Игорь Еремеев. Ключи от... дыры в небе

Ключи от ... дыры в небе
Игорь Еремеев, Невод ру, 20 сентября 2000


Деньги, заработанные государственным предприятием "Пермские авиалинии", пропадают, как в аэродинамической трубе. Тем не менее затевается, судя по всему, новый сомнительный контракт с африканской фирмой.

Полтора года назад в статье "Летят перелетные птицы" (10 марта 1999 года) я писал: "Пятьдесят на пятьдесят - таков риск контракта, заключенного предприятием "Пермские авиалинии" с сомнительной африканской авиафирмой". Как в воду - нет, в данном случае лучше подходит - в небо глядел...
Напомню. В феврале прошлого года в Нигерию для работы по контракту с фирмой "Harka Air Services Nig. LTD" улетел принадлежащий ГУАП "Пермские авиалинии" самолет Ту-134 с летным и инженерно-техническим персоналом. Но еще ранее компетентный, как считается, орган (региональное управление ФСБ по Пермской области) официально предупредил генерального директора "Пермских авиалиний" Игоря Грачева: нигерийская фирма, мол, сомнительна, заработанных денежек от нее можно и не дождаться, каковые случаи уже и имелись с авиаторами из республик Коми и Беларусь, попавшимися на нигерийскую удочку. С нашим самолетом в небе желтой жаркой Африки, слава Богу, тогда ничего не произошло. Летом прошлого года он вернулся домой, как об этом, помню, сообщило средствам массовой информации руководство "Пермских авиалиний". О финансовой стороне дела не сообщалось с тех пор, насколько я знаю, ничего.
Но вот передо мной копия свеженького бухгалтерского баланса ГУАП. Из него-то я узнаю, что мой тогдашний прогноз риска подтвердился. Общая сумма контракта, о котором речь, по информации моего источника, составляла порядка 200 тысяч долларов США. Задолженность (цитирую указанный документ) по состоянию на 28 августа 2000 года:... "Harka Air. LTD" (аренда воздушного судна в 1999 году) - 114586 долларов (3182 тыс. руб.). Примерно пятьдесят на пятьдесят!
Между прочим, наверняка в мире имеется практика: когда фирма сомнительная, у нее требуют выставления дипозита в нейтральном банке, а по истечении срока контракта этот депозит раскрывается. То есть у тебя - железные гарантии выполнения финансовой стороны контракта.
У руководства "Пермских авиалиний" иная практика. Смотрим тот же "дисбалансный", увы, баланс. Несколько лет назад по контракту с компанией "Азия Трэвел" в Объединенных Арабских Эмиратах работали наши самолеты Ту-134 и Ан-26. Оставшийся должок с тех пор - 99462 доллара. ООО "Компания ГИПП", представляющее "Пермские авиалинии" в московском аэропорту Внуково, не выплатило нам 2488 тысяч рублей за целое лето работы на рейсе Москва - Байконур (впору кричать "Гип-гип-ура!" и бросать в небо гермошлемы). Любопытно, что примерно одинаковую сумму - с полмиллиона рублей - должны: хоккейная команда "Молот", аппарат Государственной Думы, управление делами аппарата Совета Федерации и компания "Туполев Аэротранс". Бог с ними, с первыми, а вот последняя арендовала у нас небезызвестный самолет Ту-204. Летал он по весьма странным направлениям типа Москва - Анадырь или Москва - Певек. Ну и долетался, что его наконец, как известно, продали - в Сибирь.
С этим самолетом еще разобраться надо бы. Когда его приобретали, в договоре аренды воздушного судна было написано, что выкупным платежом является последний платеж. А сумма оговаривалась в 120 миллионов рублей. Уж как доходно, оно, это судно, летало, не скажу, но платежи за его аренду осуществлялись ежедневно, ежемесячно, ежегодно - и заплатили 78 миллионов рублей. А потом решили, что невыгодно тянуть до последнего платежа, то есть окончательного выкупа, - и решили избавиться. А зачем брали, если самолет по определению - дальний магистральный, и нам на нем летать некуда (разве только в Хабаровск или Лондон)?..
Ладно, отвлечемся мы от этого дебиторского списка (в нем, кстати, фигурирует тридцать два должника). Я помню, что руководство "Пермских авиалиний", отправляя тогда самолет в Африку, оправдывалось уменьшением спроса на воздушные перевозки внутри России. Но мой источник из авиапредприятия сообщает, что не далее, как именно в то время соседний екатеринбургский аэропорт Кольцово предлагал нам летать по семи регулярным маршрутам из Свердловской области, например, до Волгограда, Мурманска, Бишкека... Но ведь в этом случае бухгалтерия была бы прозрачной - наши же авиаторы руководящего ранга, кажется, предпочитают чартерные рейсы пятидесятипроцентного риска и такой же оплаты - официально, по крайней мере...
Специалисты говорят, что в России востребовался авиатранспорт. Ситуации 1991 года, конечно, не достичь еще долго. Но вот в Кольцово в нынешнем году объем авиаперевозок уже вдвое превысил уровень девяносто восьмого года. Мы же - все еще на уровне того года. Зато мы освоили международный рынок!
- Вы считаете, это плюс: летать по мировым помойкам? - разводит руками мой источник. - Спросите мнение любого летчика...
Возможно, у летчиков "Пермских авиалиний" этого опыта в ближайшее время еще прибавится. Готовится якобы заключение контракта - причем уже в сентябре - с опять же африканской фирмой на работу самолета Ту-134 в Гамбии. Африканскую сторону представляет, снова, как и в случае с Harka, некий господин Зубков. Факта африканского предложения в службе маркетинга ГУАП не опровергли. Однако заключения или какой-то стадии заключения контракта не подтвердили. Зато красноречивы оказались слова: "Мы уже научены горьким опытом работы с Африкой..."
Тем не менее предостерегаю: ох, нахаркают - простите за выражение! - опять родному государственному унитарному авиапредприятию в кошелек... Если чего похуже не случится...