Абу Сейф Салах

 

Абу Сейф Салах


Египетский режиссер, сценарист, критик и педагог. Родился 10 мая 1915 г. в Каире, умер 22 июня 1996 г. там же.
Детские годы Салаха Абу Сейфа прошли в Булаке, старинном "народном квартале" Каира. Его воспитанием в основном занималась мать. В школьные годы Салах стал страстным поклонником кино, открыв для себя удивительный мир, в котором жили герои Р. Валентино, М. Пикфорд, Д. Фэрбенкса, Ч. Чаплина и других звезд немого кинематографа. Закончив школу, Салах поступил в коммерческое училище, по окончании которого работал в текстильной компании в небольшом городе Нижнего Египта Эль-Махалла-эль-Кубра. В свободное время просматривал английскую и французскую кинопериодику, брал уроки музыки и рисования, штудировал книги по философии, логике и психологии. В 1936 г. Абу Сейф вернулся в Каир и вопреки воле родных, прочивших юноше блестящую карьеру коммерсанта, устроился в отдел монтажа ведущей национальной киностудии "Миср". Важным моментом в творческой биографии Абу Сейфа стало участие в постановке первой египетской реалистической художественной картины "Решимость" (1939) в качестве соавтора сценария и ассистента Камаля Селима. После этого, оставаясь в должности монтажера, он снял документальные ленты "Транспортные коммуникации в Александрии" (1940) и "Каирская симфония" (1941).
Дебют Салаха Абу Сейфа в игровом кинематографе состоялся в 1946 г. фильмом "Всегда в моем сердце", поставленном по мотивам американской мелодрамы Мервина Ле Роя "Мост Ватерлоо"(1940). Последовавшие за ним "Мститель" (1947), "Приключения Антары и Аблы" (1948), "Улица аль-Бахлауан" (1949), "Любовь — это унижение" (1951) и сделанный совместно с Италией "Сокол" (1950) мало чем отличались от конвейерной коммерческой кинопродукции "арабского Голливуда" рубежа 40-х — 50-х гг. Дарование кинематографиста по-настоящему раскрылось лишь после национально-демократической революции 1952 года. Именно в этот период он приобрел широкую известность четкой, логически выверенной драматургией своих постановок, умением работать с актерами, а также искренним стремлением правдиво и многомерно отражать на экране острые общественные и нравственные проблемы страны. В кинодраме "Мастер Хасан" (1952), о тщетных попытках простого рабочего подняться на более высокую ступень социальной пирамиды, режиссер впервые в египетском кино с документальной достоверностью показал неприкрашенную повседневность Каира. На экране представал бедняцкий квартал Булак с его скромными кафе, дряхлыми стариками, целыми днями просиживающими у дверей обветшавших до- мов, всегда готовых услужить уличных извозчиков и мелких розничных торговцев. В лентах "Рая и Секина" (1953) и "Чудовище" (1954), рассказавших о жестоких преступлениях в Александрии двух женщин-убийц и главаря шайки бандитов, державшего в страхе целый район Верхнего Египта, Абу Сейф показал нетерпимые пороки монархического режима. Глубоким проникновением в общественную среду отличалась и картина "Сильный" (1957), подтвердившая профессионализм и художественную зрелость кинорежис- сера. Богатая символика и национальный колорит помогли реализовать замысел фильма, обличавшего антизаконные спекулятивные махинации, царившие в предреволюционное время на каирском овощною рынке. Все свои лучшие фильмы 50-х гг. Салах Абу Сейф создал в тесном творческом содружестве с выдающимся писателем, лауреатом Нобелевской премии Нагибом Махфузом. Этот творческий союз вывел кинематограф Египта на международный экран и оказал положительное влияние на формирование художественного сознания целого поколения молодых деятелей арабского киноискусства. После учреждения в 1963 г. правительством Г.А. Насера государственного сектора кино возглавивший его Абу Сейф в течение трех лет занимался только руководящей, организационно-административной работой и на съемочной площадке не появлялся. К постановочной деятельности он вернулся в 1966 г., выпустив социальную драму "Каир 30-х годов" (по роману Н. Махфуза "Новый Каир") о судьбе выпускников университета, мечтавших в студенческую пору стать активными участниками общественных преобразований, но разведенных жизненными обстоятельствами "по разные стороны баррикад".
Последующие творческие искания режиссера нашли воплощение в кинолентах самого разного тематического и жанрового диапазона, в том числе по литературным произведениям видных египетских писателей— И.А. Кудпуса, Ю. Идриса, Н. Махфуза, Л. аль-Холи, Ю. Сибаи. В них в реалистической манере рассказывалось о проблемах современной молодежи, положении женщины в мусульманском обществе, повседневных заботах интеллигенции, событиях национальной истории и т.д. Многие из них — "Вторая жена" (1967), "Заря ислама" (1970), "Лжец" (1975), "Водонос умер" (1977), "Аль-Кадисия" (1982), "Начало" (1986), "Египтянин" (1991), с успехом демонстрировались в странах Азии, Америки, Африки и Европы и на крупнейших международных кинофестивалях.
На многочисленных фильмах и монографиях Салаха Абу Сейфа, долгие годы работавшего преподавателем Каирского высшего киноинститута, воспитано не одно поколение египетских режиссеров, наиболее известными из которых являются Али Бадрхан, МухамМед Хан, Атыф ат-Тайиб, Хайри Бишара, Дауд Абд ас-Сейид и Шариф Арафа. В экранном искусстве Египта Абу Сейф считается основоположником и крупнейшим мастером реалистического направления. Чувствовать и понимать надежды и чаяния народа, учиться у него и создавать фильмы, близкие и понятные самым широким слоям национальной зрительской аудитории — таковым было творческое кредо этого режиссера, никогда не забывавшего о своем детстве в бедняцком каирском квартале.
А. Шахов
Фильмография: "Всегда в моем сердце" (Даиман фи колби), 1946; "Мститель" (Аль- Мунтакым), 1947; "Приключения Антары и Аблы" (Магамарат антар уа абла), 1948; "Улица аль-Бахлауан" (Шари аль-бахлауан), 1949; "Сокол" (Ас-Сокр), 1950; "Любовь- это унижение" (Аль-Хубб бахдала), "Твой день, деспот" (Лак яум я залим), 1951; "Мастер Хасан"(Уста хасан), 1952;"Рая и Секина" (Рая уа секина), 1953; "Чудовище" (Аль-уахш), 1954; "Молодость женщины" (Шабаб имраа), 1956; "Сильный" (Аль-футууа), "Пустая подушка" (Аль-Уисада аль-халия), "Я не сплю" (Лa анам), 1957; "Преступник в отпуске" (Муджрим фи аджаза), "Тупик" (Ат-Тарик аль- масдуд), "Такова любовь" (Хаза хуа аль-хубб), 1958; "Я свободна" (Ана хурра), "Между небом и землей" (Бейн ас-сама уа-л-ард), 1959; "Муки любви" (Лауат аль-хубб), "Девушки и лето" (Аль-Банат уа-с-сайф), "Начало и конец" (Бидая уа нихая), 1960; "Солнце не погасить" (Ла тутфи аш-шамс), 1961; "Не время для любви" (Ла уакт ли-л- хубб), "Письмо неизвестной женщины" (Рисала мин имраа маджхула), 1963; "Каир 30-х годов" (Аль-Кахира саласин), 1966; "Вторая жена" (Аз-Зауджа ас-сания), 1967; "Проблема-68"(Аль-Кадыя-68), 1968;"Три женщины" (Салас нисаа), "Немного страдания" (Шай мин аль-азаб), 1969; "Заря ислама" (Фаджр аль-ислам), 1971; "Баня аль-Малатыли" (Хаммам аль-малатыли), 1973; "Лжец" (Аль- Кяззаб), 1975; "Первый год любви" (Сана уля хубб), 1976; "Утонувшая в море меда" (Уа сакатат фи бахр аль-асан), "Водонос умер" (Ас-Сака мат), 1977; "Преступник" (Аль-Муджрим), 1978; "Аль-Кадисия" (Аль- Кадисия), 1982; "Начало" (Аль-Бидая), 1986; "Египтянин" (Аль-Муатын масри), 1991; "Господин Кеф" (Ас-Сейид кеф), 1993.
Библиография: Шахов А. Экран и жизнь. Азия и Африка сегодня. 1983. № 8; Саад ад- Дин Тауфик. Фаннан аш-шааб Салах Абу Сейф. Каир, 1968; Хассан Абу Гунайма. Мин комус ас-синима аль-арабийя аль-джадда. Дамаск, 1976; Салах Абу Сейф. Ас-Синима фанн. Каир, 1977; Салах Абу Сейф. Фанн китабат ас-синариу. Каир, 1982; Махраджан аль-искандарийя ас синимаий ад-даулий ассани ашар. Александрия, l996.

 

Вернуться на главную