Шуих Мухаммед

 

Шуих Мухаммед

(Chouih, Mohamed)

 

Алжирский режиссер, сценарист, актер театра, кино и телевидения. Родился 3 сентября 1943 г. в г. Мостаганеме (Алжир).
Свою творческую деятельность М. Шуих успешно начал на театральных подмостках. С 19 лет работал в широко известной в стране и за рубежом труппе талантливого драматурга-новатора, актера и режиссера Уальда Абдеррахмана Каки. В 1963 г. перешел в Алжирский национальный театр. Находясь в среде молодой творческой интеллигенции, восторженно встретившей провозглашение независимости Алжира (1962), Шуих принимал активное участие в дискуссиях и диспутах по актуальным проблемам, касающимся оценки исторического прошлого страны, выбора пути ее социального и духовного развития. В театре, а затем и в кино он играл роли молодых мужественных и красивых людей, живущих идеями создания нового общества. В 60 — 70-х гг. снимался у ведущих режиссеров национального кино М. Буамари ("Препятствие"), Т. Фареса ("Вне закона"), А. Рашеди ("Рассвет проклятых"), Л. Хамины ("Ветер с Ауреса"). Международную известность Шуиху- актеру принес французский фильм М. Драша "Элиза, или Настоящая жизнь" — приз 1971 г. Луи Делюка. Выступив в дуэте с актрисой Мари Жозе Нат, он создал обаятельный образ рабочего-иммигранта, любовь которого к француженке натолкнулась на злобный расизм, присущий определенной части французского общества после отделения Алжира от Франции. Свою первую режиссерскую работу — социапьную мелодраму "Устье" (1972), Шуих поставил на телевидении. Действие фильма развивалось во времена колониализма в среде крестьян-рыбаков, притесняемых богатыми собственниками обширных прибрежных земель, препятствующих их промыслу. Терпению и покорности бедняков пришел конец после того, как во внезапно возникшей перестрелке во время свадебной церемонии погибла ни в чем не повинная молоденькая невеста. В русле идей борьбы народа за национальную независимость режиссер снимает следующий фильм "Разрыв" (1980), где герои — представители разных общественных слоев — осознают неизбежность исторических перемен в Алжире и принимают участие в освободительной борьбе. Лента демонстрировалась в странах Африки, Европы, а в нашей стране в рамках "Недели алжирского кино" 1984 г.
Главным режиссерским успехом Шуиха стала социально-психологическая драма "Цитадель" (1988)— профессионально зрелое и эмоционально захватывающее произведение, отмеченное Золотым призом на кинофестивале стран Средиземноморья в г. Аннабе (1988), прошедшее по экранам многих стран, показанное на "Неделе алжирского кино" в Советском Союзе. Сценарий фильма был написан 44-летним режиссером под влиянием сложной социально-политической обстановки в Алжире второй половины 80-х гг. Потеряла былой авторитет партия Фронт национального освобождения (ФНО). Обозначилось стремление определенной части населения "вернуться" в арабо-исламский мир. Усилилось влияние религиозной партии Исламский фронт спасения (ИФС). Во многих семьях, особенно в провинции, открыто "процветал" марабутизм. В "Цитадели" режиссер с дотошностью исследователя подробно рисует сцены из жизни обитателей маленького, обособленного от внешнего мира поселка, каких множество в стране. Уже само его расположение на склоне горы, окруженной глубокими оврагами, напоминает поселок-крепость. Стиль жизни в этом местечке остался таким, каким был и в средневековье. Сюда не про- никли достижения цивилизации— больных лечат не врачи, а колдуны и знахари, в семьях царит произвол старшего, культивируется жестокость и эгоизм.
Режиссер обращает внимание на то, о чем обычно не любят говорить защитники исламских догматов,— на уродливые стороны многоженства, когда юные девушки существуют, словно заживо похороненные, в домах богатых дряхлых стариков, часто заболевают психическими расстройствами, а порой и сходят с ума. О молодых мужчинах, не обладающих финансовой независимостью и потому лишенных жизненных перспектив, живущих в семье родителей с подавленными желаниями и атрофированной волей.
Главные женские роли с большой психологической глубиной и реалистической достоверностью исполнили популярные в стране актрисы театра и кино Фатума Услиха (создавшая драматический образ первой жены в богатом семействе) и темпераментная красавица, исполнительница характерных ролей Нуваль Заатар, нарисовавшая яркий портрет жены сапожника.
Еще одна "сквозная" линия фильма — судьба "маленького человека", запуганного и презираемого всеми паренька Каддура, из милости усыновленного богатым торговцем. Эту роль исполнил специально приглашенный Шуихом эстрадный исполнитель лирических песен Халед Барка. В его интерпретации доверчивый и простодушный Каддур особенно выразителен в финале картины, когда над парнем разыгрывают злую шутку. Ему устраивают мнимую свадьбу, а затем, вдоволь посмеявшись, вместо невесты, о которой он так искренне мечтал, вручают ему надувную куклу-манекен.
"Цитадель", с воодушевлением принятая публикой, уже более 10 лет не сходит с экрана. Картина значительна и своей эстетической стороной. В ней интересны цветовое и световое решение, музыкальное и шумовое оформление. В своих интервью Шуих говорил, что его фильм— крик сердца отца, который испытывает ужас перед будущем своих двух дочерей. В финале ленты раздается плач маленькой девочки, он символичен и обращен к сердцу каждой матери и каждого отца. Эту роль исполняет юная актриса — дочь Шуиха. В создании "Цитадели" принимала участие и его жена, также работающая в области кино. Свой следующий фильм "Мост через пустыню" из-за финансовых трудностей он выпустил лишь в 1997 г. (приз жюри ФЕСПАКО-99).
Шуих играет в театре, пишет сценарии, работает на телевидении.
Т. Царапкина

Фильмография: т/ф "Устье" (L’embouchure) 1972; т/ф "Ладони" (Les paumes) 1974; т/ф "Разрыв" (Rupture) 1980; "Цитадель" (La Citadelle, El Kalaa) 1988; "Мост через пустыню" (L'Arche du desert) 1997.
Библиография: Kharrat.L. El Kalaa а cour ouvert // Echo de Annaba. 1988. Septembre.

 

Вернуться на главную