Каборе Гастон
(Каbоrе, Gaston)
Буркинийский кинорежиссер, сценарист, педагог, организатор
производства. Родился в 1951 г. в Буркина-Фасо.
Путь в кинематограф Гастон Каборе нашел не сразу. Получив аттестат о среднем
образовании, он в течение нескольких лет с увлечением изучал всеобщую
историю во Франции, в Сорбоннском университете, специализируясь на проблематике
возникновения и развития мировой системы колониализма. Однако молодого
ученого-буркинийца, подававшего большие надежды на историческом поприще,
постепенно увлекли вопросы широкого распространения в обывательской среде
государств-метрополий превратных и тенденциозных представлений о действительности
Африканского континента. Движимый стремлением объективно и правдиво передать
образы африканцев, их национальные обычаи и склад мышления, Г. Каборе
после успешного окончания Сорбонны поступил в Париже в Высшую школу кинематографических
исследований (ESEC), где получил разностороннее кинообразование.
С 1977 г., возвратившись на родину, Каборе занимал целый ряд ответственных
и высоких административных должностей: технический советник и руководитель
департамента кино при министерстве информации и культуры, директор Национального
киноцентра, один из организаторов Межафриканского консорциума по кинопрокату,
а также Межафриканского центра по производству фильмов. Каборе неоднократно
избирался генеральным секретарем Панафриканской федерации кинематографистов,
во главе которой находился в общей слож- ности около десяти лет. Параллельно
с большой организаторской работой он занимался и преподавательской деятельностью,
снимал короткометражные и среднеметражные ленты, посвященные различным
темам национальной действительности: "Дерево по названию "Карете"
("Масличное дерево"), "Африканская ночь", "Тур
Фасо" и "Мадам Хадо".
В качестве режиссера полнометражного игрового фильма Каборе дебютировал
в 1982 г., поставив по собственному сценарию "Дар божий", историю
случайно обнаруженного в саванне полуживого мальчика, который не говорит
ни слова. В лирическом, развивающемся в далекую доколониальную эпоху сюжете
важное место отведено картинам повседневного быта народности моси с его
устойчивыми традициями, не подверженными европейскому влиянию. В то же
время режиссер показал удивительную душевную теплоту патриархальной деревенской
семьи, с равной любовью воспитывающей и родную дочь Погнере, и сироту
Уенд Кууни, к которому в финале ленты возвращается утраченный дар речи,
и он рассказывает о своем прошлом.
Следующей картине, завоевавшей "Серебряную Танит" на Карфагенском
МКФ 1988 г., Гастон Каборе дал название "Зан Боко", означающее
древний ритуал моси — захоронение плаценты новорожденного ребенка, что
символизирует связь появившегося на свет младенца и становящейся отныне
его кормилицей земли. В центре фильма — драма рядового крестьянина, его
деревня стала частью разросшегося современного города-спрута, и постепенно
герой вынужден отказываться от близких его сердцу коллективистских норм
сельской морали и приспосабливаться к чуждым законам городской жизни с
их культом агрессивности и индивидуализма. Отразив выпавшие на долю героя
мучительные нравственные и житейские испытания, режиссер передал противоречивость
процесса урбанизации, поднял актуальные вопросы поиска альтернативных
и более безболезненных для национальной культуры путей развития крупных
городов Африканского континента.
Злободневные проблемы сохранения и передачи лучших образцов народного
культурного наследия грядущим поколениям буркинийцев вышли на передний
план в исполненном человечности и тонкого психологизма фильме "Раби"
(1992). В нем Г. Каборе рассказал о пятилетнем мальчике, сыне деревенского
кузнеца и горшечницы, которые вкладывая в свои изделия не только мастерство,
но и душу, создают замечательные предметы самобытного прикладного искусства,
щедро делясь художественным опытом и профессиональными навыками, унаследованными
от далеких предков. Основной идейный и творческий замысел ленты воплощен
прежде всего в образе маленького Раби. Играя с подаренной отцом черепахой,
символизирующей упорство, мудрость и долголетие, мальчик, подружившийся
с одиноким стариком-соседом, все больше начинает сознавать себя частью
своеобразной африканской природы и уважать местные традиции и обычаи.
Пиком кинематографической карьеры Гастона Каборе стал 1997 год, когда
его фильм "Бууд Яам" стал победителем на XV МКФ в Уагадугу и
с большим успехом прошел затем по экранам африканских и европей- ских
кинотеатров. Решенный в стиле народной легенды, он продолжил историю уже
повзрослевшего Уенд Кууни (героя одноименного фильма), который отправился
на поиски чудодейственного средства, способного вылечить его сводную сестру
Погнере, заболевшую какой-то неведомой болезнью. Пройдя почти всю страну
и пережив множество опасностей и лишений, встретив на своем пути колоритных
бродячих торговцев, принцесс пустынь, караванщиков, герой в конце концов
находит то, что искал, и постепенно, возмужав и окрепнув духом, обретает
себя в сложном и противоречивом окружающем мире.
Фильмы одного из наиболее одаренных и известных африканских кинематографистов,
отличающиеся добротой, лиризмом и уважением к обычаям и устоям сформировавшего
его общества, в значительной мере основаны на традициях устного народного
творчества. Следуя справедливому жизнеутверждающему принципу "не
все старое — плохо", Каборе в своих игровых и документальных кинолентах
стремится уловить и высветить взаимосвязь различных исторических времен
и эпох. По его мнению, снимать фильм- это прежде всего уметь схватывать
мгновение и отдавать его вечности.
А. Шахов
Основные фильмы: "Дар божий"
(Wend Kuuni), 1982; "Зан Боко" (Zan Boko), 1988; Роби (Rabi),
1992,.Бууд Яам (Buud Yam), 1997.
Библиография: Memory, Nature and Chance
// Ecran d’Afrique. 1997, № 19; Hommage et carte blanche а Gaston Kabore.
19 Festival des 3 continents. Nantes, 1997; Entretien avec Gaston Каbоrе
// Le Film africain. 1999. № 29.
|