Камва Даниэль

 

Камва Даниэль

(Kamwa Daniel)

 

Камерунский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился в 1943 г. в Камеруне.
Прежде чем прийти в кино, Даниэль Камва много лет проработал театральным актером и драматургом. Заметное влияние на него оказали художественные традиции и эстетика народного театра "Котеба", возник- шего в Мали и получившего затем широкое распространение у народов бамбара. Являясь своеобразными комедиями нравов, спектакли "Котеба" наряду с развлекательными решали и воспитательные задачи, утверждая идеалы семейной и общинной морали и закрепляя стабильность патриархального уклада жизни. Стилистическое сходство с представлениями "Котеба" с их чрезмерной для европейцев условностью сюжетов, а также гротесковостью изображения персонажей в той или иной мере прослеживалось не только в ранних киноработах Д. Камвы ("Полукровка", 1972; "Бубу—галстук", 1973 и др.), но и в его более поздних короткометражных и полнометражных фильмах.
Международную известность режиссеру принесла решенная в ко- медийном жанре игровая картина "Пус-Пус" (1975), сказавшая о вещах вполне серьезных и актуальных. Ее герой любит девушку и хочет на ней жениться. Однако жадный отец невесты, убежденный в том, будто богатый выкуп — знак уважения жениха к будущему тестю, требует от бедного юноши, владеющего лищь маленькой велотележкой, заплатить ему крупную сумму денег. Мечтавший о покупке мотоцикла герой жертвует ради любви всеми сбережениями, но бессовестный старик, прикарманив их, запирает дочь под замок и требует увеличить калым. Друзья, видя отчаяние влюбленных, устраивают побег невесты. Вырвавшись в финале фильма из-под домашнего ареста, счастливая девушка прибегает в муниципалитет и на традиционный вопрос городского главы решительно отвечает: "Да".
В 1980 г. Д. Камва снял фильм- размышление "Наша дочь" на злободневную для Африки тему соотношения традиций и современности, создав на экране непохожие характеры двух африканок из привилегированного слоя камерунского общества. Первая, жена советника президента, стремясь приобщиться к западной цивилизации, отказывается от всего национального, даже африканских фруктов, предпочитая им "апельсины из Франции". Другая, ее приятельница и одновременно оппонент, хотя и носит европейские платья, тем не менее не отвергает культурные ценности своей родины. Она уважает обычаи предков и, если того потребуют обстоятельства, готова с мужем поехать в деревню и заняться там просвещением крестьян.
Созданные в последующие годы фильмы режиссера неизменно были связаны с национальными культурными традициями и затрагивали различные аспекты жизни соотечественников. Особенно теплый прием у специалистов и рядовых зрителей встретила посвященная извечной теме борьбы добра и зла, наполненная поэзией и фантастической романтикой киносказка "Черепаха" (1994) о невероятных приключениях в джунглях маленького десятилетнего мальчика. Спасаясь от преследования отца-злодея, юный герой находит прибежище в общине пигмеев. Подружившись с прелестной девочкой-экстрасенсом и продолжив затем свое путешествие, он попадает в удивительную страну, обнаруживая там чудесную черепаху и никому неведомый таинственный большой город...
Гражданская зрелость и профессионализм Д. Камвы четко проявились в его фильме 1997 г. "Круг органов власти". В перипетиях конфликта между добивающимся депутатского кресла и любви молоденькой модельерши спекулянтом-компрадором и расследующим его махинации журналистом автор реалистически показал механизмы воздействия национальной прессы на общественное мнение. В то же время он сатирически изобразил местных олигархов, использующих для достижения личных целей раздачу взяток, клевету, а также традиционный авторитет подкупаемых ими африканских заклинателей и чародеев.
Актуальные по идейному и нравственному содержанию произведения Даниэля Камвы, тяготеющего в своем творчестве к созданию фильмов-памфлетов, призывают зрителей к критическому отношению к себе как в социальной, так и в повседневной, обыденной жизни. Этому способствует и его культура работы с актерами, точно передающими состояния и чувства экранных героев.
А. Шахов

Основные фильмы: "Пус-Пус" (Pousse-Pousae), 1975; "Наша дочь" (Notre fille), 1980; "Черепаха" (Totor), 1994; "Круг органов власти" (Le cercle des pouvoirs), 1997.

Библиография: Черток С. Там-там ХХ века. М., 1977; Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М., 1983; Кулик Е. Многоликий миф африканского кино. М., 1993; Le cercle de pouvoirs // Есrаn d’Afrianе. 1997. № 19.

 

Вернуться на главную