Тайиб Атыф ат

 

Тайиб Атыф ат

 

Египетский режиссер. Родился 26 декабря 1947 г. в Каире, умер 23 июня 1995 г. там же.
Кинематографическое образование Атыф ат-Тайиб получил в Каирском высшем киноинституте, где его наставниками были выдающиеся мастера национального экрана Шади Абдель Салям, Садах Абу Сейф и Юсеф Шахин. Гражданское сознание и творческие пристрастия режиссера складывались во многом под влиянием бурных общественно-политических метаморфоз, пережитых Египтом в 1960 — 1970-е гг. в период правления в стране Г.А. Насера и пришедшего ему на смену А. Садата. Существенную роль сыграли здесь также трудная пятилетняя служба в армии и участие в арабо-израильской "двадцатидневной" войне 1973 г.
Успех и международное признание пришли к Тайибу после выхода его полнометражного художественного фильма "Водитель автобуса", завоевавшего серебряный приз на Ш Дамасском фестивале 1983 г. В нем впервые в египетском кино прозвучала откровенная и жесткая критика политики "открытых дверей" ("инфитаха"), разрушающей в человеке чувство любви к ближнему и заставляющей его ради меркантильной выгоды отступаться от освященных многовековой традицией добрых родственных взаимоотношений. Обличительный пафос картины выражен через образ главного персонажа, шофера каирского автобуса, которому так и не удается собрать у старших сестер и их богатых мужей денег для разоренного умирающего отца. Наполненная напряженным драматизмом лента о вчерашнем герое-фронтовике поднялась до широких обобщений, высветив трагедию "потерянного поколения" ровесников режиссера, воевавших за возвращение утраченных в 1967 г. родных земель, но обманутых и униженных провозглашенным правительством Садата "спасительным потребительским инфитахом".
Сложные динамичные сюжеты и актуальность жизненного материала стали отличительной особенностью последующих работ А Тайиба. Герой фильма "Флейтист" (1985), бывший студент Каирского университета, из за своих свободолюбивых убеждений оказывается в захолустном селении. Почувствовав в пришельце угрозу своей безраздельной власти над малограмотными бедняками, провинциальные воротилы устраивают против него заговор, завершившийся холодным убийством юноши. Большой резонанс в арабском мире вызвал фильм А. Тайиба "Любовь на плато пирамиды" (1986) по рассказу египетского писателя лауреата Нобелевской премии Нагиба Махфуза. В нем показана трагическая безысходность положения выпускников высших учебных заведений, которые, получая мизерную зарплату, лишены возможности вступить в брак и начать строить семейную жизнь. Тема социального бесправия человека остро прозвучала и в картине "Досье на нравственность" (1986). Здесь раскрывались преступные методы полицейского офицера, использовавшего лжесвидетельства подставных лиц, чтобы обвинить трех ни в чем не повинных женщин в занятиях проституцией. Резкое недовольство властей, особенно министерства внутренних дел, вызвала лента А Тайиба "Невиновный" (1986) о прозрении крестьянина, мобилизованного охранять лагерь политзаключенных, который постепенно осознает, что арестанты — вовсе не "предатели родины", а борцы с коррумпированным правящим режимом. Усмотрев в содержании фильма "крамолу" и попытку "нанести ущерб престижу государства", цензура запретила его демонстрацию, и лишь благодаря усилиям прогрессивно настроенных деятелей египетской культуры "Невиновный" смог пробиться на экраны страны.
Став одним из лидеров "нового реализма", А. Тайиб поднимал в своем творчестве сложные, зачастую болезненные вопросы жизни египетского общества, в первую очередь проблемы молодежи. Редким отступлением от присущей искусству режиссера общественной конкретики выглядела экранизация романа Н. Махфуза "Сердце ночи" (1990). В ней режиссер сохранил основную идею литературного первоисточника, главный герой которого Гаафар ар- Рави с детства до самой старости ведет борьбу с самим собой, пытаясь обуздать обуревающие его страсти и сделать верный жизненный выбор.
В целом творчество А. Тайиба отличает стремление к социальной трактовке противоречий современности на примерах судеб конкретных, самых обычных людей. Достоверность его фильмов, склонность к глубоким обобщениям ставят их в один ряд с лучшими картинами, снятыми классиками египетского киноискусства Салахом Абу Сейфом и Юсефом Шахином.
А. Шахов

Фильмография: "Убийственная перемена" (Аль-Гайра аль-катила), 1982; "Водитель автобуса" (Саууак аль-утубис), 1983; "Барак" (Ат-Тахшиба), 1984; "Флейтист" (Аз-Заммар), 1985; "Любовь на плато пирамиды" (Аль-Хубб фаук хадбат аль-хорам), "Досье на нравственность" {Милафф ала-л-аадаб), "Невиновный" {Апь-Бари), 1986; "Сыновья и способ убийства" (Абна уа катила), "Подвал" (Аль-Бадрун), "Удар учителя" (Дарбат муаллим), 1987; "Мир на крыле горлицы" (Ад-Дунья ала джанах юмама), "Батальон казни" (Кятибат аль-иодам), 1988; "Сердце ночи" (Колб ал-лейл), "Бегство" (Аль-Хуруб), 1990; "Наджи аль-али" {Наджи аль-али), 1991; "Против правительства" (Дыдд аль-хукума), "Кровь на асфальте" (Дима ала-л-асфалт), 1992; "Мольба о покорности" (Инзар би-т-тaa), 1993; "Раскрывая тайну" (Кешф аль-мастур), 1994; "Теплая ночь" (Лейла сахина), 1996.
Библиография: Шахов А Кинематограф APE: аттестат зрелости // На планете кино. М. 1989; Камус ас-синимаийин аль-мисриййин. Каир. 1996.

Вернуться на главную