Виктор Агаев. Марракеш |
Марракеш Виктор Агаев, Немецкая волна, 14 марта 1999
Не стоит слишком доверять турагентствам, которые уверяют, будто в городе ничто не изменилось с древних времен. Авторы некоторых путеводителей подобны продавцам арабских древностей, состаренных за углом при помощи новейшей искусственной патины французского производства. Архаика Марракеша не в его антикварных лавках, а в особом восприятии жизни, в ощущении беспрерывности существования, которое охватывает при виде того, как блюдо для приготовления кус-куса превращается в параболическую антенну для бесплатного приема Эм-би-си. Недаром говорят, что нет на земле гвоздя, который не выпрямили бы в Марракеше. Звуки площади Джема Эль-Фна - это звуки тысяч и тысяч предметов разных эпох и народов, оригиналов, грубых подделок и искусных копий. Их цена определяется не по закону спроса и предложения, а в зависимости от настроения продавца, для которого коммерция - не просто способ обогащения, это вся его материальная жизнь. "В Европе у человека есть работа и есть отдых,- объяснял мне как-то торговец пряностями на одном из рынков Джемаа Эль-Фна,- у жителя Медины есть духовный мир мечетей и суета площади". Григорий Герман живет в Мадриде, поэтому я не знаю, приехал он в Марракеш самостоятельно, или при поддержке какой-нибудь "конторы Кука", но большинству из нас без посредников не обойтись. А задумывались ли вы о том, где они берут свои туры, или каюты, самолеты, верблюдов? Чаще всего -- нанимают на ярмарках, точнее, заключают соответствующие договоры с владельцами самолетов, гостиниц, пароходов, верблюдов. Туристическая выставка-ярмарка Но сотни тысяч простых берлинцев, приходя на ярмарку, думают не об экономических проблемах туризма, а о том, как подешевле развлечься. Правда, поскольку немцы, в большинстве своем, вынуждены экономить, они предпочитают оставаться на время отпуска в Германии, или ездить в страны, расположенные недалеко - Австрия, Испания, в основном, Майорка и Канарские острова, а так же Греция, Турция. Причем, стараются добираться до места отдыха на своем транспорте, а если это невозможно, то чартерными рейсами. Широкофюзеляжные самолеты, поднимающие две-три- пять сотен пассажиров, позволяют сделать авиабилеты баснословно дешевыми. Всё чаще немцы, особенно семьи с детьми, предпочитают на время отпуска снимать не номера в гостиницах, а квартиры. Другая тенденция, наблюдаемая исследователями туризма, кажется прямо противоположной первой - немцы всё больше интересуются дальними поездками - в Юго-Восточную Азию, в Австралию. Финансовый кризис сделал полеты туда очень выгодными, а цены на жильё и транспорт на месте из-за высокой конкуренции упали уже давно. В десятке самых популярных мест отдыха сразу после Италии и Великобритании стоит Китай. Там в сфере туризма занято около миллиона человек. Если в прошлом году в Китае /без Гонконга/ побывали 25 миллионов гостей, то через три года Китай / теперь уже с Гонконгом/ сможет, по данным экспертов, принять в шесть раз больше - 140 миллионов гостей. Причем, Китай, одна из немногих стран, куда, к радости организаторов, даже индивидуалисты - американцы предпочитают ездить группами, так проще преодолевать языковой барьер. Берлинские ярмарки двух последних лет показывают и еще один вариант полного совмещения экономических интересов и гостей, и хозяев. Немцы называют это псевдо-английским выражением "олл инклюзив", что лучше всего перевести как "за всё заплачено" и, попросту говоря, означает, что ваш аппетит на цену путевки никак не влияет - вы можете есть и пить всё, что хотите, и когда хотите ваш отпуск от этого дороже не станет. Наиболее яркий пример "инклюзива" - поездка в Доминиканскую республику на две недели ... без багажа. На месте вы получаете бесплатно 15 предметов одежды, которые могут комбинироваться друг с другом, а так же купальник, шесть трусов, сандалии, солнечные очки, кремы от загара и для загара, шляпу от солнца, всё, что нужно для бритья, зубную щетку и пасту, а так же дезодорант. То, что вам не подходит по размеру, будет подогнано гостиничным портным. Стирка одежды так же включена в цену. Если хотите, то можете забрать после отпуска этот набор с собой. Бесплатно и в бесплатной сумке. Как видим, выигрывают все. До сих пор принцип "за всё заплачено" действовал в рамках одной гостиницы. Куба - наиболее популярное место отдыха немцев в Америке - Куба пошла еще дальше: два острова там были объявлены полностью олл инклюзивными - т.е. в любом местном ресторане вы можете есть и пить всё, что хотите, на любом пляже можете пользоваться любым спортивным снаряжением. Простой посетитель, не представитель турагентства, приходит на ярмарку чаще всего для того, чтобы выбрать себе маршрут следующей поездки. Но немало и тех, для кого сама ярмарка - это уже большое развлечение. Рассказывает Захар Бутырский: Немцы традиционно завлекают своих туристов предметами старины. Услышав звуки знаменитой "Трехгрошовой оперы" Бертольда Брехта, бреду по направлению ко стенду с надписью "Город-крепость Майен". Артист на невысоких подмостках горланит классическую песню под гитару. Певец покидает сцену. И пока на его место уже спешат средневековые воины с мечами, чтобы начать воображаемый поединок, направляюсь к музыканту с микрофоном: Мы рекламируем замок и город под названием Майен. Там каждое лето проводятся праздничные рыцарские забавы. Мы приглашаем всех приехать к нам на этот фестиваль. Во время театрального представления зрители сидят в замке-крепости под открытым небом. Для детей и взрослых - разнообразнейшая программа развлечений. Песни, которые я только что исполнил, -- из "Трехгрошовой оперы" Бертольда Брехта и Курта Вайля. Мы переделали оригинал и взяли оттуда лишь трагические песни уличного певца, чтобы заманить публику на новое представление, которое состоится этим летом. По соседству -- экспонат из Майнца, который явно на актуальность не претендует. Всем желающим предлагается в течение нескольких минут напечатать копию страницы из Библии на печатном станке Иоганна Гутенберга. Первопечатник Гутенберг, родившийся в Майнце, до сих пор приносит пользу своим соотечественникам, пусть даже и в качестве приманки для туристов. Его последователь, полиграфист Роберт Хартманн зазывает мужчин на необычный аттракцион -- проверить свою силу, поворачивая огромный пресс печатного станка: Это всего лишь копия печатного станка Гутенберга. Ее построили в 1928 году. В основу изобретения Гутенберга положена идея пресса для производства вина. Таким способом он и еще 20 помощников напечатали около 180 экземпляров Библии. На это им понадобилось несколько лет. Пресс состоит из деревянной рамы с кареткой и крутящего механизма. Оно похоже на такой себе стол без крышки. На стол кладется бумага. Бумага, подчеркивает полиграфист, итальянского производства. Чтобы напечатать одну-единственную страничку, необходимо трое людей. Вначале на буквы в прессе наносится черная краска с помощью специального ролика. Ролик сделан из конского волоса и собачьей кожи. Собачья кожа применяется потому, что собака выделяет пот через язык, и ее кожа не пористая. Из-за этого наносимая на валик краска не проникает под кожу, и конский волос и кожа остаются всегда мягкими и эластичными. Машина весит около полутора тонн. Ее привезли в Берлин из Майнца в пяти ящиках на грузовом автомобиле. Тем, кто приезжает в Майнц, печатный процесс демонстрируют целиком. Латиноамериканская реклама, в отличие от немецкой, немногословна. На языке выставки, немецком, говорят немногие в здешних турагенствах. Однако вряд ли кто-то выдерживает конкуренцию с парочкой барабанов, на которых полуобнаженный музыкант самозабвенно выстукивает ритмы своей страны. Зато на немецких стендах ярмарки вечером угощают свежим вином и пивом, в надежде, что у посетителя когда-то появится желание еще раз отведать неповторимые по вкусу напитки, многие из которых ведут свою историю еще с рыцарских времен. |