Камва Даниэль
(Kamwa Daniel)
Камерунский кинорежиссер, сценарист, актер. Родился в 1943
г. в Камеруне.
Прежде чем прийти в кино, Даниэль Камва много лет проработал театральным
актером и драматургом. Заметное влияние на него оказали художественные
традиции и эстетика народного театра "Котеба", возник- шего
в Мали и получившего затем широкое распространение у народов бамбара.
Являясь своеобразными комедиями нравов, спектакли "Котеба" наряду
с развлекательными решали и воспитательные задачи, утверждая идеалы семейной
и общинной морали и закрепляя стабильность патриархального уклада жизни.
Стилистическое сходство с представлениями "Котеба" с их чрезмерной
для европейцев условностью сюжетов, а также гротесковостью изображения
персонажей в той или иной мере прослеживалось не только в ранних киноработах
Д. Камвы ("Полукровка", 1972; "Бубу—галстук", 1973
и др.), но и в его более поздних короткометражных и полнометражных фильмах.
Международную известность режиссеру принесла решенная в ко- медийном жанре
игровая картина "Пус-Пус" (1975), сказавшая о вещах вполне серьезных
и актуальных. Ее герой любит девушку и хочет на ней жениться. Однако жадный
отец невесты, убежденный в том, будто богатый выкуп — знак уважения жениха
к будущему тестю, требует от бедного юноши, владеющего лищь маленькой
велотележкой, заплатить ему крупную сумму денег. Мечтавший о покупке мотоцикла
герой жертвует ради любви всеми сбережениями, но бессовестный старик,
прикарманив их, запирает дочь под замок и требует увеличить калым. Друзья,
видя отчаяние влюбленных, устраивают побег невесты. Вырвавшись в финале
фильма из-под домашнего ареста, счастливая девушка прибегает в муниципалитет
и на традиционный вопрос городского главы решительно отвечает: "Да".
В 1980 г. Д. Камва снял фильм- размышление "Наша дочь" на злободневную
для Африки тему соотношения традиций и современности, создав на экране
непохожие характеры двух африканок из привилегированного слоя камерунского
общества. Первая, жена советника президента, стремясь приобщиться к западной
цивилизации, отказывается от всего национального, даже африканских фруктов,
предпочитая им "апельсины из Франции". Другая, ее приятельница
и одновременно оппонент, хотя и носит европейские платья, тем не менее
не отвергает культурные ценности своей родины. Она уважает обычаи предков
и, если того потребуют обстоятельства, готова с мужем поехать в деревню
и заняться там просвещением крестьян.
Созданные в последующие годы фильмы режиссера неизменно были связаны с
национальными культурными традициями и затрагивали различные аспекты жизни
соотечественников. Особенно теплый прием у специалистов и рядовых зрителей
встретила посвященная извечной теме борьбы добра и зла, наполненная поэзией
и фантастической романтикой киносказка "Черепаха" (1994) о невероятных
приключениях в джунглях маленького десятилетнего мальчика. Спасаясь от
преследования отца-злодея, юный герой находит прибежище в общине пигмеев.
Подружившись с прелестной девочкой-экстрасенсом и продолжив затем свое
путешествие, он попадает в удивительную страну, обнаруживая там чудесную
черепаху и никому неведомый таинственный большой город...
Гражданская зрелость и профессионализм Д. Камвы четко проявились в его
фильме 1997 г. "Круг органов власти". В перипетиях конфликта
между добивающимся депутатского кресла и любви молоденькой модельерши
спекулянтом-компрадором и расследующим его махинации журналистом автор
реалистически показал механизмы воздействия национальной прессы на общественное
мнение. В то же время он сатирически изобразил местных олигархов, использующих
для достижения личных целей раздачу взяток, клевету, а также традиционный
авторитет подкупаемых ими африканских заклинателей и чародеев.
Актуальные по идейному и нравственному содержанию произведения Даниэля
Камвы, тяготеющего в своем творчестве к созданию фильмов-памфлетов, призывают
зрителей к критическому отношению к себе как в социальной, так и в повседневной,
обыденной жизни. Этому способствует и его культура работы с актерами,
точно передающими состояния и чувства экранных героев.
А. Шахов
Основные фильмы: "Пус-Пус" (Pousse-Pousae),
1975; "Наша дочь" (Notre fille), 1980; "Черепаха"
(Totor), 1994; "Круг органов власти" (Le cercle des pouvoirs),
1997.
Библиография: Черток С. Там-там ХХ века.
М., 1977; Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М., 1983; Кулик Е. Многоликий
миф африканского кино. М., 1993; Le cercle de pouvoirs // Есrаn d’Afrianе.
1997. № 19.
|