Хан Мухаммед

 

Хан Мухаммед

 

Египетский режиссер, сценарист, критик. Родился 26 октября 1942 г. в Каире.
Путь в кинорежиссуру оказался для Мухаммеда Хана извилистым и трудным. Получив аттестат о среднем образовании и пройдя курс обучения в Лондонской международной кино- школе, по возвращении на родину он был принят стажером в сценарный отдел Генеральной кинопроизводственной компании. В 1964 г. уехал в Бейрут, работал ассистентом режиссера и написал ряд киносценариев документальных и художественных ливанских фильмов. Вернувшись в Египет и не найдя поддержки своим проектам, Хан снова отправился в Великобританию. Там он начал публиковать статьи по проблемам арабской культуры и даже издал на английском языке книгу "Введение в египетское кино". В Каир Хан вернулся в конце 1970-х гг., имея солидный жизненный и профессиональный опыт.
В 1980 г. на деньги известного актера театра и кино Нура Шарифа М. Хан поставил свою первую картину "Удар Шамса". В ее основу был положен головоломный сюжет о приключениях фотокорреспондента, использованного полицией в качестве подсадной утки для разоблачения торговцев древнеегипетскими раритетами. Умело варьируя темп действия, используя неожиданные ракурсы и монтажные стыки, Хан создал захватывающий фильм. Коммерческий успех ленты позволил ему в течение следующих двух лет выпустить еще четыре картины: "Званый ужин", "Птица на дороге", "Месть" и "Полмиллиона". Все они- уголовные драмы с остро закрученной интригой, но без отчетливого социального подтекста.
Этапной в творческой биографии Мухаммеда Хана стала кинокартина "Игрок" (1984). В ней он отошел от криминальной тематики, обеспечившей ему до этого кредит доверия со стороны национальных продюсеров. Это — полудокументальный рассказ о продавце обувного магазина, разрывающемся между работой и игрой в мини-футбол, из-за чего у него натянутые отношения с хозяином и собственной женой. Фильм заслужил лестные оценки не только рядовых зрителей, но и придирчивых критиков. Важным шагом в творческой биографии режиссера стала наполненная лиризмом и душевной теплотой притче образная кинолента "Ушел и не вернулся" (1985). Измученный нервными стрессами каирец едет в деревню, чтобы продать землю и жениться на сварливой невесте-горожанке. Подружившись с хлебосольным неунывающим фермером, отцом шести дочерей, он проникается любовью к сельской жизни и решает больше никогда не возвращаться в Каир.
Умение М. Хана подняться, опираясь на камерные темы, до широких социально-политических обобщений убедительно проявилось в насыщенной по содержанию семейной драме "Жена важного человека." (1987). В ней шла речь о распре счастливой поначалу семейной пары, произошедшем под влиянием перемен, пережитых египетским обществом в период 1962 — 1977 гг. Одной из важных заслуг режиссера явилось то, что он не побоялся, достоверно изобразив характер мужа героини, бригадира госбезопасности, солдафона и карьериста, резко обличить деятельность коррумпированных национальных спецслужб в эпоху правления в стране А Садата. Использовав стилистику документального кино в "Мечтах Хинд и Камилии" (1988), кинорежиссер правдиво воспроизвел будни двух молодых служанок, изо дня в день убирающих чужие квартиры. Терпеливо снося выходки богачей-работодателей, они сохраняют человечность и готовность бескорыстно прийти на выручку в трудную минуту. На деньги актрисы Нагли Фатхи, сыгравшей Камилию и получившей на Х Ташкентском МКФ приз за лучшее исполнение женской роли, Хан в 1990 поставил фильм "Супермаркет" о приключениях привлекательной вдовы. Этот нехитрый сюжет помог режиссеру показать нравственные и социальные пороки современного Египта, который, по мнению автора, стал напоминать огромный рынок, где происходит бесцеремонная торговля судьбами людей и их идеалами.
С Мухаммедом Ханом, одним из лидеров прогрессивного течения в киноискусстве АРЕ, названного египетской критикой "новым реализмом", готовы сотрудничать и продюсеры, и популярные звезды. Раз- ноплановые по тематике и жанрам постановки талантливого мастера выгодно отличаются от стандартной развлекательной кинопродукции, пользуются успехом в арабском прокате, отвечая вкусовым пристрастиям широких слоев зрительской аудитории.
А. Шахов

Основные фильмы: "Удар Шамса" (Дарбат Шамс), 1980; "Званый ужин" (Мауид ала-л-аша), "Птица на дороге" (тайр ала-т-тарик), 1981; "Месть" (Ас-Саар), "Полмиллиона" (Нусс арнаб), 1982; "Игрок" (Аль-Хариф), 1984; "Ушел и не вернулся" (Хараджа уа лам яуд), 1985; "Путь Омара" (Мишуар Омар), "Возвращение соотечественника" (Аудат муатын), 1986; "Жена важного человека" (Зауджат раджул мухимм), 1987; "Мечты Хинд и Камилии" (Ахлам-Хинд уа Камипия), 1988; "Супермаркет" (Субир-маркит), 1990; "Всадник города" (Фарис аль-мадина), 1992; "Мистер карате" (Мистер карати), Утопленница" (Апь-Гаркана), 1993; "Очень жаркий день" (Яум харр джиддан), 1995.
Библиография: Шахов А. Кинематограф APE: аттестат зрелости // На планете кино. М. 1989; Маусуат аль-афлам аль-арабийя. Каир. 1994; Банурама ас-синимиа аль-мисрийя. Каир. 1987; Камус ас-синимайин аль-мисрийин. Каир. 1997.

 

Вернуться на главную