Хан Мухаммед
Египетский режиссер, сценарист, критик. Родился 26 октября
1942 г. в Каире.
Путь в кинорежиссуру оказался для Мухаммеда Хана извилистым и трудным.
Получив аттестат о среднем образовании и пройдя курс обучения в Лондонской
международной кино- школе, по возвращении на родину он был принят стажером
в сценарный отдел Генеральной кинопроизводственной компании. В 1964 г.
уехал в Бейрут, работал ассистентом режиссера и написал ряд киносценариев
документальных и художественных ливанских фильмов. Вернувшись в Египет
и не найдя поддержки своим проектам, Хан снова отправился в Великобританию.
Там он начал публиковать статьи по проблемам арабской культуры и даже
издал на английском языке книгу "Введение в египетское кино".
В Каир Хан вернулся в конце 1970-х гг., имея солидный жизненный и профессиональный
опыт.
В 1980 г. на деньги известного актера театра и кино Нура Шарифа М. Хан
поставил свою первую картину "Удар Шамса". В ее основу был положен
головоломный сюжет о приключениях фотокорреспондента, использованного
полицией в качестве подсадной утки для разоблачения торговцев древнеегипетскими
раритетами. Умело варьируя темп действия, используя неожиданные ракурсы
и монтажные стыки, Хан создал захватывающий фильм. Коммерческий успех
ленты позволил ему в течение следующих двух лет выпустить еще четыре картины:
"Званый ужин", "Птица на дороге", "Месть"
и "Полмиллиона". Все они- уголовные драмы с остро закрученной
интригой, но без отчетливого социального подтекста.
Этапной в творческой биографии Мухаммеда Хана стала кинокартина "Игрок"
(1984). В ней он отошел от криминальной тематики, обеспечившей ему до
этого кредит доверия со стороны национальных продюсеров. Это — полудокументальный
рассказ о продавце обувного магазина, разрывающемся между работой и игрой
в мини-футбол, из-за чего у него натянутые отношения с хозяином и собственной
женой. Фильм заслужил лестные оценки не только рядовых зрителей, но и
придирчивых критиков. Важным шагом в творческой биографии режиссера стала
наполненная лиризмом и душевной теплотой притче образная кинолента "Ушел
и не вернулся" (1985). Измученный нервными стрессами каирец едет
в деревню, чтобы продать землю и жениться на сварливой невесте-горожанке.
Подружившись с хлебосольным неунывающим фермером, отцом шести дочерей,
он проникается любовью к сельской жизни и решает больше никогда не возвращаться
в Каир.
Умение М. Хана подняться, опираясь на камерные темы, до широких социально-политических
обобщений убедительно проявилось в насыщенной по содержанию семейной драме
"Жена важного человека." (1987). В ней шла речь о распре счастливой
поначалу семейной пары, произошедшем под влиянием перемен, пережитых египетским
обществом в период 1962 — 1977 гг. Одной из важных заслуг режиссера явилось
то, что он не побоялся, достоверно изобразив характер мужа героини, бригадира
госбезопасности, солдафона и карьериста, резко обличить деятельность коррумпированных
национальных спецслужб в эпоху правления в стране А Садата. Использовав
стилистику документального кино в "Мечтах Хинд и Камилии" (1988),
кинорежиссер правдиво воспроизвел будни двух молодых служанок, изо дня
в день убирающих чужие квартиры. Терпеливо снося выходки богачей-работодателей,
они сохраняют человечность и готовность бескорыстно прийти на выручку
в трудную минуту. На деньги актрисы Нагли Фатхи, сыгравшей Камилию и получившей
на Х Ташкентском МКФ приз за лучшее исполнение женской роли, Хан в 1990
поставил фильм "Супермаркет" о приключениях привлекательной
вдовы. Этот нехитрый сюжет помог режиссеру показать нравственные и социальные
пороки современного Египта, который, по мнению автора, стал напоминать
огромный рынок, где происходит бесцеремонная торговля судьбами людей и
их идеалами.
С Мухаммедом Ханом, одним из лидеров прогрессивного течения в киноискусстве
АРЕ, названного египетской критикой "новым реализмом", готовы
сотрудничать и продюсеры, и популярные звезды. Раз- ноплановые по тематике
и жанрам постановки талантливого мастера выгодно отличаются от стандартной
развлекательной кинопродукции, пользуются успехом в арабском прокате,
отвечая вкусовым пристрастиям широких слоев зрительской аудитории.
А. Шахов
Основные фильмы: "Удар Шамса"
(Дарбат Шамс), 1980; "Званый ужин" (Мауид ала-л-аша), "Птица
на дороге" (тайр ала-т-тарик), 1981; "Месть" (Ас-Саар),
"Полмиллиона" (Нусс арнаб), 1982; "Игрок" (Аль-Хариф),
1984; "Ушел и не вернулся" (Хараджа уа лам яуд), 1985; "Путь
Омара" (Мишуар Омар), "Возвращение соотечественника" (Аудат
муатын), 1986; "Жена важного человека" (Зауджат раджул мухимм),
1987; "Мечты Хинд и Камилии" (Ахлам-Хинд уа Камипия), 1988;
"Супермаркет" (Субир-маркит), 1990; "Всадник города"
(Фарис аль-мадина), 1992; "Мистер карате" (Мистер карати), Утопленница"
(Апь-Гаркана), 1993; "Очень жаркий день" (Яум харр джиддан),
1995.
Библиография: Шахов А. Кинематограф APE: аттестат зрелости
// На планете кино. М. 1989; Маусуат аль-афлам аль-арабийя. Каир. 1994;
Банурама ас-синимиа аль-мисрийя. Каир. 1987; Камус ас-синимайин аль-мисрийин.
Каир. 1997.
|