Селим Камаль

 

Селим Камаль

 

Египетский режиссер и сценарист. Родился 19 ноября 1913 г. в Каире, умер 3 апреля 1945 г. там же.
Выходец из семьи буржуазной интеллигенции, Камаль Селим систематического кинообразования не получал. На съемочную площадку он попал в шестнадцатилетнем возрасте, став ассистентом на экспериментальной ленте Шукри Мады "Под лунным светом" (1930), отдельные эпизоды которой впервые в Египте были сняты в звуковом варианте. Потом на собственные деньги уехал в Париж, где изучал европейское и американское кино. Овладев тремя европейскими языками, начал изучать киноведческую литературу и даже перевел с французского на арабский теоретические работы советского режиссера Всеволода Пудовкина.
Вернувшись на родину, К. Селим сначала писал театральные пьесы и киносценарии, а когда в Каире в 1935 г. завершилось строительство студии "Миср", поступил в штат ее постоянных сотрудников. Дебютировал как режиссер в 1937 г. фильмом "За кулисами". История спасения от банкротства музыкального театра ничем примечательным не отличалась и большого интереса к себе со стороны критики и массовой аудитории не вызвала. По-настоящему крупный успех и признание принесла Селиму сделанная с огромным трудом его вторая полнометражная игровая картина "Решимость" (1939). В конце 30-х годов иностранцы играли ведущую роль в жизни египетских студий. После прочтения сценария они заявили о его художественной несостоятельности, предрекая будущей ленте неизбежный провал в коммерческом прокате. Настояв на замене "неподходящего" первоначального названия ("В квартале"), они затем попьггались вообще отстранить египтян от работы над фильмом. Только благодаря сплоченности арабской съемочной группы удалось преодолеть бесконечные претензии студийного руководства и добиться выхода "Решимости" в прокат. Это рассказ о сыне парикмахера, единственном среди жителей бедного квартала Каира получившем университетское образование. На пути к семейному счастью и "месту под солнцем" ему приходится испытать множество обид и унижений. Но он мужественно выдерживает их. Действие большинства египетских фильмов было привязано к шикарным особнякам аристократии, концертным залам, живописным садам, дорогим магазинам и иным "ласкающим взор" интерьерам. В отличие от своих предшественников и коллег по цеху Камаль Селим впервые выбрал в качестве места действия городскую окраину, показав на экране жизнь простых каирцев, никогда ранее в поле зрения кинокамеры не попадавших: уличного цирюльника, коновода, пекаря, мясника, гробовщика, жалующегося на недостаток работы из-за того, что "существует медицина", и т.п. Объективно и без прикрас воссоздав будни "маленьких" людей Каира конца 1930-х гг., режиссер по праву заслужил славу создателя первого в Египте реалистического полнометражного художественного кинофильма.
Однако продолжить свою благородную работу К. Селиму не удалось. Изменившаяся с началом второй мировой войны общественно-политическая ситуация и противодействие со стороны органов цензуры и продюсеров вынудили его снимать непритязательные коммерческие мелодрамы и арабизированные версии зарубежной литературной классики. В 1943 и 1944 гг., ориентируясь на вкусы местной зрительской аудитории, он экранизировал роман Виктора Гюго "Отверженные" и трагедию Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта", показанную в национальном прокате под "завлекательным" названием "Жертвы любви".
Под руководством Камаля Селима, который умер совсем молодым, не дожив до тридцати двух лет, начинали творческую карьеру многие широко известные в последующем кинорежиссеры Египта — Салах Абу Сейф, Хасан аль-Имам, Ибрахим Амара и другие.
А. Шахов

Фильмография: "3a кулисами" (Уара ас-ситар), 1937; "Решимость" (АльАзима), 1939; "Навечно" (Ила-л-обад), 1941; "Мечты молодости" (Ахлам аш-шабаб), 1942; "Отверженные" (Аль-Буаса), "Проблема дня" (Кадыят аль-яум), 1943; "Нежность" (Ханан), "Жертвы любви" (Шухада аль-горам), 1944; "Проявления" (Аль-Мазахир), "Пятничная ночь" (Лейлат аль-джума), 1945.
Библиография: Самир Фарид. Ас- Синима аль-мисрийя фи нысф алъ-карн. Тунис. 1974; Банурама ас-синима аль-мисрийя. Каир. 1981; Алъ-Кахира. Аль-адад ас-самин. 1967;.Хассан Абу Гунайма. Мин канус ас-синима аль-арабийя аль-джадда. Дамаск. 1976,

Вернуться на главную