Материалы круглого стола в Информцентре ООН 25.10.2005

 

Выступление генерала Мунтаги ДИАЛЛО,
Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сенегал
в России, экс-главнокомандующего миротворческих сил ООН в Демократической Республике Конго,
на круглом столе в Информацинном центре ООН
«Миротворчество ООН как оно есть»
25 октября 2005 г.



1. Виды операций по поддержанию мира (ОПМ)

Деятельность ООН по поддержанию мира претерпела изменения в течение последних двадцати лет, – под влиянием конфликтов, большинство из участников которых не удосуживаются следовать международным конвенциям, без колебаний атакуют солдат мира и в основном нацеливаются на беззащитное гражданское население, которое становилось жертвой невиданных преступлений и зверств.

Нынешние ОПМ вызываются уже в большей степени вооружёнными внутригосударственными конфликтами (повстанческие движения, гражданские войны, межэтнические войны и т.п.), нежели межгосударственными вооруженными конфликтами. В то время как ОПМ прежде решали большей частью военные и политические задачи, сегодня они стали гораздо более многоаспектными, включая такие элементы, как гуманитарное содействие, укрепление прав человека, защита детей и проведение выборов.

2. Взаимоотношения ООН с региональными
и субрегиональными организациями в контексте ОПМ



В настоящее время ООН осуществляет свои ОПМ практически всегда в связке с региональными или субрегиональными заинтересованными организациями. Она подключается либо в поддержку их (функции: политические, гуманитарные, права человека и т.п.) или приходя на смену (и привнося военное измерение) этим организациям, которые, как правило, подключаются и вмешиваются в конфликты на ранней стадии. В Африке такого рода связки имели место с Африканским Союзом/ОАЕ, СЕДЕАО, Сообществом государств Южной Африки и т.п. Более того, на этом континенте, где кризисов и войн становится все больше, ООН подключается к поиску решения на ранних стадиях для того, чтобы не дать тому или иному кризису деградировать в вооруженный конфликт. Формы ооновского подключения «в поле»: за счет назначения представителей Генерального секретаря в том или ином государстве, специальных представителей Генерального секретаря для отдельных регионов (скажем, Западная Африка или регион Больших озер), специальных посланников Генерального секретаря для назревающих или углубляющихся кризисов.

3. Взаимоотношения с различными сторонами в конфликте

Во внутригосударственных конфликтах стороны зачастую многочисленны, и даже существует тенденция к увеличению их числа за счет раскола отдельных участников в ходе мирного процесса. Помимо конфликтующих сторон – подписантов мирных соглашений - существуют фракции, не подписавшие их, политические партии и организации гражанского общества. Пример мирного процесса в ДР Конго, побившего все рекорды в этой области, весьма показателен.

— Участвовавшие в конфликте стороны вначале состояли из 6 государств (союз ДР Конго, Анголы, Зимбабве и Намибии против коалиции Руанды и Уганды, плюс повстанческие движения Конголезское объединение за демократию (КОД) и Движение за освобождение Конго (ДОК). При этом Бурунди отказалось подписывать лусакские договоренности и избрало для себя статус наблюдателя. Движение КОД впоследствии раскололось, и образовались КОД/Гомо, которое осталось союзником Руанды, КОД/Кисангани – союзник правительства и “Национальное ” КОД – союзник ДОК.

— Кроме того, существовало бесчисленное количество вооруженных групп, среди которых были самые разные - бойцы маи-маи (более или менее автономные), наемники или бандиты маи-маи и вооруженные группы, созданные по этническому принципу, занимавшиеся убийствами и актами геноцида. Взаимоотношения сторон, подписавших лусакские соглашения, с партизанами маи-маи с самого начала бывшие не слишком искренними, периодически еще более осложнялись. В ходе двух первых фаз мирного процесса закрытость и недоверие одних накладывались на маневры и манипуляции других, и все это приводило подчас к двойной игре, препятствиям, блокадам и обвинениям в адрес миссии ООН в неэффективности и бесполезности. Однако эти связи в дальнейшем улучшились, параллельно тому, как мирный процесс продвигался вперед, даже если и той и другой стороне подчас не доставало искренности.

Что же касается вооруженных банд, занимавшихся преступлениями, резней или актами геноцида, отношения с ними с самого начала были конфликтными.

Не слишком легкими являются отношения и с политическими партиями, у которых, как только они подключались официально к мирному процессу, сразу проявились их политические рефлексы, а также с организациями гражданского общества, видящими себя «общественной совестью», призванной наблюдать за населением и за всеми другими акторами, включая миссию ООН. Следует, однако, подчеркнуть, что две последних коллективных группы играют свои традиционные роли - как и в нормальное мирное время.

Надо также иметь в виду, что:

— ООН следовало прийти раньше на смену региональным и субрегиональным организациям. Некоторые стороны в конфликте не всегда относятся с должным уважением к своим братьям и соседям из этих организаций. Существующие расхождения, размежевания и соперничество порождают недоверие и подозрения, если только не являются просто предлогом для скрытых маневров, противоречащих официально взятым обязательствам.

— Необходимо на ранней стадии прояснить ситуацию за счет приобщения вооруженных групп к мирному процессу путем их интеграции со сторонами, подписавшими соглашения, ведь эти стороны их контролируют и при отсутствии такой интеграции могут испытывать искушение использовать их для саботажа и подрыва всего процесса.

— Необходимо оказывать давление на все стороны в конфликте практически постоянно – по очереди или одновременно с разных внешних направлений и на разных уровнях. Международное сообщество хорошо освоило этот вид деятельности, в которую вовлекаются как ооновская миссия «в поле», так и Секретариат в Нью-Йорке, как послы пяти постоянных членов Совета Безопасности, так и их правительства, как Европейский Союз, так и региональные и субрегиональные организации; добавим к этому специальных посланников некоторых крупных держав с ощутимым влиянием. Можно утверждать, что без этого инструмента в ДР Конго, например, мирный процесс потерпел бы неудачу давным-давно, и «первая мировая африканская война» снова началась бы. К сожалению, когда вооруженные и созданные на этнической базе группы, занимающиеся резней и актами геноцида, всерьез распоясываются, никакое политическое давление, каким бы значительным оно ни было, не может их остановить вовремя. И тогда не остается ничего другого, кроме как обеспечить сначала безопасность и защиту персонала ООН и подвергающегося атакам беспомощного населения.

4. Безопасность и защита персонала ООН
и гражданского беспомощного населения

Везде, где это возможно, такой задачей должны заниматься силы ооновской миссии. В ДР Конго, с учетом огромной территории страны, сложной местности и небольшого размера ооновских сил (несколько подразделений охраны и безопасности и сотни невооруженных военных наблюдателей, разбросанных по этим просторам), безопасность персонала ООН на первых двух стадиях процесса в значительной степени обеспечивалась сторонами, подписавшими лусакские соглашения. В целом, они достаточно неплохо справились с этой задачей.

Напротив, одна из сторон (лусакских) соглашений и преступные военные группировки, а также те банды, которые занимались резней и актами геноцида, избрали тактику агрессивных нападений на ооновцев, захватывая их в заложники в районе Бени и нападая на них в провинции Итури, что привело к гибели нескольких членов миссии. К счастью, сейчас военные контингенты и сама ооновская миссия достаточно сильны, чтобы обеспечить большей частью самим свою безопасность и защиту.

Что касается гражданского населения, то даже там, где ооновские силы действуют по главе VI Устава ООН, но все-таки имеют в наличии какие-то контингенты в местах их расположения и настолько, насколько возможно, они должны защищать гражданских лиц, подвергающихся угрозе физического насилия.

Там же, где задействована глава VII Устава ООН, мандат уточняет, что миссия должна обеспечивать безопасность в ясно указанной территориальной зоне. Заметим, однако, что гражданскому населению безразлично, о какой главе Устава идет речь и что там предусмотрено в мандате. Люди лишь знают на своем горьком опыте, что они страдают повсюду от произвола и жестокостей, творимых почти всеми (вымогательства, грабежи, поджоги, аресты и произвольное помещение под стражу, захват заложников, сексуальное рабство, дети-солдаты, пытки и резни). Им нужна защита и они надеются получить ее от ООН, которую они рассматривают как всемогущую наднациональную власть, явившуюся для того, чтобы навязать и поддерживать мир. Это означает, что вооруженные силы в распоряжении ооновской миссии должны быть значительными и располагать крупным оперативным потенциалом. Однако следует признать, что, например, в случае с Конго ООН никогда не сможет поставить под свои знамена армию, способную обезопасить все значительные пространства страны, и эта задача может быть обеспечена только вооруженными силами самой ДРК.

Что касается оперативного потенциала, то ооновские миссии сегодня располагают боевыми вертолетами и ощутимыми резервными силами. Кроме того, ООН может в случае необходимости подчас рассчитывать на вмешательство вооруженных контингентов, размещенных далеко за пределами театра военных действий, как это было в случае с Сьерра Леоне, или расквартированными поблизости, как это случилось в Кот д’Ивуар в рамках операции «Единорог».

Каким бы современным ни было военное снаряжение, находящееся в распоряжении данной миссии, оно может лишь поддерживать хорошо обученные, тренированные, мотивированные, высоко профессиональные контингенты. «Тяжело в учении – легко в бою».

5. Использование силы

При всем при том речь не идет о том, чтобы ооновцы вступали в войну с каким-то врагом, осуществляли наступательные операции, чтобы его уничтожить. Речь идет лишь об оборонительных действиях, максимум о контратаках для того, чтобы нейтрализовать агрессивно настроенные группировки, саботажников мирного процесса, тех, кто занимается убийствами и актами геноцида.

Использование силы должно отвечать следующим принципам:

— Быть крайним средством.

— Быть минимальным и пропорциональным угрозе.

— Иметь ясную задачу и четко очерченные цели.

— Необходимо плотно контролировать правила открытия огня и его ведения.

— Комбинироваться с обращением к дипломатическим путям.

— Случаи использования силы должны строго соответствовать имеющимся установкам на этот счет в данном конкретном контингенте, которые, как правило, хорошо продуманы, ясны и недвусмысленны.

Соблюдение этих правил войсками должно позволить им во всех обстоятельствах реагировать соответственно ситуации и разумно, а также избегать ошибок и катастрофических последствий.

Кроме того, разные типы операций, и в особенности наступательные вылазки, должны быть тщательно спланированы и периодически отрабатываться на учениях.

Заключение:
ОПМ сегодня многофункциональны и осуществляются в увязке с региональными и субрегиональными организациями, а также со всем международным сообществом. В контексте превратностей и унижений, испытанных в прошлом, и с учетом значительных рисков, с которыми они могут столкнуться, силы ООН начинают прибегать к «мускулистому» миротворчеству не для того, чтобы вести войну, но для того, чтобы:

— обеспечить безопасность и защиту персонала миссий и беспомощного гражданского населения, подвергающегося опасности физического насилия,

— позволить мирному процессу продвигаться вперед и благополучно завершиться - путем противодействия и, при необходимости, нейтрализации вооруженных группировок, занимающихся саботажем, преступлениями, массовыми убийствами и актами геноцида.

ВВЕРХ

на главную Africana.ru