Лахдар Ханина

 

Лахдар Ханина

(Lakhdare-Hamina, Mohamed)

 

Алжирский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист. Родился 26 февраля 1934 года в Алжире, в поселке М'сила.
Один из ведущих режиссеров алжирской национальной кинематографии, стоявший у истоков ее возникновения. В центре произведений Хамины, будь то политическая короткометражная лента на тему дня, историческая драма или героический эпос, комедия или бытовая мелодрама, — всегда стоит тема свободы, трактуемая в самом широком значении. Это и освобождение от французского колониализма, и избавление от нищеты и безграмотности, порождающих в человеке социальную апатию и покорность, и неприятие расового неравенства, и возмущение против средневековых норм семейного уклада, тяжесть которого режиссер испытал на себе.
Хамина родился в глубокой провинции в крестьянской семье, стиль жизни которой был подчинен законам мусульманской религии. Его отец собрал под крышей своего дома несколько жен и множество детей.
У одной лишь родной матери Лахдара их было шестнадцать. Среди членов этого обширного клана при внешней сдержанности отношения были конфликтные, проникнутые духом соперничества, взаимной вражды. Только мать, женщина бесконечно добрая, была для мальчика единственной опорой. Свою любовь и сострадание к ее тяжелой судьбе он выразил впоследствии в своих фильмах.
Главную роль в формировании личности Хамины сыграли годы революционной ситуации в Алжире. Как и его отец, пропавший без вести во время военных действий, юноша связал свою жизнь с деятельностью Фронта национального освобождения. Прошел через партизанское сопротивление, находился в розыске, скрывался в Тунисе. Мечтал посвятить себя киноискусству. Надежды сбылись, он был послан учиться в Пражский киноинститут. Здесь произошло знакомство с итальянским неореализмом, с классикой советского кино, революционные идеи и эстетика которого были ему особенно близки: пробуждение национального сознания в народе, образная выразительность киноязыка, эпическая масштабность и метафоричность в показе революционных событий. Но обучение длилось всего год. Желание лично участвовать в событиях, про- исходящих на родине, заставило Хамину вернуться в Алжир. Он становится режиссером-оператором, снимает военные сюжеты с мест боевых действий, создает совместно с Джемалем Шандерли фильм "Осмина" (1961 г.), в котором наряду с документальными есть и игровые эпизоды. После войны работает в хронике, делает пропагандистские агитки, разъясняющие неграмотному населению смысл первых мероприятий, проводимых в стране молодым государством: "Свет для всех" (1963), "Ты изучаешь науку" (1963), "Война лачугам" (1964) и т.п.
В основу сценария своего первого художественного фильма "Ветер с Ауреса" ("Ветер с Ореса") режиссер положил подлинные события — ноябрь 1954 года, когда в горах Ауреса, одной из обширных провинций страны, прогремели первые выстрелы, возвестившие о начале освободительной войны. Картина, целиком снятая на фоне великолепной алжирской природы, прозвучала как поэма, воспевающая поруганную, но прекрасную землю. Поэтичность пейзажей, оттененных выразительной музыкой Филиппа Артуса, сочетались с документальной правдивостью трагической истории простой крестьянки, отправившейся на поиски своего арестованного сына повстанца и погибшей, так и не до бившись его спасения. Небольшой бюджет, небогатая техническая оснащенность не повредили картине Напротив, подлинность интерьеров щедрая красота природы, естественность игры талантливой театральной актрисы Келтум в главной роли – все предстало в фильме в органичном единстве. Признание пришло сразу: приз "За первое произведение в Каннах в 1966 г., приз Союза писателей на Московском кинофестивале в 1967 г., "Золотая газель" н кинофестивале в Танжере в 1968» Эмоциональный настрой ленты бы близок лучшим алжирским литературным произведениям на военну. тему — книгам Мулуда Фераун "Земля и кровь", "Дни Кабилии” романам Набиля Фареса, Мулуд Маммери. Хамину, как и большинство художников его поколения волновал не только сам факт освободительной борьбы, но и психологический аспект непримиримы позиций, столкнувшихся в это борьбе: агрессивной и захватнической со стороны французов и национально-патриотической со стороны алжирского народа.
Эта тема была развита в ленч "Декабрь" (1972), выпущенной десятилетней годовщине освобождения. Если в "Ветре с Ауреса" главная героиня — мать, то здесь слова продолжен рассказ о ее попавшем плен сыне. "Декабрь" — это фильм диспут, который возникает во врем длительных допросов молодого патриота французским полковником стремящимся любыми средствам сломить его дух. Стилистика картины далека от эпического просто» "Ветра с Ауреса". В этой ленте, построенной на долгих диалогах пала и жертвы, делается упор на полит» ческой остроте спора. Проживет л страна без покровительства Франции? Не рухнет ли в бездну среди> векового варварства и нищеты? Cможет ли народ удержать власть? Эти вопросы бурно дискутировались различных слоях алжирского общества. Поэтому картина имела большой зрительский успех у себя стране и за рубежом, часто демонстрировалась по телевидению.
Главным произведением кинематографа Лахдара Хамины, услово соединившим в себе поэтическую метафоричность киноязыка "Ветер с Ауреса" с политической аналитичностью "Декабря", стал фильм "Хроника огненных лет" (1974) — широкое историческое полотно, посвященное борьбе за освобождение Путь в революцию героя Ахмета, олицетворяющего собой алжирский народ, начинается в недрах феодальной деревни, где царят беспробудная бедность, страх и религиозный фанатизм. Картина словно исторический роман разделена на главы из жизни этого персонажа, идущие под названиями: “Годы отчаяния", “Годы пламени", “Годы стрельбы", “Годы движения", “Годы наступления" и, наконец, "11 ноября 1994". У каждой из этих частей есть свое изобразительное и музыкальное решение. Пустынные пейзажи на обжигающем солнце в начале ленты сменяются затем массовыми эпизодами народных шествий, потом батальными сценами, которые предстают на экране, словно красочные живописные полотна. Режиссер часто применяет замедленную съемку, и этот прием будто бы приподнимает происходящее событие над землей, заставляя мгновение остановиться, чтобы зритель мог лучше вникнуть в его исторический смысл. Постановка фильма обошлась в 10 миллионов швейцарских франков. Коллеги справедливо упрекали Хамину в расточительности. Но успех ленты стоил этих затрат. Хамина вновь становится призером Каннского фестиваля, получив "Золотую пальмовую ветвь".
В 80-х годах режиссер отходит от историко-революционной темы и обращается к более камерным проблемам. Пишет сценарий и снимает проникнутый драматизмом фильм "Песчаный ветер" (1981) о бесправии женщины в мусульманской семье. Воссоздать на экране психологически тонкие нюансы взаимоотношений героев ленты и этнографическую достоверность ее быта режиссеру помогла его мать, которую он специально привез в пустынный оазис на съемки.
Автобиографичен и фильм "Последний образ" (1986), пронизанный прустовскими мотивами поиска утраченного времени. Тему юности, первой любви и первых страданий пятидесятидвухлетний Хамина представляет на фоне жизни колониальной провинции 1939 г. В этом двухсерийном фильме, созданном, как и "Песчаный ветер", на базе телевидения совместно с Францией, в центре — молодая учительница-француженка, приехавшая из метрополии и ставшая предметом восторженного обожания своих учеников. В картине снялись два сына Лахдара Хамины. Один из них, Малик Хамина, пошел по стопам отца, стал режиссером, его лента "Осень — октябрь в Алжире" (1993) имела успех. Лахдар Хамина в 90-е гг. не снимает. Он работает на телевидении, занимается структурным усовершенствованием алжирского кинопроизводства, в руководстве которого время от времени занимает высокие посты.
Т. Царапкина

Фильмография: "Осмина" (Yasmina) в соавторстве с Джемалем Шандерли,д/ф "Ружья свободы" (Les Fusils de la Liberte), 1961, д/ф "Июльское обещание" (La Promesse de Juillet), д/ф "Еще раз" (Une fois de plus), д/ф "Свет для всех" (Lumiere pour tous), д/ф Ты изучаешь науку" (Tu Cherches la Science), 1963; д/ф "Война лачугам (Guerre aux Tandis), д/ф "Позаботься о себе" (Prends Soin), "Один день ноября" (Mais un Jour de Novembre), д/ф "Время одной картины" (Le Temps des Images), "Ветер с Ауреса" (Le Vent des Aures), 1964; д/ф "Иерусалим" (Ierusalem), "Хассан Teppo" (Xassan Terro), 1965; "Декабрь" (Decembre), 1972; "Хроника огненных лет" (Chronique des Annees de Braise), 1974; "Песчаный ветер" (Vent de Sable), 1981; "Последний образ" (La Derniere Image), 1986.

Библиография: Younes О. Premiere Histoire du Cinema Algerien 1896-1979// Paris. l980; Brossard J.P. Une Insoutenable //L’Algerie vue раг son cinema. Editions Festival du Film. Locarno. 1981; Allombert G. La Derniere Image // la Revue du Cinema. 1986. № 418.

Вернуться на главную