Бен Барка
(Ben Ваrkа, Souhel)
Марокканский режиссер, сценарист, оператор кино и телевидения.
Родился в 1942 году. (Племянник известного в 60-е гг. политического деятеля
Бена Барки.)
В кино Бен Барка пришел сравнительно поздно — в 27 лет. До этого увлекался
точными науками, изучал математику, получил техническое образование, был
летчиком. Первая встреча с киноискусством произошла в Риме, когда случайно
на улице он увидел, как Феллини снимал "8 1/2". Она оказалась
решающей в его жизни. С этого времени Бен Барка начинает учиться режиссуре
в Италии и Франции, а также увлекается социологией, историей, политикой.
Работает ассистентом режиссера у Феллини на фильме "Джульетта и духи".
Занимается сценарным мастерством, пишет тексты короткометражек для итальянского
телевидения. И лишь овладев кинематографическим мастерством, приступает
к самостоятельному творчеству.
Собственная биография не стала сюжетом фильмов Бен Барки, однако его личный
опыт, знание жизни и насущных проблем, стоящих не только перед марокканским
обществом, но и перед многими другими странами, — все это выдвинуло режиссера
в первые ряды ведущих кинематографистов 70 — 80-х годов.
За десять лет он выпустил четыре фильма — "Тысяча и одна рука"
(1972), "Нефтяной войны не будет" (1975), "Кровавая свадьба"
(1977) и "Амок" (1982), вызвавших горячий интерес как зрителей,
так и прессы. Все ленты Бен Барки, а также пятисерийная картина "Битва
трех королей" (другое название "Огненные барабаны", 1990)
шли на нашем телевидении. Для своего первого фильма "Тысяча и одна
рука" Бен Барка выбрал тему жизни ремесленников, занятых в ковровой
промышленности. Множество рук ткут известные во всем мире ковры — национальную
гордость Марокко. О том, как это происходит, и повествует картина. На
примере одной семьи на экране показано, что в век техники и прогресса
ковроделы живут и работают точно так же, как и столетия назад: в бедности
и бесправии.
Бен Барка воссоздает мрачную атмосферу фабрики. На крыше, где красильщики
сушат связки окрашенной шерсти, небо отгорожено огромной сетью, словно
накрывающей людей. Так возникает образ фабрики-капкана. В фильме дана
и широкая панорама страны с ее древними поселениями, памятниками старинной
берберской культуры. Демонстрируя красоту этой земли, режиссер вместе
со своим постоянным оператором-итальянцем Джироламо Лароза показывает,
что ее народ бесправен и несчастен. К тому же он разобщен, и его трудом
пользуются в своих интересах приезжие богачи. Эту же мысль режиссер развивает
в фильме "Нефтяной войны не будет" (1975). Его действие происходит
в небольшом государстве типа Марокко, где правящие круги охвачены нефтяной
лихорадкой. Тема простого человека в этой публицистически заостренной
ленте особенно пронзительно звучит на фоне алчной деятельности иностранных
и национальных дельцов. Подобный контраст выражен с помощью разных видов
монтажа. Мир мафиозных предпринимателей изображен торопливой, лихорадочной
сменой кадров, а мир труда — крупными планами, долгими панорамами, которые
постепенно приближают к зрителю бастующих людей, чьи лица словно океанский
прилив заполняют экран. Сопоставление в фильме нищеты жизни и щедрого
богатства природы подчеркивает трагедийное звучание темы обездоленных.
После двух социальных лент Бен Барка обращается к экранизации произведения
великого испанского поэта Гарсия Лорки "Кровавая свадьба". Перенесенный
на марокканскую землю сюжет режиссер использовал как возможность пристально
вглядеться в жизнь крестьян, крупным планом запечатлеть их лица, показать
обряды и обычаи, уходящие корнями в старину. Этнографические подробности
в этой работе захватили режиссера куда больше, чем кровавая драма, разыгранная
двумя знаменитыми зарубежными актерами— Иреной Папас и Роланом Терзиевым.
"Кровавая свадьба" — авторская дань родной марокканской земле.
Но при всей его живописной яркости этот фильм остался на периферии интересов
Бен Барки как художника.
Гораздо сильнее его волновали социальные и политические проблемы современности.
В картине "Амок" (1982) режиссер попытался объединить важные
темы, волнующие людей всех африканских стран, поставив в центр ленты народные
выступления, происходящие в ЮАР. Сюжет основан на подлинных фактах, имевших
место в Соуэто в 1976 г. Драма деревенского учителя, впервые попавшего
в город и заблудившегося в его "асфальтовых джунглях", вплетена
в контекст действительных исторических событий. Образ героя, созданный
с большой авторской симпатией, олицетворяет провинциальную Африку с ее
верой в добро и неприятием зла. На глазах зрителя происходит прозрение
главного героя: потеряв родных, испытав на себе расовую дискриминацию,
отрезвленный и измученный, он возвращается домой; сама жизнь подводит
eгo к порогу борьбы. Фильм, награжденный главным призом ХШ МКФ в Москве,
отмеченный премиями других международных фестивалей, интересен в эстетическом
плане. В нем много чувства и экспрессии, художественно-документальная
хроника органично сочетается с памфлетом и гротеском. Композитором и исполнительницей
песен стала известная южноафриканская певица Мириам Макеба, чье творчество
направлено против политики апартеида.
Восемь лет Бен Барка работал над подготовкой своего следующего фильма
"Битва трех королей", вышедшего в 1990 году. Поставленная совместно
с Италией и Испанией при участии студии "Узбекфильм" (сорежиссер
Ушкум Назаров), эта картина, посвященная войнам XVI века, была задумана
как историко-приключенческая. Бен Барка создает огромную многофигурную
фреску, действие которой развивается во многих странах Португалии, Испании,
Алжире, Турции и т.д. В фильме заняты около пятидесяти знаменитых кинозвезд,
включая Клаудию Кардинале, Фернандо Рея, Уго Тоньяцци, русских актеров
Альберта Филозова, Бориса Химичева и других. Лента интересна эпизодами,
реставрирующими быт и нравы старых времен, показом морских сражений, пылающих
костров инквизиции, демонстрацией восточной экзотики с ее шатрами, пустынями
и караванами. Но развитие действия в этой картине вязнет во многочисленных
подробностях и теряет тот нерв сопричастности, который присущ предыдущим
работам Бен Барки. В 90-е годы режиссер занимается организаторской деятельностью,
в частности прилагает большие усилия для развития марокканской национальной
кинематографии, поддерживает молодых режиссеров, справедливо называющих
его "отцом" марокканского кино.
Т. Царапкина
Фильмография: "Тысяча и одна рука" (Mille et une mains), 1972;
"Нефтяной войны не будет" (II n'aura pas de guerre de реtrоlе),
1975; "Кровавая свадьба" (Les noces sanglantes), 1977; "Амок"
(Amok), Марокко - Гвинея - Сенегал, 1982; "Битва трех королей",
или "Огненные барабаны" (Bataille de trois rois, Tamtams de
feu), Марокко — Италия— Испания — Узбекфильм", 1990.
Библиография: Рубанова И. Амок //Искусство кино. 1983. # 12; Царапкина
Т. Творчество Сухейля Бена Барки //Кинематограф развивающихся стран: история
и современность, М. 1986. Souhel Ben Barka. Interview //Afrique-Asie.
1983. 23 sept. Paris.
|