Интервью с Лией (Лили) Голден

 

Фото Игоря Сида.ЧЁРНО-БЕЛЫЙ МИР
И война расизмов

 

декабрь 2003,
журнал «СООБЩЕНИЕ» №12,
Вероника Градова*

 

 

Персональная страница Л.Голден

Лили Голден
Почетный доктор Чикагского университета,
член Совета старейшин Международного института
по проблемам чёрных женщин

Политкорректность велит именовать негров не иначе, как афроамериканцами. Считается, что – не обидно. Считается, что наличие в американском обществе черных сенаторов, мэров, ученых, генералов, министров, миллионеров есть доказательство того, что в США царит расовый мир. Но это один из многочисленных мифов сегодняшней Америки, утверждает почетный доктор Чикагского университета Лили Голден. И она знает, что говорит.

КУ-КЛУКС-КЛАН ЖИВ

– Черная и белая расы столетиями смотрели друг на друга сквозь призму предубеждений. Однако считается, что в последние десятилетия многое изменилось. Так ли это?

– Заблуждений не стало меньше. Самый большой миф об Америке гласит, что расовая проблема в США решена. Конечно, со времен рабства изменилось многое. Но расизм жив, и дискриминация тоже, просто в других формах. Сохраняется жесткая сегрегация. И это очень заметно. Посмотрите на американские мегаполисы: Гарлем в Нью-Йорке, южная часть Чикаго, восточная часть Филадельфии — территории для черных. Такие же районы есть и в Вашингтоне, и в каждом американском городе.

По-прежнему существуют школы, где учатся только черные дети, университеты, где обучается исключительно черная молодежь. Университеты, созданные для черных после отмены рабства, именуются «традиционно черными». Первым возник Университет Таскиги, который заканчивал мой отец Джон Оливер Голден, ставший агрономом-хлопководом и организовавший приезд по контракту в СССР лучших черных агрономов Америки. Ведь то, что сельское хозяйство в СССР поднималось исключительно своими силами, — тоже один из мифов. За хорошие деньги приглашались сотни западных специалистов, белых и черных. В России сейчас об этом не помнят, но в Ташкентском музее висят фотографии отца и его коллег.

«Традиционно черные» университеты, как правило, хорошо финансируются. Есть и отличные частные черные школы, куда родители посылают детей, чтобы они получили лучшее образование, углубленно изучали историю Африки. Но государственные черные школы очень бедны, качество образования в них ужасное.

– Сталкиваетесь ли вы сами с явлениями дискриминации?


– Очень часто. Недавно, переехав в Филадельфию, я хотела купить квартиру в профессорском доме, разумеется, «традиционно белом». Мне отказали, объяснив это тем, что черные обычно долго не задерживаются на одной работе. (В общем, наблюдение справедливое.) Поэтому, пусть я зарабатываю больше, чем остальные жители этого дома, с точки зрения его хозяев я — потенциальный неплательщик коммунальных сборов, а они составляют около 700 долларов в месяц.

Я послала к домовладельцам адвоката с предупреждением, что буду вынуждена подать на них в суд за расизм. В итоге они буквально умоляли меня купить эту квартиру!

Потом в больницу напротив моего дома белый мужчина привез жену-роженицу. И потребовал, чтобы к ней не заходили черные врачи и сестры. Его требование было удовлетворено, и черные сотрудники подчинились. Никто из них не возмутился, не обратился в правозащитные организации. И как, по-вашему, я могу теперь лечиться в этой больнице?..

– Сохранились ли откровенные формы расизма?

– Можно сказать, что расизм в США процветает. В США действуют 133 организации Ку-Клукс-Клана, 220 неонацистских группировок, 18 «бригад» скинхедов. (Хорошо бы получить данные по России: перегнали ли мы уже Америку…) Есть статистика по отдельным штатам: в Нью-Йорке — 25 расистских организаций, в Алабаме — 34, в Южной Каролине — 42. Рекордсмены — Калифорния и Техас — по 48.

– Что же мешает их искоренить?


– О чем вы говорите? Демократия! Расизм приобретает все более изощренные формы. Как-то в Техасский университет пришел поступать черный парень. Принимать его не хотели, но в штате действует закон против дискриминации. Тогда при университете было срочно создано отделение для черных, и его направили именно туда…

Есть штаты, где законами до сих пор запрещены смешанные, черно-белые и черно-цветные, браки.

ПЕТРОВ-ВОДКИН И ПРЕВОСХОДСТВО БЕЛОЙ РАСЫ

– Эти запреты опираются на теорию превосходства белой расы. Почему она до сих пор популярна?


– Из-за невежества... Средний белый почти ничего не знает об истории Африки, о еe вкладе в мировую цивилизацию. И невежество, увы, подчас подкрепляется стараниями тех, кто должен был бы служить просвещению.

Я проехала всю Европу — от Лиссабона до Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть, как представлено африканское исскуство в европейских музеях. И везде — в Британском музее, в мадридском Прадо и так далее — я обнаружила одинаковую картину: искусство африканское искусством не считается, а проходит по разряду «ремесленничество». Из африканских вы найдете на видных местах только египетские экспонаты. Я спрашивала работников музеев, в чем привилегия египетского искусства, и мне объясняли: но ведь Древний Египет — это же не Африка!

В 50-е годы ХХ века сенегалец Шейк Анта Диоп провел сенсационные исследования связей Древнего Египта с черной Африкой. Сравнивал состав крови египетских мумий с кровью африканцев, делал лингвистическое сравнение древнеегипетского языка и языков Африки южнее Сахары и т. д. Он доказал, что Древний Египет был неотъемлемой частью Африки по всем аспектам — в генетическом, антропологическом, лингвистическом, культурном… Это заблуждение, что Африка не внесла заметного вклада в европейскую и мировую культуру. А значит, историю Африки нужно переписывать!..

В Париже создан специальный музей, где экспонируется искусство Африки, искусство островов и т. д. Замечательно! Но называется это «Музей примитивного искусства»…

В Эрмитаже вы не найдете африканского искусства. В Третьяковке тоже. Музыкальные инструменты, привезенные из экспедиций Николаем Гумилевым, пылятся в подвалах Музея этнографии в Петербурге…

Между тем русские были первыми, кто оценил искусство Африки. Большую роль сыграла вышедшая в 1919 году книга «Искусство негров». Ее автор, один из основателей авангардного объединения «Союз Молодежи», — Владимир Марков (Волдемарс Матвейс) восклицал: «Неужели добытые негром красоты не являются расширением понятия красоты, ценным вкладом в сокровищницу мировой красоты?»

Кто сейчас помнит, что Петров-Водкин еще до Первой мировой ездил в Африку знакомиться с ее искусством? Необыкновенный желто-коричневый колорит его картин, особенности графики связаны именно с африканским влиянием. Повлияло африканское искусство и на Шагала, и на Кандинского. В Париже весь круг знаменитых художников — Пикассо, Модильяни и их друзья — оказались под влиянием Африки. Эйзенштейн интересовался африканской скульптурой, специально искал ее в Париже. Чернокожие интересовали его настолько, что он решил сделать фильм про черного вождя. Возвращаясь в СССР из Мексики, он заехал в США, и первое, что сделал, — пошел к Полю Робсону и предложил сыграть в этом фильме главную роль…

– Когда началось массовое знакомство европейцев с африканской культурой?


– Во время Первой мировой в Европе воевали черные американцы. Во французских войсках служили великолепные сенегальские стрелки, которых противник страшно боялся. И вот после войны многие из них остались в Европе, в основном в Париже. И привнесли в парижское общество свою культуру — развлекались по-своему, танцевали свои танцы. Читал стихи поэт Ленгстон Хьюз, выступала Жозефин Бекер — великая черная артистка кабаре. Она потрясала публику своей экспрессией и пластикой. О ней помнят до сих пор.

Африканское культурное присутствие ощущали и лучшие умы эпохи. Пикассо и Сартр помогли издать первый сборник черной поэзии — Эме Сезэра с Тринидада и сенегальца Леопольда Сенгора. До этого европейцы и думать не думали, что у африканцев могут быть своя поэзия, философия, свои великие мыслители, как например, Сенгор — создатель теории негритюда, первый президент Сенегала и крупный французский поэт.

В Америке Уильям Дюбуа создал студенческий квартет черной музыки, который ездил по стране и давал концерты. Это была сенсация, сплошные аншлаги! Но первым, кто стал исполнять для белых музыку черных, был Поль Робсон, впоследствии близкий друг моего отца. А до того слушать черную музыку белая публика считала неприличным! Католическая церковь до сих пор не разрешает исполнять госпелы в храмах — это «музыка дьявола»! Черным в церкви говорят: вы не должны это петь, не должны быть примитивными…

Вообще, с музыкой ситуация парадоксальная. Афроамериканцы не хотят идентифицировать себя с блюзом, ведь этот стиль возник в эпоху рабства и ассоциируется именно с ней. Мои черные кузины считают меня сумасшедшей, когда я иду в блюз-бар. Зато белые ценители блюза меня понимают…

МНОГО ЖЕН И НИКАКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ

– Существуют легенды о некоторых эксклюзивных способностях африканцев…

– Популярно представление о природной музыкальности черных. Однако мой покойный муж, урожденный занзибарец, был начисто лишен музыкального слуха. Так что еще не известно, что типично… То же и с представлением о повышенной сексуальности африканских мужчин. Это их особенность связана вовсе не с физиологией, а с воспитанием, нравами и обычаями. Из распространенности в Африке многоженства (существовавшего, кстати, задолго до прихода в Африку арабов и ислама) европейцы делают вывод о суперпотенции черных мужчин. На самом деле африканец-муж со своими четырьмя женами не живет одновременно! Они обитают в отдельных домах. А он приходит к каждой раз в месяц и живет с ней неделю… А потом переселяется к следующей жене. Никакого перенапряжения!

Миф о любовной силе африканцев подпитывается и реальным наличием у них традиции сексуального образования, свода правил, которым обучают с детства. Поэтому африканец, в отличие от европейца, женившись, знает, что делать со своей женой. Существует еще и масса способствующих любви составов, мазей, других секретов.

Однако культура половых отношений в Африке часто включает такую традицию, как женское обрезание, то есть удаление клитора. Считается, что этим женщину избавляют от похоти, а мужчину — от измен его жен. Операция производится над девочками в 5–6-летнем возрасте. Их неожиданно хватают старые женщины и отрезают клитор обыкновенной бритвой, в антисанитарных условиях. Женщинам, не прошедшим обрезание клитора, в дальнейшем трудно выйти замуж... Считается, что они не могут рожать!

После смерти моего мужа, вице-президента Танзании, остальные его вдовы утверждали, что я не могу претендовать на наследство, в частности, потому что я необрезанная! Женщина, не соблюдающая все ритуалы и законы племени, — неполноценная. Из списка наследников меня вычеркнули, несмотря на статус первой жены. Я не спорила… Короче, меня трудно заподозрить в идеализации африканской культуры.

– Но одно из достоинств этой культуры — ее большая естественность.


– Африканцы справедливо говорят: вот мы содержим своих женщин и все они по социальному статусу — легальные жены. А у европейца женщин так же много, только все они — любовницы. Он их прячет и не содержит!

Но и здесь заложен миф: на самом деле у африканцев скорее жены содержат мужей. Например, крааль — традиционное поселение в Южной Африке — состоит из хижин жен, расположенных вокруг загона для скота. И муж в течение месяца живет у жен по очереди, обходя крааль по периметру, а они кормят мужчину плодами своего труда, исполняя его прихоти.

– Сохранились ли следы этих традиций у афроамериканцев?


– У афроамериканцев семейные союзы часто быстро распадаются и легко завязываются новые. На протяжении столетий рабства хозяева не признавали у рабов института семьи, могли в любой момент продать жену или мужа, их детей. И непрочность брачного союза надолго закрепилась. Интересно, что африканцы охотно женятся на белых женщинах. Тогда их рассматривают как положительных и респектабельных, как людей, которым можно дать кредит… Приходит он в банк, предъявляет белую жену — и получает кредит! Хотя часть населения оценивает его шаг по-другому: как предательство расы. И существует, кстати, очень сильное предубеждение против мулатов, не только против белых! Есть политические партии, например в ЮАР, выступающие против равноправия мулатов с исконно черным населением. Таково в Америке известное движение Маркуса Гарви, за которым идут 20 миллионов черных по всему миру. Гарви враждовал с Дюбуа, борцом за права негров, считая того «чересчур белым», а мулат «не может защищать права черных».

ЧЕРНЫЙ РАСИЗМ

У афроамериканцев память о рабстве настолько остра, словно это было вчера. Главный миф заключается в представлении, что белые все одинаковы — что американцы, что французы, что русские — и одинаково связаны с колониализмом и порабощением черной расы. Отсюда все эти эксцессы черного расизма…

Год назад я участвовала в сакраментальной истории на Барбадосе. Конгресс представителей черной диаспоры был заявлен как акция в рамках ООН. Мне, как старейшине Института черных женщин при ООН, предложили открыть конгресс. Среди участников были и белые, например делегация с Кубы; белые и азиаты были и среди переводчиков. И вдруг в первый же день оргкомитет заявляет о недопустимости присутствия в зале людей нечерной кожи. Съезд против расизма обернулся расистским демаршем! Возмутившись, я заступилась за изгоняемых. Мне объявили обструкцию. Но у меня был единомышленник, причем из России, — лидер петербургской ассоциации «Африканское единство» Алиу Тункара. Он держал меня в курсе козней организаторов, которые не распознали в нем антирасиста. Организаторы были связаны с американским черным движением Луиса Фаррахана «Нация ислама» и ждали его появления на конгрессе.

С особым умилением вспоминаю фракцию черных геев и проституток со всего мира, которые тоже меня очень поддержали. Сидели в первом ряду в своих нарядах и — истинные поборники равноправия! — громко аплодировали моим выступлениям. Барбадосские власти, что отрадно, сразу дистанцировались от конгресса, пожалев, что предоставили площадку расистам. Местная пресса брала у меня интервью и громила организаторов. Шабаш мы им сорвали, но у меня поднялось давление и я месяц приходила в себя. В общем, инцидент печальный… Черный расизм — печальное явление XX века, которое все шире распространяется в мире.

Только что я получила приглашение на конференцию людей африканского происхождения, живущих в Европе. И в первых строках уточняется: только для черных…

Беседовала Вероника ГРАДОВА*

* Вероника Градова – один из журналистских псевдонимов литератора Игоря Сида


Вернуться на главную