Лухуши Тайеб

 

Лухуши Тайеб

(Louhichi, Taieb)

 

Тунисский режиссер, сценарист кино, радио и телевидения. Родился 16 июня 1948 г. в Тунисе в деревне Марет на юге страны. В юности Т. Лухиши увлекался изучением истории, этнографии, социологии. Кинематографическое образование получил во Франции, в 1973 г. окончил известную киношколу Вожирар в
Париже. Во время учебы принимал участие в создании короткометражных фильмов совместно с коллегами-студентами и группой тунисских режиссеров-любителей: "Маски" (1970), "Ложа артиста" (1971), "Крик камня" (1971), "Лабиринты" (1971).
В 1972 г. выпустил короткометражную 20-минутную картину "Моя деревня, одна среди других", сразу же привлекшую к себе внимание как остротой и актуальностью темы, так и оригинальной образностью киноязыка. Лента рассказывала о современном состоянии тунисской деревни, о тех тяжелых последствиях, которые влечет за собой массовая эмиграция в Европу. Это и отсутствие здоровых мужчин в сельскохозяйственных районах, и безотцовщина, и одиночество женщин. Лента имела успех на многих международных кинофестивалях, получила первый приз "Золотая Танит" в Карфагене (1972), демонстрировалась на фестивалях в Лейпциге (1972), Тулоне (1974), Гренобле и Флоренции (1975).
В последующие годы Лухиши продолжил изучение проблем своего родного края — юга Туниса. В 1976 г. защитил диссертацию. Некоторое время работал в Париже на французском радио, всячески пропагандируя африканскую культуру. Делал передачи о тунисском кино, эфиопской музыке, африканском искусстве.
Лишь через 10 лет после выхода "Моей деревни..." режиссеру удалось найти средства на свой первый полнометражный художественный фильм "Тень земли", где он продолжил тему жизни тунисской провинции. "Тень земли" — образный рассказ о трагической судьбе обреченного на вымирание племени, пытающегося в современных условиях сохранить традиционный стиль общинной жизни и противостоять власти потребительского общества, разъедающего нравственные устои крестьян, привыкших к патриархальному быту. Шатры, в которых рождаются, живут и умирают люди, расположены в песках. И поначалу кажется, что племя существует в отдалении от цивилизации. Но на деле равнодушный к простому человеку и враждебный ему мир правительственных чиновников — то военных, забирающих в армию молодежь, то полицейских, требующих у безграмотных людей паспорта и другие документы, вторгается в жизнь общины и опустошает ее. Пустыня в этом фильме не поэтизируется режиссером, как это часто бывает в арабских картинах. Красочно снятая натура лишь подчеркивает нищету и убогость существования людей. Работы нет. Старикам и женщинам остается лишь ждать помощи от тех, кто уехал на заработки в Европу. Но тень несчастья не исчезает, а лишь сгущается над бедняками. В финале ленты Лухиши в метафорической форме говорит об иллюзорности надежд на помощь из-за моря. Вместо денег и богатства судно из Европы привозит гроб с телом умершего кормильца семьи. Фильм имел oгромный успех и с триумфом прошел по экранам мира. Зрителя покорил гуманизм ленты, удачное сочетание в ней жанра мелодрамы с социальной достоверностью, образность киноязыка, уходящего корнями в национальную культуру, доскональное знание режиссером нюансов поведения и чувств благородных и страдающих героев. Фильм получил множество призов на престижных международных кинофестивалях- в Каннах, Манхейме, Москве, Монреале, Карфагене и других. Жанр мелодрамы Лухиши использовал и в следующем фильме "Лейла, смысл моей жизни" (1990). В этой ленте, абсолютно не похожей на его предыдущие работы, режиссер решил создать еще одну версию знамени- той в 30-х гг. картины "Безумный из Кайруана" М.Ж. Крези. Фильм был снят на исторический сюжет по книге Андре Микеля "Лейла, смысл моей жизни". Съемки этого яркого и изобилующего этнографическими подробностями произведения проходили в красивейшей местности на юге Алжира. Атмосфера средневековья удачно гармонировала с романтическими чувствами главных героев, вступивших в безнадежную борьбу с суровыми мусульманскими запретами. Молодой поэт был с детства влюблен в самую красивую девушку общины Лейлу. Он воспевал ее в своих стихах и мечтал жениться на ней. Но Лейла была лишь собственностью своего отца, пленницей клана, и возвышенная любовь девушки и поэта разбилась о стену жестоких традиций, не признающих за молодыми права на выбор. Потеряв возлюбленную, юноша сошел с ума, а Лейла была вынуждена выйти замуж за того, кого нашел для нее отец. Этим фильмом Лухиши, тонко чувствующий атмосферу сегодняшнего времени, высказал свое отношение к усиливающейся в арабских странах исламизации. В своих интервью он говорил, что намеренно обратился к внутрисемейным проблемам, так как, на его взгляд, в нынешней ситуации свобода в личной жизни людей не менее важна, чем социально-экономическая борьба. В 80-90-х годах Лухиши занимался преподаванием не только основ режиссуры, но и истории, социологии и литературы. Работал в качестве сценариста и режиссера на радио и телевидении, участвовал в деятельности многочисленных кинематографических организаций Туниса, занимался созданием фильмов в других странах. В Сенегале была снята картина о печально знаменитом в прошлые века острове Горе “Горее, остров деда", от которого в прошлые века отходили галеры, груженные африканскими рабами.
Т. Царапкина

Фильмография: к/м "Маски" (Masques), 1970; к/м "Ложа артиста" (Loge de I'Artiste); к/м "Крик камня" (Le cri de Pierre); к/м "Лаби- ринты" (Labyrinthes), 1971; к/м "Моя деревня, одна среди других" (Mon village, un village parmi tant d'autres), 1972; "Зиара" (Ziara),
1973; "Арендатор" (Le Metayer), 1974; "Тень земли" (L’ombre de la terre), 1982; "Лейла, смысл моей жизни" (Layla, ma raison), 1990; "Горе, остров деда" (Goree, l’ilе du grand pere), "Свадьбы луны" (Noces de lune), 1998.

Библиография: Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. М., 1983; Соболев P., Тенейшвили О. Кинематография развивающихся стран Азии и Африки. М., 1986; Bachy V. Le cinema de Tunisie. Tunis. 1978.

Вернуться на главную