Саммит в Каире - новые векторы внешней
политики Европы
"Схватки за Африку" не будет, но отношения
двух континентов обещают быть более тесными
Иван Львович Лилее, сотрудник Центра глобальных
и стратегических исследований Института Африки РАН, "Независимая
газета", 29 апреля 2000
Африка становится одним из глобальных приоритетов новой
Европы. Такой вывод можно сделать по итогам состоявшегося в Каире саммита
глав государств и правительств европейских и африканских стран. Сегодня,
когда эйфория западноевропейских бизнесменов и политиков по поводу безграничных
возможностей в России и постсоветских республиках осталась в прошлом,
деловые и политические круги Старого Света начинают смотреть на Африку
не только как на докучливого иждивенца, но и как на долговременного политического
союзника и потенциального делового партнера.
Конечно, говорить об этом как об устойчивой внешнеполитической тенденции
еще рано. Тем более что Африка неоднородна как в экономическом, так и
социальном плане, поэтому приоритеты, стоящие перед различными африканскими
странами при развитии партнерских отношений с Европой, также различны.
Если для беднейших стран континента это в первую очередь увеличение объемов
безвозмездной помощи со стороны государственных структур и международных
неправительственных фондов, то для стран, добившихся ощутимых успехов
в экономическом развитии, приоритетным является стремление к большей экономической
интеграции с Европой. Особенно это относится к странам северо-западной
Африки, региону Магриба, исторически тесно связанному со странами Северного
и Западного Средиземноморья. Не случайно еще в 1996 г. одно из государств
региона - Тунис - официально подало заявление о вступлении в ЕС на правах
ассоциированного члена. Решение о приеме Туниса пока отложено до 2008
г., но сама постановка вопроса достаточно красноречиво свидетельствует
о намерении африканских стран сблизиться с Европой. Европейское направление
внешнеэкономических связей и политического взаимодействия африканских
стран было и остается приоритетным для большинства из них.
Есть основание говорить, что и новый Европейский союз готов идти на диверсифицированные
отношения с африканскими странами. Очередным подтверждением этой новой
тенденции стало проведение 3-4 апреля 2000 г. в Каире встречи глав европейских
и африканских государств. Детализированная стратегия партнерства Европы
и Африки нашла отражение в подписанной по итогам этого саммита Каирской
декларации. В ней идет речь не только о предоставлении льготных кредитов,
односторонних, торговых преференций и беспошлинного доступа сельскохозяйственных
товаров, но и передаче африканским странам новых технологий и предусмотрено
"постепенное упразднение торговых барьеров между двумя регионами".
Предполагается и разработка программы стимулирования прямых иностранных
инвестиций.
Центральное место на конференции заняли вопросы преодоления долгового
кризиса. Канцлер ФРГ Герхард Шредер объявил в Каире о списании долга 30
наиболее обремененным долгами государствам Африки на общую сумму 350 млн.
долл. Председатель правительства Испании Хосе Mария Оскар объявил о сокращении
долга черной Африки на 200 млн. долл. О частичном списании долговых обязательств
некоторым беднейшим странам Африки заявил также президент Франции Жак
Ширак. Аннулирование долгов беднейших стран давно стало сложившейся международной
практикой и воспринимается в Африке, как норма взаимоотношений даже не
с самыми промышленно развитыми государствами Европы. В этой связи надежды
России на возврат долгов за поставки оружия бывшим "естественным"
союзникам выглядят сегодня довольно наивно.
Включение погрязших в долгах африканских стран в глобальное русло экономического
и социального развития - долговременный и дорогостоящий процесс, но встреча
в Каире позволяет говорить о решимости обеих сторон добиваться этого.
Причем стремление европейских стран играть большую роль в африканских
делах не вызывает протеста у африканских лидеров. И только Муамар Каддафи
обрушил традиционную критику на европейцев. Но, судя по всему, его время
осталось в прошлом, и высказывание диссонировало с общим тоном конференции.
Более характерным можно считать слова президента Египта Хосни Мубарака,
подчеркнувшего, что "за развитие Африканского континента несут ответственность,
в первую очередь, его собственное население и его правительства".
Эту мысль поддержали и другие выступавшие.
Особое внимание участники встречи уделили проблемам региональной безопасности
в Африке, в частности, возможностям европейских стран участвовать в формирующейся
под эгидой ОАЕ системе раннего предупреждения конфликтов и кризисов, а
также финансированию межафриканских сил по поддержанию мира.
Большинство африканских лидеров охотно принимают любые виды помощи от
Европейского союза, не считая это "вмешательством в африканские дела".
В числе прочего предполагается более активное участие ЕС в программах
по "воспитанию в духе мира". Выступавший на конференции президент
Мозамбика Жоаким Альберте Чиссано предложил также создать национальные,
региональные и международные структуры по предупреждению и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Официально объявлено, что отношения Европы с Африкой отныне будут носить
характер "нового стратегического партнерства" и тяготеть к дальнейшему
развитию. Судя по всему, взаимодействие африканских стран с Россией сведется
в ближайшем будущем к кооперативным связям в рамках определенного политологами
партнерства "Юг-Юг" и главным образом к бартерным и демпинговым
обменам товарами и услугами. И дело даже не в стремлении России к международной
изоляции, самоубийственной сегодня для любого субъекта международных отношений,
сколько в новом уровне интеграции других государств и регионов, объективно
оставляющих Россию наедине со сложно разрешимыми в одиночку проблемами.
Что касается Европейского союза, то стремление к нормализации экономической
обстановки и предотвращению обнищания широких слоев африканского населения,
которое чревато массовым "исходом" африканцев в Европу, будет
и в ближайшее десятилетие определять его политику в отношении Африки.
Конкретные параметры этого взаимодействия, встречающего поддержку в подавляющем
большинстве африканских стран, будут зависеть как от его непосредственных
участников, так и глобальных международно-экономических и международно-политических
тенденций.
|