Салих Тауфик

 

Салих Тауфик

 

Египетский кинорежиссер, сценарист и педагог. Родился 27 октября 1926 г. в Александрии.
Выходец из богатой семьи известного александрийского врача, Тауфик Салих закончил привилегированный колледж "Виктория", затем увлекся литературой и поступил на филологический факультет Каирского университета. Студентом всерьез заинтересовался сценическим искусством и был одним из энтузиастов и руководителей любительского молодежного театра. Получив диплом о высшем образовании, уехал во Францию, где в течение года изучал кинематограф. По возвращении на родину несколько лет сотрудничал с различными киностудиями Каира в качестве редактора, сценариста и помощника режиссера. Первый полнометражный художественный фильм "Улица дураков" поставил в 1955 г. при личной поддержке вы- дающегося египетского писателя Нагиба Махфуза. Трагикомедия о бедняке-каирце, который, нарушив запрет шариата, сыграл в лотерею и выиграл крупную сумму денег, после чего соседи устроили за его счастливым билетом настоящую охоту, никак не укладывалась в традиционные рамки "арабского Голливуда". Необычайная для национального экрана того времени углубленная обрисовка повседневности столичного "народного квартала", а также дерзость, с какой автор затронул вопросы эфемерности религиозных убеждений, обличив ханжество и показное благочестие соотечественников, сделали Салиха в продюсерской среде персоной нон грата, и следующие семь лет ему пришлось работать исключительно в области документального кино. И вторая игровая картина "Борьба героев", выпущенная на государственные средства в 1962 г., тоже расходилась со штампами местного коммерческого развлекательного кинематографа, утвердив за ее создателем репутацию кинорежиссера, стремящегося к открытой политико-философской дискуссии со зрителем. Предметом своих размышлений Т. Салих избрал на сей раз реальный эпизод из истории Египта, когда по вине феодала, расплатившегося с крестьянами испорченными продуктами питания, в 1948 г. в отдаленной деревне страны разразилась эпидемия холеры. Суровая достоверность в показе самоотверженной борьбы сельского врача и его жены как с помещиком, так и с вопиющим невежеством феллахов, испокон веку привыкших верить всякого рода проходимцам и колдунам, с невиданной для национального кино откровенностью и прямотой раскрыла социально-классовые причины происшедшей трагедии. Вопреки неприязненному отношению реакционной элиты общества и продюсеров Тауфик Салих и в дальнейшем при первой возможности создавал остропроблемные фильмы, смело осваивая новые пласты окружающей действительности. В "Бунтовщиках" (1968) режиссер показал невыносимое положение больных в одной из туберкулезных лечебниц, где вспыхивает стихийное восстание пациентов, изгнавших весь административно-медицинский персонал во главе с директором. В экранизации романа классика египетской литературы Тауфика аль-Хакима "Записки провинциального следователя" режиссер проводит мысль о неприменимости действующих в мусульманской стране норм европейской юриспруденции. После фильма “Господин Болти" (1969), посвященного перипетиям организации рыболовецкого кооператива и борьбы бедняков с перекупщиками, Салих был вынужден уехать в Сирию. Здесь по повести палестинского писателя Гассана Канафани снял ленту "Обманутые", награжденную в 1972 г. главным призом Карфагенского международного кинофестиваля и ставшую лауреатом фестиваля фильмов о правах человека в Страсбурге. Ее герои — трое палестинцев, пробирающихся в поисках работы в Кувейт и погибающих от жары в автоцистерне. Чередуя хроникальные и игровые эпизоды, режиссер в этой истории выразил трагическую судьбу целого народа, который из-за политики геноцида оказался изгнан со своей исторической родины. Сняв в 1980 г. в Ираке историко-революционный фильм "Долгие дни", воссоздавший события политического противостояния в этой стране Арабского Востока накануне антимонархической баасистской революции 1958 года, Салих возвратился в Египет. Однако у продюсеров и цензуры его творческие замыслы, диссонировавшие с установками официозного коммерческого кинематографа, энтузиазма не вызывали.
На протяжении многих лет Салих, самый последовательный представитель реалистического направления в национальном киноискусстве, занят преподавательской деятельностью на режиссерском отделении в Каирском высшем киноинституте.
А. Шахов

Фильмография: "Улица дураков" (Дарб аль-махабил), 1955; "Борьба героев" (Сыраа аль-абтал), 1962; "Бунтовщики" (Апь-Мутаморридун), 1968; "Дневник провинци- ального следователя" (Яумийят наиб фи-л-ариаф), "Господин Болти" (Ас-Сейид Булти), 1969; "Обманутые" (Аль-Махдуун), Сирия, 1972; "Долгие дни" (Аль-Айям от-тауила), Ирак, 1980.
Библиография: Хассан Абу Гунайма. Мин камус ас-синима аль-арабийя аль-джадда. Дамаск. 1976; Сомир Фарид. Ас- Синима аль-мисрийя фи нысф оль-кари. Тунис.1974; тарих ас-синима аль-мисрийя ан-натыка. Каир.1993; Банурама ас-синима аль-мисрийя. Каир. 1981.

Вернуться на главную