Бишара Хайри

 

Бишара Хайри

Египетский режиссер и сценарист.

 

Родился 30 июня 1947 г. в Каире.
Хайри Бишара принадлежит к тому поколению египетских кинематографистов, чьи мировоззренческие и основные творческие принципы во многом сформировались под влиянием острых драматических поворотов национальной истории в период правления в стране Г.А. Насера и сменившего его А. Садата. Свою кинематографическую карьеру после окончания в 1967 г. Каирского высшего киноинститута. Бишара начинал ассистентом у известных кинорежиссеров Египта Аббаса Кямиля и Тауфика Салиха. В 1968 г. был направлен на стажировку в Польшу. Вернувшись через полтора года на родину, снял несколько короткометражных документальных фильмов. В 1982 г. поставил дебютную полнометражную игровую картину "Дом на воде № 70". Ее герой молодой телережиссер задумал снять обличительную киноленту о воровских махинациях на хлопкоочистительной фабрике, но, испугавшись мести со стороны преступного теневого бизнеса, утешился более безопасными темами.
Тяготение Х. Бишары к документализму проявило себя и в экрани- зации романа Яхьи ат-Тахира Абдаллы "Ожерелье и браслеты" (1986). В Египте 30-х — 50-х годов существовал целый свод патриархальных обычаев, которые определяли жизнь граждан. Люди широко прибегали к колдовству при лечении болезней. Девушек, забеременевших вне брака, закапывали в землю. Чтобы сообщить всей деревне о невинности невесты, жених должен был разбить выстрелом из ружья подброшенный кувшин. Воссоздав со всей возможной достоверностью свод этих архаических правил, постановщик сумел передать трагедию и безысходность жизни трех поколений простой крестьянской семьи, скованной "ожерельями и браслетами" вековых традиций и гнетущим, движущимся словно по кругу временем. Правдивое воссоздание повседневности каирского "народного квартала" отличало и выпущенную спустя два года семейно-бытовую реалистическую драму "День горький, день сладкий". В ней автор показал заботы и чаяния одинокой вдовы, воспитывающей шестерых детей, стоически перенося бесконечные тяжкие удары судьбы, она сохраняет личное достоинство и твердо придерживается идеалов добра и справедливости.
В последующем, осваивая новые пласты действительности, кинорежиссер создал фильмы, обогатившие идейную и жанрово-тематическую палитру национального кинематографа. В исполненной обличительного пафоса киноленте "Кабурия" он поведал историю троих боксеров-любителей, мечтавших поехать на Олимпийские игры. Поиски спонсоров приводят их на виллу присыщенного жизнью миллионера и его жены. Однако те видят в боксерах не спортсменов-патриотов, а "шутов гороховых", способных повеселить "показательными поединками" их скучающих друзей.
Глубоким проникновением в характеры египтян и общественную среду отличались также острые социальные картины "Дикое желание" и "Мороженое в Джалиме". В первой рассказывалось о "хождении по мукам" жены и дочери осужденного преступника, вынужденных скрываться от позора в одном из провинциальных районов страны. Вторая лента изобретательно рассказывала историю молодого александрийца, его тернистый путь к личному счастью и наконец обретение "места под солнцем". Большой резонанс в арабском мире имел фильм "Америка тра-ля-ля)". В ней Бишара показал злоключения своих соотечественников — рабочего, выпускника университета, танцовщицы, портного и других представителей египетского общества, мечтавших перебраться в США и после обрушившихся на них несчастий и унижений решивших вернуться на родину.
Фильмы одного из наиболее авторитетных сегодня режиссеров Египта отличаются тяготением к методу социального реализма, а также высокой кинематографической культурой, благодаря которой ему удается многогранно и убедительно воплощать дух своего народа, его повседневные проблемы и надежды.
А. Шахов
Фильмография: "Дом на воде № 70" (Аль-Аууама ракм 70), "Кровавые судьбы" (Аль-Акдар ад-дамийя), 1982; "Ожерелье и браслеты" (Ат-Таук уа-л-асуара), 1986; "День горький, день сладкий" (Яум мурр яум хилв), 1988; "Кабурия" (Кабурия), 1990; "Дикое желание" (Рагба мутаууаххиша), 1991; "Мороженое в Джалиме" (Айс крим фи-л-джалим), 1992; "Америка тра-ля-ля1" (Амрика шика бика), 1993; "Война аль-Фаруала" (Харб аль-фарауала), 1994; "Скорлупа ореха" (Кышр аль-бундук), 1995; "Сигнал светофора" (Ишарат мурур), 1996.
Библиография: Комус ас-синимаийин аль-мисрийин. Каир. 1997.

Вернуться на главную