Диоп Джибрил

 

Диоп Джибрил

(Diop-Mambety, Djibril)

 

Сенегальский кинорежиссер, сценарист, актер театра и кино. Родился в январе 1945 г. в Дакаре, умер 27 июля 1998 г. во Франции.
Детство одного из самых известных кинематографистов Африки прошло в бедняцком "народном квартале" Дакара. В школьные годы Джибрил страстно мечтал стать киноактером, постепенно детское увлечение переросло во внутреннюю потребность. Джибрил Диоп поступил на актерское отделение Дакарской консерватории, а затем был принят в труппу Национального театра Даниэля Сорано. Однако независимый и неуступчивый нрав молодого артиста являлся причиной бесконечных конфликтов, и вскоре он был уволен "за нарушение производственной дисциплины". Тогда же, в 1968 г., при помощи друзей ему удалось сделать свою короткометражную ленту “Город контрастов". Снятый с движущейся уличной повозки фильм показывал различные районы сенегальской столицы. Молящиеся прямо на проезжей части правоверные мусульмане, собирающие милостыню на паперти христиане-африканцы, приютившиеся на подступах к базару неказистые мастерские мелких ремесленников и одновременно помпезные здания официальных учреждений в стиле рококо, предназначенные для купающейся в роскоши дакарской чиновничьей элиты. Многоликий быт большого портового города был показан с невиданной для национального кино язвительной иронией.
В 1970 г. Джибрил Диоп поставил гротескную комедию "Мальчик Баду" ("Баду Бой"). За сбежавшим из исправительной колонии мелким воришкой охотится толстый, неуклюжий полицейский. В серии юмористических зарисовок, воссоздавших забавные похождения своенравного мальчишки-сорванца, чей характер был навеян воспоминаниями режиссера о собственном детстве, Мамбети представил скрытый от глаз иностранных туристов ужасающий быт многочисленных городских трущоб Дакара. Официальная правительственная цензура была возмущена тем, что в одном из эпизодов под звучание национального гимна демонстрировались отвратительные панорамы дакарских бидонвилей. Она запретила показ фильма в национальном прокате, и кинематографисту в течение двух лет пришлось бороться за то, чтобы его картина вышла на экраны без купюр и изменений.
Мировую известность кинорежиссеру-самородку принесла сатирическая, не лишенная философского подтекста лента "Туки Буки" (1973), завоевавшая приз критики Каннского фестиваля, а затем "Серебряную Танит" международного киносмотра в Карфагене. Имевшая подзаголовок "Путешествие гиен", картина содержала намек на ловкого, хитрого хищника, с которым сенегальский фольклор связывает множество разных историй. Центральный персонаж фильма — молодой пастух Мори. В начальных кадрах, сидя верхом на зебу и держась за его рога, он сопровождает стадо животных на скотобойню. Спустя какое-то время он носится по городским улицам на мотоцикле, прикрепив к нему рога того же зебу. Мечтая с подружкой Антой уехать во Францию, Мори начинает готовить это путешествие: обворовывает чересчур доверчивого богача-гомосексуалиста, крадет выручку цирковых артистов,жульничает в азартных денежных играх. Между тем в эпилоге фильма, находясь у трапа отплывающего во Францию морского лайнера, герой все-таки решает остаться дома, внезапно осознав, что никакой Париж счастья ему не принесет — для этого ему пришлось бы взять о собой и свою родину с ее хижинами и стадами.
В течение следующих шестнадцати лет Джибрил Диоп появлялся на съемочной площадке только в качестве киноактера и ассистента других африканских кинематографистов. К постановочной деятельности он вернулся в 1989 г., сняв в Буркина-Фасо получасовую документальную картину "Поговорим о бабушке", включившую в себя искрен- ние рассказы маленьких детей об их мудрых, нежных и заботливых бабушках. В 1993 г. в официальном конкурсе XXXVI Каннского международного фестиваля бьша показана полнометражная игровая лента Дж. Диопа Мамбети “Гиены”. Рассказав о многолетней, отягощенной серьезным преступлением истории любви двух уже немолодых людей, режиссер сделал упор на ее нравственных аспектах. Притчеобразная форма, аллегоричность повествования способствовали успеху этой ленты, поднимающей извечные вопросы человеческого бытия — честности и вероломства, преступления и наказания, твердости духа и малодушия.
Спустя два года в Уагадуту на ФЕСПАКО-95 приз за лучший короткометражный фильм завоевала трагикомедия "Франк", посвященная судьбам современной сенегальской молодежи. Ее герой — нищий юноша музыкант, у которого квартирная хозяйка отобрала за долги музыкальный инструмент. Все надежды по- гибающего от нищеты юноши связаны с лотерейным билетом, который он спрятал за плакатом на входной двери, истратив для этого немалое количество клея. Билет, действительно, оказывается счастливым. Но – о ужас! — плакат так крепко приклеился к билету, что нет никакой возможности достать его. В отчаянии юноша срывает дверь с петель и убегает вместе с ней из своей опостылевшей убогой норы.
Последней работой кинематографиста стала выпущенная уже посмертно 35-минутная игровая кинокартина "Маленькая продавщица солнца", продолжившая запланированный режиссером в 1990-е гг. цикл фильмов о судьбе отвергаемого государством и обществом юного поколения сенегальцев. Отмеченная высокой изобразительной культурой притча о девочке-инвалиде, решившей, несмотря на противодействие и озлобленность уличных мальчишек, заняться, как и они, вместо попрошайничества продажей газет, вылилась в проникновенную оду детской храбрости, предприимчивости и стойкости.
Все свои фильмы, отличающиеся пластической выразительностью, причудливо сочетающие поэзию и реальность, любовь и ненависть, гротеск и серьезность, Джибрил Диоп Мамбети снял по собственным сценариям. Они систематически включаются в организуемые в рамках крупнейших международных фестивалей ретроспективы произведений африканского кино и получают высокую оценку как искушенных специалистов, так и рядовых зрителей.
А. Шахов

Фильмография: "Город контрастов" (Contrast City), 1968; "Мальчик Баду" (Badou Boy), 1970; «Туки Буки» (Touki Bouki), 1973; «Поговорим о бабушке» (Parlons Grand-mere), 1989; «Гиены» (Hyenes), 1992; «Франк» (Le Franc), 1995; «Маленькая продавщица солнца» (La petite vendeuse de soleil), 1998.

Библиография: Кулик Е. Многоликий мир африканского кино. М., 1993; Hommage a Djibril Diop Mambety // Le Film africain. 1999, № 30.

Вернуться на главную