способ направить катастрофические изменения Сириуса В
в более спокойное русло. "Во всяком случае, - пишет Рубцов,
- 240 лет повышенной яркости По ... очень напоминают медленную
разрядку этой "космической мины". Понятно, перед нами
только эскиз гипотезы. Многое в ней пока остается непроясненным
- и механизм предотвращения вспышки сверхновой, и пути распрос-
транения информации о Сириусе среди культур прошлого. Однако
проверить это смелое предположение - как астрономическими, так
и историческими методами, - безусловно, стоит. В частности,
оно может ликвидировать одно слабое место в палеовизитной интерпретации
догонских знаний, на которое тоже указывали крити- ки. Дело
в том, что говорить о "пришельцах с Сириуса" довольно
рискованно, ибо условия в системе Сириуса неблагоприятны для
возникновения там разумной жизни. Вариант В.В.Рубцова объясняет,
почему о Сириусе с самой живой заинтересован- ностью могли рассказывать
землянам пришельцы и из совершенно другого уголка Вселенной...
|