Из Африки с любовью
Мария Михайлова. "Вести ру", 23 августа
2001 года
Все
африканское искусство можно запихнуть в один зал и два закутка. Но и этого
достаточно - африканские чары неминуемо настигнут россиянина.
глазах широкой публики Африка традиционно пребывает на задворках истории.
Дабы этот миф развенчать, Музей Востока впервые выставляет африканское
искусство в беспрецедентно широком объеме - 130 предметов, 30 народов,
16 стран Тропической Африки. И неважно, что все это поместилось в одном
зале плюс два закутка. Африканское искусство в Москве выставляется редко,
и уже поэтому выставку пропускать не стоит.
Вообще-то в ценности и притягательности африканского искусства убеждать
никого не надо: с XIV века корабли европейцев, с грузом золота и слоновой
кости на борту, везли и африканские диковины - маски, украшения, идолов.
Экзотика с Черного континента была непременной в списке приобретений коллекционеров
и собирателей. Царствующие особы, европейские и африканские, обменивались
подарками - в сокровищнице асантехены (короля) Ашанти можно было обнаружить
дары Ричарда II Плантагенета.
Африканское искусство, воспринимавшее европейскую стилистику и заимствовавшее
некоторые формы, тем не менее осталось вполне аутентичным. А вот о европейцах
этого не скажешь - некоторые работы звезд европейского искусства трудноотличимы
от изделий безымянных мастеров Тропической Африки. Европейский авангард,
открывший в начале ХХ века африканское искусство заново и активное включивший
его пластические приемы в свой арсенал, положил начало моде на все африканское,
которая не прошла до сих пор. Обладание масками или скульптурами из Африки
- верный способ продемонстрировать свое благосостояние и просвещенность.
Самое удивительное, что коллекционеры африканского искусства готовы со
своими сокровищами расстаться - из любви к родине. Большая часть африканского
фонда музея Востока составлена стараниями дарителей. Первым из них был
коллекционер Л. Яблочков, в 1968 году передавший музею комплект фигурных
гирек для взвешивания золотого песка. Медные и бронзовые фигурки, отлитые
мастерами народа ашанти (Гана), представляют собой иллюстрации местных
пословиц. Некоторые, кстати, вполне совпадают с нашей народной мудростью:
например, охотник и нападающий на него леопард иллюстрируют поговорку
"Лучше совсем не стрелять в леопарда, чем промахнуться" (не
умеешь - не берись).
Центром экспозиции служит сакральная скульптура "Мировое древо"
(переданная в дар музею пилотом гражданской авиации В. Буданцевым). Латунное
копье с фигурным навершием водружено на пень и окружено каменной насыпью.
Вокруг этой инсталляции на африканскую тему разворачивается действо -
изделия народов бауле, сенуфо, бамбара, догоны, маконде и прочих кружатся
в некоем магическом хороводе. Маски-личины, женщины-предки, трехликие
божества, ритуальные топорики, магические скульптуры бутти и теге, табуреты
для вождей, курительные трубки…
Волшебство, конечно, субстанция трудноуловимая, но кураторы выставки настаивают
на том, что магия африканского искусства - факт общеизвестный. А уж если
предмет был задействован в ритуале или заряжен для культового действа,
то пиши пропало - африканские чары неминуемо настигнут россиянина.
Выставка "Образы Тропической Африки" проходит в Музее
Востока до 30 сентября (Никитский бульвар, 12а).
|