Традиционные верования народов Намибии |
Народ
гереро, принадлежащий к племенам банту Юго-западной Африки, верит в высшее
божество, которое они называют тремя именами: Джамби (Ndjambi), Калунга
(Karunga) и Мукуру. Имя Калунга происходит из языка овамбо, и известно
только тем гереро, которые были в контакте с овамбо в прежние времена.
Джамби - это Небесный Бог или Дар Божий. Он живет на Небесах, но является
вездесущим. Его наиболее важное качество - доброта. Человек существует,
питаемый этим божеством и все благо идет от него. Тот, кто умирает естественной
смертью, считается унесенным Джамби. Поскольку его сущность - доброта,
люди не испытывают по отношению к нему никаких опасений, но почитают его.
Поскольку его благословение - это подарок человеку, не сопровождающийся
никакими моральными требованиями, вера в Джамби не имеет никакой моральной
силы, и при этом поклонение Джамби не стало культом. Его имя произносится
при благодарении после какой-то неожиданной удачи, или они молятся ему,
когда все другие средства бесполезны. При других случаях имя Джамби не
произносится, вместо этого произносится имя Мукуру: восклицание "Мукуру-уандже!"
можно перевести как "Боже мой!". В мифах гереро, которые сейчас
уже знают немногие - это первопредок-демиург. Он со своей женой и крупным
рогатым скотом вышел из священного дерева Омумборомбонга. В некоторых
более древних мифах Мукуру не являлся первопредком, а был богом, повелел
людям и зверям выйти из дерева, а птицам и рыбам из горы. Мукуру ввел
жертвоприношения, табу, обрезание, церемонии инициации. Также у гереро
распространен культ священного огня Омуриро. Ему поклоняются перед охотой,
перед свадьбой. Сам обряд включает в себя произнесение заклинаний перед
огнем. Перед священным огнем люди молча вспоминают своих предков, таким
образом гереро общаются с ними, черпают их силу. В каждой деревне гереро
есть священный огонь. Магия и её роль в истории Намибии. Магию условно можно разделить на два вида: черная и белая.
И та и другая может быть употреблена для добра и для зла. В современном
мире понятие белой магии часто соотносится с благими целями, а черная
магия - с грехом, но такая трактовка неоднозначна. Африканская магия амбивалентна
по своей природе: она может применяться как в лечебных целях, так и с
целью нанесения вреда. Белая магия связана с биоэнергетикой, с обращением
к высшим субстанциям, в черной магии происходит обращение к низшим иерархиям
духов: к духам земли, воды, деревьев, животных, предков. Неумение общаться
с духами и недостаточные знания о магии всегда могут порождать мнение
о том, что черная магия - абсолютное зло. Дело в том, что любое сильное
воздействие на человека средствами как чёрной, так и белой магии могут
иметь негативный и позитивный характер. Намибия сейчас - это христианская страна, но в то же время, там происходят чудеса, на которые современные ученые не обращают достаточного внимания из-за всеобщей вестернизации и активного распространения христианства. Но многие коренные намибийцы считают, что человек умирает не просто так, а из-за насланной на него порчи и т.д. В середине 1970-х - в конце 90-х годов, когда в армию ЮАР были допущены чернокожие граждане, были предпринята все попытки для захвата бойцов СВАПО. Солдаты ЮАР использовали бушменов как следопытов для поиска бойцов СВАПО, поскольку представители народа бушменов известны как ясновидящие и люди, обладающие особой сверхъестественной силой. Но это не имело большого результата, поскольку их заставляли делать это силой, при этом контакт с духами был значительно ослаблен. Связь с духами стихий имеют только те люди, которые выросли в деревне или те, кто общался со стариками, хорошо знающими обычаи предков, или те, чьи предки сами были магами. В Намибии часто происходят таинственные явления. Мираж в виде песчаного холма может возникнуть ночью на асфальтированной дороге, нужно проехать этот холм насквозь, поскольку он не материален, если этот холм пытаться объехать, можно попасть в аварию. Добрые духи дают магу необычную силу для решения той или иной проблемы, священники используют энергию высших сил, для того, чтобы изгнать враждебных духов и приведений. Священник или маг может особыми манипуляциями очистить пространство, убрать с дороги холм-призрак, так было в городах Оучо и Шиваронго; известен также случай, связанный с появлением женщины-привидения на дороге между Свакопмундом и Уолфиш-беем, которую изгнал местный маг. Когда бойцы СВАПО стреляли с деревьев, белые южноафриканцы считали, что они способны исчезать и считали их колдунами. Жизни в Намибии бывает трудной, и людям хочется снять с себя невезение или порчу, обогатиться, вылечить болезнь. В этих случаях они обращаются к магам и целителям, совершающим мощные ритуалы на удачу, богатство и исцеление. У африканских народов используются специальные заговоры, фетиши, волшебные предметы для того, что бы охота была удачной, а при поиске работы можно держать во рту заговорённую палочку из особой древесины, обладающей магическими свойствами, и способно вызывать сострадание работодателя к тому, кто ищет работу. Сегодня в Намибии официально разрешена магическая практика, и каждый маг должен быть зарегистрирован. Материал подготовил Петрус Индонго (Намибия), студент факультета гуманитарных и социальных наук РУДН по специальности "Всемирная история", 5.04.2003
|