Абу Сейф Салах
Египетский режиссер, сценарист, критик и педагог. Родился 10 мая 1915
г. в Каире, умер 22 июня 1996 г. там же.
Детские годы Салаха Абу Сейфа прошли в Булаке, старинном "народном
квартале" Каира. Его воспитанием в основном занималась мать. В школьные
годы Салах стал страстным поклонником кино, открыв для себя удивительный
мир, в котором жили герои Р. Валентино, М. Пикфорд, Д. Фэрбенкса, Ч. Чаплина
и других звезд немого кинематографа. Закончив школу, Салах поступил в
коммерческое училище, по окончании которого работал в текстильной компании
в небольшом городе Нижнего Египта Эль-Махалла-эль-Кубра. В свободное время
просматривал английскую и французскую кинопериодику, брал уроки музыки
и рисования, штудировал книги по философии, логике и психологии. В 1936
г. Абу Сейф вернулся в Каир и вопреки воле родных, прочивших юноше блестящую
карьеру коммерсанта, устроился в отдел монтажа ведущей национальной киностудии
"Миср". Важным моментом в творческой биографии Абу Сейфа стало
участие в постановке первой египетской реалистической художественной картины
"Решимость" (1939) в качестве соавтора сценария и ассистента
Камаля Селима. После этого, оставаясь в должности монтажера, он снял документальные
ленты "Транспортные коммуникации в Александрии" (1940) и "Каирская
симфония" (1941).
Дебют Салаха Абу Сейфа в игровом кинематографе состоялся в 1946 г. фильмом
"Всегда в моем сердце", поставленном по мотивам американской
мелодрамы Мервина Ле Роя "Мост Ватерлоо"(1940). Последовавшие
за ним "Мститель" (1947), "Приключения Антары и Аблы"
(1948), "Улица аль-Бахлауан" (1949), "Любовь — это унижение"
(1951) и сделанный совместно с Италией "Сокол" (1950) мало чем
отличались от конвейерной коммерческой кинопродукции "арабского Голливуда"
рубежа 40-х — 50-х гг. Дарование кинематографиста по-настоящему раскрылось
лишь после национально-демократической революции 1952 года. Именно в этот
период он приобрел широкую известность четкой, логически выверенной драматургией
своих постановок, умением работать с актерами, а также искренним стремлением
правдиво и многомерно отражать на экране острые общественные и нравственные
проблемы страны. В кинодраме "Мастер Хасан" (1952), о тщетных
попытках простого рабочего подняться на более высокую ступень социальной
пирамиды, режиссер впервые в египетском кино с документальной достоверностью
показал неприкрашенную повседневность Каира. На экране представал бедняцкий
квартал Булак с его скромными кафе, дряхлыми стариками, целыми днями просиживающими
у дверей обветшавших до- мов, всегда готовых услужить уличных извозчиков
и мелких розничных торговцев. В лентах "Рая и Секина" (1953)
и "Чудовище" (1954), рассказавших о жестоких преступлениях в
Александрии двух женщин-убийц и главаря шайки бандитов, державшего в страхе
целый район Верхнего Египта, Абу Сейф показал нетерпимые пороки монархического
режима. Глубоким проникновением в общественную среду отличалась и картина
"Сильный" (1957), подтвердившая профессионализм и художественную
зрелость кинорежис- сера. Богатая символика и национальный колорит помогли
реализовать замысел фильма, обличавшего антизаконные спекулятивные махинации,
царившие в предреволюционное время на каирском овощною рынке. Все свои
лучшие фильмы 50-х гг. Салах Абу Сейф создал в тесном творческом содружестве
с выдающимся писателем, лауреатом Нобелевской премии Нагибом Махфузом.
Этот творческий союз вывел кинематограф Египта на международный экран
и оказал положительное влияние на формирование художественного сознания
целого поколения молодых деятелей арабского киноискусства. После учреждения
в 1963 г. правительством Г.А. Насера государственного сектора кино возглавивший
его Абу Сейф в течение трех лет занимался только руководящей, организационно-административной
работой и на съемочной площадке не появлялся. К постановочной деятельности
он вернулся в 1966 г., выпустив социальную драму "Каир 30-х годов"
(по роману Н. Махфуза "Новый Каир") о судьбе выпускников университета,
мечтавших в студенческую пору стать активными участниками общественных
преобразований, но разведенных жизненными обстоятельствами "по разные
стороны баррикад".
Последующие творческие искания режиссера нашли воплощение в кинолентах
самого разного тематического и жанрового диапазона, в том числе по литературным
произведениям видных египетских писателей— И.А. Кудпуса, Ю. Идриса, Н.
Махфуза, Л. аль-Холи, Ю. Сибаи. В них в реалистической манере рассказывалось
о проблемах современной молодежи, положении женщины в мусульманском обществе,
повседневных заботах интеллигенции, событиях национальной истории и т.д.
Многие из них — "Вторая жена" (1967), "Заря ислама"
(1970), "Лжец" (1975), "Водонос умер" (1977), "Аль-Кадисия"
(1982), "Начало" (1986), "Египтянин" (1991), с успехом
демонстрировались в странах Азии, Америки, Африки и Европы и на крупнейших
международных кинофестивалях.
На многочисленных фильмах и монографиях Салаха Абу Сейфа, долгие годы
работавшего преподавателем Каирского высшего киноинститута, воспитано
не одно поколение египетских режиссеров, наиболее известными из которых
являются Али Бадрхан, МухамМед Хан, Атыф ат-Тайиб, Хайри Бишара, Дауд
Абд ас-Сейид и Шариф Арафа. В экранном искусстве Египта Абу Сейф считается
основоположником и крупнейшим мастером реалистического направления. Чувствовать
и понимать надежды и чаяния народа, учиться у него и создавать фильмы,
близкие и понятные самым широким слоям национальной зрительской аудитории
— таковым было творческое кредо этого режиссера, никогда не забывавшего
о своем детстве в бедняцком каирском квартале.
А. Шахов
Фильмография: "Всегда в моем сердце" (Даиман фи колби), 1946;
"Мститель" (Аль- Мунтакым), 1947; "Приключения Антары и
Аблы" (Магамарат антар уа абла), 1948; "Улица аль-Бахлауан"
(Шари аль-бахлауан), 1949; "Сокол" (Ас-Сокр), 1950; "Любовь-
это унижение" (Аль-Хубб бахдала), "Твой день, деспот" (Лак
яум я залим), 1951; "Мастер Хасан"(Уста хасан), 1952;"Рая
и Секина" (Рая уа секина), 1953; "Чудовище" (Аль-уахш),
1954; "Молодость женщины" (Шабаб имраа), 1956; "Сильный"
(Аль-футууа), "Пустая подушка" (Аль-Уисада аль-халия), "Я
не сплю" (Лa анам), 1957; "Преступник в отпуске" (Муджрим
фи аджаза), "Тупик" (Ат-Тарик аль- масдуд), "Такова любовь"
(Хаза хуа аль-хубб), 1958; "Я свободна" (Ана хурра), "Между
небом и землей" (Бейн ас-сама уа-л-ард), 1959; "Муки любви"
(Лауат аль-хубб), "Девушки и лето" (Аль-Банат уа-с-сайф), "Начало
и конец" (Бидая уа нихая), 1960; "Солнце не погасить" (Ла
тутфи аш-шамс), 1961; "Не время для любви" (Ла уакт ли-л- хубб),
"Письмо неизвестной женщины" (Рисала мин имраа маджхула), 1963;
"Каир 30-х годов" (Аль-Кахира саласин), 1966; "Вторая жена"
(Аз-Зауджа ас-сания), 1967; "Проблема-68"(Аль-Кадыя-68), 1968;"Три
женщины" (Салас нисаа), "Немного страдания" (Шай мин аль-азаб),
1969; "Заря ислама" (Фаджр аль-ислам), 1971; "Баня аль-Малатыли"
(Хаммам аль-малатыли), 1973; "Лжец" (Аль- Кяззаб), 1975; "Первый
год любви" (Сана уля хубб), 1976; "Утонувшая в море меда"
(Уа сакатат фи бахр аль-асан), "Водонос умер" (Ас-Сака мат),
1977; "Преступник" (Аль-Муджрим), 1978; "Аль-Кадисия"
(Аль- Кадисия), 1982; "Начало" (Аль-Бидая), 1986; "Египтянин"
(Аль-Муатын масри), 1991; "Господин Кеф" (Ас-Сейид кеф), 1993.
Библиография: Шахов А. Экран и жизнь. Азия и Африка сегодня. 1983. № 8;
Саад ад- Дин Тауфик. Фаннан аш-шааб Салах Абу Сейф. Каир, 1968; Хассан
Абу Гунайма. Мин комус ас-синима аль-арабийя аль-джадда. Дамаск, 1976;
Салах Абу Сейф. Ас-Синима фанн. Каир, 1977; Салах Абу Сейф. Фанн китабат
ас-синариу. Каир, 1982; Махраджан аль-искандарийя ас синимаий ад-даулий
ассани ашар. Александрия, l996.
|