Марианна Беленькая, Яков Этингер. Король Марокко оценил берберов

 

Король Марокко оценил берберов
В Алжире же предпочитают забыть о правах этого народа
Марианна Беленькая, Яков Этингер, "Независимая газета", 9 августа 2001 года

 

Об авторе: Яков Яковлевич Этингер - доктор исторических наук, профессор.

 

Многочисленная демонстрация берберов прошла в начале недели в столице Марокко Рабате. Участники демонстрации выкрикивали лозунги на родном языке тамазигт, несли плакаты с надписями, написанными берберским шрифтом тифинаг, гласящими: "Мы не арабы! Не искажайте историю!" Многие из прохожих отнеслись к демонстрантам с симпатией, но большинство недоумевало, почему берберы отрицают то, что в течение 14 веков связывало их с остальными жителями Северной Африки, почему они отказываются от, казалось бы, ставшей для них родной и привычной арабской культуры.

Официально Марокко является арабской страной, где государственной религией является ислам. Берберские активисты в Марокко утверждают, что все марокканцы - берберы, но берберское влияние на политическую и экономическую жизнь страны минимально. Официальное количество берберов, проживающих в Марокко, неизвестно, но, как утверждают независимые источники, их большинство. Всего в мире, по разным оценкам, от 10 до 25 миллионов берберов. Большая часть, кроме Марокко, проживает в Алжире, Ливии, Мали, Мавритании, Нигере, Тунисе, на Канарских островах, в Египте, Буркина-Фасо и Чаде.

Активисты берберского движения сетуют, что в современных исторических книгах забывают о вкладе их предков в историю стран, где они проживают. О берберах вспоминают в основном на фольклорных фестивалях и для развлечения туристов, упоминая о них как о чем-то экзотическом.

Слово "бербер" происходит от "варвар" - так назвали этот народ древние римляне во время завоеваний Северной Африки. Сами же берберы идентифицируют себя по названию племени, народа, к которому они принадлежат (тамазигт, рифы, шлех, туареги, кабилы). Марокканские берберы предпочитают называть себя "имазигхен", что в переводе с языка тамазигт означает "свободный человек".

Обращаясь с речью по случаю второй годовщины правления, король Марокко Мухаммед VI пообещал создать Королевский институт по изучению берберской культуры, назвав ее национальным достоянием страны. Король добавил, что институт сделает все возможное для сохранения берберского наследия. Правда, еще в 1978 году парламент страны решил создать подобный институт, однако эта задумка так и не была осуществлена. При этом берберы не собираются довольствоваться признанием их культуры - они требуют придания языку тамазигт статуса официального языка Марокко наравне с арабским.

Проблема с признанием берберского языка состоит в том, что у него около 300 диалектов, и некоторые специалисты даже считают их самостоятельными языками. Хорошо, если в стране проживают представители только одной берберской народности. А если их несколько, то какой из языков признавать официальным?

Пока в Марокко все обходится без кровопролития, в соседнем Алжире несколько месяцев не прекращаются берберские волнения. Как уже писала "НГ", все началось с убийства полицейскими берберского юноши в Кабилии. Волна протестов постепенно захлестнула несколько алжирских провинций. В июле, протестуя против поддержки США алжирского режима, берберы устроили пикетирование Белого дома во время визита в Вашингтон президента Алжира Абдельазиза Бутефлики. Демонстрации прошли также напротив американских посольств и консульств во многих странах Европы и Африки.

ИЗ 29-миллионного населения Алжира берберов около 3 миллионов. Ко времени арабского завоевания Северной Африки в VII веке у берберов уже сложился феодальный строй. После прихода арабов начался процесс их постепенной ассимиляции, стали распространяться ислам, арабский язык, письменность и культура. Тем не менее берберы на протяжении многих столетий сохраняют свой язык и обычаи. Основная масса относится в религиозном отношении к мусульманам-суннитам, незначительная часть после колонизации Францией Алжира приняла католичество. Кабилы, которые в основном представляют берберское население Алжира, до сих пор сохраняют многие элементы анимизма, пережитки домусульманских верований и ритуалов, не соблюдают многих предписаний ислама. И по сей день многие из них живут в поселках, представляющих собой небольшие замкнутые "мини-государства".

В течение долгого времени берберы сопротивлялись французской и испанской колонизации. Со времени колонизации Алжира кабилы стали усиленно рекрутироваться во французские колониальные войска и во французскую армию, причем название одного из обитающих в Алжире берберских племен - суава - дало имя особому роду французских войск: зуавам. Первый такой полк был создан еще в 1831 году. Полки зуавов принимали участие почти во всех колониальных войнах Франции, во Франко-прусской войне и в двух мировых войнах.

Организатором последних выступлений в Алжире является "Движение за свободную Кабилию", созданное группой представителей кабильской интеллигенции. Движение требует наказать виновных в совершенных против берберов преступлениях, признать их язык в качестве официального, обеспечить национальные права, а также улучшить экономическое положение.

В последнее время все чаще выдвигаются сепаратистские лозунги. На протяжении многих десятилетий отношения между кабилами и алжирскими арабами были сложными. При этом французские колониальные власти ловко использовали эти противоречия.

"Движение за свободную Кабилию" ставит своей целью объединить всех берберов в единое государство. Подобные планы существуют и у лидеров другой группы берберов-туарегов, проживающих в пустынных районах Алжира и Ливии, а также в Мали и Буркина-Фасо.