Босые пятки с Зеленого Мыса
Артем Липатов, lipatov@planetaccess.com, Вести ру,
20 июля 2001
Родные
острова Сезарии Эворы находятся между Африкой, Америкой и Антарктидой.
Именно здесь с недавних пор - центр world music.
Архипелаг Кабо-Верде в недалеком прошлом именовался Островами Зеленого
Мыса, был португальской колонией и знали его исключительно филателисты.
До сих пор эти острова были замечательны в основном расположением: на
востоке - Африка, на севере - Канары, на западе - Америка, на юге же ничего
нет вплоть до самой Антарктиды. Теперь они славны еще и своим музыкальным
экспортом, номером первым (да и, наверное, единственным) в списке которого
значится полная пожилая темнокожая женщина. Ее зовут Сезария Эвора.
Эвора поет песни "морна" - это такой сугубо островной жанр,
в котором слились воедино западноафриканские ритмы, бразильские модиньи,
португальские фадо и песни английских моряков. Морна как жанр выкристаллизовалась
в середине прошлого века, когда началась продолжающаяся и сегодня массовая
эмиграция кабовердийцев за океаны; по сути это песни женские, своеобразные
плачи по уехавшим любимым. Эвора начала петь морна в возрасте 16 лет,
влюбившись в красавца-гитариста, имя которого история не сохранила, -
и много лет выступала в барах и ресторанах родного города Минделу. В конце
60-х она записала несколько концертов для местного радио, которые были
изданы на пластинках в Голландии и Португалии, но широкого распространения
и резонанса не имели.
В начале семидесятых Сезария на некоторое время вообще перестает петь,
но в 1988-м кабовердианец Джос да Силва, много лет уже живший в Париже,
предложил ей попробовать завоевать Европу. Эворе было 47 лет, терять ей
было нечего - к тому же она никогда не была в Париже. Так появился ее
первый альбом, популярный в основном среди зеленомысских и бразильских
эмигрантов. Только третий альбом, Mar Azul, составленный из двух концертных
записей, пробил этнический барьер - французская пресса захлебывалась от
комплиментов "аристократке ресторанной музыке" и вовсю создавала
легенду о босоногой диве из Кабо Верде. После выхода следующего диска
- Miss Perfumado - ее уже сравнивали с Билли Холлидей, рассказывали легенды
о пристрастии Сезарии к коньяку и сигарам, а летом 1993-го она дала два
аншлаговых концерта в знаменитой "Олимпии", за которыми последовало
грандиозное мировое турне. Теплому, низкому, чуть хрипловатому, интонационно
удивительно богатому голосу Эворы внимали Монреаль, Барселона, Токио.
Сезария раз и навсегда вошла в элиту world music.
Год спустя, в 1994-м она удостаивается от именитого бразильца Каэтану
Велозу титула "одной из самых мощных певиц на планете". В 1995-м
наконец завоевывает Америку - на ее концерт в знаменитом нью-йоркском
клубе Bottom Line приходят Мадонна, Дэвид Бирн, Брэнфорд Марсалис. Горан
Брегович пишет "под нее" композицию Ausencia, вошедшую в саундрек
к каннскому лауреату "Андеграунд". Альбом Cesaria номинируется
на "Грэмми", та же судьба постигает и следующий диск, Cabo Verde
(заметьте, сколь неприхотливы и лаконичны названия ее альбомов). Далее
- новые диски (Best Of и Cafe Atlantico), блестящая версия Besame Mucho
в саундтреке к "Большим Надеждам", гастроли, гастроли, гастроли...
Последний
диск Эворы, Sao Vincente Di Longe - новый этап. Сезария, безусловно, стала
звездой мирового масштаба, и новая ее работа приобретает уже некий международный
глянец - тому свидетельством участие в записи Велозу, экс-кубинца Чучо
Вальдеса и американской кантриблюзовой звезды Бонни Райтт. Впрочем, бал
все равно правит пожилая женщина с большими ступнями и нежно-прокуренным
голосом (исключив алкоголь, Сезария осталась верна сигарам). Несмотря
на весь блеск солнца над побережьем Кабо Верде и вообще светлое настроение,
которым проникнут диск, главное в морна - тема неизбывной печали - все
же незримо присутствует и здесь (Dor Di Amor. Великолепны Linda Mimosa
и Negue, которые Эвора поет под элегантно-лаконичный рояль Фернандо Андраде,
а квазиджазовые духовые в духе "музыки большого города (Homem na
Meio di' Homem) только подчеркивают исконную естественность таланта Сезарии.
В последние годы на зеленомысские острова валом валят туристы - а вслед
за ними в больших количествах возвращаются эмигранты. И то и другое в
немалой степени - заслуга королевы морна. Эвора продолжает жить на островах,
и все, что отличает ее от простых смертных, - голубой "Форд"
конца 60-х, на котором она гоняет вечерами по полосе прибоя.
|