Махамбет Ауезов. Ой! Мы опять это сделали...

 

Ой! Мы опять это сделали...

Махамбет Ауезов, "Деловая неделя" (Казахстан), №18-2000


Беспрецедентным назван факт незаконного перевоза самолета АН-12 из Казахстана в Конго. Комментарий по этому поводу пришлось давать командующему ВВС РК. Создалось впечатление, что у г-на Алтынбаева и у нашей страны вообще вскоре выработается отрицательное восприятие по отношению к какой бы то ни было авиационной технике - общественность еще не забыла скандал с МиГами.

Глава военно-воздушных сил РК заявил о том, что данный инцидент не имеет никакого отношения к Министерству Обороны. По этому же поводу провел пресс-конференцию председатель аэрокосмического комитета Меирбек Молдабеков. История выглядит так: самолет Ан-12 относящийся к авиапарку космодрома Байконур, много лет выполнял транспортные функции, по сути, не являясь военной техникой. Хотя в сообщениях агентства “Хабар”, была информации о наличии вооружения и оборудования на самолете. По словам г-на Молдабекова, вооружение было снято с самолета в 1989 году. Всего в оперативном управлении Аэрокосмического агентства РК находится 22 единицы авиатехники. После 35 лет службы, Ан-12 исчерпал запас прочности, и его представили к списанию. Заключение экспертов гласит: “восстановление экономически не целесообразно”, это значит, что денег на ремонт самолета нет. После этого объект передается РГП “Инфракос”, в чьи функции входит сохранение казахстанского аэрокосмического имущества и конверсия старой техники.
Документы по списанному самолету были отправлены в Госкомимущество, которое приняло окончательное решение о списании, и передало его в хозяйственное ведение “Инфракосу”, который должен был решить, что с ним делать. Был устроен тендер, в котором участвовало три участника, в итоге частная российская авиакомпания “Русь” купила машину за Т35 тысяч. Россияне договорились с “Инфракосом” о том, что отгонят самолет в город Жуковск. После оформления всех документов, самолет получает коридор в воздушном пространстве Казахстана до территории России. Как обнаружилось позже, кто-то позабыл, что на любой перевоз техники из Байконура нужно еще одно специальное разрешение Госкомимущества, и кто-то пропустил самолет без этого документа. В этом г-н Молдабеков видит главное нарушение с казахстанской стороны.
Однако российский экипаж полетел не в Подмосковье, а через Армению, Турцию и Египет в Конго, где уже много лет идет гражданская война. В этом представитель Аэрокосмического агентства просит винить “Русь”, которая нарушила свою часть контракта. Казахстанская сторона даже еще не получила денег, хотя предполагалась предоплата. Ан-12 улетел под гарантийное письмо от российской фирмы. В настоящее время сумма “вроде бы” ушла, но вот до нас еще не дошла.
Не совсем ясным остается, зачем вообще возникло уголовное дело и откуда подозрения КНБ в преступном сговоре. Остается только факт - самолет, который оказался не в России, а в третьей стране. Ясно, что просто так ничто не могло пересечь воздушное пространство сразу нескольких стран, для этого нужен коридор, который просто в полете не подготовишь. Здесь явно видна предварительная работа, непонятно правда, замешаны ли граждане Казахстана в этом.
Интересен и такой момент: при реализации военной техники сторона продающая получает сертификат конечного пользования, это должно быть для этой страны гарантией того, что это оружие не “уйдет” в третьи страны или, не дай Бог, в “горячие точки”. “Инфракос” военной техникой этот самолет не посчитал. Хотя сам глава Аэрокосмического агентства считает, что политический последствий не будет, у нашей страны может выработаться “воздушная болезнь”.

Вернуться на главную