Вьейра Полен
(Vieyra, Paulin Soumanou)
Сенегальский режиссер кино и телевидения, оператор, сценарист,
продюсер, кинопрокатчик, киновед. Родился 30 января 1925 г. в г. Порто-Ново
(Бенин), умер в декабре 1989 года в Париже.
Один из пионеров и "отцов" сенегальского национального кино,
Вьейра с детства отличался блестя- щими способностями. Отлично окончив
школу, сначала он хотел посвятить себя науке, но любовь к искусству и
страсть к кино победили. Не имея средств — правительство Сенегала отказало
в стипендии,— он едет во Францию для получения кинематографического образования.
В 1953 г. Вьейра успешно оканчивает ИДЕК в Париже, где и начинает свой
творческий путь, сняв короткометражный фильм "Это было четыре года
назад" (1957). Обладая яркой индивидуальностью, широкой эрудицией
и личным обаянием, режиссер становится лидером чернокожих студентов, живущих
во Франции и решивших посвятить себя кино. Под руководством Вьейры эта
молодежь создает киноклуб, который становится своеобразным центром кинообразования.
В 1955 г. совместно с режиссерами Жаком Мелоканом и Мамаду Сарром, а также
оператором Робертом Користаном Вьейра организует в Париже так называемую
"Первую группу африканского кино". Вместе с этими кинематографистами
он выпускает фильм "Африка на Сене" посвященный жизни африканских
студентов в Париже. Эта двадцатиминутная черно-белая лента, снятая на
16-мм пленке, вошла в историю кино как первая картина об африканцах, снятая
самими африканцами.
В 1957 г. уже в Сенегале Вьейра с той же группой ставит короткометражный
игровой фильм "Мол". Денег хватило лишь на пленку, а озвучание
удалось осуществить только девять лет спустя. Герой картины — молодой
сенегальский рыбак, решивший модернизировать свою лодку, поставив на нее
мотор. Однако он сталкивается с препятствием: суеверным страхом односельчан,
боящихся техники и считающих, что духи накажут за ее использование. В
финале герою все же удается преодолеть невежество рыбаков и добиться своего.
Лента проникнута мягким юмором и добрым отношением к персонажам.
Начиная с 1958 г. Вьейра увлеченно занимается созданием кинематографической
службы в Сенегале, которая впоследствии переросла в кинопроизводство.
С обретением независимости (1960 г.) страна особенно нуждалась в кино,
рассказывающем о национальной жизни. Вьейра становится главным редактором
Национальной кинохроники, начинает выпускать собственный киножурнал, а
затем налаживает производство документальных и короткометражных художественных
лент. Деятельность Вьейры объединила кинематографистов, заложивших основы
сенегальского кино. В 1964 г. на фестивале в Каннах Вьейра представляет
Сенегал своей цветной картиной "Ламб", рассказывающей о национальном
виде спортивной борьбы. В следующем фильме "Синдиели", режиссер
обращается к из- любленному фольклорному сюжету об отце, решившем выдать
дочь замуж против ее воли. Сделанная в жанре комедии, основанная на интересно
преподнесенном этнографическом материале, картина вошла в историю кино
не только благодаря профессионализму и таланту режиссера, его юмору и
явной симпатии к своим героям, но и потому, что в ней впервые на экране
актеры заговорили на родном языке. Вьейра сделал оригинальную версию улоф,
с английскими и французскими субтитрами. Тяготение к самобытной африканской
натуре сказалось и в ленте "Н'Дионгагне" (1964), поставленной
по сказке сенегальского писателя Бурого Диопа "Маленький муж".
В картине нашел отражение африканский быт, она проникнута аллегорической
образностью, подкупающей душевностью и наивностью действующих лиц. Лента
с успехом демонстрировалась на различных международных фестивалях, в том
числе и в Москве.
Особое место в творчестве Вьейры занимает фильм "Приключение леса".
В нем нет диалогов и дикторского текста, их заменяют музыка и ритм. Главный
герой — лес, наделенный человеческими свойствами: он ласков с теми, кого
любит, и мрачен и недоступен для недругов. Здесь ярко проявился талант
режиссера в создании атмосферы и настроения. В картине много неожиданных
выдумок, остроумных решений в построении кадра, тесно связанного с звуковым
оформлением.
Начиная с середины 60-х гг. в течение почти десяти лет Вьейра работает
исключительно как продюсер и киновед. Помогает сенегальским режиссерам,
особенно Сем- бену Усману. Пишет статьи по искусству, выпускает книги:
"Кино и Африка" (1970), "Сембен Усман— кинематографист"
(1972), "Африканское кино от его истоков до 1973 года" (1975).
Лишь в 1979 г. Вьейра снова возвращается к режиссуре и ставит свой единственный
полнометражный художественный фильм "Под домашним арестом" (1981),
в котором в аллегорической форме поднимает проблему взаимодействия африканского
мира с западным. Действие ленты происходит в условной стране, престарелый
президент которой (в исполнении известного сенегальскому зрителю актера
Дуты Сека) решает прибегнуть к покровительству Европы. Выглядящий весьма
значительно, президент на самом деле крайне несамостоятелен. Он пляшет
под дудку своего жуликоватого помощника Бенуа, преследующего прозападные
интересы. Остроумные диалоги, острота затронутых проблем, использование
контрастных красок в обрисовке характеров – все это привлекло к картине
внимание публики и критики. Но главной чертой этой сатирической притчи
стал режиссерский оптимизм, присущий всему творчеству Полена Вьейры.
Именно вера в необходимость работать для будущего и сделали Вьейру крупным
общественным деятелем не только Сенегала, но всего африканского киномира.
Он содействовал сплочению режиссеров, добивался государственной помощи
на развитие национальной кинематографии, выступал в защиту культурных
ценностей Африки.
В 80-х годах Вьейра возглавлял отдел кино министерства информации. Преподавал
в Дакарском университете, бывал частым гостем и членом жюри многих международных
фестивалей. Его творчество и общественную деятельность высоко оценили
современники, его горячим поклонником был французский историк кино Ж.
Садуль.
Т. Царапкина
Фильмография: к/м "Это было четыре
года тому назад" (С'etait il у'а quatre ans), 1953; к/м "Африка
на Сене" (Afrique sur Seine), 1955; к/м "Родилась нация"
(La naissance de la nation), 1961; к/к "Ламб" (Lamb), 1963;
к/м "Синдиели" (Sindiely), 1964; к/м "Н'Дионгагне, маленький
муж" (N’diongagne, Petit Mari), 1964; к/м "Рыбак" (Pecher),
1966; "Приключение леса" (L’aventure de la foret), 1966; к/м
"Диорама" (Diorama), 1974; "Под домашним арестом"
(En residance surveillee), 1981.
Библиография: Черток С. Пионер африканского
кино // Ташкентский фестиваль. Ташкент. 1975; Иванова В. Под домашним
арестом // Советский экран. 1986. № 10; Vieyra Paulin // La revue du cinema.
1988. № 439.
|