Бузид Нури

 

Бузид Нури

(Bouzid, Nouri)

 

Тунисский режиссер и сценарист. Родился в 1945 г. в Сфаксе (Тунис).
В детстве и юности Бузид помимо кино увлекался живописью и фотографией. Вырос в Сфаксе, большом индустриальном центре, который считается южной столицей Туниса, в городе с кинематографическими традициями — здесь регулярно проводится кинофестиваль под девизом "Фантазии", демонстрирующий фильмы, отличающиеся поиском изобразительного киноязыка.
Бузид учился в Бельгии. Был близок к так называемой "бельгийской школе арабского кино" — группе эмигрировавших в Брюссель режиссеров, объединившихся вокруг Мишеля Клифи и сумевших достаточно высоко поднять художественный уровень тунисских фильмов. В 1972 г. Бузид окончил Высший национальный институт зрелищных искусств и средств их распространения (ИНСАС) в Брюсселе. После продолжительной (14-летней) незаметной работы в качестве ассистента режиссера в 1986 г. он выпустил свой первый полнометражный фильм "Человек из пепла" и сразу же стал широко известен. Картина была с интересом встречена как арабской, так и зарубежной критикой. Фарид Бугедир на страницах тунисских изданий и Марсель Мартен во французской прессе одинаково высоко оценили как значительность содержания, так и оригинальность формы этой картины. Лента получила первый приз "Золотую Танит" Карфагенского фестиваля 1986 г., демонстрировалась в Каннах, в Москве в рамках Дней культуры Туниса, неизменно включается в различные программы и ретроспективы тунисского кино, проходящие в разных странах. Фильм был снят режиссером по собственному сценарию, который стал итогом его раздумий о судьбе "травмированного поколения", вошедшего в жизнь в постколониальную эпоху, но несущего на своих плечах тяжесть прошлых обид и боль незаживающих ран. "Человек из пепла" — это фильм-метафора, где образный и несколько услож- ненный язык необходим режиссеру для выражения сложного полифонического содержания.
В центре картины драма двух молодых краснодеревщиков из Сфакса: Хошеми и Фарфа. Родители Хошеми решают, что их сыну пора обзавестись семьей. Это событие становится поводом для мучительных переживаний юноши. Режиссер строит киноповествование на постоянных воспоминаниях Хошеми о своем детстве. Эти "возвращения в прошлое" подробно объясняют суть того смятения, которое творится в его душе. Хошеми преследуют навязчивые гомосексуальные видения. Оказывается, когда он и его друг были отданы детьми в обучение мастеру – краснодеревщику, тот изнасиловал их. И теперь, когда возникла перспектива женитьбы, юноша считает, что он обречен на вечный позор, потому что не сможет быть с женщиной. Об этом он говорит только с другом, испытавшим такую же судьбу. В конце концов Фарфа убивает старого насильника и тем самым освобождается от того, кто является для друзей олицетворением зла.
Режиссер развертывает повествование на фоне повседневного быта небогатых горожан, показывая, как тесно сплетены социальные и религиозные аспекты в жизни молодого человека. Болезненный страх перед авторитетом старшего, обязательное подчинение порождают в среде молодежи ощущение безнадежности и отчаяния. Мечты, фантазии, сны заменяют порой юношам реальную жизнь. История Хошеми и Фарфа для режиссера — повод рассказать о главном, с его точки зрения, конфликте времени — о несовместимости двух поколений — старшего и нового. Эту линию в фильме особенно выделяет критика. Марсель Мартен писал: "Взаимоотношения с прошлым здесь выступают только с двух позиций: со скандальной для одних и мучительной для других".
"Человек из пепла" — картина, вошедшая в число тех лент тунисского кино, о которых не перестают говорить и по сей день. Обсуждается и правомерность эпатирующего сюжета — никогда раньше в тунисском кино не затрагивалась проблема изнасилования малолетних. И режиссерское мастерство Бузида, его умение придать произведению философскую обобщенность, когда за частными судьбами героев вырисовывается общая картина существования общества. И гражданская смелость — призыв автора к выходу из порочного круга прежней жизни.
Следующая картина Бузида "Зoлотые кандалы" (1990) не имела такого резонанса, как "Человек из пепла". Здесь режиссер продолжил историю еще одной несостоявшейся жизни. В центре — герой Юсеф и его конфликт с обществом, обманувшим его ожидания.
Действие в "Золотых кандалах", как и в "Человеке из пепла", происходит в годы правления президента Бургибы. Провозглашенная им программа "гармоничного" развития государства не состоялась, и поэтому всем ходом развития Туниса была оправдана смена власти, когда в 1987 г. Карфагенский дворец занял новый президент Зин-аль Абидин Бен Али. Бузид, как и многие художники страны, мечтал о переменах. Его фильмы были созданы на волне этих новых надежд. В финале картины "Золотые кандалы" режиссер словами Юсефа заявляет, что будущее — дело рук самих людей, а не их правителей. Только они могут изменить старые формы жизни, склеротические, одряхлевшие структуры, положить конец одервенелой цензуре, устаревшим догматам и стереотипам мышления. И тогда человек, по мысли режиссера, как Феникс возродится из пепла и сумеет разорвать кандалы, приковывающие его к прошлому.
Т. Царапкина

Фильмография: "Человек из пепла" (L’homme de cendre") 1986; "Золотые кандалы" (Sabots en or) 1990.

Библиография: Martin М. L’hоmmе de cendre //La Revue du cinema. 1986. N 418. julie/aqut. Boughedir F. Liberez L'oisean // Echo de Аnnabа. 1999. Septembre. № special hors-serie.

Вернуться на главную