Мария Михайлова. Из Африки с любовью

 

Из Африки с любовью

Мария Михайлова. "Вести ру", 23 августа 2001 года

 

Все африканское искусство можно запихнуть в один зал и два закутка. Но и этого достаточно - африканские чары неминуемо настигнут россиянина.
глазах широкой публики Африка традиционно пребывает на задворках истории. Дабы этот миф развенчать, Музей Востока впервые выставляет африканское искусство в беспрецедентно широком объеме - 130 предметов, 30 народов, 16 стран Тропической Африки. И неважно, что все это поместилось в одном зале плюс два закутка. Африканское искусство в Москве выставляется редко, и уже поэтому выставку пропускать не стоит.
Вообще-то в ценности и притягательности африканского искусства убеждать никого не надо: с XIV века корабли европейцев, с грузом золота и слоновой кости на борту, везли и африканские диковины - маски, украшения, идолов. Экзотика с Черного континента была непременной в списке приобретений коллекционеров и собирателей. Царствующие особы, европейские и африканские, обменивались подарками - в сокровищнице асантехены (короля) Ашанти можно было обнаружить дары Ричарда II Плантагенета.
Африканское искусство, воспринимавшее европейскую стилистику и заимствовавшее некоторые формы, тем не менее осталось вполне аутентичным. А вот о европейцах этого не скажешь - некоторые работы звезд европейского искусства трудноотличимы от изделий безымянных мастеров Тропической Африки. Европейский авангард, открывший в начале ХХ века африканское искусство заново и активное включивший его пластические приемы в свой арсенал, положил начало моде на все африканское, которая не прошла до сих пор. Обладание масками или скульптурами из Африки - верный способ продемонстрировать свое благосостояние и просвещенность.
Самое удивительное, что коллекционеры африканского искусства готовы со своими сокровищами расстаться - из любви к родине. Большая часть африканского фонда музея Востока составлена стараниями дарителей. Первым из них был коллекционер Л. Яблочков, в 1968 году передавший музею комплект фигурных гирек для взвешивания золотого песка. Медные и бронзовые фигурки, отлитые мастерами народа ашанти (Гана), представляют собой иллюстрации местных пословиц. Некоторые, кстати, вполне совпадают с нашей народной мудростью: например, охотник и нападающий на него леопард иллюстрируют поговорку "Лучше совсем не стрелять в леопарда, чем промахнуться" (не умеешь - не берись).
Центром экспозиции служит сакральная скульптура "Мировое древо" (переданная в дар музею пилотом гражданской авиации В. Буданцевым). Латунное копье с фигурным навершием водружено на пень и окружено каменной насыпью. Вокруг этой инсталляции на африканскую тему разворачивается действо - изделия народов бауле, сенуфо, бамбара, догоны, маконде и прочих кружатся в некоем магическом хороводе. Маски-личины, женщины-предки, трехликие божества, ритуальные топорики, магические скульптуры бутти и теге, табуреты для вождей, курительные трубки…
Волшебство, конечно, субстанция трудноуловимая, но кураторы выставки настаивают на том, что магия африканского искусства - факт общеизвестный. А уж если предмет был задействован в ритуале или заряжен для культового действа, то пиши пропало - африканские чары неминуемо настигнут россиянина.

Выставка "Образы Тропической Африки" проходит в Музее Востока до 30 сентября (Никитский бульвар, 12а).