Алексей Андреев. Берберское одиночество

 

Берберское одиночество

Найдет ли Алжир своего Нельсона Манделу?

Алексей Андреев, "Независимая газета", 17 августа 2001 года

 

В Алжире с триумфом встретили первого президента страны 82-летнего Ахмеда Бен Беллу, вернувшегося из Женевы, где он участвовал в десятидневном международном совещании, посвященном подготовке намеченной на конец августа - начало сентября Всемирной конференции против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и других форм нетерпимости. Его страстные антирасистские выступления, направленные в адрес бывших колонизаторов, нашли самый восторженный отклик среди тех, кого принято называть "алжирской улицей", тем более что проблема этнической нетерпимости остается весьма актуальной и для самого Алжира.

Похоже, что на второй по размерам территории (после Судана) африканской стране на смену постепенно утихающему террору исламистов уже пришла новая волна политической нестабильности, связанная на этот раз не с религиозно-политическими, а с национальными проблемами. Кабилия (горная область, населенная берберским национальным меньшинством) фактически оказалась на военном положении - тем самым власти стремятся пресечь периодически организуемые берберами "марши мира", оканчивающиеся, как правило, кровавыми потасовками. Лишь с апреля по июнь в результате столкновений между активистами берберской оппозиции и жандармами, на стороне которых теперь выступают исламские радикалы, погибли 55 человек (по официальным данным), сотни были ранены. Тем не менее оппозиционеры умудряются едва ли не каждый день проводить в столице сидячие демонстрации, пикеты, распространять антиправительственные листовки - словом, так или иначе заявлять о продолжении бескомпромиссной борьбы.

Берберское движение стало усиливаться с середины 1990-х годов как ответ на убийства исламистами его лидеров и попытки тогдашнего правительства (во главе с Лиамином Зеруалем) начать "диалог" с террористами. Создавая собственные силы самообороны, берберы выступали против проводимой правительством политики арабизации, требовали уравнения в правах арабского языка и берберских диалектов, а со временем требования культурно-национальной автономии стали дополняться жесткими сепаратистскими лозунгами. Символично, что радикальное Движение за свободную Кабилию быстро перехватило инициативу у в целом лояльного центральной власти Объединения за культуру и демократию (ОКД), поддержавшего на последних выборах нынешнего президента Абдельазиза Бутефлику. Кстати, сотрудничество с ОКД не помешало правительству Бутефлики продолжить курс на примирение с исламистскими организациями.

Обвиняя жандармерию, стремящуюся держать под жестким контролем всю Кабилию, в жестокости и коррумпированности, берберские лидеры одновременно требуют от правительства выработки программы социально-экономического развития региона. При этом в качестве посредника между правительством и берберской оппозицией многие видят именно Бен Беллу. Во времена его правления в 1960-е годы на развитие экономики Кабилии выделялись немалые средства, многие берберы входили в состав высших административных органов власти, выдвигались планы индустриализации районов компактного проживания берберов, вскоре похороненные при свергнувшем Бен Беллу полковнике Бумедьене.

Отец-основатель современного Алжира считает нынешнего президента своим воспитанником, тем более что в период правления Бен Беллы Бутефлика занимал пост министра иностранных дел. Так что надежды, возлагавшиеся национальной оппозицией на нового президента, небеспочвенны. Надо сказать, что и сам Бутефлика при случае всегда демонстрировал толерантность в национальном вопросе, особенно в исторических аспектах, касающихся доарабского периода истории Алжира. Неплохой иллюстрацией чему, в частности, стал проведенный под его патронажем в апреле нынешнего года международный коллоквиум, посвященный Блаженному Августину, родившемуся, проповедовавшему и создававшему свои бессмертные труды на территории современного Алжира. "Алжир Бутефлики реабилитирует Блаженного Августина", - писала парижская "Монд". А ведь еще несколько лет назад епископа древнего Гиппона, автора "Исповеди" и "О Граде Божьем" центральные алжирские СМИ называли "предателем" и сторонником "римского империализма". Теперь же коллоквиум, проведенный на родине Блаженного Августина, прозвучал как извинения официального Алжира перед христианским миром за убийство в 1994-1996 годах 20 священников и монахинь. Так что оппозиция не случайно ждала от президента следующего шага в сторону консолидации алжирского общества на действительно плюралистической основе.

Силовыми методами повлиять на такого опытного политика, как президент Бутефлика, сложно. Ближайшее будущее покажет, способен ли на это человек, в свое время продвинувший нынешнего главу государства в большую политику. Не найдя взаимопонимания с какой-либо частью алжирской политической элиты, берберам весьма непросто будет добиться прогресса в решении своих проблем. Тем более что они уже не пользуются былой поддержкой Франции, которая готова многое простить нынешним алжирским властям за то, что те сумели договориться с, казалось бы, непримиримым Исламским фронтом спасения, сведя тем самым до минимума былой разгул исламистского террора.

Внутриполитическая расстановка сил за двухлетний период правления Бутефлики в корне изменилась. И возможно, что на пути достижения реального национального единства страны Ахмеду Бен Белле, проведшему при военных режимах 15 лет за решеткой (в 1965-1980 гг.), еще предстоит сыграть роль алжирского Манделы.

Вернуться на главную