Ой! Мы опять это сделали...
Махамбет Ауезов, "Деловая неделя" (Казахстан),
№18-2000
Беспрецедентным назван факт незаконного перевоза самолета АН-12 из Казахстана
в Конго. Комментарий по этому поводу пришлось давать командующему ВВС
РК. Создалось впечатление, что у г-на Алтынбаева и у нашей страны вообще
вскоре выработается отрицательное восприятие по отношению к какой бы то
ни было авиационной технике - общественность еще не забыла скандал с МиГами.
Глава военно-воздушных сил РК заявил о том, что данный
инцидент не имеет никакого отношения к Министерству Обороны. По этому
же поводу провел пресс-конференцию председатель аэрокосмического комитета
Меирбек Молдабеков. История выглядит так: самолет Ан-12 относящийся к
авиапарку космодрома Байконур, много лет выполнял транспортные функции,
по сути, не являясь военной техникой. Хотя в сообщениях агентства “Хабар”,
была информации о наличии вооружения и оборудования на самолете. По словам
г-на Молдабекова, вооружение было снято с самолета в 1989 году. Всего
в оперативном управлении Аэрокосмического агентства РК находится 22 единицы
авиатехники. После 35 лет службы, Ан-12 исчерпал запас прочности, и его
представили к списанию. Заключение экспертов гласит: “восстановление экономически
не целесообразно”, это значит, что денег на ремонт самолета нет. После
этого объект передается РГП “Инфракос”, в чьи функции входит сохранение
казахстанского аэрокосмического имущества и конверсия старой техники.
Документы по списанному самолету были отправлены в Госкомимущество, которое
приняло окончательное решение о списании, и передало его в хозяйственное
ведение “Инфракосу”, который должен был решить, что с ним делать. Был
устроен тендер, в котором участвовало три участника, в итоге частная российская
авиакомпания “Русь” купила машину за Т35 тысяч. Россияне договорились
с “Инфракосом” о том, что отгонят самолет в город Жуковск. После оформления
всех документов, самолет получает коридор в воздушном пространстве Казахстана
до территории России. Как обнаружилось позже, кто-то позабыл, что на любой
перевоз техники из Байконура нужно еще одно специальное разрешение Госкомимущества,
и кто-то пропустил самолет без этого документа. В этом г-н Молдабеков
видит главное нарушение с казахстанской стороны.
Однако российский экипаж полетел не в Подмосковье, а через Армению, Турцию
и Египет в Конго, где уже много лет идет гражданская война. В этом представитель
Аэрокосмического агентства просит винить “Русь”, которая нарушила свою
часть контракта. Казахстанская сторона даже еще не получила денег, хотя
предполагалась предоплата. Ан-12 улетел под гарантийное письмо от российской
фирмы. В настоящее время сумма “вроде бы” ушла, но вот до нас еще не дошла.
Не совсем ясным остается, зачем вообще возникло уголовное дело и откуда
подозрения КНБ в преступном сговоре. Остается только факт - самолет, который
оказался не в России, а в третьей стране. Ясно, что просто так ничто не
могло пересечь воздушное пространство сразу нескольких стран, для этого
нужен коридор, который просто в полете не подготовишь. Здесь явно видна
предварительная работа, непонятно правда, замешаны ли граждане Казахстана
в этом.
Интересен и такой момент: при реализации военной техники сторона продающая
получает сертификат конечного пользования, это должно быть для этой страны
гарантией того, что это оружие не “уйдет” в третьи страны или, не дай
Бог, в “горячие точки”. “Инфракос” военной техникой этот самолет не посчитал.
Хотя сам глава Аэрокосмического агентства считает, что политический последствий
не будет, у нашей страны может выработаться “воздушная болезнь”.
|