Бузид Нури
(Bouzid, Nouri)
Тунисский режиссер и сценарист. Родился в 1945 г. в Сфаксе
(Тунис).
В детстве и юности Бузид помимо кино увлекался живописью и фотографией.
Вырос в Сфаксе, большом индустриальном центре, который считается южной
столицей Туниса, в городе с кинематографическими традициями — здесь регулярно
проводится кинофестиваль под девизом "Фантазии", демонстрирующий
фильмы, отличающиеся поиском изобразительного киноязыка.
Бузид учился в Бельгии. Был близок к так называемой "бельгийской
школе арабского кино" — группе эмигрировавших в Брюссель режиссеров,
объединившихся вокруг Мишеля Клифи и сумевших достаточно высоко поднять
художественный уровень тунисских фильмов. В 1972 г. Бузид окончил Высший
национальный институт зрелищных искусств и средств их распространения
(ИНСАС) в Брюсселе. После продолжительной (14-летней) незаметной работы
в качестве ассистента режиссера в 1986 г. он выпустил свой первый полнометражный
фильм "Человек из пепла" и сразу же стал широко известен. Картина
была с интересом встречена как арабской, так и зарубежной критикой. Фарид
Бугедир на страницах тунисских изданий и Марсель Мартен во французской
прессе одинаково высоко оценили как значительность содержания, так и оригинальность
формы этой картины. Лента получила первый приз "Золотую Танит"
Карфагенского фестиваля 1986 г., демонстрировалась в Каннах, в Москве
в рамках Дней культуры Туниса, неизменно включается в различные программы
и ретроспективы тунисского кино, проходящие в разных странах. Фильм был
снят режиссером по собственному сценарию, который стал итогом его раздумий
о судьбе "травмированного поколения", вошедшего в жизнь в постколониальную
эпоху, но несущего на своих плечах тяжесть прошлых обид и боль незаживающих
ран. "Человек из пепла" — это фильм-метафора, где образный и
несколько услож- ненный язык необходим режиссеру для выражения сложного
полифонического содержания.
В центре картины драма двух молодых краснодеревщиков из Сфакса: Хошеми
и Фарфа. Родители Хошеми решают, что их сыну пора обзавестись семьей.
Это событие становится поводом для мучительных переживаний юноши. Режиссер
строит киноповествование на постоянных воспоминаниях Хошеми о своем детстве.
Эти "возвращения в прошлое" подробно объясняют суть того смятения,
которое творится в его душе. Хошеми преследуют навязчивые гомосексуальные
видения. Оказывается, когда он и его друг были отданы детьми в обучение
мастеру – краснодеревщику, тот изнасиловал их. И теперь, когда возникла
перспектива женитьбы, юноша считает, что он обречен на вечный позор, потому
что не сможет быть с женщиной. Об этом он говорит только с другом, испытавшим
такую же судьбу. В конце концов Фарфа убивает старого насильника и тем
самым освобождается от того, кто является для друзей олицетворением зла.
Режиссер развертывает повествование на фоне повседневного быта небогатых
горожан, показывая, как тесно сплетены социальные и религиозные аспекты
в жизни молодого человека. Болезненный страх перед авторитетом старшего,
обязательное подчинение порождают в среде молодежи ощущение безнадежности
и отчаяния. Мечты, фантазии, сны заменяют порой юношам реальную жизнь.
История Хошеми и Фарфа для режиссера — повод рассказать о главном, с его
точки зрения, конфликте времени — о несовместимости двух поколений — старшего
и нового. Эту линию в фильме особенно выделяет критика. Марсель Мартен
писал: "Взаимоотношения с прошлым здесь выступают только с двух позиций:
со скандальной для одних и мучительной для других".
"Человек из пепла" — картина, вошедшая в число тех лент тунисского
кино, о которых не перестают говорить и по сей день. Обсуждается и правомерность
эпатирующего сюжета — никогда раньше в тунисском кино не затрагивалась
проблема изнасилования малолетних. И режиссерское мастерство Бузида, его
умение придать произведению философскую обобщенность, когда за частными
судьбами героев вырисовывается общая картина существования общества. И
гражданская смелость — призыв автора к выходу из порочного круга прежней
жизни.
Следующая картина Бузида "Зoлотые кандалы" (1990) не имела такого
резонанса, как "Человек из пепла". Здесь режиссер продолжил
историю еще одной несостоявшейся жизни. В центре — герой Юсеф и его конфликт
с обществом, обманувшим его ожидания.
Действие в "Золотых кандалах", как и в "Человеке из пепла",
происходит в годы правления президента Бургибы. Провозглашенная им программа
"гармоничного" развития государства не состоялась, и поэтому
всем ходом развития Туниса была оправдана смена власти, когда в 1987 г.
Карфагенский дворец занял новый президент Зин-аль Абидин Бен Али. Бузид,
как и многие художники страны, мечтал о переменах. Его фильмы были созданы
на волне этих новых надежд. В финале картины "Золотые кандалы"
режиссер словами Юсефа заявляет, что будущее — дело рук самих людей, а
не их правителей. Только они могут изменить старые формы жизни, склеротические,
одряхлевшие структуры, положить конец одервенелой цензуре, устаревшим
догматам и стереотипам мышления. И тогда человек, по мысли режиссера,
как Феникс возродится из пепла и сумеет разорвать кандалы, приковывающие
его к прошлому.
Т. Царапкина
Фильмография: "Человек из пепла"
(L’homme de cendre") 1986; "Золотые кандалы" (Sabots en
or) 1990.
Библиография: Martin М. L’hоmmе de cendre
//La Revue du cinema. 1986. N 418. julie/aqut. Boughedir F. Liberez L'oisean
// Echo de Аnnabа. 1999. Septembre. № special hors-serie.
|