Алексей Балиев. Уйти по-французски

Уйти по-французски
Париж намерен сократить свое военное присутствие в Африке. Африка не в восторге
Алексей Балиев, "Век", №40 - 2000

По данным французских и других зарубежных источников, ряд ведомств Франции недавно разработал план сокращения ее военного присутствия в Африке. Независимо от идеологических пристрастий все лидеры Франции - и голлисты, и социалисты - руководствовались тем, что французское присутствие в бывших колониях и протекторатах (а их в Африке было около двадцати), как и сохранение "зоны французского франка", объединяющей почти все франкоговорящие африканские страны, имеет для Франции бессрочное стратегическое значение.

Располагая военно-морскими и военно-воздушными базами в семи странах Африки, заключив с ними соглашения о взаимной помощи и военном сотрудничестве, Париж влияет на ситуацию на Африканском континенте в значительно большей мере, чем, к примеру, США и Великобритания. Кстати, на это с завистью указывают некоторые британские и американские эксперты, рекомендуя Вашингтону и Лондону активнее "вовлекать" Париж и опекаемые Францией государства в межафриканские структуры, в многонациональные силы по урегулированию этнических и межгосударственных конфликтов в Африке.

Согласно упомянутому плану Париж намерен постепенно сократить почти наполовину численность своих войск и военных советников в Чаде и Сенегале, Габоне и Центральноафриканской Республике, Кот-д'Ивуаре (Берег Слоновой Кости) и Джибути, а затем приступить к закрытию ряда своих военных баз на континенте. Формальные предлоги для этого - растущая нагрузка на французский госбюджет и необходимость реструктуризации войск Франции, повышения их готовности к переброске в любую "горячую точку" Африки.

Однако правительства стран, где находятся базы французских ВМС и ВВС, не требуют такой эвакуации. Более того, к военной помощи Франции часто прибегают и те бывшие ее колонии, где у французских войск нет постоянной дислокации (например, Того, Камерун, Нигер). Франция по сей день напрямую управляет рядом территорий в Индийском океане, расположенных вблизи берегов Африки, - островами Реюньон, Глорьез, Майотта, Европа, Басса-да-Индия и другими. Там тоже есть военные базы Парижа, а на шельфе некоторых из этих островов разведаны месторождения нефти.

Кстати, "заморские департаменты" Париж имеет и в бассейне Тихого океана, Южной и Центральной Америке и даже у Атлантического побережья Канады. Поэтому "уход" Франции с африканских военных баз приведет, по мнению многих специалистов, к цепной реакции в других регионах мира, где метрополия сохраняет свое присутствие. "Полюсы" же французского влияния в этих местах станут скорее всего "добычей" Вашингтона.

Это уже происходит в Тихоокеанском бассейне: почти все южнотихоокеанские острова принадлежат Франции, но ни они, ни сама метрополия пока не вовлечены в интеграционные процессы в этом регионе. А пресса США все чаще публикует материалы об усилении антифранцузского движения в Новой Каледонии, Таити, других тихоокеанских территориях Парижа.

Характерно, что план сокращения военного присутствия Франции в Африке предусматривает также сотрудничество Парижа с США и Великобританией в создании в африканских странах национальных военных школ, мобильных "миротворческих" отрядов и т. д. Этот документ должны одобрить президент и премьер-министр Франции. Но многие французские и западноевропейские эксперты предрекают резкое ослабление геополитических позиций Франции, в том числе в Европе и Средиземноморье, если план получит поддержку официального Парижа.

Кроме того, США и Великобритания по-прежнему имеют военные объекты в Африке и близлежащих регионах (в частности, на архипелаге Чагос в Индийском океане), на севере Марокко "своими" территориями владеет Испания. Да и Гибралтар остается британским. Так что план "ухода" войск Франции из Африки уравновесит военно-политическое присутствие на континенте всех стран НАТО.

Однако такое развитие событий может ослабить и экономическое влияние Парижа в Африке: с помощью "зоны французского франка" Франция контролирует внутри- и внешнеэкономическую политику большинства франкоязычных государств, ограждая их от "долларизации" и контроля со стороны Международного валютного фонда. Страны - члены "зоны" - имеют стабильные торговые отношения с бывшей метрополией, покрывают госбюджетный и внешнеторговый дефициты с помощью французского казначейства.

Внедрение же в этот регион "шоковых" рецептов и соответственно кредитов МВФ специалисты считают вполне вероятным, если влияние Парижа там будет ослабевать. Заодно могут быть сорваны российско-французские проекты в некоторых африканских странах, в том числе во франкоязычных.

Зато в Федеративной Республике Коморских островов (расположенных вблизи Мадагаскара и Мозамбика) усиливается движениеэ за возврат ее под опеку Франции (Коморы до 1978 г. имели статус "заморского департамента" Парижа). Лидеры этого движения считают, что при французских чиновниках их стране жить было лучше. "Коморский синдром" имеет шанс проявиться и в Чаде, Габоне, Джибути.

Ослабление военно-политического влияния Франции в Африке явно скажется на ее экономических позициях на континенте. А это, в свою очередь, может привести к уменьшению роли Парижа в европейских, средиземноморских, тихоокеанских делах. Партнерство же с такой Францией для ряда держав вряд ли будет более выгодным, чем с "прежней".