Трудовая эмиграция из Судана как важнейший фактор развития
внешней торговли
Любна Мохаммед Эль-Хассан Аббас,
аспирант кафедры мировой экономики и
международных валютно-кредитных отношений. Вестник Финансовой Академии
№3(19)'2001, Москва "Финансы и статистика", 2001 г.
Одной из особенностей внешней торговли Судана на протяжении
последних более 25 лет является ее функционирование в значительной степени
на базе валютных средств заработанных трудовыми иммигрантами из Судана
в странах Персидского залива и в Ливии. Только по официальным данным платежного
баланса Судана 1998 г. поступившие от них средства превысили стоимость
всего экспорта страны. А с учетом того, что большая часть всех направляемых
суданцами своим родственникам средств идет минуя официальные каналы и
учитывается в платежном балансе по статье "ошибки и вычеркивания",
валютные поступления в страну от них составили за 1998 г. 1,41 млрд. долл.,
что более в 2,5 раза превысило стоимость всего суданского экспорта за
тот год (см. таблицу 1).
Таблица 1. Платежный баланс
Судана 1997-1998 гг., млн.долл.США
|
|
1997 |
1998 |
1. |
Текущий счет |
-827,3 |
-981,4 |
|
Экспорт, фоб |
594,2 |
595,7 |
|
Импорт, фоб |
-1421,9 |
-1732,1 |
|
Торговый баланс |
-827,7 |
-1136,4 |
|
Услуги |
4 |
155 |
|
Невидимые поступления |
488 |
741,6 |
|
в т.ч. переводы от суданцев из-за границы |
439 |
658,2 |
|
Невидимые платежи |
-487,6 |
-586,6 |
2. |
Счет капитала |
182,7 |
48,8 |
3. |
Недостаток или избыток в текущем счете
и в счете капитала |
-644,6 |
-932,6 |
4. |
Ошибки и исправления |
608,4 |
941,0 |
5. |
Движение денег |
36,2 |
-8,4 |
Банк Судана, Комитет статистики, 1998 г.
Следует отметить, что для Судана трудовые миграции населения
в соседние арабские страны были традиционны еще в годы колониальной зависимости
и в первые годы независимости страны, тогда многие выходцы из Судана смогли
осесть в Аравии и Ливии в качестве предпринимателей или местной интеллигенции.
Поэтому значительное расширение возможностей рынка труда стран этого региона
в результате "нефтяного бума" первой половины 1970 - первой
половины 1980-х гг. прежде всего привлекло туда рабочую силу из Судана.
Во-первых, уровнем оплаты труда, превышавшим по аналогичным профессиональным
категориям внутрисуданский уровень в 5-10 и более раз. Кроме того, заработки
в Судане обесценивались инфляцией, вызванным ею стремительным ростом стоимости
жизни и жилищным кризисом. Во-вторых, территориальной близостью, особенно
это касалось Ливии и Саудовской Аравии. В-третьих, общностью арабского
языка и исламской религии. В-четвертых, традиционностью сложившихся экономических
и семейных связей.
К 1976 г. только в четырех арабских странах работало 32 тыс. суданских
граждан: 20 тыс. - в Саудовской Аравии, 8 тыс. - в Ливии и по 2 тыс. -
в Кувейте и в Объединенных Арабских Эмиратах. А еще спустя три года -
в 1979 г. только в Саудовской Аравии и Ливии трудилось соответственно
250 тыс. и 70 тыс. суданцев. К середине 1980-х гг. численность трудящихся
в нефтеэкспортирующих арабских странах суданцев, по разным оценкам, колебалась
уже от 500 тыс. до 1 млн. чел.
Выезд на работу в арабские страны суданцы осуществляли как по официальному
каналу - через контракты, заключенные при посредничестве Министерства
Труда, так и самостоятельно - через посреднические коммерческие фирмы,
т.е. вне статистического учета.
Первоначально государство сравнительно благосклонно относилось к трудовой
эмиграции своих граждан. С одной стороны этим в стране снижалась острота
проблемы безработицы (которая даже с учетом трудовой эмиграции составляла
на середину 1980-х гг. 12-13% трудоспособного населения), с другой стороны,
это усу-губило проявившиеся ранее сильные диспропорции на рынке рабо-чей
силы, особенно в ее профессиональной и квалификационной структуре, провоцировало
кризисные тенденции в суданской эко-номике, снижало и без того невысокую
эффективность ее государ-ственного сектора. За счет денежных переводов
эмигрантов находящимся в Судане родственникам страна могла получать твердую
валюту - к середине 1980-х гг. ежегодная сумма таких переводов колебалась
в пределах 250-500 млн. долл. Однако, в условиях сложившегося к тому времени
в стране черного валютного рынка, предлагающего за доллар в 1,5 раза больше
государственного коммерческого курса, основной поток валюты попадал в
Судан минуя банковские каналы, оседая на черном рынке. Так, если в 1985
г. по коммерческому курсу через банки в Судан было переведено 450 млн.
долл., то на черном рынке за тот же период было продано около 3 млрд.
долл. В результате, на базе черного рынка стала формироваться своя особая
рыночная экономика. Для того, чтоб хоть как-то обеспечить страну необходимыми
валютными средствами суданское правительство в административном порядке
в 1985 г. разрешило суданцам изымать деньги с их валютных счетов не в
иностранной валюте, а только в суданских фунтах, за рубеж можно было с
собой взять не более 200 долларов наличными и до 5 тыс. долл. дорожными
чеками. В 1986 г. в пользу государства были конфискованы все личные вклады
граждан в инвалюте, превышающие 2000 долл., а все работающие за рубежом
суданцы обязывались ежегодно в зависимости от места работы из своей зарплаты
переводить в страну от 500 до 3000 долл.
В условиях жестких ограничений на возможность накопления средств из-за
нерыночного характера экономики Судана повышенный платежеспособный спрос
его граждан был вынужден направляться преимущественно в сферу услуг, на
импорт автомобилей, других товаров длительного пользования, в недвижимость,
приобретение земельных участков или оседать за границей на личных счетах.
О размерах возможностей этой параллельной теневой экономики свидетельствует
тот факт, что уже в 1990 г. на черном валютном рынке Судана обращалось
примерно 4,2 млрд. долл.
Проиракская позиция суданского правительства во время оккупации Кувейта
Ираком дала повод аравийским монархам рассматривать всех работающих в
ближневосточных странах суданцев в качестве внутренней угрозы, в результате
десятки тысяч суданцев были вынуждены вернуться на родину. Фактически
этим богатые нефтеэкспортирующие арабские страны оказывали экономическое
давление на внешнеполитический курс суданского правительства и улучшали
показатели своего платежного баланса.
В качестве отступления следует отметить, что цена рабочей силы иммигрантов
на ближневосточных рынках труда традиционно определяется, главным образом,
условиями ее воспроизводства в странах их выезда и поэтому, в зависимости,
от национальности иммигрантов размеры их окладов могут различаться в 2-3
раза. Соответственно, различался и объем вывозимой ими из страны валюты
по такой статье платежного баланса, как "частные переводы" -
только из Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии чистый отток средств в 1985-87
гг. по этой статье составил более 21 млрд. долл. Поэтому места иммигрантов,
требующих высокую оплату за труд занимали согласные на все иммигранты
из стран Южной и Юго-Восточной Азии. Начавшееся в 1982 г. падение цен
на нефть и связанное с этим уменьшение деловой активности, в т.ч. и в
строительном секторе, не только ускорило изменения в национальном составе
работающих в арабских странах ОПЕК иностранцев в сторону снижения средней
цены их рабочей силы, но и сократило их численность в абсолютном отношении,
например:
в Саудовской Аравии она уменьшилась на 300 тыс. чел. - йеменцев, ливанцев,
южнокорейцев и др.(1985 г.), из Ливии в том же году были насильственно
депортированы более 35 тыс. чел. (в основном египтяне и тунисцы). Суданцы
же сохраняли в этот период времени свои рабочие места во многом благодаря
благосклонности правительств стран, в которых они работали. Но при этом
как наиболее близкие по культуре и жизненным стандартам к местному населению,
суданцы даже сравнительно хорошо оплачиваемые могли чувствовать свое бесправие
и социальную ущемленность перед обладавшим всеми социально-экономическими
благами коренными жителями. И поэтому, по мнению арабских монархов, уже
были опасны. Стремление аравийских властей обезопасить себя от многочисленных
иммигрантов языковым и культурным барьерами вполне перекликалось с их
одновременным стремлением к расширению экспорта продукции нефтепереработки,
нефтехимии, черной и ветной металлургии в новые для нее регионы Южной
и Юго-Восточной Азии (с чем увязывались разрешения на дополнительный въезд
иммигрантов из этих стран).
Возвращение части мигрантов на родину по мере ухудшения
хозяйственной конъюнктуры в нефтеэкспорти-рующих странах и обострения
военно-политической ситуации в зоне Персидского залива слабее повлияло
на численность зарубеж-ной суданской диаспоры, чем диаспор некоторых других
арабских стран. К середине 90-х годов только в Саудовской Аравии, по оценкам,
работало не менее 100 тыс. суданцев. Но репатриация одновременно с крайним
обострением внутреннего социально-политического кризиса в Судане создала
серьезные дополнитель-ные трудности, увеличив на несколько сот тысяч численность
без-работных и сократив валютные резервы страны.
Процесс снижения трудовой эмиграции из Судана продолжался с 1990 до 1995
г., но потом она вновь начала расти (прежде всего за счет выезда в Саудовскую
Аравию и ОАЭ). В 1996-1998гг. она вновь начала расти больше чем в 1990г
(см. Таблицу 2). В Саудовскую Аравию выезжает более 95% суданских имигрантов,
следующими по притоку суданских эмигрантов странами являются ОАЭ и Катар.
Масштабы эмиграции постоянно возрастают несмотря на снижение уровня заработной
платы в странах-рецептантах. Это свидетельствует о том, что факторы, вызывающие
эмиграцию (push-factors) сильнее, чем факторы ее сдерживающие (pull-factors).
Таблица 2. Численность граждан
Судана, выехавших на работу за рубеж в 1996-98 гг. по зарегистрированным
в Министерстве Труда контрактам, чел.
Страна |
1996 |
% |
1997 |
% |
1998 |
% |
Саудовская Аравия |
12735 |
89 |
32659 |
94,5 |
64083 |
97 |
ОАЭ |
769 |
5,4 |
1068 |
3,1 |
1331 |
2 |
Катар |
551 |
3,9 |
634 |
1,8 |
557 |
0,8 |
Оман |
26 |
0,2 |
45 |
0,1 |
48 |
0,1 |
Ливия |
194 |
1,4 |
33 |
0,1 |
25 |
- |
Другие арабские страны |
18 |
0,1 |
107 |
0,3 |
17 |
|
Другие страны |
5 |
- |
4 |
- |
- |
- |
ВСЕГО |
14298 |
100 |
34550 |
100 |
66061 |
100 |
Министерство труда, Годовые отчеты 1996, 1997, 1998
гг.
При этом профессиональная оценка выехавших может быть сделана
только приблизительно, т.к. многие квалифицированные специалисты с высшим
образованием использовали любые контракты для организации своего выезда.
Тем не менее по официальной статистике 88,7% всех работающих за рубежом
суданцев были сельскохозяйственными рабочими, в т.ч. для эмигрантов в
Саудовскую Аравию - 91,4%, в ОАЭ - 23,9%, в Катар - 7,2%. Страна ежегодно
теряет большую численность опытных работников и кадров, специалистов в
разных специальностях.
Таблица 3. Профессиональное распределение эмигрантов
из Судана в 1998 г.
Область занятости |
КСА |
ОАЭ |
Катар |
Оман |
Ливия |
Всего |
Техники/рабочие |
148 |
34 |
16 |
3 |
11 |
213 |
Бухгалтеры/клерки |
240 |
189 |
42 |
5 |
- |
479 |
Продавцы/сервис |
1633 |
261 |
78 |
11 |
1 |
1895 |
Работники с/х |
58598 |
318 |
239 |
6 |
9 |
58598 |
Ремесленники |
688 |
150 |
40 |
1 |
2 |
889 |
Механики/инженеры |
1849 |
96 |
40 |
2 |
- |
1987 |
Прочие |
643 |
72 |
29 |
5 |
- |
653 |
Всего |
64083 |
1331 |
557 |
48 |
25 |
66064 |
Министерство труда, 1998 г.
Учитывая тот факт, что наиболее высокие шансы найти работу
за рубежом были у наиболее квалифицированных специалистов, суданская экономика
несомненно понесла от этого определенные потери. Однако, полученные каждым
таким специалистом за рубежом доходы при условии вовлечения даже их части
в суданскую экономику, для Судана могут оказаться полезнее присутствия
такого специалиста в стране. Он не только зарабатывает для страны валюту,
но и постоянно повышает свою квалификацию, создает платежеспособный спрос
внутри Судана (в т.ч. и на продукцию его национальной экономики и услуг
местного сервиса). При этом первоочередная задача правительства Судана
на сегодняшний день должна быть ориентирована на возвращение в национальную
экономику более 2 млрд. долл., вложенных за рубежом накоплений суданских
граждан, используя для этого не административные методы принуждения, а
хорошо продуманную программу с соответствующими гарантиями и стимулами.
Трудовая миграция населения в странах песидского залива стала регулироваться
после 1973 г. в результате "бальшого скачка" в социально-экономическом
развитии, когда существенно повысились мировые цены на нефть.
Многие контракты суданских эмигрантов не зарегистрированы в министерстве
труда, поэтому точные статистические данные о численности работающих за
границей и их профессиональном распределении найти очень трудно.
Таблица 4. Численность граждан Судана, выехавших за
рубеж по зарегистрированным в минстерстве труда контрактам в 85/86-93/94гг.
Страна |
85/86 |
86/87 |
87/88 |
88/89 |
89/90 |
90/91 |
91/92 |
92/93 |
93/94 |
Сауд. Аравия |
5276 |
- |
20100 |
23864 |
17971 |
689 |
477 |
608 |
909 |
Ливия |
440 |
- |
22 |
- |
29 |
- |
34 |
35 |
- |
Кувейт |
23 |
- |
- |
- |
- |
64 |
|
66 |
75 |
ОАЭ |
15 |
- |
334 |
210 |
6 |
32 |
- |
53 |
57 |
Катар |
359 |
- |
684 |
1254 |
899 |
- |
460 |
379 |
173 |
Оман |
25 |
- |
352 |
- |
- |
199 |
13 |
43 |
56 |
Йемен |
10 |
- |
22 |
- |
- |
130 |
16 |
62 |
85 |
Ирак |
1006 |
- |
- |
- |
- |
78 |
- |
25 |
18 |
Другие |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
109 |
140 |
Всего |
7154 |
7259 |
21614 |
23868 |
18905 |
1112 |
1000 |
1380 |
1563 |
в % от 1985 г. |
- |
015 |
252 |
233 |
164 |
-84 |
-86 |
-80,7 |
-78 |
Министерство финансов и планирования, Экономический
обзор 1990/91, 1994/95 гг.
Таблица 5. Профессиональное распределение эмигрантов
из Судана по данным министерства труда в 1985/86-1993/94 гг., чел.
Область занятости |
85/86 |
86/87 |
87/88 |
88/89 |
89/90 |
90/91 |
91/92 |
92/93 |
93/94 |
Техники/рабочие |
477 |
- |
784 |
325 |
697 |
209 |
111 |
151 |
197 |
Административные |
78 |
- |
277 |
593 |
13 |
9 |
14 |
10 |
59 |
Офисные |
241 |
- |
267 |
341 |
659 |
100 |
4 |
115 |
234 |
Продавцы |
45 |
- |
52 |
106 |
305 |
62 |
13 |
33 |
35 |
Сервис |
950 |
- |
2853 |
736 |
635 |
178 |
41 |
142 |
218 |
Работники с/х |
2260 |
- |
16254 |
18489 |
12652 |
213 |
544 |
492 |
309 |
Работники произв. |
3030 |
- |
1990 |
3384 |
3944 |
341 |
261 |
430 |
503 |
Другие |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
7 |
8 |
Всего |
7081 |
15481 |
22477 |
23974 |
18905 |
1112 |
1000 |
1380 |
1563 |
В % к 1985/86г |
|
117 |
214 |
237 |
166 |
-84 |
-86 |
-81 |
-78 |
Министерство труда, 1989/90, Министерство финансов
Экономический обзор, 1995 г.
По расчетам министерства труда в 1996 г. численность граждан
Судана за рубежом - около 400 тыс., из них порядка 78% - в Саудовской
Аравии, Ливии и ОАЭ.
Во второй половине 90-х годов суданское правительство попы-талось ужесточить
контроль над эмиграцией рабочей силы, прежде всего самой квалифицированной
и потенциально высокооплачи-ваемой. Например, специалистам, получившим
образование на За-паде, выезд на заработки за рубеж разрешался только
при условии полного возмещения государственных расходов на их обучение,
оцениваемых примерно в 60 тыс. долл. США.
Таблица 6. Численность граждан Судана, работавших за
рубежом до 1996г. тыс.чел.
Страна |
Женщины |
Мужчины |
Всего |
Саудовская Аравия |
27 |
152 |
179 |
Египет |
1 |
10 |
11 |
Ливия |
9 |
54 |
63 |
Катар |
3 |
6 |
9 |
ОАЭ |
6 |
29 |
35 |
Оман |
- |
5 |
5 |
Йемен |
1 |
10 |
11 |
Ирак |
- |
4 |
4 |
Сирия |
- |
1 |
1 |
Ливан |
- |
2 |
2 |
Страны Африки |
- |
4 |
4 |
Страны Азии |
1 |
9 |
10 |
Евр. Страны |
3 |
11 |
14 |
США, Сев.Америка |
2 |
4 |
6 |
Другие |
- |
1 |
1 |
Не отражено |
- |
2 |
2 |
Всего |
53 |
304 |
357 |
Министерство труда, 1996 г.
|