Традиционные верования народов Намибии

 

Женщины гереро в традиционных одеждахНарод гереро, принадлежащий к племенам банту Юго-западной Африки, верит в высшее божество, которое они называют тремя именами: Джамби (Ndjambi), Калунга (Karunga) и Мукуру. Имя Калунга происходит из языка овамбо, и известно только тем гереро, которые были в контакте с овамбо в прежние времена. Джамби - это Небесный Бог или Дар Божий. Он живет на Небесах, но является вездесущим. Его наиболее важное качество - доброта. Человек существует, питаемый этим божеством и все благо идет от него. Тот, кто умирает естественной смертью, считается унесенным Джамби. Поскольку его сущность - доброта, люди не испытывают по отношению к нему никаких опасений, но почитают его. Поскольку его благословение - это подарок человеку, не сопровождающийся никакими моральными требованиями, вера в Джамби не имеет никакой моральной силы, и при этом поклонение Джамби не стало культом. Его имя произносится при благодарении после какой-то неожиданной удачи, или они молятся ему, когда все другие средства бесполезны. При других случаях имя Джамби не произносится, вместо этого произносится имя Мукуру: восклицание "Мукуру-уандже!" можно перевести как "Боже мой!". В мифах гереро, которые сейчас уже знают немногие - это первопредок-демиург. Он со своей женой и крупным рогатым скотом вышел из священного дерева Омумборомбонга. В некоторых более древних мифах Мукуру не являлся первопредком, а был богом, повелел людям и зверям выйти из дерева, а птицам и рыбам из горы. Мукуру ввел жертвоприношения, табу, обрезание, церемонии инициации. Также у гереро распространен культ священного огня Омуриро. Ему поклоняются перед охотой, перед свадьбой. Сам обряд включает в себя произнесение заклинаний перед огнем. Перед священным огнем люди молча вспоминают своих предков, таким образом гереро общаются с ними, черпают их силу. В каждой деревне гереро есть священный огонь.
Племя химба в районе Каокофельд (Kaokoveld) считает, что, Джамби Калунга остается в облаках, потому что, когда облака поднимаются, его голос ясно слышен, химба считают Джамби подателем дождя и покровителем людей. Утверждение доктора Веддера о том, что священное имя не должно быть произнесено, существенно. Это частично, если даже не полностью, объясняет, почему миссионеры, жившие в близком контакте с гереро с 1844, услышали это имя впервые только в 1871 году.
Будучи протестантами и католиками, буры по-своему интерпретируют божественную силу. 16 апреля 1652 Ян Фан Рибиек основал в Южной Африке первое поселение буров - Капстад (нынешний Кейптаун).
Протестантская церковь в ВиндхукеБуры верили в то, что бог подарил им всю эту землю, и взяли её под контроль. Они также верили в то, что высшие силы помогают им и дают превосходство над другими народами. Они считали, что Бог бросил с неба лопату и тележку для песка, которые забрали африканцы, потом он выбросил ватерпас и мастерок и их забрали бастеры (мулаты), потом он сбросил компьютер и ручку, и их забрали буры. Таким образом, буры стали управлять остальными расами, населявшими Южную Африку. в Намибии африканцы были чернорабочими, бастеры (мулаты) как правило занимались строительством, а европейцы выполняли роль управленцев (хозяев). Ненависть ко всем другим расам находится в головах людей, как однажды отметил Мандела. Бастеры верят в то, что когда строится дом, нужно под фундамент положить хлеб, и тогда в доме будет изобилие.
Народ овамбо верит в высшую субстанцию, которую они называют Калунга или Намбамшита. Калунга - это Бог, который покровительствует людям, он единственный хозяин планеты. Калунга помогает улучшить человеческую жизнь и приносит дождь и все земные плоды. Намбамшита - это бог вселеной, сам себя сотворивший. Овамбо верят также в духов-покровителей и носят ожерелья-обереги ошиланда из морских раковин.

Магия и её роль в истории Намибии.

Магию условно можно разделить на два вида: черная и белая. И та и другая может быть употреблена для добра и для зла. В современном мире понятие белой магии часто соотносится с благими целями, а черная магия - с грехом, но такая трактовка неоднозначна. Африканская магия амбивалентна по своей природе: она может применяться как в лечебных целях, так и с целью нанесения вреда. Белая магия связана с биоэнергетикой, с обращением к высшим субстанциям, в черной магии происходит обращение к низшим иерархиям духов: к духам земли, воды, деревьев, животных, предков. Неумение общаться с духами и недостаточные знания о магии всегда могут порождать мнение о том, что черная магия - абсолютное зло. Дело в том, что любое сильное воздействие на человека средствами как чёрной, так и белой магии могут иметь негативный и позитивный характер.
Женщина-шаман народа гереро из области КаоколендМагия - совокупность особых действий, физических и духовных с целью сверхъестественного воздействия на эмпирический мир, "реальную действительность". Магические действия предполагают, что мир есть целостный пространственной континуум, где сплетаются причины и следствия, физическое действие и мысль. Разновидности магических ритуалов отражают проявление сакральных, скрытых сил в различных сторонах человеческой жизни: хозяйственная магия (вызывание дождя), лечебная и вспомогательная, которая позволяет человеку решать определённые бытовые проблемы.
Европейцы всегда интересовались магическими системами коренных народов Африки. В философии осуществлялись попытки переосмыслить магический мир и развивать новую систему восприятия действительности преодолевающую ограниченность научного видения. Это пытались сделать К. Кастанеда, К.Г.Юнг и др.

Намибия сейчас - это христианская страна, но в то же время, там происходят чудеса, на которые современные ученые не обращают достаточного внимания из-за всеобщей вестернизации и активного распространения христианства. Но многие коренные намибийцы считают, что человек умирает не просто так, а из-за насланной на него порчи и т.д.

Намибийский знахарь из области КапривиВ середине 1970-х - в конце 90-х годов, когда в армию ЮАР были допущены чернокожие граждане, были предпринята все попытки для захвата бойцов СВАПО. Солдаты ЮАР использовали бушменов как следопытов для поиска бойцов СВАПО, поскольку представители народа бушменов известны как ясновидящие и люди, обладающие особой сверхъестественной силой. Но это не имело большого результата, поскольку их заставляли делать это силой, при этом контакт с духами был значительно ослаблен. Связь с духами стихий имеют только те люди, которые выросли в деревне или те, кто общался со стариками, хорошо знающими обычаи предков, или те, чьи предки сами были магами. В Намибии часто происходят таинственные явления. Мираж в виде песчаного холма может возникнуть ночью на асфальтированной дороге, нужно проехать этот холм насквозь, поскольку он не материален, если этот холм пытаться объехать, можно попасть в аварию. Добрые духи дают магу необычную силу для решения той или иной проблемы, священники используют энергию высших сил, для того, чтобы изгнать враждебных духов и приведений. Священник или маг может особыми манипуляциями очистить пространство, убрать с дороги холм-призрак, так было в городах Оучо и Шиваронго; известен также случай, связанный с появлением женщины-привидения на дороге между Свакопмундом и Уолфиш-беем, которую изгнал местный маг. Когда бойцы СВАПО стреляли с деревьев, белые южноафриканцы считали, что они способны исчезать и считали их колдунами.

Жизни в Намибии бывает трудной, и людям хочется снять с себя невезение или порчу, обогатиться, вылечить болезнь. В этих случаях они обращаются к магам и целителям, совершающим мощные ритуалы на удачу, богатство и исцеление. У африканских народов используются специальные заговоры, фетиши, волшебные предметы для того, что бы охота была удачной, а при поиске работы можно держать во рту заговорённую палочку из особой древесины, обладающей магическими свойствами, и способно вызывать сострадание работодателя к тому, кто ищет работу. Сегодня в Намибии официально разрешена магическая практика, и каждый маг должен быть зарегистрирован.

Материал подготовил Петрус Индонго (Намибия), студент факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по специальности "Всемирная история", 5.04.2003

 

Вернуться на главную