Петр Гудков. Продавцы воздуха

 

Продавцы воздуха

Петр Гудков, ИА "Росбалт", 15 ноября 2001

 

Торговля возможностью засорять атмосферу может стать одним из видов крупного международного бизнеса. На Конференции ООН в Маракеше (Марокко) приняты разработанные механизмы реализации Киотских соглашений. По подписанному в 1997 году в Киоте протоколу, страны-участницы соглашения обязались сократить выбросы в атмосферу газов, вызывающих "тепличный эффект". Сегодня можно говорить о том, что это первая серьезная попытка перевести проблему защиты окружающей среды на коммерческие рельсы. Речь может идти о миллиардах долларов.
Не случайно более трех лет все участники соглашения договаривались о механизмах. Дело в том, что по договору, предполагается сократить сначала выбросы всех стран на уровне 1990 года, а затем, к 2010 году, сократить совокупный выброс на 5,2%. Естественно, все страны выбрасывают в атмосферу неравномерно. Развивающиеся - совсем мало, с экономикой "переходного периода" (как Россия) - много, но недотягивают до уровня 90-ого года. Индустриально развитые вынуждены будут сокращать выброс более серьезно. При этом у каждой остается определенная квота на засорение воздуха.

Предполагается, что страны начнут внедрять передовые технологии, строить очистные сооружения, и выброс в атмосферу сократится ниже отведенной квоты. Тогда избыток возможности отравлять воздух планеты можно будет продать, поменять или, скажем, подарить тем, кто не преуспел в борьбе за чистоту. Понятно, что механизм действия соглашения изложен здесь весьма схематично. Есть масса нюансов. Скажем, если к 2008 году квота России будет составлять 800 млн. тонн выбросов в год, а Минэкономразвития прогнозирует сегодня, что реально мы будем травить атмосферу только 620-640 млн. тоннами, то 160 млн. - предмет торга. Здесь есть ограничение. Из этих 160 мы обязаны будем зарезервировать 90% на будущий год, а оставшиеся 10 уже продавать.

Цены пока предсказать трудно. По словам заместителя руководителя российской делегации на конференции, главы Росгидромета Александра Бедрицкого, сейчас называются цены от 5 до 20 долларов за тонну. То есть даже в худшем случае мы можем продать свои 10% за 90 млн. долларов. Однако, как на всяком рынке, цены будут зависеть от многих факторов. Скажем, уже сейчас можно продать те излишки, которые у нас образуются в 2010 году. А можно позже, когда странам уже надо будет предъявить выполнение договора, цена поднимется.

Киотский протокол учитывает также, что леса поглощают газы. Соответственно, странам, которые увеличивают территорию лесных угодий, выделяются дополнительные квоты. Россия получила33 млн. тонн. Цифра невелика, несмотря на то, что у нас самые большие леса в мире. Однако участники соглашения договорились принимать в расчет только те леса, на разведение которых затрачены ресурсы. За Божий дар давать дополнительные квоты России не стали.

Среди механизмов, обсуждавшихся в Марокко, были вопросы о создании рынка квот "в возможно ранний период", то есть уже сейчас. Таким образом, как только страна ратифицирует договор, она может начать торговлю квотами. Это важно даже не столько для того, чтобы уже сейчас начать бизнес, а для реализации другого механизма - "совместное осуществление". Он предусматривает, что если кто-то строит очистные сооружения или новейшие технологии, снижающие выброс в другой стране, то освободившийся квоты можно использовать совместно. То есть, уже сейчас можно помогать другим странам готовиться к будущему сокращению. Ученые прогнозируют, например, что при нынешнем положении дел развивающиеся страны начнут выбрасывать тепловых газов больше, чем Европа. А у России с ними традиционно хорошие связи. Мы немало там построили и вполне могли бы продолжить сотрудничество. К сожалению, после того, как из Киотского соглашения вышли США, стран, которым мы можем предложить наши излишки возможностей сбрасывать в атмосферу, не так много. По словам А.Бедрицкого, это Япония и Канада. Евросоюз предполагает распределять квоты между странами, входящими в союз, и рассчитывает не выйти за рамки, указанные в договоре.

В принципе, можно предположить, что некоторые страны предпочтут не сокращать свой выброс, а покупать квоты у других. России сокращение каждой тонны выброса обойдется в 100 долларов. А вот США уже в 200, Японии - в 300. Если цены сохранятся в пределах 20-25 долларов, то можно оттянуть время на модернизацию своего вредного производства, закупая квоты в других странах. С другой стороны понятно, что может возникнуть ажиотажный спрос, и цены взметнутся. Сейчас трудно предсказать, кто успеет к сроку наладить систему борьбы с выбросами.

Собственно, выход США из Киотского договора выглядит довольно логично. Действительно, реализация договора не особо повлияет на очистку атмосферы. Если сейчас концентрация тепловых газов составляет 360 единиц на "атмосферную тонну", то в случае реализации конвенции, она сократится на 3-4 единицы. В то же время именно Соединенные Штаты выбрасывают больше всего, и им предстоит самое серьезное сокращение, на что может потребоваться более 50 млрд. долларов. На рынке квот Америка долго будет оставаться покупателем.

Однако отказ США от участия существенно снизит и без того минимальный процент уменьшения совокупного выброса. Глобальное потепление уже составило за столетие 0,6 градусов, и темпы растут. Всеобщее выполнение договора могло бы снизить темпы потепления. Кроме того, это плохой пример другим странам. Речь сегодня, по мнению российский специалистов, идет прежде всего о выработке принципов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В дальнейшем подобные проекты можно расширять и совершенствовать. США заявили, что разрабатывают свою собственную национальную программу защиты окружающей среды, но, по последним данным, работа приостановлена после событий 11 сентября.

Сегодня можно констатировать, что впервые предпринята попытка создать рыночный механизм борьбы за чистоту атмосферы. Конечно, немного коробит, что возможность засорять воздух можно продавать и покупать. Зато появляется финансовый интерес сокращать выбросы "тепловых газов".

 

Вернуться на главную