Ганда Умару

 

Ганда Умару

(Ganda, Oumarou)

 

Нигерский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился в 1934 г., умер в 1981 г. в Ниамее.
В кинематограф Умару Ганда пришел уже зрелым человеком, имея за плечами большой жизненный опыт. Призванный в шестнадцатилетнем возрасте в армию, в начале 50-х годов в составе экспедиционного корпуса Франции он прошел кровопролитную колониальную войну во Вьетнаме. Демобилизовавшись, вернулся обратно в Африку и долгое время перебивался случайными заработками. Оказавшись в Береге Слоновой Кости, в 1957 г. познакомился с французским этнографом и кинематографистом Жаном Рушем, изучавшим тогда пути миграции народностей Нигера в регионе Западной Африки. Устроившись на работу в группу Ж. Руша в качестве ассистента и переводчика, У. Ганда принял участие в съемках нескольких научно-популярных этнографических фильмов французского режиссера. В 1959 г. он выступил в актерском амплуа, снявшись в игровой картине Руша "Я — негр", где удачно сыграл простого африканского солдата, воевавшего в Индокитае. После этого У. Ганда решил стать профессиональным кинематографистом и в столице Нигера Ниамее закончил режиссерские курсы, а затем в течение нескольких лет сотрудничал во французском культурном центре.
Первый художественный фильм "Кабаскабо" (на языке джерма "крутой парень") У. Ганда поставил в 1968 г. Это история вернувшегося из Вьетнама рекрута-африканца, который, высказав однажды офицеру-соотечественнику свое отрицательное отношение к войне против далекой азиатской страны, сам того не ведая, попал в "черные списки" и стал у себя на родине персоной нон грата. Проводя время в барах, окруженный толпой подхалимов, интересующихся лишь его деньгами, герой, истратив все заработанное, уезжает в деревню, чтобы, занявшись крестьянским трудом, обрести душевное равновесие. Снятая в полудокументальной манере, на редкость правдивая и искренняя дебютная лента У. Ганди с большим успехом прошла по экранам африканских кинотеатров и была отмечена наградами Московского, Каннского, Карфагенского и других международных фестивалей.
В 1971 г. Умару Ганда выпустил ставшую через год лауреатом Всеафриканского кинофестиваля в Уагадугу картину "Ваззу — многоженец", где критически показал шариатский обычай заключения полигамных браков. Главный герой драма- тически напряженного сюжета— богатый африканец, который, уже имея двух жен, после паломничества в Мекку женится в третий раз, приведя в дом подругу своей дочери. Если старшая жена считает многоженство нормой, то вторая, задумав извести новенькую, отправляет по ошибке на тот свет собственную дочь. Ее арестовывают, а молодая третья жена, к ужасу совершившего хадж почтенного мужа, уходит из села в город и становится там проституткой...
Призыв к африканцам отказаться от привычки полагаться при решении важных дел на всякого рода посред- ников, большей частью обычных шарлатанов, прозвучал в фильме "Шайтан" (1973). Его герой, деревенский ясновидец, уверен, что он действительно состоит в связи с духами предков и способен предсказать соплеменникам их будущее. Но однажды, собирая в лесу целебные травы, колдун поприветствовал священное
дерево, не заметив сидящего на нем охотника, который, решив пошутить, ему ответил. Марабут в страхе кинулся прочь, бросив свои вещи, а охотник принес их в деревню и обо всем рассказал. Превратившись во всеобщее посмешище, прорицатель теряет веру в свое предназначение и в итоге кончает жизнь самоубийством.
В историю африканского киноискусства Умару Ганда вошел как самобытный и талантливый художник, стремившийся к критическим обобщениям и четкому выражению авторской точки зрения на окружающую действительность. Произведения режиссера до сих пор пользуются успехом и у сельских, и у городских зрителей Черного континента. На Всеафриканском кинофестивале в Уагадугу ежегодно вручается приз его имени за лучший режиссерский дебют.
А. Шахов

Фильмография:"Кабаскабо" (Cabascabo), 1968; "Ваззу — многоженец" (Le Wazzou polygame), 1971; "Шайтан" (Saitan), 1973,. "Изгнание" (L’Exil), 1980.

Библиография: Черток С. Там-там ХХ века. М., 1977; Кулик E. Многоликий мир африканского кино. М., 1993.

Вернуться на главную