Рашеди Ахмед

 

Рашеди Ахмед

(Rachedi, Ahmed)

 

Алжирский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист. Родился в 1938 г. в городе Тебесса (Алжир).
Тема антиколониальной борьбы стала центральной в творчестве Рашеди 60-70-х годов. Это не случайно, поскольку личная биография режиссера и жизнь его родных оказались тесно связаны с событиями освободительной войны за независимость. Отец геройски погиб в партизанском отряде, семья подвергалась постоянным гонениям со стороны колониальных властей.
Первые шаги в кино Рашеди начал кинооператором на поле боя, сотрудничал с известным французским режиссером Рэне Вотье, выступившим в поддержку алжирского народа и много сделавшим для развития кинематографа этой страны. После войны как солдат-кинематографист Рашеди направляется работать на юг страны, в Сахару, где снимает киносюжеты о жизни этого района. С 1963 года режиссер стал заниматься вопросами усовершенствования структуры алжирского кинопроизводства, был назначен руководителем научно-популярного отдела Национального центра кинематографии (CNC). В это же время он увлеченно и интенсивно работает над своим первым полнометражным документальным фильмом "Рассвет проклятых" (1965), посвященном освобождению стран Африки от колониализма и принесшим ему широкую международную известность. В картине был использован обширный историко-документальный материал. Проникновенный текст к ленте написал талантливый алжирский писатель Мулуд Маммери. Фильм потряс зрителя не только глубиной содержания, но и образной, яркой кинематографической формой. Он успешно демонстрировался как в странах Африки, так и в Европе, получил приз Всемирного Конгресса Мира на фестивале в Лейпциге в 1965 году.
В 1967 году Рашеди возглавлял все кинопроизводство Алжира, став директором Национального ведомства кинопроката и киноиндустрии (ОНСИС). Однако административная работа не мешала творческой. Продолжая сотрудничество с М. Маммери, режиссер выпускает по его одноименному роману свой первый художественный фильм "Опиум и дубинка" (1969), названный критикой первым "алжирским вестерном". Это рассказ о партизанской борьбе во времена сопротивления. В центре фильма — врач, вернувшийся из Франции, где он учился. Его семья, он сам и весь поселок вовлечены в патриотическую борьбу. В непримиримом противостоянии на экране представлены бойцы и колонизаторы, местные власти, подчас предающие своих граждан, и патриоты, готовые отдать за свободу жизнь.
Критика картину встретила неоднозначно. Режиссера упрекали в чрезмерной мозаичности, стремлении сказать слишком много обо всем и обо всех, что привело к поверхностности, отсутствию глубины характеров героев, в то время как роман Маммери отличался психологической разработкой образов. Нарекание вызвало и чрезмерное увлечение автора показом экзотических красот страны, а также несоответствие драматизму войны праздничных, красочных женских нарядов. Но Рашеди сознательно шел на то, чтобы его фильм стал зрелищным и интересным не только у себя в стране, но и за рубежом. Лента была рассчитана на разную аудиторию: тех, кто любит захватывающий динамичный сюжет, и на тех, кто испытывает любопытство к уникальной природе Алжира, его этнографии, художественным промыслам. Такой подход себя оправдал: фильм имел хороший прокат, и по сей день его показывают по телевидению в разных странах.
В 70 — 80-е гг. Рашеди возвращается к документализму, исследует жизнь рабочего класса и связанную с ней тему иммиграции. К началу 80-х гг. в кинематографе, как алжирском, так и западноевропейском, сложился определенный стереотип образа рабочего-иммигранта из слаборазвитых стран. Это был безграмотный неразвитый человек, случайно попавший в мир европейской цивилизации. Здесь с ним происходили различные несчастные случаи именно в силу его неспособности соответствовать европейскому стилю жизни. Рашеди своим фильмом "Апи в стране чудес" (1979), получившим специальный приз за вклад в борьбу против расизма на XIX МКФ в Москве, подошел к данной проблеме иначе. Вместе с известным историком, писателем и кинокритиком Рашидом Буджедрой, автором сценария, режиссер решил показать крупным планом истинное лицо рабочего-иммигранта, а также жизнь общины алжирских рабочих в Париже, состоящей из достойных, цивилизованных и культурных людей, живущих по законам братства, справедливости и взаимопомощи. Герой фильма алжирец Али (в психологически тонком исполнении актера Джелула Бегуры) становится жертвой расистски настроенных французских обывателей. Показав на экране жизнь Али и ее печальный конец, режиссер не стремился искусственно сгущать краски. Он вывел почти идеальный случай: его герою свойственны благородные порывы, он избавлен от бедствий нищеты. И тем не менее нравственный климат в европейской стране, предубежденность против арабов, ослепляющая людей, приводят даже безупречного человека к трагическому финалу.
В 80 — 90-е гг. Рашеди в основном работает на телевидении, выпускает сериал на тему антиколониальной войны "Эссилена". Занимается общественной деятельностью, участвует во многих международных кинофестивалях.
Автор первой алжирской политической ленты об освобождении Африки "Рассвет проклятых", первого национального историко-приключенческого фильма "Опиум и дубинка" и проникновенно-правдивой социальной драмы об иммигрантах "Али в стране чудес" не нашел себе применения в новых исторических условиях жизни страны в 90-е годы, но его гражданский темперамент, активная общественная позиция и профессиональный опыт — залог того, что кинокарьера Рашеди еще не кончена.
Т. Царапкина

Фильмография: к/м "Воскресенья для Алжира" (Dimanches pour L’Algerie); к/м Руководящий комитет" (Comites de gestion); к/м "Тебесса, нулевой год" (Tebessa, аnnее zero); к/м "Народ на марше" (Peuple en marche), 1963; к/м "Куба да" (Cuba si); к/м "Компания по посадке деревьев" (La campagne dе arbre); к/м "Проблемы молодежи" (Problemes de la leunesse); "Руки как птицы" (Des mains commedes oiseaux) колл. 1964; д/ф "Рассвет проклятых" (L’aube des damnes), 1965; "Опиум и дубинка ( L'Opium et le baton), 1969; д/ф "Чтобы жил Алжир" (Pour que vive L’Algerie) колл. 1972; "Палец в шестеренке" (Le doight dans I'engrenage); к/м "Информация в Алжире" (L’informatique en Algerie); к/м "Транспорт" (Les transports), 1973; "Али в стране чудес" (Ali au pays des mirages), 1979; т/ф "Эссилена" (Essilene), 1981.

Библиография: Boudgedra R. Naissance du cinema algerien. Paris. 1971; Hennebelle, G. Les Cinemas africains en 1972; Dossier № 20, Spec. Paris. 1972; Cinema production cinematographique 1957-1973. Alger. 1973.

 

Вернуться на главную