Семен Кваша. К смерти через дизайн

 

К смерти через дизайн

Семен Кваша, Газета ру, 3 июня 2002

 

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Путь к бессмертию». Местные египтологи пошарили по обширным музейным фондам и организовали экспозицию почти на две тысячи предметов, посвященную смерти, загробной жизни и бессмертию в Древнем Египте.

Выставка в ГМИИ вышла доморощенная – использованы только местные материалы. Заведующая секцией Древнего Востока Светлана Ходжаш похвалилась, что, несмотря на относительно скромные размеры, коллекция музея – единственная в мире, составленная ученым и изначально систематизированная. Пришлось только слегка (всего на несколько предметов) разорить Египетский зал.

На Белый зал и галерею вокруг парадной лестницы вполне хватило.
Хуже другое – построена экспозиция по концептуальному дизайнерскому проекту.

Хотел того Давид Бернштейн или нет, но нелепая белая пирамида из арматуры в середине Белого зала приковывает внимание, белые кубы, на которых стоят витрины с экспонатами, постмодернистская модель гробницы, не претендующая на историческую точность, но показывающая «идею гробницы», отвлекают все внимание от коллекции, которой так гордится Светлана Ходжаш.

А это, если кому интересно, две мумии, нескольких сосудов для внутренностей, некоторое количество фрагментов «Книги мертвых» (местами даже со страшноватым переводом, например: «Изречение, чтобы сердце не свидетельствовало против тебя перед богами»), крышки саркофагов, погребальные маски, бесчисленное количество ушебти – статуэток, которые должны были выполнять в стране мертвых те работы, на которые назначат покойника.

При этом в инсталляции Бернштейна «Гробница» использованы предметы разных времен. Пространство разделено на две камеры и коридор между ними. В погребальной камере расположены саркофаг, канопы (сосуды для внутренностей) и ушебти. По соседству – молельня с ка, статуэтками, изображающими покойного, и разнообразными культовыми предметами – тростью, четками и т. д.
Организаторы гордятся тем, что погребальная камера выполнена в эстетике "подглядывания", так как гробница – "не место для живых".

В другом конце экспозиции, за пирамидой, предметы совсем поздние – погребальная пелена с росписью, фаюмские портреты (их клали в гробницу в качестве ка), уже упомянутая мумия в изысканном футляре из хитро сплетенных бинтов и с красивой золоченой маской. Это уже древнеримские времена, когда мумии не клали в саркофаги, а художественно заворачивали в ткань. По идее, экспозиция должна подчеркивать ухудшение качества похорон в течение времени, но это не очень заметно – возможно, ситуация изменится, когда развесят таблички и пояснительные стенды.

В общем, получилось обычное музейное собрание мелочей, только несколько более бестолковое, чем обычно.

Вернуться на главную