Бен Барка

 

Бен Барка

(Ben Ваrkа, Souhel)

 

Марокканский режиссер, сценарист, оператор кино и телевидения.
Родился в 1942 году. (Племянник известного в 60-е гг. политического деятеля Бена Барки.)
В кино Бен Барка пришел сравнительно поздно — в 27 лет. До этого увлекался точными науками, изучал математику, получил техническое образование, был летчиком. Первая встреча с киноискусством произошла в Риме, когда случайно на улице он увидел, как Феллини снимал "8 1/2". Она оказалась решающей в его жизни. С этого времени Бен Барка начинает учиться режиссуре в Италии и Франции, а также увлекается социологией, историей, политикой. Работает ассистентом режиссера у Феллини на фильме "Джульетта и духи". Занимается сценарным мастерством, пишет тексты короткометражек для итальянского телевидения. И лишь овладев кинематографическим мастерством, приступает к самостоятельному творчеству.
Собственная биография не стала сюжетом фильмов Бен Барки, однако его личный опыт, знание жизни и насущных проблем, стоящих не только перед марокканским обществом, но и перед многими другими странами, — все это выдвинуло режиссера в первые ряды ведущих кинематографистов 70 — 80-х годов.
За десять лет он выпустил четыре фильма — "Тысяча и одна рука" (1972), "Нефтяной войны не будет" (1975), "Кровавая свадьба" (1977) и "Амок" (1982), вызвавших горячий интерес как зрителей, так и прессы. Все ленты Бен Барки, а также пятисерийная картина "Битва трех королей" (другое название "Огненные барабаны", 1990) шли на нашем телевидении. Для своего первого фильма "Тысяча и одна рука" Бен Барка выбрал тему жизни ремесленников, занятых в ковровой промышленности. Множество рук ткут известные во всем мире ковры — национальную гордость Марокко. О том, как это происходит, и повествует картина. На примере одной семьи на экране показано, что в век техники и прогресса ковроделы живут и работают точно так же, как и столетия назад: в бедности и бесправии.
Бен Барка воссоздает мрачную атмосферу фабрики. На крыше, где красильщики сушат связки окрашенной шерсти, небо отгорожено огромной сетью, словно накрывающей людей. Так возникает образ фабрики-капкана. В фильме дана и широкая панорама страны с ее древними поселениями, памятниками старинной берберской культуры. Демонстрируя красоту этой земли, режиссер вместе со своим постоянным оператором-итальянцем Джироламо Лароза показывает, что ее народ бесправен и несчастен. К тому же он разобщен, и его трудом пользуются в своих интересах приезжие богачи. Эту же мысль режиссер развивает в фильме "Нефтяной войны не будет" (1975). Его действие происходит в небольшом государстве типа Марокко, где правящие круги охвачены нефтяной лихорадкой. Тема простого человека в этой публицистически заостренной ленте особенно пронзительно звучит на фоне алчной деятельности иностранных и национальных дельцов. Подобный контраст выражен с помощью разных видов монтажа. Мир мафиозных предпринимателей изображен торопливой, лихорадочной сменой кадров, а мир труда — крупными планами, долгими панорамами, которые постепенно приближают к зрителю бастующих людей, чьи лица словно океанский прилив заполняют экран. Сопоставление в фильме нищеты жизни и щедрого богатства природы подчеркивает трагедийное звучание темы обездоленных.
После двух социальных лент Бен Барка обращается к экранизации произведения великого испанского поэта Гарсия Лорки "Кровавая свадьба". Перенесенный на марокканскую землю сюжет режиссер использовал как возможность пристально вглядеться в жизнь крестьян, крупным планом запечатлеть их лица, показать обряды и обычаи, уходящие корнями в старину. Этнографические подробности в этой работе захватили режиссера куда больше, чем кровавая драма, разыгранная двумя знаменитыми зарубежными актерами— Иреной Папас и Роланом Терзиевым. "Кровавая свадьба" — авторская дань родной марокканской земле. Но при всей его живописной яркости этот фильм остался на периферии интересов Бен Барки как художника.
Гораздо сильнее его волновали социальные и политические проблемы современности. В картине "Амок" (1982) режиссер попытался объединить важные темы, волнующие людей всех африканских стран, поставив в центр ленты народные выступления, происходящие в ЮАР. Сюжет основан на подлинных фактах, имевших место в Соуэто в 1976 г. Драма деревенского учителя, впервые попавшего в город и заблудившегося в его "асфальтовых джунглях", вплетена в контекст действительных исторических событий. Образ героя, созданный с большой авторской симпатией, олицетворяет провинциальную Африку с ее верой в добро и неприятием зла. На глазах зрителя происходит прозрение главного героя: потеряв родных, испытав на себе расовую дискриминацию, отрезвленный и измученный, он возвращается домой; сама жизнь подводит eгo к порогу борьбы. Фильм, награжденный главным призом ХШ МКФ в Москве, отмеченный премиями других международных фестивалей, интересен в эстетическом плане. В нем много чувства и экспрессии, художественно-документальная хроника органично сочетается с памфлетом и гротеском. Композитором и исполнительницей песен стала известная южноафриканская певица Мириам Макеба, чье творчество направлено против политики апартеида.
Восемь лет Бен Барка работал над подготовкой своего следующего фильма "Битва трех королей", вышедшего в 1990 году. Поставленная совместно с Италией и Испанией при участии студии "Узбекфильм" (сорежиссер Ушкум Назаров), эта картина, посвященная войнам XVI века, была задумана как историко-приключенческая. Бен Барка создает огромную многофигурную фреску, действие которой развивается во многих странах Португалии, Испании, Алжире, Турции и т.д. В фильме заняты около пятидесяти знаменитых кинозвезд, включая Клаудию Кардинале, Фернандо Рея, Уго Тоньяцци, русских актеров Альберта Филозова, Бориса Химичева и других. Лента интересна эпизодами, реставрирующими быт и нравы старых времен, показом морских сражений, пылающих костров инквизиции, демонстрацией восточной экзотики с ее шатрами, пустынями и караванами. Но развитие действия в этой картине вязнет во многочисленных подробностях и теряет тот нерв сопричастности, который присущ предыдущим работам Бен Барки. В 90-е годы режиссер занимается организаторской деятельностью, в частности прилагает большие усилия для развития марокканской национальной кинематографии, поддерживает молодых режиссеров, справедливо называющих его "отцом" марокканского кино.
Т. Царапкина
Фильмография: "Тысяча и одна рука" (Mille et une mains), 1972; "Нефтяной войны не будет" (II n'aura pas de guerre de реtrоlе), 1975; "Кровавая свадьба" (Les noces sanglantes), 1977; "Амок" (Amok), Марокко - Гвинея - Сенегал, 1982; "Битва трех королей", или "Огненные барабаны" (Bataille de trois rois, Tamtams de feu), Марокко — Италия— Испания — Узбекфильм", 1990.
Библиография: Рубанова И. Амок //Искусство кино. 1983. # 12; Царапкина Т. Творчество Сухейля Бена Барки //Кинематограф развивающихся стран: история и современность, М. 1986. Souhel Ben Barka. Interview //Afrique-Asie. 1983. 23 sept. Paris.

Вернуться на главную