Бугедир Ферид
Тунисский режиссер кино и телевидения, сценарист, киновед.
Родился 11 марта 1944 г. в Тунисе в курортном городке Хаммам Лиф. В юности
Ферид Бугедир увлекался искусством и литературой. В 1962 г., сдав экзамен
на степень бакалавра философии, он продолжил образование во Франции. С
1962 по 1966 г. учился в университетах Руана и Па- рижа. Защитил диплом
по современной литературе. В эти годы активно выступал в печати, сотрудничал
в газете "Л'Аксьон", в 1967 — 1968 гг. работал главным редактором
еженедельника "Уик-энд в Тунисе" ..Среди франкоязычной критики
Бугедир приобрел репутацию одного из самых известных в стране киножурналистов.
Решив получить практический кинематографический опыт, работал в качестве
монтажера и сценариста на телевидении. Затем, совместно с режиссером Мустафой
Мурали снял сатирический фильм по мольеровским мотивам — "Богач на
день" (1965), получивший бронзовую медаль на Втором фестивале любительских
фильмов в Келибии. А через год уже самостоятельно создал картину "Париж
— Тунис", отмеченную премиями на различных фестивалях, в том числе
серебряный приз на фестивале в г. Лувьере в Бельгии (1967). В фильме с
психологической тонкостью и глубиной рассказывалось о трудном процессе
возврата к прежней жизни молодого человека, уезжавшего учиться в Европу,
а затем вернувшегося на родину.
Интерес к национальной жизни и реалиям тунисской действительности в режиссерской
практике Бугедира в конце 60-х гг. совмещался с увлечением традициями
французского "интеллектуального" кино и европейского авангардизма.
Этому во многом способствовала совместная работа с несколькими французскими
режиссерами, работавшими в Тунисе. В соавторстве с Клодом Д'Анна Бугедир
выпустил картину "Смерть беспокоит". Работал ассистентом режиссера
у Алена Роба- Грийе на картине "Рай и после" (1969) и у Арабаля
на ленте "Да здравствует смерть" (1971).
В манере этих художников Бугедир снял собственный гротескный и абсурдистский
фильм "Пикник" (1970). Лента не имела успеха у зрителя, но понравилась
критике и получила Гран-при среди короткометражных фильмов на Международном
франкофонном фестивале в г. Динаре (1972).
В 70-х годах Бугедир жил в Париже. Работая на радио и телевидении. Активно
сотрудничал с журналами "Экран", "Синема", газетой
"Монд", еженедельником "Жен Африк". В Сорбонне защитил
докторскую диссертацию на тему "Африканское кино и деколонизация"
(1976). В этом же году, вернувшись в Тунис, стал профессором Института
печати и научной информации Туниса. Интенсивно работал над сбором материала
к двум получившим широкую известность и признание на многих фестивалях,
в том числе и Каннском, документальным фильмам, открывшим европейскому
зрителю уникальный мир африканского и арабского киноискусства "Африканская
камера" (1983) и "Арабская камера" (1987).
Свой первый полнометражный художественный фильм Бугедир снял, когда ему
было уже 46 лет. Выход картины "Хальфауин. Асфур Стах" в 1990
г. на экран Карфагенского фестиваля стал своего рода сенсацией. Известный
у себя в стране и за рубежом как историк и документалист, Бугедир на этом
фестивале оказался признанным лидером именно художественного кинематографа
Туниса. Фильм не только получил высшую награду "Золотая Танит",
но был буквально "осыпан" всеми возможными призами: за лучшую
режиссуру, лучшую операторскую работу, лучший детский фильм...
В центре ленты, которая по жанру ближе всего к трагикомедии, что вообще
характерно для многих фильмов стран Магриба, созданных в 90-е годы, —
двенадцатилетний подросток. Картина касается светлых, а чаще печальных
сторон жизни этого обаятельного мальчугана, находящегося на полпути между
детством и юношеством. Пока что мир для него предстает из двух противоположных
начал — мужского и женского. И он начинает мучительно размышлять, стоит
ли взрослеть, пройти жестокую школу улицы, стать закаленным и вступить
в пугающий мир мужчин, когда так хорошо оставаться маленьким, в окружении
ласковых женщин. Не находя немедленного ответа, ребенок взрослеет и познает
жизнь, общаясь с многочисленными простыми людьми— жителями Хальфауина,
старого тунисского квартала. Искренность и непосредственность детского
восприятия мира режиссер использовал как повод рассказать о том, что для
него самого являлось тревожащим и главным в начале 90-х годов— усилении
исламизации страны: "Все события моей ленты происходят на исламской
земле. И в тот момент, когда мусульманские запреты, как это происходит
сегодня, возвращаются в наиболее непреклонной форме, суровее, чем когда-либо
в прошлом". Это в первую очередь сказывается на воспитании детей.
По мысли режиссера, исламские догматы и устоявшиеся традиции не должны
ограничивать ощущения радости и полноты жизни человека. Талант режиссера
сказался в умении сочетать философичность, обобщенность кинообраза с реальностью
бытия. Бугедир признавался в своих интервью, что "Хальфауин"
был целью, к которой он неуклонно шел все годы своей сознательной жизни
и наконец достиг ее.
Проблеме преодоления барьеров, стоящих между людьми из-за их принадлежности
к разным религиозным убеждениям, Бугедир посвятил свой следующий фильм
"Лето в ля Галетте" (1998), в котором приняла участие Клаудиа
Кардинале, уроженка этих мест. С большой теплотой и ностальгией по прошлым
временам режиссер рисует мирное сосуществование трех общин — христианской,
мусульманской и иудейской. С живым интересом к нюансам человеческих взаимоотношений
в картине рассказывается история трех подруг — представительниц каждой
из общин, чьи дружеские взаимоотношения подвергаются испытаниям после
арабо-израильской войны 1967 года. В своих киноведческих работах Бугедир
в тунисском кинематографе выделял два основных направления: "ангажированное",
политическое, и "культурное", национальное кино. Сам же он в
своем творчестве удачно сочетал эти две тенденции. Именно эта особенность
присуща его единственным в своем роде оригинальным документальным лентам
"Африканская камера" и "Арабская камера", сплав этих
двух линий ощущается и в его художественных картинах.
Т. Царапкина
Фильмография: к/м "Богач на один день" (Riche
pour un jour) совм. с реж. Мустафой Мурали, 1964; к/м "Париж — Тунис"
(Paris— Tunis), 1966; "Смерть беспокоит" (La mort trouble) совм.
с фр. реж. Клодом Д'Анна, 1968; к/м "Пикник" (Le Pique-nique),
1970; к/м "Образ Африки" (African Image); к/м "Кино Африки"
(Le cinema Africain), 1976; д/ф "Африканская камера" (Camera
Africain), 1983; д/ф "Арабская камера" (Camera Arabe), 1987;
"Хальфауин. Асфур Стах" (Halfaovine. Asfour Stah), 1990; "Лето
в ля Галетте" (Un ete а la Goulette), 1998.
Библиография: Bovghedir F. Halfaovine,
Fenfant des "terrasse" // Premiere. 1990. № 163. Boughedir F.
Une ete а la Goulette. // Premiere. Mars. 1995. |