И Африка мне не нужна
В Анголе владивостокских рыбаков спасала лишь морская
солидарность
Дмитрий Чернов, "Время новостей", 1 ноября
2000
«Африканская»
эпопея владивостокских экипажей пяти судов, принадлежащих ОАО «Дальморепродукт»,
завершилась. В понедельник рыбодобывающая флотилия в составе плавбазы
«Пищевая индустрия» и четырех траулеров после двухлетней стоянки в Анголе
взяла курс на родной порт. Большая часть экипажей была фактически нелегально
переправлена в Приморье самолетом полтора месяца назад. Последние шестеро
рыбаков-скитальцев вернутся домой самолетом через Кейптаун (ЮАР). Сегодня
вахту на кораблях несут уже сменные перегонные экипажи.
Руководство одной из крупнейших рыбодобывающих компаний Дальнего Востока
в 1998 году приняло решение возобновить добычу ставриды и сардинеллы у
африканских берегов. Этот некогда привычный и выгодный для приморских
рыбаков промысел у берегов Африки пришлось закрыть с началом перестройки:
организация дальних экспедиций стала слишком дорогой. Но два года назад
предприятию удалось заключить с правительством Анголы весьма выгодное,
как казалось, соглашение о возобновлении лова. По его условиям для дальневосточников
не устанавливалась квотовая норма на добычу рыбы, но 15% улова должно
было передаваться ангольской стороне. В жаркие страны была немедленно
направлена одна из старейших плавбаз «Дальморепродукта» и траулеры «Кипарисово»,
«Соболиный» и «Каменка». Позднее к ним присоединилось еще одно добывающее
судно.
С возобновлением гражданской войны в Анголе «Дальморепродукт» решил свернуть
работу своих судов в этом районе Мирового океана, но не тут то было. Корабли
застряли в одном из ангольских портов, так как у судовладельца не было
никакой возможности обеспечить их топливом, а экипажи -- продовольствием
и питьевой водой.
Вдобавок зарплата морякам, которые должны были получать не менее 900 долларов
США в месяц, по условиям контрактов выплачивалась только по окончанию
периода найма, то есть после возвращения во Владивосток. Генеральный директор
«Дальморепродукта» Юрий Диденко, впрочем, не возражал против перечисления
денег для экипажей в любой ангольский банк, но из-за сложной обстановки
в стране все они не осуществляли финансовых операций. Рыбаки рассказывают,
что от голодной смерти их спасала только международная морская солидарность:
иностранные коллеги охотно делились с ними похлебкой, рисом и хлебом со
своих камбузов.
Бункеровку судов топливом, необходимым для длительного перехода, обеспечил
танкер «Дальнереченск», специально зафрахтованный в «Приморском морском
пароходстве». Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» вице-президент
ОАО «Дальморепродукт» Виктор Матвеев, застрявшая в Анголе флотилия, «несмотря
на серьезные трудности, обеспечена всем необходимым, а моряки, получив
зарплату, переправлены на родину». Но как именно компании удалось перечислить
в Африку деньги, г-н Матвеев не говорит.
|