Вьейра Полен

 

Вьейра Полен

(Vieyra, Paulin Soumanou)

 

Сенегальский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист, продюсер, кинопрокатчик, киновед. Родился 30 января 1925 г. в г. Порто-Ново (Бенин), умер в декабре 1989 года в Париже.
Один из пионеров и "отцов" сенегальского национального кино, Вьейра с детства отличался блестя- щими способностями. Отлично окончив школу, сначала он хотел посвятить себя науке, но любовь к искусству и страсть к кино победили. Не имея средств — правительство Сенегала отказало в стипендии,— он едет во Францию для получения кинематографического образования. В 1953 г. Вьейра успешно оканчивает ИДЕК в Париже, где и начинает свой творческий путь, сняв короткометражный фильм "Это было четыре года назад" (1957). Обладая яркой индивидуальностью, широкой эрудицией и личным обаянием, режиссер становится лидером чернокожих студентов, живущих во Франции и решивших посвятить себя кино. Под руководством Вьейры эта молодежь создает киноклуб, который становится своеобразным центром кинообразования.
В 1955 г. совместно с режиссерами Жаком Мелоканом и Мамаду Сарром, а также оператором Робертом Користаном Вьейра организует в Париже так называемую "Первую группу африканского кино". Вместе с этими кинематографистами он выпускает фильм "Африка на Сене" посвященный жизни африканских студентов в Париже. Эта двадцатиминутная черно-белая лента, снятая на 16-мм пленке, вошла в историю кино как первая картина об африканцах, снятая самими африканцами.
В 1957 г. уже в Сенегале Вьейра с той же группой ставит короткометражный игровой фильм "Мол". Денег хватило лишь на пленку, а озвучание удалось осуществить только девять лет спустя. Герой картины — молодой сенегальский рыбак, решивший модернизировать свою лодку, поставив на нее мотор. Однако он сталкивается с препятствием: суеверным страхом односельчан, боящихся техники и считающих, что духи накажут за ее использование. В финале герою все же удается преодолеть невежество рыбаков и добиться своего. Лента проникнута мягким юмором и добрым отношением к персонажам.
Начиная с 1958 г. Вьейра увлеченно занимается созданием кинематографической службы в Сенегале, которая впоследствии переросла в кинопроизводство. С обретением независимости (1960 г.) страна особенно нуждалась в кино, рассказывающем о национальной жизни. Вьейра становится главным редактором Национальной кинохроники, начинает выпускать собственный киножурнал, а затем налаживает производство документальных и короткометражных художественных лент. Деятельность Вьейры объединила кинематографистов, заложивших основы сенегальского кино. В 1964 г. на фестивале в Каннах Вьейра представляет Сенегал своей цветной картиной "Ламб", рассказывающей о национальном виде спортивной борьбы. В следующем фильме "Синдиели", режиссер обращается к из- любленному фольклорному сюжету об отце, решившем выдать дочь замуж против ее воли. Сделанная в жанре комедии, основанная на интересно преподнесенном этнографическом материале, картина вошла в историю кино не только благодаря профессионализму и таланту режиссера, его юмору и явной симпатии к своим героям, но и потому, что в ней впервые на экране актеры заговорили на родном языке. Вьейра сделал оригинальную версию улоф, с английскими и французскими субтитрами. Тяготение к самобытной африканской натуре сказалось и в ленте "Н'Дионгагне" (1964), поставленной по сказке сенегальского писателя Бурого Диопа "Маленький муж". В картине нашел отражение африканский быт, она проникнута аллегорической образностью, подкупающей душевностью и наивностью действующих лиц. Лента с успехом демонстрировалась на различных международных фестивалях, в том числе и в Москве.
Особое место в творчестве Вьейры занимает фильм "Приключение леса". В нем нет диалогов и дикторского текста, их заменяют музыка и ритм. Главный герой — лес, наделенный человеческими свойствами: он ласков с теми, кого любит, и мрачен и недоступен для недругов. Здесь ярко проявился талант режиссера в создании атмосферы и настроения. В картине много неожиданных выдумок, остроумных решений в построении кадра, тесно связанного с звуковым оформлением.
Начиная с середины 60-х гг. в течение почти десяти лет Вьейра работает исключительно как продюсер и киновед. Помогает сенегальским режиссерам, особенно Сем- бену Усману. Пишет статьи по искусству, выпускает книги: "Кино и Африка" (1970), "Сембен Усман— кинематографист" (1972), "Африканское кино от его истоков до 1973 года" (1975).
Лишь в 1979 г. Вьейра снова возвращается к режиссуре и ставит свой единственный полнометражный художественный фильм "Под домашним арестом" (1981), в котором в аллегорической форме поднимает проблему взаимодействия африканского мира с западным. Действие ленты происходит в условной стране, престарелый президент которой (в исполнении известного сенегальскому зрителю актера Дуты Сека) решает прибегнуть к покровительству Европы. Выглядящий весьма значительно, президент на самом деле крайне несамостоятелен. Он пляшет под дудку своего жуликоватого помощника Бенуа, преследующего прозападные интересы. Остроумные диалоги, острота затронутых проблем, использование контрастных красок в обрисовке характеров – все это привлекло к картине внимание публики и критики. Но главной чертой этой сатирической притчи стал режиссерский оптимизм, присущий всему творчеству Полена Вьейры.
Именно вера в необходимость работать для будущего и сделали Вьейру крупным общественным деятелем не только Сенегала, но всего африканского киномира. Он содействовал сплочению режиссеров, добивался государственной помощи на развитие национальной кинематографии, выступал в защиту культурных ценностей Африки.
В 80-х годах Вьейра возглавлял отдел кино министерства информации. Преподавал в Дакарском университете, бывал частым гостем и членом жюри многих международных фестивалей. Его творчество и общественную деятельность высоко оценили современники, его горячим поклонником был французский историк кино Ж. Садуль.
Т. Царапкина

Фильмография: к/м "Это было четыре года тому назад" (С'etait il у'а quatre ans), 1953; к/м "Африка на Сене" (Afrique sur Seine), 1955; к/м "Родилась нация" (La naissance de la nation), 1961; к/к "Ламб" (Lamb), 1963; к/м "Синдиели" (Sindiely), 1964; к/м "Н'Дионгагне, маленький муж" (N’diongagne, Petit Mari), 1964; к/м "Рыбак" (Pecher), 1966; "Приключение леса" (L’aventure de la foret), 1966; к/м "Диорама" (Diorama), 1974; "Под домашним арестом" (En residance surveillee), 1981.

Библиография: Черток С. Пионер африканского кино // Ташкентский фестиваль. Ташкент. 1975; Иванова В. Под домашним арестом // Советский экран. 1986. № 10; Vieyra Paulin // La revue du cinema. 1988. № 439.

 

Вернуться на главную