Андрей Боген. Марокко: шаткая грань между свободой и хаосом или как править молодому королю?

 

Марокко: шаткая грань между свободой и хаосом или как править молодому королю?

Андрей Боген, "Немецкая волна", 27 сентября 2000 года

 

У микрофона Павел Лось, здравствуйте.
Вот уже больше года на королевском троне в Марокко восседает Мохаммед Шестой. Перед молодым монархом стоят весьма непростые задачи. Его отец, король Хасан Второй почти четыре десятилетия правил страной, используя жесткие авторитарные методы: политическая оппозиция подавлялась, любые изменения в Марокко происходили только по воле монарха. И вот после смерти отца прошлым летом 35-тилетний Мохаммед оказался у власти. Он уже зарекомендовал себя сторонником демократизации общества: была смягчена цензура, в страну вернулись политические эмигранты, жертвы репрессий получили компенсации. Однако далеко не всё в обществе, неожиданно получившем свободу, складывается благополучно. Едва ослабевает давление сверху, как одна за другой начинают возникать радикальные группировки, стремящиеся использовать появившуюся свободу для укрепления своего влияния и даже для захвата власти в стране. В Марокко к таким группировкам относятся радикальные исламисты. Подробности - в сообщении, подготовленном Андреем Богеном.

Один из крупнейших городов Марокко - Касабланка - в этом году не раз становился местом проведения митингов и демонстраций. Одна из наиболее значительных акций протеста состоялась в марте, когда на улицы города вышли более ста тысяч человек. Чего же хотели протестующие? Они не требовали расширения демократических свобод, проведения новых выборов или улучшения системы социального обеспечения. Они протестовали против плана марокканских властей предоставить женщинам больше прав в семейном и брачном законодательстве.

Демонстрация была организована марокканскими исламистами, и число ее участников, а также их воинственность повергли многих обозревателей в шок: то, что движение исламистов в стране существует, было известно давно, но мало кто мог предположить, что оно располагает такой значительной поддержкой. Для экспертов это стало поводом вновь задаться вопросом: куда идет Марокко? Не ждёт ли страну кровавая судьба соседнего Алжира, где уже много лет идёт война между исламской оппозицией и правительством?

Пока большинство марокканцев не являются сторонниками столь мрачных прогнозов - однако не видеть проблемы они тоже не могут. Вот что говорит по этому поводу главный редактор независимого марокканского еженедельника "Жюрналь" Абубакр Джемаль: - Я не верю, что вскоре произойдёт такая поляризация нашего общества, при которой исламисты окажутся на одной стороне, а власти - на другой. Просто в течение долгого времени движение исламистов старались не замечать - а оно существовало десятилетиями. Но поскольку в Марокко не проводились свободные выборы и не было гласности, то никто и не представлял себе, насколько это движение многочисленно и каким влиянием оно пользуется. Теперь мы по крайней мере начали видеть реальность, и я в любом случае считаю это положительным явлением. Только осознав реальность, можно приступать к строительству гражданского общества.

В течение почти 40 лет правления короля Хассана Второго запад рассматривал Марокко как одно из самых стабильных развивающихся государств и как одного из своих самых надежных союзников в арабском мире. Методом «кнута и пряника» король сумел более или менее успешно нейтрализовать оппозицию и исправно делал вид, что с пониманием относится к намекам США и Западной Европы о необходимости постепенного перехода к демократии.

И всё же недовольство населения в Марокко росло. Экономика продолжала пробуксовывать, и сохраняющуюся в стране стабильность кое-кто уже стал называть «стабильностью нищеты». Поэтому когда в июле прошлого года на трон вступил новый король Мохаммед Шестой, от него ждали реформ - и он действительно начал проводить умеренно либеральный курс. Но уже первые шаги в этом направлении показали, что в Марокко, как и во многих других развивающихся странах, в таких ситуациях неизбежен своеобразный парадокс: смягчение режима используют в своих целях прежде всего те силы общества, которые сами ни либеральными, ни демократическими не являются.

Уже в августе прошлого года, во время траура по королю Хассану Второму, исламисты провели в Касабланке и Рабате грандиозные массовые мероприятия. Чтение Корана сопровождалось там обширной культурной программой и даже спортивными состязаниями. Осенью была начата кампания против планов предоставить женщинам больше прав, а в феврале лидер исламистов шейх Яссин направил королю Мохаммеду открытое письмо, в котором призывал его отдать марокканскому народу многомиллиардное состояние королевской семьи, размещенное в иностранных банках.

Резкий рост популярности исламистов в Марокко имеет несколько причин. Во-первых, это социальные противоречия, которые раздирают страну. Во-вторых, слабость левой и либеральной оппозиции. Большинство ее лидеров, пройдя через тюрьмы и пытки, примирилось с режимом и уже не столь активно участвует в общественной жизни. Наконец, определенную роль играет и тот факт, что новый король оставил на своих местах большинство высокопоставленных чиновников, управлявших государством при прежнем монархе. Начавшиеся реформы не вывели на политическую арену новых лидеров. Говорит Лотфи Бусайен, социальный работник из Танжера: - Что меня больше всего удивило, так это то, что новый король оставил у власти прежнее правительство. Он должен был назначить новые выборы. Нам нужно новое правительство с новыми людьми, нам нужны перемены.

Кстати, Лотфи Бусайен - один из немногих, кто пришел на демонстрацию, организованную в Танжере местными профсоюзами. Квалифицированный специалист, Бусайен получает в месяц менее 200 долларов и живет с женой и ребенком в маленькой квартире с плесенью на потолке. Его телефон отключен за неуплату, а об автомобиле Лотфи и его жена могут только мечтать. Однако по сравнению с другими он живет еще неплохо. Прямо напротив его двери в канаве ночуют бездомные. В Танжере их очень много.

Этот город, расположенный на севере страны, уже давно имеет славу одного из самых бедных уголков страны. Производство наркотиков, контрабанда и проституция являются здесь основными источниками дохода. В городских трущобах нет ни электричества, ни водопровода. О медицинском обслуживании тоже можно только мечтать. Случаи заболевания холерой и туберкулезом стали едва ли не обычным делом. Так что не случайно Танжер превращается сегодня в оплот марокканских исламистов. И, как считает ряд экспертов, примеру Танжера может вскоре последовать вся страна.

Сегодня каждый третий житель Марокко - безработный, каждый пятый живет за чертой бедности. Только в этом году две с половиной тысячи марокканцев, в основном молодых, были задержаны в южной Испании за нелегальный переход границы. Однако объяснять рост влияния исламистов только экономическими причинами было бы наивно. Говорит марокканский ученый Джамиля Баргаш: - Я думаю, что исламисты имеют большое влияние в самых разных слоях нашего общества. Да, фундаменталисты пользуются наибольшей поддержкой среди безработных и бедноты. Но и высших кругах их идеи крайне популярны. Так, многим кажутся весьма привлекательными их противостояние Западу и стремление создать культурную альтернативу западному влиянию.

Движение исламистов возникло в Марокко в начале 70-х годов. В то время его поддерживала Саудовская Аравия, а марокканский режим смотрел на него сквозь пальцы, так как исламисты были весьма удобны в борьбе с левой оппозицией. Наибольшее число сторонников исламисты смогли завоевать тогда в среде учащейся молодёжи, и сегодня они доминируют почти во всех студенческих организациях страны. Самая большая исламистская организация - "Движение за справедливость и благоденствие" - была в 1989 году запрещена, а ее лидер - шейх Яссин - подвергнут домашнему аресту. Тем не менее организация продолжала действовать в подполье и имеет сейчас, по приблизительным оценкам, около полмиллиона приверженцев. Что же предлагают исламисты? В чем привлекательность их идеологии для марокканцев?

Арабское слово "адала" - "справедливость" - является ключевым в исламистской пропаганде как в Марокко, так и в других арабских странах. Своим идеалом исламисты провозгласили халифа Омара Абдель Азиза, правившего в 7 веке. Он вошел в историю тем, что раздал свои несметные богатства народу. В Марокко, где контраст между роскошной жизнью королевской семьи и бедностью остального народа особенно разителен, пример легендарного халифа весьма притягателен. Едва ли что-либо может так увлечь умы обедневших граждан страны, как надежда одним ударом разрубить все жизненные проблемы, уравнять всех и утвердить в обществе идеалы справедливости.

Но социальная справедливость - это лишь часть идеологии исламистов. Общество, которое они собираются построить, будет и обществом строгой морали. В нем не будет ни алкоголя, ни наркотиков, ни секса вне брака. По мнению исламистов, только в таком обществе, основанном на строгих религиозных принципах, каждому будет обеспечено достойное существование.

А как быть с несогласными? Им, судя по всему, просто придётся подчиниться, хотя официально марокканские исламисты отвергают насилие. Фаталлах Арсалан, представитель "Движения за справедливость и благоденствие", не думает, что Марокко пойдёт по алжирскому пути, однако однозначно утверждать этого не может.

- Мы не занимаемся пропагандой. Мы просто предлагаем решение проблемы. Исламисты в Марокко против насилия, разве что государство вынудит нас к этому. В любом случае насилие в нашей стране скорее связано с деклассированными элементами, чем с исламистким движением.

Отношение исламистов к новому королю Мухаммеду Шестому тоже нельзя назвать однозначным. По конституции, король Марокко - не только глава государства, но и повелитель правоверных мусульман, и исламисты пока не решаются критиковать его открыто. Но теоретически идеология исламистов не предполагает наследственной монархии и даже признает право на восстание в случае, если власть не соответствует ортодоксальным исламским представлениям.

Правда, последователи шейха Яссина стараются не говорить об этом прямо. Зато Хассан Ламанках, лидер небольшой подпольной организации "Движение за нацию", формулирует позицию исламистов гораздо яснее: Мы - общественное движение. И мы хотим изменить политическую жизнь страны, а значит и конституцию.Это означает, что мы требуем реформы системы государственного управления в Марокко. Король не должен быть неприкосновенной фигурой со статусом святого. Он должен отчитываться перед народом за свою деятельность. Только такой порядок соответствует нашим политическим воззрениям.

Марокканское руководство осознаёт всю сложность проблем, связанных с деятельностью в стране исламистов. Но если король Хассан Второй пытался просто сломить их, то молодой монарх Мохаммед, судя по всему, готов вступить с ними в диалог. Об этом говорит его решение освободить лидера исламистов шейха Яссина, более 10 лет находившего под домашним арестом. Многие представители марокканской интеллигенции, в том числе и те, кто отнюдь не сочувствует исламистам, приветствовали этот шаг.

Впрочем, есть и другое мнение насчет отношений между исламистами и властью в Марокко. Его придерживается, например, известный политолог из Касабланки Мохаммед Този. Он считает, что рост популярности исламистов - на руку марокканским властям. Ведь таким образом можно легко отвлечь внимание общественности от ошибок руководства и его нежелания проводить радикальные реформы. Уже не говоря о том, что манипулируя аргументами об исламской угрозе, можно добиться большей финансовой помощи со стороны Запада.

В конце будущего года в Марокко должны состояться парламентские выборы. По оценкам наблюдателей, исламисты могут получить на них около трети голосов избирателей. Так что уже в ближайшем будущем мы получим реальные показатели того, насколько оправданы сегодняшние опасения и какое место смогут занять исламисты в расстановке политических сил в Марокко.

Вернуться на главную