Мустафа Алассан

 

Мустафа Алассан
Нигерский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился в 1942 г. в Н`Донгу.
С основами кинорежиссуры Мустафа Алассан познакомился в Ниа- мее, сотрудничая в группе известного французского исследователя Тропической Африки и кинематографиста Жана Руша. Затем непродолжитель- ное время учился во Франции и Канаде, где под руководством Нормана Мак-Ларена осваивал теорию и практику мультипликационного кино. В 1962 г. на родине снял тепло встреченный на Каннском фестивале документальный этнографический фильм "Ауре" о семидневной свадебной церемонии у нигерского народа джерма и связанных с ней самобытных национальных обрядах и обычаях. В том же году Алассан создал первые в регионе Черной Африки анимационные короткометражные ленты Гребец на каноэ" и "Женщина, толкущая просо", воспроизведя в них бытовые сценки из сельской жизни.
В 1964 г.по мотивам популярной народной сказки М. Алассан снял заслуживший многочисленные по- ложительные отзывы не только в Африке, но и за ее пределами получасовой мультфильм "Кольцо короля Кода". На экране — история рыбака, получившего от своего повелителя на сохранение дорогое кольцо, которое ему надо вернуть через три года. Выполнив это условие, он сможет жениться на принцессе и получить полцарства, в случае потери кольца его ждет смерть. Ревнивая жена выбрасывает кольцо в море, и рыбак обречен на гибель. Однако испросив перед казнью разрешение в последний раз накормить семью, герой вылавливает три рыбины и в одной из них находит то самое злополучное кольцо. Король вынужден сдержать свое обещание...
После завоевавшего премию на фестивале африканского искусства в Дакаре анимационного фильма "Смерть Ганджи" (1965) М. Алассан поставил пользовавшуюся большим коммерческим успехом игровую картину "Возвращение авантюриста". В ней он затронул вопросы несоответствия между традиционными ценностями аборигенного населения Тропической Африки и проникающими на Черный континент моральными установками стран Запада. Главный персонаж фильма, воспользовавшись экипировкой американских ковбоев, — под предлогом избавления соплеменников от гнета богачей — начинает с друзьями терроризировать живущую по обычаям предков всю деревенскую округу. На деле "благородные побуждения" молодых людей оборачиваются бессмысленными драками, коварными нападениями из-за угла и, наконец, убийством. В финале новоявленный "Робин Гуд" оказывается в тюрьме, и лишь с огромным трудом старейшинам деревни удается восстановить порядок и приструнить распоясавшихся "ковбоев".
Владея тремя языками Экваториальной Африки (джерма, хауса и йоруба), режиссер часто использовал в своих работах художественные приемы народных поэтов и музыкантов-гриотов, которые порой становились действующими лицами в его фильмах. В ленте "Сказитель Аль-Барка", где речь шла о приключениях простой девушки, предавшей доброго короля и благодетеля, а затем вернувшейся к нему с покаянием, повествование велось на трех уровнях — прямой записи излагавшейся на хауса Аль-Баркой истории, инсценированных эпизодов и зачитывавшихся диктором на французском языке комментариев. Аналогичным образом Алассан поступил и в фильме "Деела" (1971), киноверсии сказочного сюжета, темпераментно и увлекательно рассказанного гриотом с экрана.
В 1972 г. лауреатом Всеафриканского фестиваля в Уагадугу стал обличавший психологию общества потребления фильм М. Алассана "Жена, вилла, машина, деньги". Его герой-телеграфист, получив служебное повышение и размечтавшись о роскошной жизни, начинал тратить казенные деньги и в итоге оказывался за тюремной решеткой.
Высокую оценку критики получила картина "Туля" (1974). Апеллируя к мифологическому мышлению африканцев, автор поведал драматическую легенду о принесенной в жертву Духу Воды девушке, связав эти события с проблемой засухи, периодически обрушивающейся на страны сахеля. Выступив против жестоких древних обычаев и слепой веры в богов, Алассан в то же время через образ жениха Тули, уже после жертвоприношения обнаружившего в пустыне оазис и навсегда покинувшего деревню, призвал соплеменников своими силами бороться со стихийным бедствием, не рассчитывая покорно на милость природы. Выступив в качестве актера в игровой ленте "Черная звезда" (1976) своего соотечественника Д. Манга и сняв фильмы "Канкамба, или сеятель раздора" (1982) и "Какоа" (1985), Мустафа Алассан отошел от работы в кино, оставшись одним из наиболее ярких и крупных художников в истории киноискусства Тропической Африки.
А. Шахов
Основные фильмы: "Кольцо короля Кода" (La Baque du roi Koda), 1964; "Смерть Ганджи" (Lа Mort de Ganji), 1965; "Возвращение аван- тюриста" (Le Retour d’un oventurier), 1966; Жена, вилла, машина, деньги" (Femme, villa, voiture, argent), 1972; "Туля" (Toula), 1974.
Библиография: Черток С. Там-там ХХ века. М. 1977; Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М. 1983; Кулик Е. Многоликий миф африканского кино. М. 1993.

 

Вернуться на главную