Алексей Андреев. Ночь любви над Африкой

 

Ночь любви над Африкой
Женщины Черного континента: феминизм, брак, инициация, сексуальность
Алексей Андреев, "Независимая газета", 18 декабря 2001

 

Посол Сенегала в Ливии отозван из Триполи. Cенегальское правительство также пригрозило выдворить из страны нескольких ливийских дипломатов. Hи для кого не секрет, что это связано с недавним "сексуально-политическим" скандалом в отношениях между двумя странами, когда выявилось участие ливийских госчиновников в деятельности международной сутенерской сети, привлекающей девушек из Сенегала.

Разразившийся скандал особенно неприятен ливийцам, поскольку их лидер Муамар Каддафи уделяет "женскому вопросу" особое идеологическое значение. "Женщина должна обладать полными правами, исключая права на превращение в мужчину" - это высказывание Каддафи стало одним из главных лозунгов первого общеарабского "женского саммита", состоявшегося недавно в Каире по инициативе Лиги арабских государств. В англоязычной печати Каирскую конференцию не случайно назвали "саммитом", поскольку ряд стран были представлены "первыми леди". Представительниц Ливии возглавляла Сафия Каддафи.

В нынешней обстановке на Ближнем Востоке Каирский форум не остался в стороне от главных политических проблем. В частности, в Каире состоялся женский марш солидарности с палестинцами, в котором приняли участие около 400 женщин - участниц конференции. Что касается чисто "женской" тематики, то на конференции в первую очередь обсуждали вопросы, касающиеся общественной роли женщин, а также их более активного вовлечения в политическую жизнь арабских стран. При этом подчеркивалось, что равноправие женщин не следует путать с феминизмом, поскольку последний, согласно тому же Каддафи, является "преступлением против природы вещей".

Однако это все политика. Куда интереснее "настоящий", стихийный феминизм сельских районов ряда стран тропической Африки. В самых, казалось бы, глухих гвинейских деревнях автору этих строк приходилось сталкиваться с совершенно неожиданными для европейца вещами. Как правило, чем моложе староста деревни, тем более свободны отношения между полами. Возьмем, скажем, небольшую деревеньку Кеуруане, что в Стране Мандинго, исторической области на северо-востоке Гвинейской Республики, населенной преимущественно народностью малинке. Жители заняты в основном на сельхозработах, на общинных полях выращивают главным образом рис, на частных огородах - маниоку, батат, просо, рапс, другие местные культуры. Промышляют старательством: мужчины копают шурфы, добывают золотоносные породы, женщины в близлежащих водоемах промывают их на золото. Несмотря на ежедневный многочасовой труд, два раза в неделю по ночам староста устраивал в центре деревни большую дискотеку. Заводил дизельную "Ямаху" (другого электричества там нет), включал единственный на всю округу стереомагнитофон, и начинались танцы. Кавалеров, как правило, выбирали дамы. Не стоит забывать, что все жители деревни мусульмане-сунниты, по соседству живет и местный марабут (религиозный наставник). При этом ни о каком принижении или ущемлении прав и достоинства женщин и речи не было. Скорее наоборот, представительницы слабого пола пользовались рядом привилегий, и отягощенные сразу несколькими семьями мужья частенько жаловались, что у них не хватает ни сил, ни средств для того, чтобы обеспечить многочисленных родственников.

Многие исследователи полагают, что романтическая сторона добрачных и брачных отношений в традиционной африканской общине подавлена духом коллективизма, поскольку и удовольствие, и боль, и радость, и горе становятся достоянием односельчан, личная жизнь-де практически полностью отсутствует. Отсюда и незыблемость полигамных браков. В доказательство часто приводится обряд эксцизии (женского обрезания). Например, по мнению известного египетского социолога Юсефа эль-Мазри "эксцизия практикуется для того, чтобы заставить женщину во чтобы то ни стало выполнять роль объекта наслаждения и лишить ее всякой возможности сексуального развития". Возьму на себя смелость не согласиться с этим утверждением. Ведь в первую очередь эксцизия - дань богам за право стать женщиной. В деревнях распространено убеждение, что мужчина, вступивший в интимную связь с необрезанной, не только погибнет сам, но и навлечет гнев предков на весь свой род. Другое дело, что там, где эксцизия практикуется в виде жестокой операции клитородектомии, высок риск заражения крови. По опубликованным в ЮАР данным, в 1994 г. 20% девочек, подвергшихся этой "ритуальной пытке", погибли от гангрены. Подобные операции способствовали также небывалому распространению СПИДа в Центральной и Южной Африке.

Народная мудрость, однако, донесла до наших дней и более гуманные варианты женской инициации. У некоторых нигерийских и камерунских племен принято ограничиваться нанесением татуировки на лицо женщине. Татуировка служит своеобразным "досье", несущим информацию о возрасте и родоплеменной принадлежности женщины. Иногда татуировкой отмечаются некоторые эрогенные зоны. У нкунди, проживающих в Центрально-Африканской Республике и Конго, принято татуировать женское тело под грудью, а у нигерийских лала надрезы наносятся на бедра.

Что касается "подавления женской сексуальности", то, судя по поведению прошедших обряд инициации гвинейских девушек, по страстным любовным романам, завязывавшимся в далекой деревенской глуши, подобный взгляд можно считать упрощением, характерным для европейских и арабских авторов. Важнейшим элементом любовной игры можно назвать совместный танец, например "танец ожидания": энергичные волнообразные "перекатывания" нижней части тела сопровождаются сначала медленными, затем ускоряющимися ритмичными движениями грудью. Если танец идет без электронного музыкального аккомпанемента, в сопровождении тамтамов, трещоток и каких-либо струнных инструментов, становится заметно, как невидимый дирижер сдерживает общий ритм, не позволяя чувствам танцоров достичь экстаза. Воображение само дополняет танцевальный сюжет, когда, как писал сенегальский поэт-президент Леопольд Сенгор, "на Черную Африку сходит черная ночь любви". Словом, жизнь сама опровергает сухие социологические концепции. Полигамия же просто рациональна в свете хозяйственных нужд. В тропических условиях одной жене тяжело выполнять все необходимые обязанности - готовить пищу, носить воду, работать в поле. Ведь семьи, как правило, многодетные, так что забот у замужней женщины не перечесть. Сами африканки зачастую предпочитают делить все эти обязанности с другими женами: "больше жен, меньше работы".

Вернуться на главную