Фазуллина Гузэль. На мировом алмазном рынке меняются правила игры

 

На мировом алмазном рынке меняются правила игры

Фазуллина Гузэль, Страна ру, 6 декабря 2001

 

Алмазный монополист De Beers отказывается от одноканальной системы сбыта сырых алмазов, которой он занимался более 60 лет. Не все компании готовы к роли самостоятельных игроков на рынке, особенно в период спада цен и спроса на ювелирные изделия.

Мировой алмазный рынок сложился еще в 30-е годы прошлого столетия, когда патриарх алмазного бизнеса Эрнст Оппенгеймер создал мощного оператора - Центральную сбытовую компанию (ЦСК) как одно из подразделений концерна De Beers Consolidated Mines Ltd. С тех пор концерн покупал сырые алмазы у добывающих стран и продавал их крупным производителям бриллиантов и фирмам-оптовикам, поддерживая приемлемый уровень цен. Это и являлось сутью одноканальной системы сбыта, которая стала своеобразным буфером между производителями и потребителями. Концерн придерживал запасы во время падения спроса и, мощно рекламируя бриллианты, осуществлял хорошо продуманные продажи во время всплесков, обеспечивая тем самым стабильность продаж.

Алмазный бизнес весьма специфичен. Ювелирные украшения не являются предметами повседневного пользования, и в периоды экономического спада спрос на них резко падает в первую очередь. И если огранщики и ювелиры могут относительно безболезненно пережить кризис и быстро восстановиться, то для производителей сырых алмазов он может обернуться настоящей катастрофой. Для алмазного рынка главное - стабильность спроса.

Система эффективно работала и обеспечивала эту стабильность более 60 лет. Россия, как второй крупный игрок на алмазном рынке, была вовлечена в эту схему и последние 40 лет продавала свои алмазы исключительно через De Beers. Первый контракт был заключен между ЦСК и объединением "Союзпромэкспорт" в 1959 году. Тогда СССР продал 12,6 тыс. карат на сумму 85 тыс. фунтов стерлингов. Сегодня объем продаж "АЛРОСА" и Гохрана через De Beers составляет более миллиарда долларов в год.

Последнее торговое соглашение между "АЛРОСА" и De Beers было подписано в 1998 году. Оно предполагает ежегодную продажу алмазов не менее чем на 550 млн долларов (37% от общего объема производства). В виде исключения из правил России было предоставлено право самостоятельно продавать пятипроцентный отрезок из каждой партии алмазов на свободном рынке, чтобы определить конъюнктуру цен.

К концу прошлого столетия ситуация на мировом рынке алмазов начала меняться. За последние годы их добыча выросла более чем в 2,5 раза в основном за счет Ботсваны и месторождения Аргайл в Австралии. Появились новые мощные независимые от De Beers производители сырья в Канаде и мелкие - в основном из стран Африки, которые начали вести свою игру. Возрос поток "конфликтных" алмазов из районов Африки, охваченных войной, и контрабандных - из России.

На поддержание приемлемых цен De Beers приходилось тратить все больше и больше средств. Кроме того, произошли серьезные изменения как среди алмазодобывающих компаний, так и на рынке бриллиантов и ювелирных изделий. Изменилась география размещения гранильной промышленности, начали складываться долговременные альянсы производителей необработанных алмазов, бриллиантов и ювелиров.

В результате компания De Beers объявила в конце прошлого года о смене стратегии. Корпорация, контролирующая около 50% алмазного рынка, способная выписывать каждый месяц чек на 100 млн долларов независимо от рыночной конъюнктуры, отказалась от "одноканальной" системы сбыта, которую крупные игроки мирового рынка однозначно расценивали как основу стабильности. Более того, De Beers заявила о том, что не будет больше довольствоваться ролью поставщика необработанных алмазов и намерена выйти на рынок ювелирных украшений под собственной маркой. Для чего создала совместное предприятие с мировым лидером в торговле предметами роскоши - группой компаний LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), которое будет производить бриллиантовые украшения под маркой De Beers. То есть концерн становится единым в двух лицах: с одной стороны, он сохраняет за собой роль мощного оператора, с другой - выступает в качестве самостоятельного игрока.

Таким образом, рынок меняет свою структуру, становясь более открытым и конкурентным. В таких условиях России, и в частности АК "АЛРОСА", предстоит сформировать оптимальную стратегию интеграции собственного бизнеса в мировой алмазный бизнес. De Beers продолжает контролировать почти половину алмазного сырья, и оставаясь заинтересованной в стабильности и предсказуемости рынка, берет "новых" игроков, в частности Ботсвану и Намибию, под свое крыло и будет продавать сырые алмазы через свою центральную сбытовую организацию.

Россия, как вторая страна в мире по объемам добычи алмазов и пятая по производству бриллиантов, не меньше De Beers заинтересована в стабильности и предсказуемости мирового алмазного рынка. А он, по оценкам экспертов, переживает не самые лучшие времена.

Президент алмазодобывающей компании "АЛРОСА" Вячеслав Штыров предполагает четыре возможных сценария развития ситуации в будущем: оба крупных игрока - De Beers и "АЛРОСА" будут существовать независимо друг от друга, время от времени согласовывая свою политику; либо вести совместный бизнес, то есть вместе торговать алмазами; либо заключат торговое соглашение, оговорив в нем ассортимент продаж и механизм ценообразования. И, наконец, самое невероятное - будут конкурировать друг с другом.

Но пока и "АЛРОСА", и остальным отечественным производителям все-таки необходимо новое торговое соглашение с De Beers. Россия планирует вывозить не только сырые алмазы, но и бриллианты. А цена на них все равно будет зависеть от цен на сырые алмазы. Так что Россия должна сохранить влияние на механизм ценообразования. Кроме того, по оценкам специалистов, для ритмичной работы отечественных гранильных предприятий им необходимы оборотные средства в размере 1 млрд долларов для приобретения сырых алмазов. Таких средств у российских огранщиков нет, а привлечение иностранного капитала, по мнению Вячеслава Штырова, чревато печальными последствиями.

Очевидно, что соглашение должно быть иным по своей сути. Ведь подписываться оно будет уже не с монопольным оператором рынка, а с одним из крупных игроков. И поэтому очень важно, какие новые механизмы регулирования цен, спроса и предложения в условиях конкуренции сможет предложить De Beers, выступая в новом качестве. "Нам, по сути дела, предстоит решить, - говорит Вячеслав Штыров, - какая цена стабильности рынка нас устроит, если De Beers готова ее гарантировать".

Вернуться на главную