Ласка Низская. Бенин проголосовал за стабильность

 

Бенин проголосовал за стабильность

Хотя проигравшие кандидаты обнаружили серьезные нарушения в ходе голосования

Ласка Низская, старший научный сотрудник Института Африки РАН. "Независимая газета", 31 марта 2001

 

Между первым (4 марта) и вторым турами президентских выборов граждане Бенина пережили две тревожные недели. Сложившаяся ситуация оказалась совершенно отличной от той, которая прогнозировалась.

Двумя основными претендентами на пост главы государства были действующий 68-летний президент Матье Кереку, за которого проголосовали в первом туре 45,4 процента избирателей, и лидер Партии возрождения Бенина, президент страны в 1991-1996 гг. Нисефор Согло, получивший 27,1 процента голосов. Двумя другими весомыми претендентами (из более чем 15) были председатель Национального собрания лидер Партии демократического обновления Адриен Хунгбеджи (12,6 процента) и лидер Социал-демократической партии Бруно Амуссу (8,6 процента).

Явное преимущество действующего президента было очевидным. Граждане страны отнюдь не питают симпатий к Согло из-за тяжелых социальных последствий структурных реформ 1991-1996 гг. Исход второго тура выборов был предрешен. Нормальный ход событий был нарушен тем, что число избирателей, участвовавших в голосовании, обнародованное Национальной независимой избирательной комиссией, расходилось с аналогичными данными, опубликованными Конституционным судом, - последней инстанцией, утверждающей результаты проведенных выборов. Хотя корректировки в данных голосования по отдельным кандидатурам были невелики и не меняли общей расстановки сил, Согло и Хунгбеджи усмотрели в них серьезные нарушения в составлении списков избирателей и в самом ходе проведения первого тура.

Это и послужило поводом для Согло, чье поражение в следующем туре было вполне предсказуемым, несмотря на поддержку его Хунгбеджи и частью сторонников последнего, отказаться (а это разрешено Конституцией) от дальнейшего участия в выборах. Поскольку Избирательный кодекс Бенина не уточняет сроков, в которые должен быть заявлен подобный отказ, Согло объявил о нем практически за два дня до намеченного на 18 марта второго тура. Этот отказ нанес Бенину значительный материальный ущерб (5 млн. французских франков), связанный с подготовкой бюллетеней для второго тура, а также усугубил внутриполитическую напряженность, обусловленную подготовкой следующего претендента и переносом срока выборов с 18 на 22 марта.

По Конституции Бенина, в случае отказа второго претендента от участия в следующем туре выборов его заменяет кандидат, занявший третье место по числу полученных голосов избирателей, т.е. председатель Национального собрания Хунгбеджи. Однако 19 марта последний, прибегнув к тем же мотивировкам, что и Согло, также отказался от соперничества с Кереку во втором туре. После столь неожиданного политико-конституционного казуса в бюллетени для голосования 22 марта были внесены действующий президент Кереку и занявший четвертое место по полученному в первом туре количеству голосов Амуссу - давний соперник - союзник президента, занимавший в последние годы пост государственного министра, координирующего деятельность правительства. К урнам 22 марта пришли 57 процентов избирателей, и действующий президент получил около 85 процентов голосов.

Главный итог прошедших президентских выборов в Бенине - это сохранение преемственности власти и стабильности, без которой невозможно дальнейшее развитие страны. Несомненно отрадным, особенно для современной Африки, является тот факт, что руководство страны, Независимая национальная избирательная комиссия, Конституционный суд и сами граждане Бенина остались верны демократическим процедурам и общественно-политическим достижениям последнего десятилетия.

Бенин накануне президентских выборов
На пост главы государства претендуют 15 кандидатов
Ласка Ошеровна Низская - старший научный сотрудник Института Африки РАН. "Независимая газета", 3 марта 2001

В Республике Бенин завтра должен состояться первый тур президентских выборов. Эта небольшая западноафриканская страна на берегу Гвинейского залива площадью 112,6 км и с населением около 6 миллионов человек являет собой не слишком характерный ныне для Африканского континента пример соблюдения демократических процедур передачи власти и ее преемственности. В 90-х годах, когда введение многопартийности, либерализация общественно-политической жизни привели во многих африканских государствах к обострению внутренних этно-конфессиональных и региональных конфликтов, усилению сепаратистских тенденций и, как следствие этих явлений, к военным переворотам и серьезным политическим потрясениям, в Бенине трижды (1991, 1995 и 1999 гг.) были проведены парламентские и дважды (1991, 1996 гг.) президентские выборы, которые прошли без каких-либо серьезных нарушений.

Феномен тем более удивительный, что за первые полтора десятилетия постколониальной истории, с 1960-го по 1972 год, эта страна пережила шесть государственных переворотов (из них 4 военных) и смену 20 правительств. Эти годы стали периодом острой борьбы за выбор пути экономической и общественно-политической модернизации между сторонниками необуржуазных воззрений и сторонниками "социалистической ориентации". Бенин стал неким "опытным полем" для опробования различных модулей государственного устройства: от президентской республики с однопартийной системой до военных директоратов и авторитарного однопартийного режима "социалистической ориентации", потерпевшего, по мнению самих бенинцев (Общенациональная конференция 1990 г. ), полный крах в политической и экономической областях. В 1990 году в Бенине были восстановлены многопартийность и демократические нормы общественно-политической жизни.

За последнее десятилетие девальвация африканского франка (в 1994 году), осуществление структурных реформ позитивно повлияли на процессы макроэкономической стабилизации: ежегодный прирост ВВП страны возрос до 4-5%. Однако улучшение макроэкономических показателей отнюдь не обеспечило адекватного роста доходов на душу населения. Безработица, связанная с приватизацией или ликвидацией предприятий государственного сектора, выбросом на рынок труда ежегодно множества дипломированных специалистов, рост цен на внутреннем рынке - все эти явления нагнетают внутриполитическую напряженность. Наиболее серьезным препятствием на пути борьбы с бедностью и за обеспечение устойчивого роста экономики стала коррупция во всех слоях общества: от государственного аппарата до крупных и мелких торговцев, наживающихся на контрабандной торговле с соседней Нигерией.

Именно негативные социальные последствия структурных реформ 1990-1996 гг. и коррупция в высших эшелонах власти привели к парадоксальному исходу предыдущих президентских выборов. Ярого приверженца рыночной экономики, структурных реформ и демократических преобразований Нисефора Согло (серьезного экономиста, сотрудника Всемирного банка) сменил на посту главы государства не кто иной, как Матье Кереку - глава репрессивного авторитарного режима "социалистической ориентации" в 1972-1989 гг. "Новый старый президент", чья личная честность не ставилась в то время обществом под сомнение, сумел еще в ходе Общенациональной конференции извиниться перед нацией за проводимую им ранее политику, а в 1996 году заявил о своем стремлении к национальному единству, "демократическому обновлению и созданию правового государства с процветающей экономикой". Следствием этой метаморфозы было принятие обществом "нового" Кереку и поддержка его (во втором туре) даже многими политическими противниками. При этом нельзя забывать, что, во-первых, в 1996 году в выборах не принимали участия бенинцы, живущие за пределами страны (за годы "социалистической ориентации" численность бенинской диаспоры за рубежом возросла до 2 млн. человек), большинство которых, несомненно, поддержали бы Согло, а во-вторых, традиционное противостояние между лидерами трех исторически сложившихся и соперничающих регионов страны: севера, юго-востока (город Порто-Ново) и юга (город Котону). В этих условиях только в Кереку видели человека, способного противостоять регионализму и сепаратизму.

Интрига предстоящих выборов состоит, во-первых, в том, что на высший пост в государстве (как следствие псевдомногопартийности) претендуют более 15 кандидатов. Среди явных аутсайдеров есть весьма интересные политические фигуры, способные все вместе оттянуть на себя 10-12% электората, что почти наверняка предрешает проведение второго тура (через две недели после первого). Во-вторых, основная борьба разворачивается снова между теми же четырьмя лидерами, что утвердились на политической сцене страны в последнем десятилетии.

Наиболее вероятным претендентом на высший пост является нынешний президент Кереку, который располагает конституционным правом баллотироваться на второй срок. 68-летний профессиональный военный, он имеет большой опыт руководства Бенином, который обретен как в период авторитарного правления (1972-1989), так и в радикально иных условиях политического плюрализма (1996-2001). На стороне Кереку - административный ресурс, поддержка или по крайней мере нейтралитет армии, далеко не полностью исчерпанное доверие простых бенинцев, среди которых низка популярность его основного соперника Согло, с чьим именем связывают негативные социальные последствия структурных реформ 90-х годов. Кроме того, в победе Кереку немало заинтересованы и те коррупционеры, которые процветали в последние годы его правления.

Вместе с тем после парламентских выборов 1999 года Кереку уже не располагает большинством в Национальном собрании, налицо и известная "усталость" электората от слишком долгих лет пребывания у власти одного и того же лица, недовольство масс положением в социальной сфере. По мнению молодого поколения бенинской элиты, Кереку уже не годится на роль лидера эпохи глобализации. Он не обладает необходимыми познаниями в сфере экономики и финансов, чтобы ответить на вызовы времени (в этом плане его выручали несколько очень сильных министров-технократов на ключевых постах в правительстве).

С точки зрения большего соответствия вызовам XXI века предпочтительным кандидатом на пост главы государства, во всяком случае с точки зрения части интеллигенции, является бывший президент (1991-1996 гг.) Согло - лидер Партии возрождения Бенина, получившей после парламентских выборов 1999 года 27 из 83 мест в Национальном собрании и возглавляющей оппозиционное Кереку парламентское большинство. Как говорят, Согло учел многие из ошибок 1991-1996 гг., совершенных им.

Во многих странах Западной Африки, в том числе в ближайших к Бенину Нигерии и Нигере, у власти уже не те военные лидеры, которые были ярыми противниками Согло в середине 90-х годов. Принятое в начале февраля этого года решение, позволяющее участвовать в выборах бенинским гражданам, проживающим за рубежом, также усиливает шансы Согло на выход во второй тур, хотя очевидно, что в первом туре он соберет меньшее число голосов, чем Кереку.

Исход возможного второго тура выборов будет определяться позицией еще двух ярких претендентов на президентский пост - нынешнего председателя Национального собрания, лидера Партии демократического обновления Адриен Унгбеджи и лидера Социал-демократической партии Брюно Амуссу, занимавшего до последнего времени пост государственного министра, координирующего деятельность правительства. Оба они уже претендовали на пост главы государства в 1996 году, однако, получив в первом туре выборов значительно меньшее число голосов, нежели Кереку и Согло, предпочли поддержать нынешнего президента.

На этот раз ситуация складывается иначе. Председатель оппозиционного Кереку парламента Унгбеджи ныне сотрудничает с Согло. Позиции остальных кандидатов определятся, судя по всему, ко второму туру, и, следовательно, исход выборов пока нельзя считать предрешенным. Тем не менее опыт последнего десятилетия, ставшего серьезной школой для политического класса страны, способность ведущих бенинских лидеров к компромиссу позволяют надеяться, что в ходе предстоящих президентских выборов, как и ранее, будут соблюдены демократические процедуры передачи власти, сохранена политическая стабильность - важнейший залог дальнейшего экономического и социального развития Бенина.